AMX-13 | |
---|---|
Израильский AMX-13 на выставке «Яд Ла-Ширион» музей брони | |
Тип | Легкий танк |
Место происхождения | Франция |
История обслуживания | |
Войны | Суэцкий кризис Алжирская война Песчаная война Ливан 1958 г. кризис Вьетнамская война Гражданская война в Камбодже Гражданская война в Доминиканской Республике Индо-пакистанская война 1965 года Шестидневная война Война в Западной Сахаре Гражданская война в Ливане Гватемала Гражданская война |
История производства | |
Дизайнер | Atelier de Construction d'Issy-les-Moulineaux |
Дизайн | 1946 |
Производитель | Atelier de Строительство Roanne |
Произведено | 1952–1987 |
№Построено | 7,700 (Всего) 3,400 (Экспортировано) 4,300 (Используется во французских вооруженных силах) ) |
Технические характеристики | |
Масса | 13,7 т (30 000 фунтов) пустой 14,5 т (32 000 фунтов) в боевых условиях |
Длина | 6,36 м (20 футов 10 дюймов) с пушкой 4,88 м (16 футов 0 дюймов) Корпус |
Ширина | 2,51 м (8 футов 3 дюйма) |
Высота | 2,35 м (7 футов 9 дюймов) |
Экипаж | 3 (командир, наводчик и водитель) |
Броня | 10–40 мм (0,39–1,57 дюйма) ) |
Основное вооружение | 75-мм танковая пушка SA 50 (или 90 мм или 105 мм ) с 32 снарядами |
Вторичное вооружение | 1 × 7,5 мм (или 7,62-мм) спаренный пулемет с 3600 патронами 1 × 7,62-мм зенитный пулемет (опция) 2 × 2 дымовых гранатомета |
Двигатель | SOFAM Model 8Gxb 8-цилиндровый водяной -охлаждаемый бензиновый двигатель 250 л.с. (190 кВт) |
Мощность / масса | 17 л.с. / тонна |
Подвеска | Торсионная подвеска |
Эксплуатация дальность | 400 км (250 миль) |
Максимальная скорость | 60 км / ч (37 миль / ч) |
AMX-13- французский легкий танк производился с 1952 по 1987 год. Он служил во французской армии, как Char 13t-75 Modèle 51, и экспортировался более чем в 25 других стран. Названный в честь своего первоначального веса в 13 тонн и отличающийся прочным и надежным шасси, он был оснащен качающейся башней производства GIAT Industries (ныне Nexter ) с магазинами револьверного типа, которые также использовались на австрийском SK-105 Kürassier. Включая прототипы и экспортные версии, существует более сотни вариантов, включая самоходные орудия, зенитные системы, БТР и ПТУР <167.>версии.
Танк был разработан в Atelier de Construction d ' Исси-ле-Мулино (AMX) в 1946 году, чтобы удовлетворить потребность в переносном летательном аппарате для поддержки парашютистов. Первый прототип работал с 1948 года. Компактное шасси имело торсионную подвеску с пятью опорными колесами и двумя возвратными роликами; двигатель движется по длине танка с правой стороны, а водитель - слева. Он имеет необычную двухэлементную качающуюся башню FL-10 , где пушка крепится к башне, а вся верхняя башня меняет высоту. Башня установлена в корме машины и вмещает командира и наводчика. Первоначальное 75-мм орудие было заряжено системой автоматического заряжания, питавшейся двумя шестизарядными магазинами, расположенными по обе стороны от автомата заряжания в суете башни. Наличие 12 патронов в барабанных магазинах означало, что экипаж мог быстро поражать цели; однако, как только эти снаряды были израсходованы, машине пришлось отступить, чтобы укрыться, и экипажу пришлось перезаряжать снаряды снаружи машины.
Производство началось в ARE (Atelier de Construction Roanne) в 1952 году, первые резервуары были доставлены в следующем году. В 1964 году производство было переведено в Крезо-Луар в Шалон-сюр-Сон, поскольку ARE перешла на производство AMX-30 ОБТ и количество произведенных значительно снизилось.
После 1966 года на вооружении Франции AMX-13 были оснащены 90-мм пушкой среднего давления F3, стреляющей более эффективными осколочно-фугасными противотанковыми (HEAT) боеприпасами; этот вариант получил обозначение AMX-13/90. F3 был похож на пушку низкого давления DEFA D921 / F1, разработанную для Panhard AML-90, и даже использовал те же боеприпасы, но обладал значительно более высокой начальной скоростью пули. К концу 1960-х годов экспортная модель AMX-13 была также доступна с еще более крупной 105-мм пушкой в башне FL-12.
Хотя было много вариантов башни, базовое шасси практически не изменилось. до 1985 года, когда были внесены изменения, включая новый дизельный двигатель, полностью автоматическую коробку передач и новую гидропневматическую подвеску. Производство остановлено с выпуском AMX-13 Model 1987. Послепродажная поддержка и обновления по-прежнему предлагаются через GIAT Industries(теперь Nexter).
