Абу Талиб аль-Макки, Мухаммад ибн 'Али (ум. 386 / 996 г. н.э. в Багдаде ), был знатоком хадисов, шафиитским юристом и суфийским мистиком.
Он родился в персидской провинции Джиба в начале III / IX веков нашей эры. Аль-Макки вырос в Мекке, где получил образование по хадисам и Корану в традиционных кругах города. Абу Саид ибн аль-Араби (ум. 341 г. хиджры / 952-3 г. н.э.), ученик трезвого суфийского мистика, Джунайда из Багдада, был одним из первых учителей-традиционалистов Аль-Макки. Аль-Макки переехал в Басру в 341 г. хиджры и продолжил свое обучение вместе с различными суфиями, прежде чем искать постоянного убежища в Багдаде. Аль-Макки оставался ярым аскетом на протяжении всей своей жизни и был известен в Багдаде своим строгим режимом питания. С раннего возраста Макки устал от «личных суждений и рассуждений по аналогии» и предпочитал использовать слабые хадисы для поддержки своих интерпретаций священных текстов, когда сильные хадисы терпели неудачу. У него был сын, Умар ибн Мухаммад ибн Али (ум. 444/1053).
Самая влиятельная работа Аль-Макки, "Кут аль-кулуб фи му ' «амалат аль-махбуб ва васф тарик аль-мурид ила макам аль-таухид», или «Поддержание сердец», представляет собой систематическое исследование суфизма и «познания сердец». Это знание, известное как Марифа, доступно через внутренние и внешние дела преданности Богу. Аль-Макки использует свое глубокое знание хадисов и Корана, чтобы доказать, что Марифа - единственная истинная форма знания, доступная мусульманам. В «Поддержании сердец» он истолковывает высказывание Пророка «Поиск знаний - это долг» через пять столпов ислама как божественное утверждение, что науки о сердце имеют трансцендентную ценность. Он подробно описывает элементы полностью благочестивой жизни, основанной на науках сердца, и пренебрегает «знанием языков». Это относится к любой форме знания, которая может быть использована для социальной и экономической пользы. Сосредоточенная атака Аль-Макки на эту форму знания, вероятно, была вызвана карьеризмом религиозных деятелей, сопровождавшим распространение ислама. Отчасти из-за его чувства к «знанию языков» Аль-Макки сравнивают с первыми отреченными и Виновными. Эти суровые аскеты презирали столь же эгоистичных и новаторских последователей ислама. Аль-Газали использовал эту книгу в качестве источника для некоторых глав своего magnum opus ihya '' ulum al-din '(Возрождение исламских знаний).