Мар Абба Великий | |
---|---|
Мар Авва Великий, Патриарх Селевкия-Ктесифон | |
Католикос-Патриарх | |
Родился | , Асорестан, Сасанидский Иран |
Умер | 552. Адурбадаган, Сасанидский Иран |
Почитаются в | Ассирийской церкви Востока. Древней церкви Востока. Халдейской католической церкви. Римско-католической церкви. Сиро-Малабарской католической церкви |
Главной святыне | Семинария Мар Аббы Великого Эль-Кахон, Калифорния, США |
Праздник | 28 февраля |
Аба I(или, с его сирийским почетный, Мар Аба I) или Мар Абба Великийбыл Патриархом Церкви Востока в Селевкии-Ктесифоне с 540 г. по 552. Он представил церкви анафоры Феодора Мопсуэстийского и Нестория наряду с более древним литургическим обрядом Аддай и Мари. Хотя его пребывание в качестве католикоса видел, что христиане в регионе находились под угрозой во время персидско-римских войн и попыток как сасанидских персидских, так и византийских правителей вмешаться в управление церковью, его правление осталось считался периодом консолидации, и собор, который он провел в 544 году, (несмотря на исключение Мервской епархии) сыграл важную роль в объединении и укреплении церкви. Считается, что он написал и перевел ряд религиозных произведений. После его смерти в феврале 552 г. верующие перенесли его гроб из его простого дома через Тигр в монастырь Мар-Пифион.
Аба - высоко ценимый и почитаемый святой в Ассирийской церкви Востока, Древней церкви Востока и Халдейской католической церкви.. Его праздник отмечается как в седьмую пятницу после Крещения, так и 28 февраля. Он задокументирован в Ausgewählte Akten Persischer Märtyrer и The Малые восточные церкви, две биографии восточных святых. Первая семинария халдейской католической церкви за пределами Ирака была основана в июле 2008 года в Эль-Кахон, Сан-Диего, как семинария Мар Аббы Великого.
Родился в зороастрийской семье семья персидского происхождения из Хала, Месопотамии. Мар Аба был секретарем губернатора провинции Бет Гармаи, прежде чем он обратился в христианство. Он крестился в Ширта и учился в школе Нисибиса. Затем он отправился в Эдессу в Римской империи, где выучил греческий у Томаса, который стал его попутчиком. Он много путешествовал по Римской империи, посетив Святую Землю, Константинополь и Египет. Он был в Константинополе где-то между 525 и 533 годами. Поскольку он одобрял библейское толкование и комментарии Теодора Мопсуестийского, византийский император Юстиниан I пытался встретиться с ним, чтобы убедить его осудить учение Феодора. Юстиниан готовился предать анафеме Теодора и его произведения. В Александрии одним из его учеников был купец и писатель, известный как «Косма Индикоплевст ». В своей «Христианской топографии», написанной между 548 и 550 годами, Косма считает, что Аба научил его всему, что он знает. Он говорит, что по-гречески Аба звали Патрикиос.
Вернувшись в Персию, Аба стал мпашканой или учителем библейской экзегезы в Школе Нисибиса. Одним из его учеников был Кир Эдесский. Позже он преподавал в Селевкии-Ктесифоне, школе, которую он, как говорят, основал. Высоко оцененный как ученый, ему приписывают перевод (или надзор за переводом) ключевых текстов, в том числе работ Теодора и Нестория, с греческого на сирийский. Переводчик «Книги Гераклида» Нестория посвятил свой труд Абе. Аба также известен как автор оригинальных работ, включая библейские комментарии, проповеди и синодальные письма. Сегодня они сохранились только в цитатах из других работ, особенно из Исодада из Мерва. Замечание в Хрониках Сирта может свидетельствовать о том, что Аба сделал перевод Ветхого Завета на сирийский язык, но других свидетельств этому нет.
Пребывание Абы в качестве католикоса последовало за 15-летним периодом раскола внутри церкви, во время которого отдаленные районы избирали своих соперничающих епископов. Аба смог разрешить этот раскол, посетив спорные районы и заключив соглашения о воссоединении церкви. В 544 г. он созвал синод для ратификации этих соглашений; Синод согласился с тем, что митрополиты этих регионов под престолом Селевкии-Ктесифона в будущем будут избирать католикосов на официальных собраниях. Однако это соглашение было существенно нарушено в последующие годы, не в последнюю очередь, когда персидский правитель Хосров I повлиял на избрание Иосифа, преемника Абы, католикосом.
Действия синода также задокументированы. «ортодоксия веры», написанная самим Абой. Некоторые из его предписаний указывают на сугубо персидский характер церкви на Востоке, в том числе свод брачных правил, запрещающих союзы между близкими родственниками, явно сформулированный в сознательном ответе на зороастрийские обычаи.
В 549 году Аба основал епархию. для гуннов-эфталитов.
Напряженность между Персидской и Византийской империями резко возросла при жизни Мар Аба и после начала Лазической войны в 541 г. гонения на христиан в Персии стали более распространенными. Зороастрийцы, враждебно относящиеся к Абе как к отступнику, вынудили Хосрова действовать против него, и в качестве наказания за прозелитизм среди зороастрийцев Аба был помещен под домашний арест и в конечном итоге сослан в Адурбадаган. (Азербайджан). Ему было разрешено вернуться на престол через семь лет и он продолжал оставаться католикосом до 552 года, когда он умер - по некоторым сведениям, в результате пыток и разоблачения, причиненных ему во время заключения.
Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Herbermann, Charles, ed. (1913). «Сирийский язык и литература ». Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Предшественник. Пол. (539) | Католикус-Патриарх Востока . 540–552 | Преемник. Джозеф. (552–567) |