Доступ к публичной информации в Грузии

редактировать

Доступ к публичной информациии свобода информации (FOI)относятся к праву доступа к информации, находящейся в распоряжении государственных органов, также известному как «право знать». Доступ к общественной информации считается фундаментально важным для эффективного функционирования демократических систем, так как он усиливает подотчетность правительств и государственных чиновников, расширяет участие людей и позволяет их осознанное участие в общественной жизни. Фундаментальная предпосылка права на доступ к публичной информации заключается в том, что информация, которой владеют государственные учреждения, в принципе является публичной и может быть скрыта только на основании законных причин, которые должны быть подробно описаны в законе.

Свобода информации (FOI) в Грузии регулируется главой 3 Общего административного кодекса Грузии, который действует с 1999 года. Несмотря на то, что правовая база, обеспечивающая свободу информации, содержит разумные положения, с учетом существующие международные стандарты и практики, а также существующие практики в Грузии, закон считается устаревшим. В 2013 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Антикоррупционная сеть отметила, что положения Грузии о свободе информации выиграют от всесторонний и широкий пересмотр.

В последние годы организации гражданского общества Грузии выступали за улучшение закона, и правительство взяло на себя обязательство разработать новый закон о свобода информации. Принятие нового закона о свободе информации является одним из обязательств правительства Грузии в рамках его годового плана действий по реализации Соглашения об ассоциации между ЕС и Грузией, подписанного в 2014.

Содержание
  • 1 Правовая база
  • 2 Доступ к информации на практике
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
Правовая база

Действующий закон гласит, что все общественные информация является открытой, за исключением случаев, установленных законом, и информация, на которую распространяется право на неприкосновенность частной жизни или коммерческую тайну. В Грузии любой имеет право запрашивать публичную информацию. Заявителям не нужно указывать причины своего запроса. Кандидат имеет возможность просмотреть оригинал необходимой информации или запросить копию. Запросы информации следует направлять в письменной форме, в том числе в электронном виде. Плата за предоставление публичной информации прямо запрещена законом, за исключением покрытия фактических затрат на изготовление копий.

Государственные учреждения обязаны предоставить запрошенную информацию немедленно или не позднее, чем в течение 10 рабочих дней с момента применение. Заявители должны быть немедленно уведомлены об отказе в раскрытии информации и должны получить в течение 3 дней с момента отказа письменное объяснение причины отказа и информацию о процедурах обжалования. В процедурах обжалования, направленных на оспаривание решения государственного учреждения об отказе, бремя доказывания лежит на государственных учреждениях.

Закон Грузии также устанавливает, что государственные органы должны проактивно публиковать информацию, которая необходимость направления запроса в соответствии с правилами, установленными вторичным законодательством, а именно поправкой, внесенной в Общий административный кодекс Грузии в 2012 году об активном раскрытии и электронном запросе публичной информации.

Государственные учреждения обязаны ежегодно отчитываться перед парламентом, президентом и премьер-министром о соблюдении ими закона о доступе к информации и предоставлять обновленные статистические данные и данные.

Одно из самых важных нововведений разработанного проекта гражданским обществом и экспертами - это создание офиса Уполномоченного по информации, нового учреждения, уполномоченного контролировать применение закона, выявлять случаи неправомерных действий и d принятие мер по защите права на публичную информацию. Это позволит устранить один из основных пробелов в существующем законодательстве, то есть отсутствие специально разработанного центрального органа, наделенного полномочиями контролировать соблюдение государственными учреждениями существующих правил. Еще один недостаток действующей нормативно-правовой базы касается отсутствия системы санкций в случае несоблюдения. Кроме того, исключения в отношении неразглашения информации неоднозначны и четко не определены в законе, который не распространяется на государственные предприятия.

Недостатки закона привели к неравномерному применению права на доступ к информации. на практике. В этом процессе судебная власть не оказалась эффективным средством борьбы с отказами некоторых государственных учреждений заставить их раскрыть требуемую информацию.

Доступ к информации на практике

Доступ Закон об информации плохо соблюдается в Грузии, и его применение остается проблемой. Местная неправительственная организация Институт развития свободы информации (IDFI) провела всесторонний анализ выполнения закона и соблюдения его государственными учреждениями, проведя серию крупномасштабных Испытания FOI в период 2010-2015 гг.

Исследование IDFI показывает, что за период мониторинга 24% запросов, поданных организацией, остались без ответа. Полный ответ был получен в 64% случаев, неполный - в 10%, а отказ предоставить необходимую информацию имел место в 2% случаев. Что касается годовой оценки, то общий уровень отклика был наихудшим в 2010-11 годах, тогда как он значительно улучшился в 2012-2013 годах - в результате парламентских выборов 2012 года - но снова начал ухудшаться в 2014 году. Предоставление запрошенной информации в сроки, установленные законом, значительно улучшилось: с 22% 2010 г. до 75% 2015 г. Оценка также выявила большие различия между государственными органами в отношении соблюдения ими закона: например, некоторые министры зафиксировали 100% ответов, другие дали исчерпывающий ответ менее чем в 50% случаев, в то время как самая низкая оценка была у Министерства экономики и устойчивого развития, получившего всего 10% в рейтинге.

См. также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-08 20:50:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте