AIM-9 Sidewinder

редактировать
Тип ракеты воздух-воздух малой дальности
AIM-9 Sidewinder
AIM-9L
ТипРакета класса "воздух-воздух" малой дальности
Место происхожденияСША
История обслуживания
На вооружении1956– настоящее
История производства
ПроизводительRaytheon Company
Ford Aerospace
Loral Corp.
Стоимость единицы381 069,74 доллара США (AIM-9X All Up Round Block II FY 2019 )
209 492,75 долларов США (AIM-9X Captive Air Training Missile Block II FY 2019)
399 500,00 долларов США (AIM-9X All Up Round Block II Plus FY 2019)
Произведенос 1953 г. по настоящее время
Технические характеристики
Масса188 фунтов (85,3 кг)
Длина9 футов 11 дюймов (3,02 м)
Диаметр5 дюймов (127,0 мм)
Боевая частьWDU-17 / B кольцевой взрывной осколок
Масса боевой части20,8 фунта (9,4 кг)
Детонация
механизм
IR бесконтактный взрыватель

ДвигательHercules / Bermite Mk. 36 Твердотопливная ракета
Размах крыла11 дюймов (279,4 мм)
Рабочий диапазон
от 0,6 до 22 миль (от 1,0 до 35,4 km )
Максимальная скоростьМах 2,5+
Система наведения
Инфракрасное самонаведение (большинство моделей)
полуактивное радиолокационное самонаведение (AIM- 9C)
Запуск
платформа
Самолеты, военно-морские корабли, стационарные пусковые установки и наземная техника

AIM-9 Sidewinder(для ракет Air Intercept) является ракетой ближнего действия ракета класса "воздух-воздух", которая поступила на вооружение ВМС США в 1956 году и впоследствии была принята на вооружение ВВС США в 1964 году. С тех пор Sidewinder доказал свою эффективность. чтобы иметь устойчивый международный успех, и его последние варианты по-прежнему являются стандартным оборудованием большинства западных ВВС. Советский К-13, реконструированный копия AIM-9, также была широко принята в ряде стран.

Разработка на низком уровне началась в конце 1940-х годов, возникла в начале 1950-х как руководство. Система для модульной ракеты Zuni. Эта модульность позволила внедрить новые ГСН и ракетные двигатели, в том числе вариант AIM-9C, в котором использовалась полуактивная радиолокационная система самонаведения и которая послужила основой для AGM-122 Sidearm противорадиолокационная ракета. Первоначально система преследования хвоста, ранние модели широко использовались во время войны во Вьетнаме, но имели низкий уровень успеха. Это привело к появлению всесторонних возможностей в версии L, которая оказалась чрезвычайно эффективным оружием во время боя в Фолклендской войне и операции «Кротовый сверчок 19» («Стрельба из индейки долины Бекаа» ) в Ливане. Благодаря своей адаптируемости он оставался в эксплуатации по сравнению с более новыми моделями, такими как AIM-95 Agile и SRAAM, которые были предназначены для его замены.

"Сайдвиндер" - наиболее широко используемая ракета класса "воздух-воздух" на Западе. Для США и 27 других стран произведено более 110 000 ракет, из которых, возможно, один процент использовался в боевых действиях. Он был построен по лицензии некоторыми другими странами, включая Швецию, и может даже оснащаться вертолетами, такими как Bell AH-1Z Viper. AIM-9 - одна из самых старых, наименее дорогих и наиболее успешных ракет класса "воздух-воздух", за всю историю ее использования было убито 270 самолетов. При стрельбе из Sidewinder пилоты НАТО используют краткий код FOX-2.

В 2002 году ВМС США устроили празднование 50-летия Sidewinder. Boeing выиграл контракт от марта 2010 года на поддержку операций Sidewinder до 2055 года, гарантирующий, что система вооружения останется в эксплуатации как минимум до этой даты. Представитель ВВС Стефани Пауэлл отметила, что из-за его относительно низкой стоимости, универсальности и надежности «весьма вероятно, что Sidewinder останется в запасах ВВС до конца 21 века».

Содержание

  • 1 Дизайн
  • 2 История
    • 2.1 Истоки
    • 2.2 Боевой дебют: Тайваньский пролив, 1958
    • 2.3 Разработка в начале 1960-х
    • 2.4 Принятие на вооружение ВВС США с 1964 года
    • 2.5 Служба войны во Вьетнаме 1965–1973
      • 2.5.1 ВМС США разрабатывают AIM-9D / G / H
      • 2.5.2 ВВС США разрабатывают AIM-9E / J / N / P
      • 2.5.3 Краткое описание Вьетнама Война AIM-9 заявила о сбитых в воздухе самолетах
  • 3 универсальных варианта
    • 3,1 AIM-9C
    • 3,2 AIM-9L
    • 3,3 AIM-9M
    • 3,4 AIM-9R
    • 3,5 BOA / Boxoffice
    • 3.6 AIM-9X
    • 3.7 Block II
    • 3.8 Block III
  • 4 Другие разработки Sidewinder
    • 4.1 K-13 AA-2 Atoll
    • 4.2 TC-1 Китайская Республика (Тайвань )
    • 4.3 Chaparral / Sea Chaparral
    • 4.4 Другие наземные пусковые платформы
    • 4.5 AGM-122A Sidearm
    • 4.6 Противотанковый вариант
    • 4.7 Ракетный двигатель большего размера
  • 5 Операторы
    • 5.1 Текущий операторы
    • 5.2 Бывшие операторы
  • 6 См. также
    • 6.1 Сопоставимые ракеты
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Примечания
    • 7.2 Цитаты
    • 7.3 Библиография
  • 8 Внешние ссылки

Дизайн

Все варианты AIM-9. Боковой самолет AIM-9B и AIM-9P3 рядом с ракетами AIM-26B и AIM-4C Falcon

AIM-9 состоит из ряда различных компонентов, произведенных разными компаниями, в том числе Aerojet и Raytheon. Ракета разделена на четыре основных раздела: наведение, детектор цели, боеголовка и ракетный двигатель.

