Доступ к публичной информации в Черногории

редактировать

Доступ к публичной информациии свобода информации (FOI)относятся к праву доступа к информации, находящейся в публичном владении тела, также известные как «право знать». Доступ к общественной информации считается фундаментально важным для эффективного функционирования демократических систем, так как он усиливает подотчетность правительств и государственных чиновников, расширяет участие людей и позволяет их осознанное участие в общественной жизни. Фундаментальная предпосылка права на доступ к публичной информации заключается в том, что информация, которой владеют государственные учреждения, в принципе является публичной и может быть скрыта только на основании законных причин, которые должны быть подробно описаны в законе.

In Черногория, право на доступ к информации гарантируется Конституцией и регулируется законом. Черногория впервые приняла Закон о свободном доступе к информации в 2005 году; в 2013 г. вступил в силу новый закон, обеспечивающий более высокий стандарт защиты свободы информации, чем предыдущий правовой акт. Однако, несмотря на некоторые положительные сдвиги, достигнутые с принятием нового Закона, Черногория все еще имеет проблемы с его реализацией.

Недавно Черногория начала процесс реформирования действующего закона: проект предложения был сформулирован Управлением культуры Министерство в 2016 году после некоторого давления со стороны Европейского Союза с целью привести законодательство Черногории в соответствие со стандартами ЕС.

Содержание
  • 1 Правовая база
  • 2 Доступ к публичной информации на практике
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
Правовая основа

В статье 51 Конституции Черногории говорится, что каждый имеет право доступа к публичной информации, находящейся в распоряжении государственных органов и организаций, выполняющих публичные функции. Кроме того, Закон о свободном доступе к информации2013 г. устанавливает точную процедуру получения публичной информации. Закон дает любому физическому или юридическому лицу право доступа к информации, хранящейся в любой форме государственными и местными органами власти, публичными компаниями и другими организациями, которые выполняют публичные функции. У государственных органов есть 15 рабочих дней для принятия решения о раскрытии необходимой информации.

В новом законе был введен новый надзорный орган под названием Агентство по защите личных данных и свободного доступа к информации, которое занимается апелляционным процессом свободы информационных запросов. Еще одним положительным моментом в законе 2013 г. является введение штрафов для государственных органов, которые не выполняют свои обязанности в отношении доступа к информации.

Доступ к публичной информации на практике

Согласно отчету Европейской комиссии о ходе работы по Черногории за 2016 год, закон о доступе к общественной информации не имеет эффективного мониторинга и надзора. По данным газеты Vijesti, опыт журналистов и неправительственных организаций в стране показывает, что, несмотря на положения закона о свободе информации, на практике трудно получить информацию, имеющую общественное значение.

За последние годы доля запросов, отклоненных государственными органами в Черногории, увеличилась с 24% в 2014 году до 18% в 2015 году. Также бюджет Агентства по защите личных данных и доступу к информации на 2016 год был увеличен на 50%. Ограниченные возможности и ресурсы Агентства были проблемой для некоторых НПО, выступающих за доступ к информации.

В 2015 году из 4,434 запросов на доступ к информации запрошенная информация не была предоставлена ​​в 805 кейсов. В 2015 году Агентство по защите персональных данных и свободному доступу к информации получило в общей сложности 1,431 жалобу. Большинство дел получено соответствующим агентством: в этих случаях запрос остался без ответа.

Большинство запросов о свободе информации, около 70% поступают от НПО, среди которых НПО МАНС. Эти данные показывают низкий уровень осведомленности и осведомленности широкой общественности о праве на доступ к информации и его правовых положениях. В большинстве случаев заявители получают необходимую информацию с большими задержками, сверх сроков, установленных законом, и часто после подачи жалобы в Омбудсбам.

Другой проблемой, вызывающей озабоченность, является то, что решения суда по дела, касающиеся доступа к информации, не применяются эффективно. В отчете ЕК также указывается, что в некоторых случаях государственные органы Черногории, похоже, злоупотребляют возможностью объявления запрашиваемых документов конфиденциальными, чтобы избежать их разглашения. Действительно, согласно НПО MANS, закон включает ряд ненужных причин для исключений для ограничения раскрытия информации. Формулировка исключений, закрепленных в законе, кажется слишком расплывчатой ​​и слишком общей, что дает возможность государственным учреждениям интерпретировать ее таким образом, чтобы ограничить доступ к информации.

Другой причиной для беспокойства является высокий процент запросов, которые остаются без ответа.

Согласно Balkan Investigative Reporting Network (BIRN), проблемы в реализации права на доступ к публичной информации возникают, в частности, когда журналисты и НПО ищут информацию о приватизации или искать информацию, которая потенциально может раскрыть случаи коррупции или незаконной деятельности. По данным НПО MANS, соблюдение закона о доступе к публичной информации особенно проблематично, когда речь идет об обнародовании информации о предприятиях, большинство акций которых принадлежит государству.

В Отчете о ходе работы ЕК рекомендуется усилить применение закона, особенно в случаях, связанных с коррупцией.

См. также
Источники
Последняя правка сделана 2021-06-08 20:50:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте