Абель-Франсуа Пуассон де Вандиер | |
---|---|
Маркиз де Мариньи. Портрет Александра Рослина, 1764. Версальский дворец. | |
Генеральный директор, Bâtiments du Roi | |
В офисе. 1751–1773 | |
Предшественник | Шарль Франсуа Поль Ле Норман де Турнем |
Преемник | Жозеф Мари Террей |
Личные данные | |
Родился | 1727. Париж |
Умер | (1781-05-12) 12 мая 1781. Париж |
Абель-Франсуа Пуассон де Вандиер, маркиз де Мариньии маркиз де Менар(1727 - 12 мая 1781 г.), которого часто называют просто маркиз де Мариньи, был французским дворянином, который занимал пост генерального директора King's Buildings. Он был братом влиятельной любовницы короля Людовика XV мадам де Помпадур.
Неблагородный по происхождению, Абель-Франсуа Пуассон де Вандиер вырос в семье парижских финансистов. Когда его старшая сестра Жанна-Антуанетта Пуассон стала в 1745 году официальной любовницей Людовика XV и получила титул «маркиза де Помпадур», она заставила его последовать за ней ко двору, где молодой человек привлек благосклонность короля. Когда Филибер Орри ушел в отставку, король распорядился, чтобы Абель-Франсуа Пуассон де Вандиер, которому тогда было 18 лет, унаследовал руководство Bâtiments du Roi ("генеральное направление Bâtiments, Arts, Jardins et Manufactures »), а Шарль Франсуа Поль Ле Норман де Турнехем, который, как полагают, был биологическим отцом маркизы де Помпадур, был назван непосредственным преемником Орри.
Шарлю Антуану Куапелю, первому живописцу короля, было поручено обучать и воспитывать молодого Абеля-Франсуа Пуассона де Вандиера. С помощью Койпеля Пуассон де Вандиер выбрал картины из королевской коллекции для выставки в Люксембургском дворце, создав таким образом первый музей во Франции.
С декабря 1749 по сентябрь 1751 года он провел двадцать пять месяцев в Италии, сначала остановившись в Академии Франции в Риме, а затем путешествуя (так называемый Grand Tour ") по стране с гравером Шарлем Николя Кочином, архитектором Жаком-Жерменом Суффло и аббатом Лебланом. Эта поездка будет иметь важные последствия для развития искусства и художественного вкуса во Франции.
После смерти Ле Норман де Турнехем в 1751 году Пуассон де Вандиер был отозван из Италии и принял на себя функции «генерального директора королевской семьи» ( генеральный директор King's Buildings). Он сохранял эту должность до своего выхода на пенсию в 1773 году, тем самым установив рекорд по самой продолжительной административной службе в 18 веке во Франции.
Раздражительный, хвастливый, легко рассерженный, неуверенный в своем скромном происхождении, Мариньи, тем не менее, был умным и энергичным администратором, озабоченным важностью своей работы. Он поощрял историческую живопись, а в архитектуре - возврат к классическим источникам, что стало французским неоклассицизмом. Он спонсировал архитектора Суффло, которого выбрал для строительства нового Église Sainte-Geneviève (сегодня «Пантеон»), крупного произведения в неоклассическом стиле. Он руководил строительством нового французского Театра (сегодня Театр де л'Одеон ) Шарлю де Вайи и Мари-Жозеф Пейр. Он руководил строительством площади Людовика XV (сегодня Площадь Согласия ), озеленением садов Елисейских полей и руководил строительством Военной школы.. Он дал многочисленные поручения Франсуа Буше, Шарлю-Амедее-Филиппу ван Лоо и назначил Шарля-Жозефа Натуара директором Академии Франции в Риме.
Унаследовав от своего отца в 1754 году замок Мариньи-ан-Орсуа, около Шато-Тьерри, он в том же году стал маркиз де Мариньи. В 1767 году он женился на Жюли Мари Франсуаз Филлёль (1751-1822), внебрачной дочери Людовика XV и Ирен дю Бюиссон де Лонгпре.
Маркиз де Мариньи собрал важную коллекцию произведений искусства в своих различных резиденциях.
Хотя он сильно страдал от подагры, маркиз де Мариньи неожиданно скончался в 1781 году в Париже, не оставив завещания.