Блок наведения и управления (GCU) содержит большую часть электроники и механики, которые позволяют ракете функционировать. В самом передней части находится головка искателя IR, использующая вращающуюся сетку, зеркало и пять ячеек CdS или «панорамирование и сканирование» смотрящего массива (AIM-9X ), электродвигатель и якорь, выступающие в стеклянный купол. Непосредственно за этим находится электроника, которая собирает данные, интерпретирует сигналы и генерирует управляющие сигналы, управляющие ракетой. Шланг на стороне GCU присоединяется к пусковой установке, которая отсоединяется от ракеты при запуске. Для охлаждения головки искателя в ВВС используется баллон с давлением 5000 psi (34 МПа ) аргона (TMU-72 / B или A / B). Варианты AIM-9L / M, в то время как ВМС используют баллон с азотом на рейке. Модель AIM-9X содержит криодвигатель Стирлинга для охлаждения элементов искателя. Два электрических сервопривода приводят в действие утки для управления ракетой (кроме AIM-9X). В задней части ГПА находится газовый генератор зерна или тепловая батарея (AIM-9X) для подачи электроэнергии. AIM-9X отличается высокой дальностью полета; вместе с JHMCS (Joint Helmet-Mounted Cueing System), эта ракета способна захватить цель, которая находится в поле ее зрения и находится под углом до 90 градусов от оси визирования. AIM-9X имеет несколько уникальных конструктивных особенностей, в том числе встроенный тест, помогающий в обслуживании и надежности, электронный сейф и устройство для взлома, дополнительный цифровой шлангокабель, аналогичный AMRAAM, и управление воздушной заслонкой.

Далее идет детектор цели с четырьмя ИК-излучателями и детекторами, которые определяют, удаляется ли цель дальше. Когда он обнаруживает, что это действие происходит, он посылает сигнал на устройство защиты боеголовки и взвода, чтобы взорвать боеголовку. Версии более ранние, чем AIM-9L, имели влияющий взрыватель, который полагался на магнитное поле цели в качестве входного сигнала. Современные тенденции в использовании экранированных проводов и немагнитных металлов в авиастроении сделали это устаревшим.

AIM-9 Sidewinder поражает беспилотник-мишень QF-80.

Модель AIM-9H содержала 25 фунтов (11 кг) осколочную боеголовку с расширяющимся стержнем. Все другие модели до AIM-9M содержали 22 фунта (10,0 кг) осколочной боевой части кольцевого действия. Стержни боеголовки ракеты могут сломать лопасти несущего винта (смертельный исход для любого вертолета).

Последние модели AIM-9 оснащены осколочной боевой частью кольцевого взрыва, WDU-17B от Argotech Corporation. Корпус сделан из спирально намотанной пружинной стали, заполненной 8 фунтами (3,6 кг) взрывчатого вещества PBX N-3. Боевая часть оснащена предохранительным устройством / защитным устройством, требующим пяти секунд при ускорении 20 g (~ 200 м / с²), прежде чем взрыватель будет задействован, что дает минимальную дальность действия примерно 2,5 км (1,6 миль).

Ракетный двигатель Mk36 на твердом топливе обеспечивает движение ракеты. Ракета с пониженным дымообразованием затрудняет обнаружение цели и уклонение от нее. В этом разделе также есть пусковые проушины , которые используются для удержания ракеты на направляющей пусковой установки. В передней части трех выступов есть две контактные кнопки, которые электрически активируют запальник двигателя. Ребра обеспечивают устойчивость с аэродинамической точки зрения, но именно «роллероны » на концах крыльев обеспечивают гироскопическую прецессию свободно поворачивающимся рулевым поверхностям в хвосте, которые препятствуют ракета от вращения в полете. Крылья и стабилизаторы AIM-9X намного меньше, а поверхности управления перевернуты по сравнению с более ранними моделями Sidewinders, при этом секция управления расположена сзади, а крылья спереди обеспечивают устойчивость. AIM-9X также имеет векторную тягу или управление реактивными лопастями для повышения маневренности и точности, с четырьмя лопастями внутри выхлопной трубы, которые перемещаются при движении плавников. Последним обновлением ракетного двигателя на AIM-9X является добавление жгута проводов, который обеспечивает связь между секцией наведения и секцией управления, а также новой шины 1760 для соединения секции наведения с цифровой шлангокабель.

пусковой установки Sidewinder усовершенствовал взрыватель дальнего действия Madrid IR времен Второй мировой войны, который использовался в экспериментальной ракете класса «земля-воздух» Messerschmitt Enzian. Первым нововведением была замена «рулевого» зеркала на обращенное вперед зеркало, вращающееся вокруг вала, указывающего на переднюю часть ракеты. Детектор устанавливался перед зеркалом. Когда длинная ось зеркала, ось ракеты и линия визирования цели попадали в одну и ту же плоскость, отраженные лучи от цели достигали детектора (при условии, что цель находилась не очень далеко от оси). Следовательно, по углу наклона зеркала в момент обнаружения (w1) оценивается направление цели по оси крена ракеты.

Направление рыскания / тангажа (угол w2) цели зависело от того, насколько далеко до внешнего края зеркала находилась цель. Если бы цель находилась дальше от оси, лучи, достигающие детектора, отражались бы от внешнего края зеркала. Если бы цель находилась ближе по оси, лучи отражались бы ближе к центру зеркала. При вращении на неподвижном валу линейная скорость зеркала была выше на внешней кромке. Следовательно, если цель находилась дальше от оси, ее «вспышка» в детекторе происходила на более короткое время или дольше, если она находилась ближе к центру. Внеосевой угол затем можно было оценить по длительности отраженного импульса инфракрасного.

. Sidewinder также включал значительно улучшенный алгоритм наведения. «Энциан» попытался лететь прямо на свою цель, передавая направление телескопа в систему управления, как если бы это был джойстик. Это означало, что ракета всегда летела прямо по цели и в большинстве случаев оказывалась позади нее, «преследуя» ее. Это означало, что ракета должна была иметь достаточное преимущество в скорости по сравнению с целью, чтобы у нее не закончилось топливо во время перехвата.

Sidewinder ориентируется не на фактическое положение, зарегистрированное детектором, а на изменение положения с момента последнего наблюдения. Таким образом, если цель останется на 5 градусов влево между двумя поворотами зеркала, электроника не выдаст никакого сигнала в систему управления. Представьте ракету, выпущенную под прямым углом к ​​цели; если ракета летит с той же скоростью, что и цель, она должна «вести» ее на 45 градусов, летя к точке удара, находящейся далеко впереди того места, где находилась цель в момент выстрела. Если ракета летит в четыре раза быстрее цели, она должна двигаться вперед под углом около 11 градусов. В любом случае ракета должна сохранять этот угол до момента перехвата, а это означает, что угол, который цель создает относительно детектора, является постоянным. Именно этот постоянный угол пытался сохранить Sidewinder. Эту систему "пропорционального преследования " очень легко реализовать, но она предлагает высокопроизводительный расчет упреждения почти бесплатно и может реагировать на изменения траектории полета цели, что намного эффективнее и делает ракету " вести "цель.

Роликоны сайдвиндера с гироскопическим приводом

Однако эта система также требует, чтобы ракета имела фиксированную ориентацию оси крена. Если ракета вообще вращается, время, основанное на скорости вращения зеркала, перестает быть точным. Для корректировки этого вращения обычно требуется какой-то датчик, чтобы определить, где находится «вниз», а затем добавить элементы управления для его исправления. Вместо этого в задней части ракеты разместили небольшие управляющие поверхности с вращающимися дисками на их внешней поверхности; они известны как роллероны. Воздушный поток над диском раскручивает их с большой скоростью. Если ракета начинает катиться, гироскопическая сила диска толкает управляющую поверхность в воздушный поток, отменяя движение. Таким образом, команда Sidewinder заменила потенциально сложную систему управления простым механическим решением.

История

Origins

Ракета Sidewinder в Центре Удвар-Хейзи в Шантильи, Вирджиния, США.

Во время Второй мировой войны различные исследователи из Германии разработали инфракрасные системы наведения различной сложности. Наиболее совершенная их разработка под кодовым названием «Гамбург» предназначалась для использования в планирующей бомбе Blohm & Voss BV 143 в качестве противокорабельной. В Гамбурге в качестве детектора использовался единственный ИК-фотоэлемент вместе с вращающимся диском с нарисованными на нем линиями, также известными как «сетка» или «чоппер». Прицельная сетка вращалась с фиксированной скоростью, в результате чего выход фотоэлемента прерывался по шаблону, а точная синхронизация результирующего сигнала указывала пеленг цели. Хотя Гамбург и подобные устройства, такие как Мадрид, были практически завершены, работа по их стыковке с ракетой не была выполнена к моменту окончания войны.

В послевоенную эпоху военные союзников Эту информацию собирали группы разведки вместе со многими инженерами, работающими над этими проектами. Было подготовлено и распространено среди западных авиастроительных фирм несколько пространных отчетов о различных системах, в то время как ряд инженеров присоединились к этим компаниям для работы над различными ракетными проектами. К концу 1940-х годов реализовывалось множество различных ракетных проектов, от огромных систем, таких как ракетный бомбардировщик Bell Bomi, до небольших систем, таких как ракеты класса "воздух-воздух". К началу 1950-х годов и ВВС США, и Королевские ВВС приступили к реализации крупных проектов по созданию ракет с инфракрасной самонаводкой.

Прототип ракеты Sidewinder-1 на AD-4 Skyraider во время полета Испытания

Разработка ракеты Sidewinder началась в 1946 году на Военно-морской испытательной станции (NOTS), Иньокерн, Калифорния, ныне Военно-морской авиабазе Чайна-Лейк в качестве собственного исследовательского проекта, задуманного Уильям Б. Маклин. Первоначально Маклин назвал свою работу «Проект локального взрывателя 602», используя финансирование лаборатории, помощь добровольцев и финансирование взрывателей для разработки того, что они назвали ракетой с тепловым самонаведением. Он не получал официального финансирования до 1951 года, когда проект был достаточно зрелым, чтобы показать его адмиралу Уильяму «Дику» Парсонсу, заместителю начальника Бюро боеприпасов (BuOrd). Впоследствии он получил обозначение в качестве программы в 1952 году. В Sidewinder было введено несколько новых технологий, которые сделали его более простым и надежным, чем его аналог ВВС США (USAF), AIM-4 Falcon, которые разрабатывались в тот же период. После разочаровывающих опытов с Falcon в Вьетнамской войне, ВВС заменили свои Falcon на Sidewinders.

Около 100000 экземпляров Sidewinder первого поколения (AIM-9B / C / D / E) были произведены при участии Raytheon и General Electric в качестве основных субподрядчиков. Philco-Ford производил секции наведения и управления первых ракет. Ракета первого поколения для НАТО была построена по лицензии в Германии компанией Bodenseewerk Gerätetechnik ; Было построено 9 200 экземпляров. Второе поколение ракеты (AIM-9G / H / J) было представлено в 1970 году. С середины семидесятых за ним последовала AIM-9L / P, которая была существенным улучшением ранних версий, особенно с улучшенным SR. -116 ракетный двигатель пониженной дымности. Ракеты третьего поколения (AIM-9L / M) представляют собой универсальные ракеты, у которых мало общего с предыдущими ракетами.

AIM-9B поражает беспилотник F6F-5K на Китайское озеро, 1957.

Название Сайдуиндер было выбрано в 1950 году и является общим названием Crotalus cerastes, ядовитой гремучей змеи, которая использует инфракрасные органы чувств для Охота на теплокровную добычу.

Первоначально называвшаяся Sidewinder 1, первые боевые стрельбы были произведены 3 сентября 1952 года. Ракета впервые перехватила дрон 11 сентября 1953 года. В 1954 году ракета выполнила 51 управляемый полет, а в 1955 году ее производство было разрешено.

В 1954 году ВВС США провели испытания оригинального AIM-9Aи усовершенствованного . AIM-9Bв Центре разработки авиации Холломан. Ракету впервые использовали Grumman F9F-8 Cougars и FJ-3 Furies ВМС США в середине 1956 года. Максимальная эффективная дальность полета AIM-9B. составляет 2,6 мили или 4,8 километра, максимальная скорость полета 1,7 Маха.

Боевой дебют: Тайваньский пролив, 1958

Первое боевое применение Sidewinder произошло 24 сентября 1958 года с военно-воздушными силами Республики Китай (Тайвань ), во время Второго кризиса Тайваньского пролива. В то время ROCAF Североамериканские F-86 Sabers регулярно участвовали в воздушных боях с Китайской Народной Республикой над Тайваньским проливом.. КНР МиГ-17 обладали более высокими характеристиками высотного потолка и, подобно столкновениям в Корейской войне между F-86 и более ранними МиГ-15, соединения КНР курсировали над саблями ROC, невосприимчивыми к их.50 cal. оружие и выбирают бой только тогда, когда им благоприятствуют условия. Совершенно секретно, Соединенные Штаты предоставили несколько десятков Sidewinders силам Китайской Республики и авиационной артиллерийской группе морской пехоты США, чтобы они модифицировали свои Sabre для установки Sidewinder. В первом столкновении 24 сентября 1958 года Sidewinders использовались для засады на МиГ-17, когда они пролетали мимо Sabres, думая, что они неуязвимы для атаки. МиГи нарушили строй и в закрученных воздушных боях спустились на высоту Сабли. Это событие стало первым успешным применением ракет класса "воздух-воздух" в бою, а сбитые МиГи стали их первыми жертвами.

Во время боев в Тайваньском проливе в 1958 г. ROCAF AIM-9B поразить ПЛААФ МиГ-17 без взрыва; Ракета попала в планер МиГа и позволила пилоту доставить самолет и ракету обратно на базу. Позже советские инженеры заявили, что захваченный "Сайдуиндер" служил "университетским курсом" по проектированию ракет и существенно улучшил советские возможности в области воздух-воздух. Им удалось перепроектировать копию Sidewinder, которая производилась как ракета Вымпел К-13 / Р-3С, НАТО. отчетное название AA-2 Atoll. Возможно, имелся второй источник скопированного дизайна: согласно Рону Веструму в его книге «Сайдвиндер», Советы получили планы Сайдвиндера от полковника ВВС Швеции, Стига Веннерстрёма. (Согласно Веструму, советские инженеры скопировали AIM-9 настолько точно, что даже номера деталей были дублированы, хотя это не было подтверждено из советских источников.)

Вымпел К-13 поступил на вооружение советских ВВС. в 1961 году.

Разработка в начале 1960-х

(вверху: AIM-9A; внизу: AIM-9C) Ранние Sidewinders, установленные на F-8D Crusader. (сверху вниз) AIM-9B, AIM-9D и AIM-9C ВМС США в начале 1970-х.

Впоследствии Sidewinder эволюционировал через серию модернизированных версий с более новыми, более чувствительными искателями с различными типами охлаждения и различными силовыми установками, взрыватель и доработки боевой части. Хотя каждая из этих версий имела различные отличия в самонаводе, охлаждении и предохранителе, все, кроме одной, имели инфракрасное самонаведение. Исключение составлял ВМС США AAM-N-7 Sidewinder IB(позже AIM-9C), разработанная ГСН с полуактивной радиолокационной станцией самонаведения. для F-8 Crusader. Было произведено всего около 1000 единиц этого оружия, многие из которых были позже перестроены в AGM-122 Sidearm противорадиационная ракета.

На вооружение ВВС США с 1964 года

Первоначальные ВВС США Номенклатура Sidewinder была GAR-8, хотя позже он также получил название AIM-9. Первоначально он был разработан для ВВС США и являлся конкурентом ВВС США AIM-4 Falcon, но впоследствии был введен в эксплуатацию ВВС США. Министерство обороны США приказало, чтобы F-4 Phantom был принят на вооружение ВВС США. Первоначально ВВС заимствовали F-4B модели Phantoms, которые были оснащены AIM-9B Sidewinders в качестве вооружения ближнего действия.

Первыми серийными фантомами ВВС США были модели F-4C, на которых с декабря 1964 года был установлен AIM-9B Sidewinder. В течение 1960-х годов USN и USAF разрабатывали свои собственные отдельные версии Sidewinder, но позже были учтены соображения стоимости. вынудила разработать общие варианты, начиная с AIM-9L.

Служба войны во Вьетнаме 1965–1973

Когда в 1965 году над Северным Вьетнамом начались воздушные бои, Sidewinder была стандартной ракетой малой дальности, которую ВМС США носили на его F-4 Phantom и истребители F-8 Crusader и могут быть установлены на A-4 Skyhawk и на A-7 Corsair для самообороны. ВВС США также использовали Sidewinder на своих F-4C Phantom, а когда МиГи начали бросать вызов ударным группам, F-105 Thunderchief также несли Sidewinder для самообороны. ВВС США решили нести только AIM-4 Falcon на своей модели Phantom F-4D, представленной Вьетнамской службе в 1967 году, но разочарование в боевом использовании Falcon привело к краху попытки перенастроить F-4D, поэтому что он может нести Sidewinders.

Производительность 454 Sidewinders, запущенных во время войны, была не такой удовлетворительной, как ожидалось. И USN, и USAF изучали характеристики своих летных экипажей, самолетов, вооружения, обучения и вспомогательной инфраструктуры. ВВС США провели засекреченный Отчет Красного Барона, в то время как ВМС провели исследование, сосредоточенное в основном на характеристиках оружия класса "воздух-воздух", которое неофициально было известно как "Отчет о состоянии ". Влияние обоих исследований привело к модификации Sidewinder обеими службами для улучшения его характеристик и надежности в сложных условиях полета в воздух.

ВМС США разрабатывают AIM-9D / G / H

AIM-9D, вооруженные F-4B или VF-111 на Коралловом море корабля США.

Развитие дизайна Navy Sidewinder началось с раннего производства Модель B к модели D, которая широко использовалась во Вьетнаме. За моделями G и H последовала новая конструкция передней части утка, улучшающая характеристики ACM, а также расширенные режимы сбора данных и улучшенные огибающие. Модель "Hotel" последовала вскоре после "Golf" и отличалась твердотельной конструкцией, которая повышала надежность в среде авианосца, где удары от запусков катапульты и задержанных приземлений оказывали ухудшающее влияние на более ранние конструкции вакуумных ламп. Отчет Ault оказал сильное влияние на дизайн, производство и обслуживание Sidewinder.

ВВС США разрабатывают AIM-9E / J / N / P

Как только ВВС приняли Sidewinder как часть своего арсенала, они разработали AIM-9E, представив его в 1967 году. "Echo" был улучшенной версией базового AIM-9B с увеличенными передними передними опорами, а также более аэродинамической инфракрасной ГСН и улучшенным ракетным двигателем. Ракета, однако, все же должна была быть выпущена по задней части цели, что было недостатком всех ранних ракет IR. Значительные улучшения были внесены в первую версию настоящего воздушного боя, AIM-9J, который был доставлен в Театр Юго-Восточной Азии в июле 1972 года во время кампании Полузащитник, в ходе которой произошло множество воздушных столкновений с северными вьетнамскими МиГами.. Модель Juliet могла быть запущена при нагрузке до 7,5 г (74 м / с²) и представила первые твердотельные компоненты и улучшенные приводы, способные обеспечивать 90 фунт-фут (120 Н · м ) крутящий момент на утки, тем самым улучшая боевое мастерство. В 1973 году Ford начал производство улучшенного AIM-9J-1, который позже был переименован в AIM-9N. AIM-9J широко экспортировался. J / N превратился в серию P, в которой выпускается пять версий (от P1 до P5), включая такие улучшения, как новые взрыватели, ракетные двигатели с уменьшенным дымообразованием и всесторонние возможности на последних P4 и P5.. Компания BGT в Германии разработала комплект для переоборудования для модернизации узлов наведения и управления AIM-9J / N / P до стандарта AIM-9L, и он продается как AIM-9JULI. Ядром этого обновления является установка искателя DSQ-29 на AIM-9L, заменяющего исходный искатель J / N / P, чтобы обеспечить улучшенные возможности.

Краткое описание войны во Вьетнаме Заявленные AIM-9 убиты в воздушном бою

Убиты в воздушном бою USN AIM-9 Sidewinder
Ракетные самолетыМодель AIM-9 Sidewinder (тип)Самолет сбитКомментарии
F-8E Crusader AIM-9D(1) МиГ-21 / (9 ) МиГ-17 истребители США, запущенные с американских авианосцев ; USS Hancock, USS Oriskany, USS Bon Homme Richard, USS Ticonderoga
F-8CAIM-9D(3) МиГ-17 / (1) МиГ-21Истребители США, запущенные с USS Bon Homme Richard и USS Intrepid
F-8HAIM-9D(2) МиГ-21Истребители США, запущенные с USS Bon Homme Richard
F-4B Phantom II AIM-9D(2) МиГ-17 / (2) МиГ-21Истребители США, запущенные с USS Constellation и USS Kitty Hawk
F-4JAIM-9D(2) МиГ-21Истребители США, запущенные с USS America и USS Constellation
F-4BAIM-9B(1) МиГ-17Истребители США, запущенные с USS Kitty Hawk
F-4BAIM-9D( 7) МиГ-17 / (2) МиГ-19 Истребители, запущенные с USS Coral Sea и USS Midway
F-4JAIM- 9G(7) МиГ-17 / (7) МиГ-21Истребители, запущенные с USS Enterprise, USS America, USS Saratoga, USS Constellation, USS Kitty Hawk
Всего МиГ-1729
Всего МиГ-2115
Всего МиГ-192
USN Всего:46
В ходе воздушных боёв USAF AIM-9 Sidewinder убито
ракетные самолетыAIM-9 Sidewinder Model (Type)Сбитый самолетКомментарии
F-4CAIM-9B(13) МиГ-17 / (9) МиГ-21ВВС США 45-я тактическая истребительная эскадрилья (TFS), 389-я TFS, 390-я TFS, 433-я TFS, 480-я TFS, 555-й TFS
F-105D Thunderchief AIM-9B(3) МиГ-17333-й TFS, 469-й TFS
F -4DAIM-9E(2) МиГ-21s13-й, 469-й TFS
F-4EAIM- 9E(4) МиГ-21s13-й TFS, 34-й TFS, 35-й TFS, 469-й TFS
F- 4DAIM-9J(2) МиГ-19 / (1) МиГ-21523-й TFS, 555-й TFS
Всего МиГ-1716
Всего МиГ-2116
Всего МиГ-192
ВВС США Всего:34

Всего во время войны во Вьетнаме было выпущено 452 Sidewinder, что привело к вероятности уничтожения 0,18.

Таблица вариантов (до всех аспектов)
ПодтипAIM-9BAIM-9DAIM-9EAIM-9GAIM-9H
ServiceJointUSNUSAFUSNUSN
Конструктивные особенности Seeker
OriginЦентр морского вооружения AIM-9BAIM-9BAIM-9DAIM -9G
ДетекторPbS PbSPbSPbSPbS
ОхлаждениеНеохлаждаемыйАзотПельтье АзотАзот
Купольное окноСтеклоMgF 2 MgF 2MgF 2MgF 2
Сетка Скорость (Hz )70125100125125
МодуляцияAM AMAMAMAM
Скорость отслеживания (° / с)11,012,016,512,0>12,0
Электроникатермоэлектронная термоэлектроннаягибриднаятермоэлектроннаятвердотельная
Боевая часть4,5 кг (9,9 фунта)
осколочно-взрывной
11 кг (24 фунта) Mk. 48
сплошной стержень
4,5 кг (9,9 фунта)
взрыво-осколочный
11 кг (24 фунта) Mk. 48
сплошной стержень
11 кг (24 фунта) Mk. 48
сплошной стержень
FuzePassive-IR Passive-IR / HF Passive-IRPassive-IR / HFPassive-IR / HF
Силовая установка
ПроизводительТиокол ​​ Геркулес Тиокол ​​ГеркулесГеркулес /
ТипMk.17Mk.36Mk.17Mk.36Mk.36 Mod 5, 6, 7
Пусковая установкаAero-IIILAU-7AAero-IIILAU-7ALAU-7A
Размеры ракеты
Длина2,82 м (9,3 фута)2,86 м (9,4 фута)3 м (9,8 фута)2,86 м (9,4 фута)2,86 м (9,4 фута)
Диапазон0,55 м (1,8 фута)0,62 м (2,0 фута)0,55 м (1,8 фута)0,62 м (2,0 фута)0,62 м (2,0 фута)
Масса70,39 кг (155,2 фунта)88,5 кг (195 фунтов) )74,5 кг (164 фунта)87 кг (192 фунта)84,5 кг (186 фунтов)

Примечание: скорость модели B была примерно 1,7 Мах и другие модели выше 2,5.

Универсальные варианты

AIM-9C

В качестве полуактивной ракеты с радиолокационным самонаведением (SARH) AIM-9C можно было использовать с фронтальной стороны цель при условии получения РЛС достаточного качества.

AIM-9L

Учебная ракета AIM-9L для захвата с частями / секциями синего цвета, обозначающими инертную боеголовку и ракетный двигатель, для

Следующим крупным достижением в разработке IR Sidewinder стала модель AIM-9L(«Lima»), которая была запущена в серийное производство в 1977 году. Это была первая модель ». all-aspect "Sidewinder со способностью атаковать со всех сторон, в том числе в лоб, что существенно повлияло на тактику ближнего боя. Его первое боевое применение было применено парой ВМС США F-14 в заливе Сидра в 1981 против двух ливийских истребителей Су-22, оба из которых последний уничтожается AIM-9L. Его первое использование в крупномасштабном конфликте было Соединенным Королевством во время 1982 Фолклендской войны. В этой кампании «Лима», как сообщается, добилась убийств с 80% запусков, что является значительным улучшением по сравнению с 10-15% уровнями более ранних версий, совершив 17 убийств и 2 общих убийства против аргентинских самолетов.

В боевых применениях AIM-9L противники не разработали тактику уклонения от попадания ракет в лоб, что делало их более уязвимыми. AIM-9L также был первым Sidewinder, который был совместным вариантом, который использовался как ВМС, так и ВВС США после AIM-9B. «Lima» отличалась от более ранних вариантов Sidewinder конфигурацией «переднего утка» с двойным треугольником и естественной металлической отделкой секции наведения и управления. Лима также была построена по лицензии в Европе командой, возглавляемой Diehl BGT Defense. В настоящее время в эксплуатации находится ряд вариантов «Лимы». Первой была разработана 9L Tactical - модернизированная версия базовой ракеты 9L. Следующей была модель 9L Genetic, в которой были усилены меры противодействия инфракрасному излучению (IRCCM); это обновление состояло из съемного модуля в секции управления наведением (GCS), который обеспечивал возможность подавления вспышек. Затем появился 9L (I), модуль IRCCM которого был встроен в GCS, что обеспечивало улучшенные контрмеры, а также модернизированную систему самонаведения. Diehl BGT также продает AIM-9L (I) -1, который снова модернизирует 9L (I) GCS и считается эксплуатационным эквивалентом первоначально «только для США» AIM-9M.

AIM-9M

AIM-9M Sidewinder с характерной надписью Dash-9, пилотируемый пилотом ВВС США. Синяя полоса указывает на то, что в этом примере есть боеголовка, предназначенная для тренировочных целей

Последующий AIM-9M(«Майк») обладает универсальными возможностями модели L, в то время как обеспечивая более высокую производительность. Модель M имеет улучшенную способность противодействия инфракрасным средствам противодействия, улучшенную способность распознавания фона и ракетный двигатель с уменьшенным дымом. Эти модификации увеличивают его способность определять местонахождение и захватить цель, а также уменьшают вероятность обнаружения ракеты. Поставки первоначального AIM-9M-1 начались в 1982 году. Единственные изменения от AIM-9L к AIM-9M были связаны с Секцией управления наведением (GCS). Несколько моделей были представлены парами с четными номерами, обозначающими версии ВМФ, и нечетными для ВВС США: AIM-9M-2/3, AIM-9M-4/5 и AIM-9M-6/7, которые были отправлены в район Персидского залива во время Операция «Щит пустыни» (1991) для устранения конкретных угроз, которые, как ожидается, будут присутствовать.

В AIM-9M-8/9 были заменены пять печатных плат и соответствующая материнская плата для обновления возможностей инфракрасных контрмер (IRCCM) для улучшения возможностей 9M против новейших угроз IRCM. Первые модификации AIM-9M-8/9, выпущенные на вооружение в 1995 году, включали ремонт секции наведения и замену схемных карт на уровне склада, что является трудоемким и дорогостоящим, а также удаление ракет из инвентаря в период модернизации. Концепция AIM-9X заключается в использовании перепрограммируемого программного обеспечения, позволяющего производить обновления без разборки.

AIM-9R

Испытательные стрельбы AIM-9R с F / A-18C на Авиационная база ВМС Китая Лейк

ВМС начали разработку AIM- 9R, модернизированная в 1987 году ГСН Sidewinder, оснащенная ГСН в фокальной плоскости (FPA), использующая детекторы типа устройство с зарядовой связью (ПЗС) с видеокамерой и отличающаяся повышенной дальностью визирования возможности. В то время технология была ограничена только визуальным (дневным) использованием, и ВВС США не согласились с этим требованием, предпочтя другой технологический путь. AIM-9R дошел до стадии летных испытаний, прежде чем был отменен, и впоследствии обе службы согласились на совместную разработку варианта AIM-9X.

BOA / Boxoffice

Тестирование конфигурации сжатого каретки Sidewinder BOA на озере Чайна

Китай Лейк разработал улучшенную конфигурацию управления сжатой тележкой под названием BOA. (Ракеты со «сжатым носителем» имеют меньшие управляющие поверхности, чтобы позволить большему количеству ракет уместиться в данном пространстве. Поверхности могут быть постоянно «обрезаны» или могут складываться при запуске ракеты.)

Конструкция БОА уменьшены размеры рулевых поверхностей, исключены роллероны, и возвращена простая конструкция с прямым утком. Хотя ВМФ и ВВС совместно разработали и закупили AIM-9L / M, BOA была разработкой только для ВМФ, поддерживаемой внутренним финансированием независимых исследований и разработок China Lake (IR&D). Тем временем ВВС прилагали параллельные усилия по разработке версии Sidewinder с компактным лафетом под названием Boxoffice для F-22. Объединенный комитет начальников штабов приказал службам сотрудничать по AIM-9X, что положило конец этим отдельным усилиям. Результаты BOA и Boxoffice были предоставлены отраслевым командам, соревнующимся за AIM-9X, и элементы обоих можно найти в конструкции AIM-9X.

AIM-9X

После изучения перспективных конструкций ракет малой дальности во время части AIM ACEVAL / AIMVAL на авиабазе Неллис в 1974 г. –78, ВВС и ВМФ пришли к соглашению о необходимости создания усовершенствованной ракеты «воздух-воздух» средней дальности AMRAAM. Однако соглашение о разработке усовершенствованной ракеты воздух-воздух малой дальности ASRAAM было проблематичным, и между ВВС и ВМФ возникли разногласия по концепциям конструкции (ВВС разработали AIM-82 и ВМС прошли летные испытания Agile и управляли им в AIMVAL). Конгресс в конце концов настоял на том, чтобы службы работали над совместными усилиями, результатом которых стал AIM-9M, тем самым пошли на компромисс, не исследуя улучшенный потенциал внеосевого обзора и кинематические возможности, предлагаемые Agile. В 1985 году в Советском Союзе была размещена ракета малой дальности (SRM) (AA-11 Archer / R-73 ), которая была очень похожа на Agile. В тот момент Советский Союз стал лидером в области технологии SRM и, соответственно, применил улучшенные средства инфракрасного противодействия (IRCM), чтобы победить или снизить эффективность последних Sidewinders. После воссоединения Германии и улучшения отношений после распада Советского Союза Запад осознал, насколько мощны и AA-11, и IRCM, и что требования SRM были пересмотрены.

