Философское исследование происхождения наших представлений о возвышенном и прекрасном. | |
Автор | Эдмунд Берк |
---|---|
Первоначальное название | Философское исследование происхождения наших представлений о возвышенном и прекрасном |
Страна | Великобритания |
Дата публикации | 1757 |
Текст | О возвышенном и прекрасном в Wikisource |
Философское исследование происхождения наших идей возвышенного и прекрасного- это издание 1757 года. eatise on эстетика, написанная Эдмундом Бёрком. Это было первое полное философское изложение разделения прекрасного и возвышенного на их собственные рациональные категории. Он привлек внимание выдающихся мыслителей, таких как Дени Дидро и Иммануил Кант.
Согласно Бёрку, Beautiful - это то, что хорошо сформировано и эстетично, тогда как Sublime - это то, что имеет сила принуждать и уничтожать нас. Предпочтение Возвышенному перед Прекрасным было обозначением перехода от неоклассической к романтической эпохе.
Истоки наших представлений о прекрасном и возвышенном, по Бёрку, можно понять с помощью их причинных структур. Согласно аристотелевской физике и метафизике, причинно-следственные связи можно разделить на формальные, материальные, действенные и конечные причины. Формальная причина красоты - страсть любви; материальная причина касается аспектов определенных объектов, таких как малость, гладкость, нежность и т. д.; действенная причина - успокоение наших нервов; конечная причина - Божье провидение. Что наиболее необычно и оригинально для взглядов Берка на красоту, так это то, что ее нельзя понять с помощью традиционных основ красоты: пропорции, фитнеса или совершенства. Возвышенное также имеет причинную структуру, непохожую на красоту. Таким образом, его формальная причина - страсть страха (особенно страх смерти); материальная причина в равной степени является аспектами определенных объектов, таких как необъятность, бесконечность, великолепие и т.д.; его действенная причина - напряжение наших нервов; конечной причиной является то, что Бог создал сатану и боролся с ним, как это выражено в великом эпосе Джона Мильтона Потерянный рай.
Иммануил Кант критиковал Берка за непонимание причины умственных эффектов, возникающих в переживании прекрасного или возвышенного. Согласно Канту, Берк просто собирал данные, чтобы какой-нибудь мыслитель будущего мог их объяснить.
Wikisource содержит исходный текст, связанный с этой статьей: On the Sublime and Beautiful |