Абдаллах ибн аль-Мутазз عبد الله بن المعتز | |||||
---|---|---|---|---|---|
Губернатор из Arminiyah | |||||
В офисе | 866–867 | ||||
Предшественник | Аль-Аббас ибн аль-Мустаин (863–865) | ||||
Преемник | Абу'л-Садж Девдад | ||||
Родился | 861 Самарра, Аббасидский халифат | ||||
Умер | 17 декабря 908 г. Багдад, Аббасидский халифат | ||||
Захоронение | Ирак | ||||
Родственники | Аль-Мунтасир (дядя) Аль-Мутамид (дядя) Аль-Муваффак (дядя) Аль-Мутадид (двоюродный брат) | ||||
| |||||
Династия | Аббасид | ||||
Отец | Аль-Му'таз | ||||
Мать | Фатима Хатун бинт аль-Фатх ибн Хакан | ||||
Религия | Суннитский ислам | ||||
Занятие |
Абдаллах ибн аль-Мутазз ( арабский : عبد الله بن المعتز, романизированный : ʿАбд Аллах ибн аль-Мухтаз ; 861-17 декабря 908) был сыном халифа аль-Мутаза и политическим деятелем, но лучше известен как ведущий арабский поэт и автор « Китаб аль-Бади», раннего исследования арабских форм поэзии. Это считается одним из самых ранних произведений арабской теории литературы и литературной критики.
Убежденный, чтобы взять на себя роль халифа из династии Аббасидов после преждевременной смерти Аль-Муктафи Биллах, ему удалось в управлении за один день и одну ночь, прежде чем он был вынужден скрываться, нашел, а затем задушили в дворцовых интриг, что привел на престол тринадцатилетнего аль-Муктадира
Ибн аль-Мутаз родился в Самарре как принц императорского дома и праправнук Харуна ар-Рашида. Его детство было трагическим в византийских интригах халифата Аббасидов. Его дед, халиф аль-Мутаваккиль, был убит, когда Ибн аль-Му'таззу было всего шесть недель. Эти события положили начало девятилетней Анархии в Самарре. Отец Абдаллы ибн аль-Му'таза, 13-й халиф халифата Аббасидов аль-Му'таз, пришел к власти в 866 году, но в 869 году также был убит. Мальчику удалось избежать чистки дворца, когда он бежал в Мекку вместе со своей бабушкой Кабихой.
Вернувшись в Багдад вскоре после этого, он дистанцировался от политики и жил гедонистической жизнью молодого принца. Именно в это время он написал свои стихи, посвященные удовольствиям, с которыми он был так хорошо знаком.
После правления с 5 апреля 902 г. по 13 августа 908 г. умер 17-й халиф, двоюродный брат Абдаллы ибн аль-Мутаза Аль-Муктафи. Визирь аль-Аббас ибн аль-Хасан аль-Jarjara'i хотел установить Аль-Муктафи Билл в тринадцати-летний брат Аль-Муктадир Биллаха на престоле, явно намереваясь быть силой позади сам троном. Несмотря на свое сопротивление, Ибн аль-Му'таз был убежден оппозицией принять вместо этого халифат в надежде, что он положит конец интригам, которые преследовали династию на протяжении десятилетий. Он был коронован 17 декабря 908 года, но в тот же день был свергнут. Он сбежал из дворца в Багдаде и спрятался с другом, но 29 декабря был найден и задушен. Почти пророчески он однажды написал как поэт:
Прекрасная ночь, но такая короткая, что я оживил ее, а потом задушил.
И другой:
خل الذنوب صغيرها وكبيرها ذاك التقى. واصنع كماشٍ فوق أرض الشوك يحذر ما يرى. . لا تحقرن صغيرة إن الجبال من الحصى | Отказаться от грехов, больших и малых - это благочестие. И будь как тот, кто идет тернистой дорогой, он остерегается того, что видит. Не умаляйте малых грехов; действительно горы сделаны из гальки |
Соответственно, Абдаллаха ибн аль-Му'таза сменил молодой аль-Муктадир, который считается 18-м халифом халифата Аббасидов.
« Китаб аль-Бади» Аль-Му'таза, сочиненный в 274 году, когда ему было 27 лет, заложил основу для будущих исследований поэзии арабскими учеными. Его название может быть переведено как «книга нового стиля», а «берет свое название из-за своей полемической цели, а именно показать, что стиль поэтов, названных« модерн »( muḥdathūn), таких как Башшар б. Бурд (ум. 167 или 168 / 784-5), Муслим р. аль-Валид (ум. 208/823) или Абу Нувас (ум. между 198/813 и 200/815 гг.) не так уж и «нов», и что ни одна из его черт не была предусмотрена в Коране, традиции Мухаммад и его товарищи, и старые стихи ».
По оценке Чарльза Гревилла Тьюти,
Ибн Аль-Му'таз - стихийный поэт, по нраву близкий Абу Нувасу. Свободный в выборе предмета, он известен новизной подхода в работе с темами. Однако то, что делает его принципиально новым, лежит на другом плане и не сразу бросается в глаза: увлеченные его смелыми и чувственными образами, мы удовлетворены тем, что это так, пока, сделав паузу, мы внезапно не заглянем в перспективу за его пределами.
Есть два основных издание Аль-Мутазз Биллов в DIWAN: Мухаммад Бади Sarif (ред.), DIWAN aš'ār аль-Amir ABI л-Аббас 'Абдаллах б. Мухаммад Аль-Мутазз Биллах, D ahā'ir аль-Араб (Каир: DAR аль-Маариф, 1977-78) и YUNUS Ахмад ас-Sāmarrā'ī (ред.), Ši'r Ибн ал-Му» тазз: Qism 1: ad-Dīwān '; Qism 2: ад-Дираса, две части в четырех томах (Багдад: Wizārat al-I'lām, al-umhūrīya al-'Irāqīa [Министерство информации Ирака], 1978). Из двух последний более надежен, но иногда дает лучшие показания.
Другое издание - ديوان ابن المعتز [Диван ибн аль-Мутазз], изд. автор: عبد الله بن المعتز ( دار صادر [Дар Садер] [nd]).