Первый управляемый запуск AIM-9X произошел в 1999 году с VX-9 F / A-18C и сбил беспилотник QF-4

. В течение короткого периода в конце 1980-х годов ASRAAM под руководством европейского консорциума проводилась в рамках Меморандума о соглашении с Соединенными Штатами, в котором разработка AMRAAM будет осуществляться под руководством США и ASRAAM европейцами. Великобритания работала с кормовой частью ASRAAM, а Германия разработала ГСН (Германия имела непосредственный опыт улучшения ГСН Sidewinder для AIM-9J / AIM-9F). К 1990 году технические и финансовые проблемы заблокировали ASRAAM, и программа, казалось, застопорилась, поэтому в свете угрозы AA-11 и улучшенного IRCM США приступили к определению требований для AIM-9X в качестве противовеса как AA-11, так и улучшенные функции IRCM. Первый проект требования был готов к 1991 году, и основными конкурентами были Raytheon и Hughes. Позже Великобритания решила возродить разработку ASRAAM и выбрала Hughes для предоставления технологии ГСН в виде решетки в фокальной плоскости с высокой дальностью прицеливания. Однако Великобритания не решила улучшить кинематическую способность ASRAAM при токарной обработке, чтобы конкурировать с AA-11. В рамках программы AIM-9X США провели совместное испытание искателя ASRAAM за границей, чтобы оценить его потенциал, а в рамках конкурса AIM-9X была предложена усовершенствованная версия с улучшенной кинематикой. В конце концов, разработанная Хьюзом конструкция Sidewinder, в которой использовался практически тот же искатель, финансируемый Великобританией, который использовался ASRAAM, был выбран в качестве победителя.

AIM-9X на 422-й испытательной и оценочной эскадрилье F-15C, 2002.

AIM-9XSidewinder, разработанный инженерами Raytheon, введен в эксплуатацию в ноябре. 2003 г. с ВВС США (ведущей платформой является F-15C ; ведущей платформой ВВС США является F / A-18C) и является существенным обновлением семейства Sidewinder с функцией инфракрасного изображения Система самонаведения в фокальной плоскости (FPA) с заявленной возможностью отклонения от оси визирования на 90 °, совместимость с нашлемными дисплеями, такими как новая US Joint Helmet Mounted Cueing System, и совершенно новая система трехмерного управления вектором тяги (TVC), обеспечивающая повышенную управляемость по сравнению с традиционными рулями. Используя JHMCS, пилот может навести искатель ракеты AIM-9X и "захватить", просто посмотрев на цель, тем самым увеличивая эффективность воздушного боя. Он сохраняет тот же ракетный двигатель, взрыватель и боеголовку, что и у 9-го «Майка», но меньшее лобовое сопротивление увеличивает дальность полета и скорость. AIM-9X также включает в себя внутреннюю систему охлаждения, устраняющую необходимость в использовании баллонов с азотом на пусковых рельсах (ВМС и морская пехота США) или внутреннего баллона с аргоном (ВВС США). Он также оснащен электронным сейфом и устройством защиты, аналогичным AMRAAM, что позволяет уменьшить минимальную дальность действия и возможность перепрограммирования инфракрасных контр-контрмер (IRCCM), которые в сочетании с FPA обеспечивают улучшенный взгляд на беспорядок и производительность по сравнению с последняя версия IRCM. Хотя это и не входило в первоначальные требования, AIM-9X продемонстрировал потенциал для возможности Lock-on After Launch, что позволяет использовать его внутри F-35, F- 22 Raptor и даже в конфигурации для запуска с подводной лодки для использования против противолодочных платформ. AIM-9X был протестирован на способность атаковать поверхность с неоднозначными результатами.

Block II

Работа по тестированию версии AIM-9X Block II началась в сентябре 2008 года. Возможность захвата после запуска с помощью канала передачи данных, так что ракета может быть запущена первой, а затем направлена ​​к цели самолетом с надлежащим оборудованием для поражения на 360 градусов, таким как F-35 и F-22. К январю 2013 года AIM-9X Block II прошел примерно половину своего рабочего испытания и показал лучшие результаты, чем ожидалось. NAVAIR сообщил, что ракета превышала требования к характеристикам во всех областях, включая захват после запуска (LOAL). Одна область, в которой Block II нуждается в улучшении, - это характеристики без шлема с высокой дальностью обзора (HHOBS). Он хорошо работает на ракете, но по характеристикам ниже, чем у Block I AIM-9X. Дефицит HHOBS не влияет на другие возможности Block II, и его планируется исправить с помощью сборки для очистки программного обеспечения. Задачи эксплуатационных испытаний должны были быть завершены к третьему кварталу 2013 года. Однако по состоянию на май 2014 года были планы возобновить эксплуатационные испытания и оценки (включая совместимость зенитно-ракетных систем). По состоянию на июнь 2013 года Raytheon поставила вооруженным силам 5000 ракет AIM-9X.

В феврале 2015 года армия США успешно запустила AIM-9X Block II Sidewinder из новой многоцелевой пусковой установки . (MML), пусковой контейнер для ракет на грузовике, вмещающий 15 ракет. MML является частью программы увеличения возможностей косвенной противопожарной защиты 2-Intercept (IFPC Inc. 2-I) для защиты наземных войск от угроз крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов. Модель X Block II Sidewinder была определена армией как лучшее решение для борьбы с угрозами CM и БПЛА из-за его пассивного искателя IIR. MML дополнит систему ПВО AN / TWQ-1 Avenger и, как ожидается, начнет поступать в строй в 2019 году.