Танк AMX-13 был снят с вооружения французской армии в 1980-х годах. Современные французские бронемашины с аналогичной ролью - это ERC 90 Sagaie и AMX 10 RC.
Во время Суэцкого кризиса 1956 года французская армия использовала две части танков AMX-13 2-го иностранного кавалерийского полка в Порт-Фуаде. AMX-13 также участвовали в ограниченных действиях во время войны в Алжире, в основном из-за пересеченной местности на большей части территории Алжира и большей части боев с антиколониальными партизанами, проходившими в труднопроходимой сельской местности. Франция также выставила на вооружение несколько AMX-13, оснащенных башнями для легких танков US Chaffee, в ходе боевых действий в Алжире.
Списанные израильские AMX-13 на выставке в Танковом музее Яд Ла-Ширион в Латруне.AMX-13 использовались как лоялистами, так и повстанцами во время Доминиканская гражданская война 1965 года. Два AMX-13, использовавшиеся силами повстанцев, были уничтожены M50 Ontos из Корпуса морской пехоты США во время последующей американской интервенции в Доминиканской Республике.
AMX 13 был первым современным танком Израиля и был куплен в то время, когда Франция была единственной страной, готовой открыто продавать оружие Израилю. К 1956 году Израиль получил 180 легких танков AMX-13 в рамках соглашения об усилении израильских вооруженных сил и поддержании баланса в пользу Израиля после египетско-чехословацкого соглашения о вооружениях. Помимо закупки целых AMX-13, Израиль также закупил некоторое количество 75-мм пушек для этих легких танков для установки (модернизации) на другие танки, находящиеся в их арсенале, такие как американский M4 Sherman. Из-за нехватки танков ЦАХАЛ использовал их в качестве основных боевых танков и сформировал из них танковый батальон 7-й бронетанковой бригады. Разведывательные подразделения ЦАХАЛ не использовали AMX 13.
К 1967 году Израиль приобрел около 400 AMX-13 и сформировал три батальона AMX-13, каждый из которых активно сражался на всех фронтах во время Шестидневной войны. Первый батальон двинулся на юг в район Западного берега через Талузи и Тубас и занял Наблус (против Иордании). Второй, напав на Египет, захватил опорные пункты, защищающие сектор Газа и прибрежную дорогу на севере Синайского полуострова. Третий, наконец, атаковал Голанские высоты на юго-западе Сирии.
ЦАХАЛ осознал, что танк AMX-13 был слишком легкобронированным и имел слабое основное орудие. Во время Шестидневной войны в таких местах, как перекресток Рафах и перевал Джиради, были большие потери, многие из которых были уничтожены более тяжелой советской бронетехникой арабской армии, такой как ОБТ Т-55 и тяжелые танки ИС-3. Впоследствии Израиль постепенно отказался от всех своих AMX-13 после Шестидневной войны, и большинство из них было продано недавно созданной сингапурской армии в период с 1968 по 1969 год.
Во время индо-пакской войны 1965 года Индия развернула танки AMX-13 в районе Чумб и использовалась в битве при Асал-Уттар.
Ливанский AMX- 13s прошли обширную службу во время гражданской войны в Ливане в руках ливанской армии и различных вооруженных групп в Бейруте и за его пределами в период с 1975 по 1990 год, после краха в структуре Ливанских вооруженных сил (ЛВС) в январе 1976 года, а затем снова в феврале 1984 года после Горной войны. В течение этого периода большая часть AMX-13 регулярной армии попала в руки конкурирующих ополченцев христианско-правого Ливанского фронта и левого мусульманского Ливанского национального движения (ЛНД) или была захвачена. путём диссидентов мятежных фракций ливанской армии. Позже Франция поставила дополнительные AMX-13 регулярной ливанской армии в период с 1978 по 1981 год. Захваченные AMX-13 использовались Ливанской арабской армией (LAA), Армией Свободного Ливана (AFL ), Регуляторные силы Катаэба (KRF), Tigers Militia, Ливанские силы (LF), Армия Южного Ливана (SLA), Движение Амаль и Народно-освободительная армия (НОАК). Почти все AMX-13 в конечном итоге были возвращены демобилизованными ополченцами ливанской армии в период с 1990 по 1993 год.
В июле 2018 года шесть из этих выведенных AMX-13 и различные другие военные машины бывшей ливанской армии были брошены в море у побережья Сидона на юге Ливана и использовалось как часть искусственного рифа.
Марокко использовало несколько AMX-13 в Песчаной войне 1963 года. Позже они были вовлечены в конфликт в Западной Сахаре. Во время той войны они были дополнены аналогичным австрийским лёгким танком SK-105 Kürassier.
AMX-13 был основой семейства APC, начиная с AMX-VTT и заканчивая AMX-VCI. Само шасси БТР послужило основой для ряда вариантов.
Этот раздел посвящен операторам легкого танка AMX-13и его инженерные и восстановительные варианты. Для получения информации об операторах производной APC см. AMX-VCI. Сведения об операторах самоходной гаубицы см. Mk F3 155mm.
На Викискладе есть материалы, связанные с Танки AMX-13 . |