Abraham Janssens I, Abraham Janssen Iили Abraham Янссенс ван Нуиссен(1575–1632) был фламандским художником, который известен в основном своими большими религиозными и мифологическими работами, в которых проявляется влияние Караваджо. Он был ведущим художником-историком во Фландрии до возвращения Рубенса из Италии.
Авраам Янссенс родился в Антверпене в семье Яна Янссенса и Рулофкена ван Хайсена или Нюссена. Есть некоторая неопределенность относительно года его рождения. Ранее считалось, что он родился в 1567 году, но теперь более широко считается, что его дата рождения была 1575.
РаспятиеЯнссенс учился у Яна Снеллинка и был зарегистрирован в качестве ученика в местной гильдии святого Луки в 1585 году. Он путешествовал по Италии, где проживал в основном в Риме между 1597 и 1602 годами. Вернувшись на родину, он стал мастером в гильдии Антверпена в Год гильдии 1601-1602.
1 мая 1602 г. он женился на Саре Гёткинт (умерла в Антверпене 7 апреля 1644 г.), от которой у него было 8 детей, пятеро из которых были живы на момент ее смерти: Мария Анна (позднее жена Яна Брейгеля Младшего ), Сара, Катарина, Лукреция и Авраам II.
В 1607 году он стал деканом Антверпенской гильдии Святого Луки. Это также время, когда он получил свои первые крупные заказы, которые положили начало самому важному периоду его карьеры. До возвращения Рубенса в Антверпен в 1608 году Янссенс считался, пожалуй, лучшим художником-историком своего времени. После того, как Рубенс стал доминирующей силой в создании больших алтарей на рынке Антверпена, Янссенсу пришлось искать заказы на крупные монументальные произведения у местных покровителей.
Янссенс присоединился в 1610 году к Собранию католиков, обществу Антверпена гуманистов и художников, побывавших в Риме. Разнообразие и высокие должности, занимаемые членами Конфрири, предоставили ему хорошую возможность встретиться с потенциальными покровителями.
ЛашивияЯнсенс умерла в Антверпене. Среди его учеников были его сын Авраам Янссенс II, Джованни ди Филиппо дель Кампо, Микеле Десублео, Николя Ренье, Жерар Сегерс, Теодор Ромбоутс и Стивен Уилс.
Янссенс писал религиозные, мифологические и аллегорические сцены, а иногда и портреты. Он также рисовал жанровые сцены, представляющие пять чувств или семь смертных грехов.
Янссенс поставил подпись «Янссенс ван Нуиссен» на несколько своих картин. Считается, что «ван Нуиссен» было фамилией его матери и что Янссенс добавил ее в свою подпись, чтобы отличить себя от своих однофамильцев, поскольку фамилия Янссенс была очень распространена во Фландрии 17-го века.
трудно определить хронологию творчества Янссенса, поскольку он датировал или задокументировал лишь несколько своих работ.
Его самые ранние произведения относятся к концу 16 века Маньеризм и характеризуются искусственным дизайном и палитрой, состоящей из рассеянных цветов. Примером может служить его самая ранняя датированная картина «Диана и Каллисто» 1601 года (Музей изящных искусств, Будапешт ), которая демонстрирует, что в то время итальянская живопись оказывала на него меньшее влияние, чем поздняя живопись. Стиль маньеризма, который в то время развивался в Утрехте и Харлеме, черпал вдохновение в творчестве фламандского художника Бартоломеуса Шпрангера. Однако работа Дианы и Каллисто основывается на итальянской скульптуре как античности, так и эпохи Возрождения, как и его более поздние работы.
Богородица с младенцем и младенцем Иоанном КрестителемПосле его возвращения в Антверпен в 1602 году Работа Янссенса показала сильную зависимость от Рафаэля. Это ясно видно в композиции Mount Olympus (Alte Pinakothek, Munich ), которая показывает сочетание исследований Янссенса античности и Микеланджело во время его пребывания в Италии и с помощью гравюр, которые он мог просматривать в Антверпене.
С 1606 года в его стиле стало проявляться влияние Караваджо. Считается, что это было ответом на новые тенденции в антверпенской школе живописи примерно того времени. Он писал в этом стиле около пяти-шести лет.
Сомневающийся ТомасЕго композиция «Скальдис и Антверпия» (также называемая «Аллегория Шельды») 1609 года (Королевский музей изящных искусств Антверпена ) - ключевая работа периода Караваджа Янссенса. Он был заказан городским судьей Антверпена для украшения дымохода в зале заседаний мэрии , где подписано Двенадцатилетнее перемирие между Испанией и Голландской республикой был подписан 9 апреля 1609 года. Рубенс также получил комиссию по тому же случаю. Была надежда, что перемирие принесет новое процветание и торговлю в Антверпен, для которого город традиционно полагался на реку Шельда. Таким образом, предметом работы являются Скальдис (река Шельда) и Антверпия (город Антверпен). Эта работа была создана, когда художественные способности Янссенса достигли пика. Фигура Скальдиса вдохновлена статуей Тибра на Капитолийском холме, а сама композиция напоминает «Сотворение Адама» Микеланджело. Эта работа показывает, как стиль Янссенса превратился в классическую академическую красоту, гармоничную по форме и с непрерывной палитрой. Влияние Караваджо проявляется в использовании сильных контрастов света и тени (светотени ) для создания выразительной силы, в то время как влияние школы Болоньи можно найти в его поисках благородного классицизма. Предпочтение Янссенса скульптурной форме ухудшает драматизм работы, поскольку фигуры представлены в застывших позах и выражениях.
Другие работы, относящиеся к этому явно караваджскому периоду, - это Аллегория бремени времени (Королевские музеи изящных искусств Бельгии, 1609), Мир и изобилие (Художественная галерея Вулверхэмптона, 1614), который также был заказан для зала заседаний мэрии Антверпена, и Мертвый Христос в гробнице с двумя ангелами (Метрополитен-музей, ок. 1610). Последняя картина, вероятно, была заказана как запрестольный образ. Эта композиция в стиле Караваджа предшествует сопоставимым голландским произведениям, таким как Римская благотворительность Дирка ван Бабурена, на десять лет.
Более поздние работы Янссенса считаются менее убедительными. После 1612 года его стиль живописи, как и стиль других его коллег в Антверпене, находился под сильным влиянием свободного стиля живописной техники Рубенса. Картины Янссенса с поясными фигурами все еще считались новаторскими и влиятельными, в то время как его религиозные картины также пользовались успехом. Хорошим примером последнего является Распятие (Musée des beaux-arts de Valenciennes, ок. 1620), в котором фигуры выглядят раскрашенными как скульптуры и приобретают культовую вневременность.