Block III

В сентябре 2012 года Raytheon получил заказ чтобы продолжить разработку Sidewinder в варианте Block III, хотя Block II еще не поступил на вооружение. По прогнозам USN, новая ракета будет иметь на 60 процентов большую дальность действия, современные компоненты, которые заменят старые, и боеголовку нечувствительных боеприпасов, которая более устойчива и с меньшей вероятностью взорвется случайно, что сделает ее более безопасной для наземные бригады. Потребность в увеличении дальности действия AIM-9 заключалась в цифровой радиочастотной памяти (DRFM) глушителях, которые могут ослеплять бортовую РЛС AIM-120D AMRAAM, поэтому полезной альтернативой была пассивная система наведения инфракрасного самонаведения Sidewinder Block III. Хотя он мог бы дополнить AMRAAM для сражений за пределами видимости (BVR), он все равно будет способен действовать в пределах видимости (WVR). Модификация AIM-9X рассматривалась как рентабельная альтернатива разработке новой ракеты во время сокращающихся бюджетов. Для увеличения дальности ракетный двигатель должен сочетать повышенные характеристики и управление мощностью ракеты. В Block III будут «задействованы» блок наведения и электроника Block II, включая линию передачи данных AMRAAM. Block III должен был выйти на начальную боевую готовность (IOC) в 2022 году после того, как на вооружение поступило увеличенное количество F-35 Lightning II Joint Strike Fighter. ВМС настаивали на этой модернизации в ответ на прогнозируемую угрозу, которая, по предположениям аналитиков, будет связана с трудностью нацеливания на грядущие китайские реактивные истребители пятого поколения (Chengdu J-20, Shenyang J-31 ) с управляемым радаром AMRAAM, в частности, что достижения Китая в области электроники означают, что китайские истребители будут использовать свои радары AESA в качестве помех, чтобы снизить вероятность поражения AIM-120. Однако бюджет ВМФ на 2016 финансовый год отменил AIM-9X Block III, поскольку они сократили закупки F-35C, поскольку он был в первую очередь предназначен для того, чтобы позволить истребителю нести шесть ракет BVR; боеголовка нечувствительного боеприпаса будет сохранена для программы AIM-9X.

Таблица вариантов (только многофакторная)
ПодтипAIM-9JAIM-9LAIM-9MAIM-9P-4/5AIM-9R
ServiceUSAFJointJointUSAFUSN
Особенности конструкции Seeker
OriginAIM-9EAIM-9HAIM-9LAIM-9J / NAIM-9M
ДетекторPbS InSb InSbInSbМатрица в фокальной плоскости
ОхлаждениеПельтьеАргон АргонАргон
Купольное окноMgF 2 MgF 2MgF 2MgF 2Стекло
Скорость прицельной сетки (Гц)100125125100Матрица в фокальной плоскости
МодуляцияAMFM FMFMМассив в фокальной плоскости
Скорость отслеживания (° / с)16,5КлассифицированоКлассифицировано>16,5Классифицировано
ЭлектроникаГибридТвердотельное состояниеТвердотельное состояниеS олид-состояниетвердотельное состояние
боеголовка4,5 кг (9,9 фунта)
взрыво-осколочная
9,4 кг (21 фунт) WDU-17 / B
кольцевой взрыв-фрагментация
9,4 кг (21 фунт) WDU-17 / B
кольцевой взрыв-фрагментация
кольцевой взрыв-фрагментациякольцевой взрыв-фрагментация
FuzePassive-IRIR / Laser IR / LaserIR / LaserIR / Laser
Силовая установка
ПроизводительHercules / Aerojet Hercules / BermiteMTI / HerculesHercules / AerojetMTI / Hercules
ТипMk.17Mk.36 Mod.7,8Mk.36 Mod.9SR.116Mk.36 Mod.9
LauncherAero-IIICommonCommonCommonCommon
Размеры ракеты
Длина3 м (9,8 футов)2,89 м (9,5 футов)2,89 м (9,5 футов)3 м (9,8 фута)2,89 м (9,5 фута)
Диапазон0,58 м (1,9 фута)0,64 м (2,1 фута)0,64 м (2,1 фута)0,58 м (1,9 фута)0,64 м (2,1 фута)
Масса77 кг (170 фунтов)86 кг (190 фунтов)86 кг (190 фунтов)86 кг (190 фунтов)86 кг (190 фунтов)

Другие разработки Sidewinder

K-13 AA-2 Atoll

TC-1 Китайская Республика (Тайвань)

Chaparral / Sea Chaparral

Версия для В армии США также была разработана пусковая установка для четырех ракет AIM-9D, установленная на гусеничном шасси и получившая название MIM-72 / M48 Chaparral. В этой конфигурации оператор сидел в защищенной капсуле, которая была встроена в пусковую установку, которая вращалась как единое целое. Chaparral был принят на вооружение в 1969 году и оставался неотъемлемой частью сети ПВО армии до 1998 года.

Другие наземные пусковые платформы

В 2016 году AIM-9X прошел испытательные стрельбы с Многоцелевая пусковая установка на ракетном полигоне Уайт-Сэндс в Нью-Мексико, США.

В мае 2019 года AIM-9X Block II прошел испытательный пуск с национальной усовершенствованной поверхности в систему воздушных ракет (NASAMS ) в испытательном центре Андоя в Норвегии.

AGM-122A Sidearm

Sidewinder также послужил основой для AGM- 122A Sidearmпротиворадиационная ракета, использующая секцию наведения AIM-9C, модифицированную для обнаружения и отслеживания излучающего радара наземной системы ПВО. Устройство обнаружения цели модифицировано для использования в воздухе на поверхности, с использованием возможности обнаружения переднего полушария. Запасы ручного оружия, по-видимому, израсходованы, и оружие больше не находится в активном инвентаре.

Экспериментальное использование AIM-9L против танков на Китайском озере, 1971.

Противотанковый вариант

China Lake экспериментировала с Sidewinders в режиме "воздух-земля", в том числе в качестве противотанкового оружия. Начиная с 2008 года, AIM-9X продемонстрировал свои возможности в качестве успешной легкой ракеты класса "воздух-земля".

28 февраля 2018 года Корпус стражей исламской революции Ирана представил противотанковую версию ракеты Sidewinder под названием " Ракета Азарахш ". Этот проект разработан для использования на ударных вертолетах и ​​наземных пусковых установках.

Более крупный ракетный двигатель

В рамках проекта High Altitude инженеры China Lake соединили боеголовку Sidewinder и самонаводитель с ракетным двигателем Sparrow для экспериментов с полезностью двигателя большего размера.

Операторы

Текущие операторы

Бывшие операторы

Обратите внимание, что этот список не является исчерпывающим.

См. Также

Родственная разработка

Связанные списки

Сопоставимые ракеты

Ссылки

Примечания

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с AIM-9 Sidewinder .
Последняя правка сделана 2021-06-07 21:05:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте