AHS Centaur

редактировать
Корабль-госпиталь

AHS Centaur после его преобразования в корабль-госпиталь. Обозначение Красного Креста "47" можно увидеть на носу.
История
Соединенное Королевство
Имя:Кентавр
Тезка:Греческое мифологическое существо
Владелец:Ocean Steamship Company
Оператор:Alfred Holt & Co Ltd (Blue Funnel Line )
Заказано:1923
Строитель:Scotts Shipbuilding and Engineering Company, Гринок
Заложен:16 ноября 1923 года
Спущен на воду:5 Июнь 1924 г.
Завершено:29 августа 1924 г.
Порт приписки:
  • Ливерпуль, Англия (зарегистрирован)
  • Фримантл, Западная Австралия (фактический)
Идентификация:Официальный номер Соединенного Королевства 147275
Судьба:Передан Австралии
Общие характеристики торгового судна
Тоннаж:3222 тонны брутто
Длина:96 м (315 футов)
Ширина:14,7 м (48 футов)
Осадка:6,1 м (20 футов)
Движущая сила :Одновинтовой; 4-тактный, 6-цилиндровый дизельный двигатель Burmeister и Wain, обеспечивающий 1400 л.с. (1000 кВт)
Скорость:12,5 узлов (23,2 км / ч; 14,4 миль / ч)
Вместимость:
  • 72 пассажира (50 первого класса, 22 второго класса)
  • 450 голов крупного рогатого скота
  • Груз в четырех трюмах
Экипаж:39 офицеров, 29 рядовых
Вооружение:
Австралия
Имя :Кентавр
Оператор:2-й австралийский имперский отряд
Получено:4 января 1943 г.
Реклассифицировано:Корабль-госпиталь
Хоумпорт:Сидней, Новый Южный Уэльс
Идентификация:Корабль Красного Креста 47
Судьба :Торпедирована 14 мая 1943 года с японской подводной лодки I-177
Общие характеристики как госпитальный корабль
Вместимость:252 кровать- пациенты
Экипаж:Экипаж 75, постоянный медицинский персонал армии 65
Вооружение:Все оружие снято, оборудование для размагничивания осталось

Австралийское госпитальное судно (AHS) Centaurбыл госпитальный корабль, который был атакован и потоплен Японская подводная лодка у берегов Квинсленда, Австралия, 14 мая 1943 года. Из 332 медицинских работников и гражданского экипажа на борту погибло 268, в том числе 63 из 65 военнослужащих.

Судно шотландской постройки было спущено на воду в 1924 году как комбинация пассажирского лайнера и грузовое рефрижераторное судно и имело торговый маршрут между Западная Австралия и Сингапур через Голландскую Ост-Индию (ныне Индонезия), перевозя пассажиров, грузы и скот. В начале Второй мировой войны «Кентавр» (как и все корабли Британского торгового флота ) был передан под управление Британского адмиралтейства, но после оснащения защитным снаряжением ему было разрешено продолжать нормальные операции.. В ноябре 1941 года корабль спас немецких выживших в столкновении между Кормораном и HMAS Sydney. «Кентавр» был переброшен на восточное побережье Австралии в октябре 1942 года и использовался для перевозки материальных средств в Новую Гвинею.

В январе 1943 года «Кентавр» был передан австралийским военным для переоборудования в госпитальный корабль, поскольку небольшие размеры корабля сделали его пригодным для работы в Приморской Юго-Восточной Азии. Ремонт (включая установку медицинского оборудования и перекраску с маркировкой Красного Креста ) был завершен в марте, и судно совершило пробный рейс: транспортировка раненых из Таунсвилла в Брисбен, затем из Порт-Морсби в Брисбен. После пополнения запасов в Сиднее «Кентавр» погрузился в 2/12-ю полевую скорую помощь для перевозки в Новую Гвинею и отплыл 12 мая. Перед рассветом 14 мая 1943 года во время своего второго рейса «Кентавр» был торпедирован и потоплен японской подводной лодкой у берегов острова Мортон в Квинсленде. Большинство из 332 человек на борту погибло в результате нападения; через 36 часов были обнаружены 64 выживших. Инцидент вызвал возмущение общественности, поскольку нападение на госпиталь считается военным преступлением в соответствии с Гаагской конвенцией 1907 года. Правительства Австралии и Великобритании подали протесты в адрес Японии, и были предприняты усилия по выявлению виновных, чтобы их можно было судить в суде по военным преступлениям. В 1970-х годах стала известна вероятная личность атакующей подводной лодки И-177.

Причина нападения неизвестна, есть теории, что «Кентавр» нарушил международные конвенции, которые должны были защитить ее, что командир I-177 не знал, что «Кентавр» был госпитальным кораблем или что командир подводной лодки умышленно напал на защищаемое судно. Обломки "Кентавра" были найдены 20 декабря 2009 года; заявленное открытие в 1995 году оказалось другим кораблекрушением.

Содержание
  • 1 Проектирование и строительство
    • 1.1 Первоначальный проект
    • 1.2 Ремонт госпитального корабля
  • 2 История эксплуатации
    • 2.1 1924–1938
    • 2.2 1939–1942
    • 2.3 1943
  • 3 Тонет
    • 3.1 Выжившие
    • 3.2 Спасение
    • 3.3 Выявление нападающего
  • 4 Реакция
    • 4.1 Общественная реакция
    • 4.2 Военная реакция
    • 4.3 Официальные протесты
  • 5 Теории нападения
    • 5.1 Законная цель
    • 5.2 Ошибочная цель
    • 5.3 Умышленная цель
  • 6 Кораблекрушение
    • 6.1 Заявление Денниса
    • 6.2 Открытие
  • 7 Мемориалы
  • 8 Сноски
  • 9 Цитаты
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки и дополнительная литература
Дизайн и конструкция

Оригинальный дизайн

В начале 1923 года Ocean Steamship Company (дочерняя компания Альфреда Холта Blue Funnel Line ) решил, что потребуется новое судно для замены устаревшего на торговом пути Западная Австралия - Сингапур. Судно должно было одновременно перевозить пассажиров, грузы и домашний скот. Она также должна была уметь отдыхать на илистых отмелях над водой, поскольку колебания приливов и отливов в портах на северной оконечности Западной Австралии достигали 8 метров (26 футов).

Scotts Shipbuilding and Engineering Company в Гринок был выбран, чтобы построить Кентавра. Киль корабля был заложен 16 ноября 1923 года, а судно было готово к вывозу к 29 августа 1924 года. Построенный по цене 146 750 фунтов стерлингов стерлингов, Centaur был спроектирован для перевозки 72 пассажиров и 450 голов КРС. Груз перевозился в четырех трюмах; две палубы внутри корпуса предназначались в первую очередь для домашнего скота, а также могли использоваться как дополнительное грузовое пространство. Корпус корабля имел конструкцию «башенная палуба» ; палубы ниже ватерлинии были шире, чем над водой, а плоский усиленный корпус позволял кораблю опираться на дно. «Кентавр» был одним из первых гражданских судов, оснащенных дизельным двигателем. Одной из наиболее заметных характеристик была 35-футовая (11 м) дымовая труба, экстремальный размер был скорее уступкой традициям, чем практическим преимуществом на судне с дизельным двигателем. Ее двигатель был 6-цилиндровым 4-тактным, одноцикловым одинарным действием дизельным двигателем. Он имел цилиндры с диаметром 24 ​⁄16дюймов (64 см) и ходом 51 ​⁄16дюймов (135 см). Двигатель был построен Burmeister & Wain, Копенгаген, Дания. Один из ее трюмов был оборудован холодильным оборудованием. Хладагентом был рассол, а изоляцией пробка. Рефрижераторный трюм имел вместимость 3000 кубических футов (85 м).

MV Centaur на стадии разработки

В декабре 1939 года Centaur прошел небольшой ремонт в Гонконге, установив нагнетатель и новый винт. установлен на двигатель. Нагнетатель вышел из строя в апреле 1942 года и не мог быть отремонтирован из-за нехватки оборудования и ограниченного доступа к верфи из-за Второй мировой войны.

Ремонт госпитального корабля

В начале 1943 года Centaur был передан в распоряжение Министерства обороны Австралии для преобразования в госпитальный корабль. Преобразование было выполнено в Мельбурне, Австралия, и первоначально оценивалось в австралийских долларов 20 000.

Стоимость увеличилась почти до 55 000 австралийских фунтов по ряду причин. Первоначально он предназначался для движения корабля между портами Новой Гвинеи и Таунсвиллом, Квинсленд, Австралия. Увеличение числа пострадавших в кампании Новой Гвинеи означало, что больницы в Квинсленде быстро перестанут справляться с таким количеством раненых и характером ранений, поэтому потребовалось более длительное путешествие в Сидней. Армия потребовала, чтобы к первоначальным планам были добавлены дополнительные помещения и переоборудования, такие как расширенные помещения для купания и мытья, горячая вода, доступная для всех частей корабля за счет установки водонагревателя, изменение маршрута всех паропроводов. вдали от мест, где находятся пациенты, и системы вентиляции, подходящие для тропических условий. Профсоюзы, представляющие команду корабля, потребовали улучшения условий проживания и питания, включая новые раковины в зонах приготовления пищи и замену полов в каютах и ​​столовых.

Одна из палат Кентавра вскоре после ее преобразования в госпитальный корабль

Когда 12 марта 1943 года AHS Centaur был перезапущен, в ней были операционная, амбулатория, две палаты (расположенные на бывших площадках для скота) и стоматологическая клиника, а также помещения для семидесяти пяти членов экипажа и шестидесяти пяти постоянных армейских медперсоналов. штат сотрудников. Для поддержания средней осадки 6,1 метра (20 футов), 900 тонн железного камня были распределены по грузовым трюмам в качестве балласта. AHS Centaur был способен совершить 18-дневные рейсы до пополнения запасов и мог перевозить чуть более 250 прикованных пациентов.

История эксплуатации

1924–1938

Centaur был присвоен официальный номер Соединенного Королевства 147275 и кодовые буквы KHHC. Ее порт приписки был Ливерпуль. Когда Centaur вступил в строй в конце 1924 года, торговый маршрут Фримантл - Ява - Сингапур обслуживался двумя другими судами Blue Funnel Line; Gorgon (который оставался на вооружении до 1928 года) и Charon (который заменял Centaur). Маршрут Кентавра пролегал от Фримантла до побережья Западной Австралии, заходя в Джералдтон, Карнарвон, Онслоу, Пойнт Самсон, Порт-Хедленд., Брум и Дерби, затем в Балийский пролив, Сурабая, Семаранг, Батавия и Сингапур. Кентавр работал как нечто среднее между трамповым пароходом и грузовым лайнером ; она ехала по установленному маршруту, но остановки в портах на маршруте варьировались между поездками. С 1928 года до 1930-х годов Кентавр оставался один на своем пути, но рост торговли на этом маршруте побудил Blue Funnel Line переназначить Горгону и поручить новому Харону работать вместе с Кентавром.

После изменения в Кодовые буквы в 1934 году компании Centaur присвоили кодовые буквы GMQP. Ярким событием довоенной карьеры Centaur стало спасение 385-тонного японского охотника за китами Kyo Maru II в ноябре 1938 года. У Kyo Maru II возникли проблемы с котлом при возвращении из Антарктики, и он дрейфовал к Houtman Abrolhos Архипелаг, где она была в опасности потерпеть крушение из-за рифов в этом районе. Centaur отреагировал на сигнал бедствия и отбуксировал Kyo Maru II в Джералдтон.

с 1939 по 1942 год

Как судно Британского торгового флота, Centaur попал под воздействие британского парламента. План 1939 года того, как Торговый флот отреагирует на объявление войны, в первую очередь подчинение Адмиралтейству по всем вопросам, за исключением набора экипажей и управления судами. После начала Второй мировой войны 3 сентября 1939 года «Кентавр» был оснащен кормовой -установленной 4-дюймовой (100-мм) морской пушкой Mark IX и двумя пулеметами.303 Vickers расположен на крыльях мостика для защиты от военных кораблей и самолетов Оси. Она также была оснащена оборудованием для защиты от морских мин с левого и правого борта параваном и размагничиванием. Оружие было снято во время переоборудования госпитального корабля, хотя противоминные меры остались. Первоначально «Кентавр» оставался в эксплуатации на своем первоначальном торговом маршруте.

26 ноября 1941 г. поврежденная спасательная шлюпка с 62 матросами и офицерами Кригсмарине (ВМС Германии) была замечена самолетом, искавшим пропавших без вести. Австралийский крейсер HMAS Sydney ; самолет направил «Кентавра» к спасательной шлюпке. При столкновении с спасательной шлюпкой пища была опущена для пассажиров, и одному человеку было разрешено подняться на борт, чтобы объяснить ситуацию. Первоначально представившись офицером норвежского торгового флота, этот человек быстро сообщил, что он был первым офицером немецкого вспомогательного крейсера Kormoran и что в спасательной шлюпке находились выжившие немцы из битвы Корморана с HMAS Sydney семь дней назад, включая капитана Теодора Детмерса.

, выживших из Корморана на буксире в двух спасательных шлюпках «Кентавра». Позади них видна немецкая спасательная шлюпка.

Не желая оставлять потерпевших кораблекрушение в море, но опасаясь захвата своего корабля немцами, капитан Кентавра решил взять спасательную шлюпку на буксир, позволив девять раненых на борту. Во время буксировки в направлении Карнарвон, Западная Австралия, спасательная шлюпка затопила и частично затонула в бурном море, поэтому две из спасательных шлюпок Кентавра были спущены, чтобы нести немцев. По прибытии в Карнарвон немцы были перемещены в грузовой отсек номер один, где к ним присоединились еще сотня выживших корморанов, собранных другими кораблями, плюс сорок гвардейцев австралийской армии, которые затем были доставлены «Кентавром» во Фримантл.

После нападения японцев на Перл-Харбор и начала Малайской кампании 7 декабря 1941 года бегство Кентавра было сокращено до Брума, Западная Австралия. 6 октября 1942 года «Кентавр» получил приказ отплыть в Квинсленд, где он начал курсировать между восточным побережьем Австралии и Новой Гвинеей, неся материальные средства.

1943

С началом боевых действий между Японией и Британской империи стало ясно, что три госпитальных корабля, обслуживающих в настоящее время Австралию - Manunda, Wanganella и Oranje - не смогут работать на мелководье. воды, типичные для Приморья Юго-Восточной Азии, поэтому требовалось новое госпитальное судно. Из австралийских судов торгового флота, способных работать в этом регионе, ни одно не подходило для преобразования в госпитальное судно, и запрос в британское министерство судоходства предоставил Centaur в распоряжение австралийских военных 4 января 1943 г. Работы по переоборудованию начались 9 января, и 1 марта «Кентавр» был введен в эксплуатацию в качестве австралийского госпитального корабля. Во время ее преобразования «Кентавр» был раскрашен опознавательными знаками госпитального корабля, как подробно описано в статье 5 десятой Гаагской конвенции 1907 года («Адаптация к морской войне принципов Женевской конвенции»); белый корпус с зеленой полосой, перемежаемой тремя красными крестами на каждой стороне корпуса, белая надстройка, несколько больших красных крестов, расположенных так, чтобы статус корабля был виден как с моря, так и с воздуха, и идентификационный номер (для Centaur, 47) на ее луках. Ночью указатели освещались комбинацией внутреннего и внешнего освещения. Данные о судовых опознавательных знаках и схеме опознавательных структурных элементов были предоставлены Международному комитету Красного Креста в течение первой недели февраля 1943 года, который 5 февраля передал их японцам. Эта информация также распространялась и пропагандировалась в прессе и средствах массовой информации.

AHS Centaur в гавани Сиднея

Centaur вступил в строй как госпитальный корабль 12 марта 1943 года. Первые этапы первого рейса Centaur в качестве госпитального корабля были испытательными и транспортные ходы; Первоначальный пробег из Мельбурна в Сидней привел к тому, что капитан, главный инженер и главный врач составили длинный список дефектов, требующих внимания. После ремонта она провела пробный запуск, доставив раненых военнослужащих из Таунсвилла в Брисбен, чтобы убедиться, что она способна выполнять роль медицинского судна. Затем Кентавру было поручено доставить медицинский персонал в Порт-Морсби, Новая Гвинея, и вернуться в Брисбен с ранеными австралийцами и американцами, а также небольшим количеством раненых японских военнопленных.

Прибытие в Брисбен. Сидней 8 мая 1943 года «Кентавр» был переоборудован в Дарлинг-Харбор, прежде чем 12 мая 1943 года отправиться в Кэрнс, Квинсленд. Оттуда ее пунктом назначения снова была Новая Гвинея. В то время на борту находились 74 гражданских экипажа, 53 военнослужащих Австралийского медицинского корпуса (в том числе 8 офицеров), 12 медсестер из Австралийской службы медсестер, 192 солдата из 2/12-я полевая скорая помощь и один Торресов пролив пилот корабля. Большинство медсестер были переведены с госпиталя Оранже, а военнослужащие мужского пола, прикомандированные к кораблю на борту, были все медицинским персоналом. В процессе погрузки произошел инцидент, когда водители скорой помощи, прикрепленные к 2/12-му полку, попытались пронести на борт свои винтовки и личные запасы боеприпасов. Это было встречено с неодобрением со стороны капитана и главного врача «Кентавра», а также вызвало опасения среди членов экипажа и рабочих на пристани, что «Кентавр» будет перевозить военное снаряжение или коммандос в Новую Гвинею: винтовки не допускались на борт до тех пор, пока капитан Кентавра не получил официального заверения в том, что Водителям машин скорой помощи разрешалось носить оружие в соответствии с 10-й Гаагской конвенцией (в частности, статьей 8), поскольку оно использовалось «для поддержания порядка и защиты раненых». Оставшийся груз был обыскан командой и рабочими в поисках дополнительного оружия и боеприпасов.

Тонет

примерно в 4:10 утра 14 мая 1943 года во время второго рейса из Сиднея в Порт-Морсби , «Кентавр» был торпедирован незаметной подводной лодкой. Торпеда ударила левый топливный бак примерно на 2 метра (6 футов 7 дюймов) ниже ватерлинии, образовав отверстие диаметром 8-10 метров (26-33 футов), воспламенив топливо и подожгив корабль с мостика на корме.. Многие из находившихся на борту были сразу же убиты сотрясением мозга или погибли в аду. «Кентавр» быстро набрал воду через место удара, откатился влево, затем затонул носом вперед, полностью погрузившись менее чем за три минуты. Быстрое затопление помешало развертыванию спасательных шлюпок, хотя две оторвались от «Кентавра», когда она затонула, а также несколько поврежденных спасательных плотов.

Согласно позиции, экстраполированной вторым помощником Гордоном Риппоном с 4:00 утра Согласно точному расчету с позиции, «Кентавр» был атакован примерно в 24 морских милях (44 км; 28 миль) к востоку-северо-востоку от Point Lookout, остров Северный Стрэдброк, Квинсленд. Первоначально были высказаны сомнения в точности как расчетной точки опускания, так и точной позиции счисления, но обнаружение затонувшего корабля в 2009 году показало, что обе верны: Кентавр расположен в пределах 1 морской мили (1,9 км) от координат Риппона..

Выжившие

Выжившие
ГруппаВышедшиеВыжившие
Экипаж7530
Офицеры80
Армейские медсестры121
2/12-я полевая скорая помощь19232
Другая армия451
Всего33264

Из 332 человек на борту 64 были спасены. Большая часть экипажа и пассажиров во время атаки спали и у них было мало шансов спастись. Было подсчитано, что на момент затопления «Кентавра» в живых могло быть до 200 человек. Несколько человек, сбежавших с корабля, позже скончались от шрапнельных ранений или ожогов; другие не смогли найти поддержки и утонули.

Выжившие провели 36 часов в воде, используя бочки, обломки и две поврежденные спасательные шлюпки для плавучести. За это время они дрейфовали примерно на 19,6 морских миль (36,3 км; 22,6 мили) к северо-востоку от расчетной точки затопления Кентавра и распространились на территорию в 2 морских мили (3,7 км; 2,3 мили). Выжившие видели как минимум четыре корабля и несколько самолетов, но не могли привлечь их внимания.

Во время спасения выжившие находились в двух больших и трех маленьких группах, еще несколько плавали в одиночку. Среди спасенных были сестра Эллен Сэвидж, единственная выжившая медсестра из 12 человек на борту; Лесли Аутридж, единственный выживший врач из 18 лет на борту; Гордон Риппон, второй офицер и самый старший из выживших членов экипажа; и Ричард Солт, пилот корабля «Торресов пролив» . В 1944 году Эллен Сэвидж была награждена медалью Джорджа за оказание медицинской помощи, повышение морального духа и проявление храбрости во время ожидания спасения.

Спасение

Сестра Эллен Сэвидж была единственной оставшаяся в живых 12 медсестер на борту «Кентавра».

Утром 15 мая 1943 года американский эсминец USS Mugford покинул Брисбен, чтобы сопровождать 11063-тонное новозеландское грузовое судно Sussex на первом этапе последнего. транс- Тасман рейс. В 14:00 наблюдатель на борту Mugford сообщил об объекте на горизонте. Примерно в то же время Королевские ВВС Австралии Авро Энсон из No. 71-я эскадрилья, летевшая впереди на противолодочной вахте, нырнула к объекту. Самолет вернулся к двум кораблям и сообщил, что в воде есть выжившие после кораблекрушения, требующие спасения. Командир Магфорда приказал Сассексу продолжать в одиночку, пока Магфорд собирал выживших. Вокруг корабля были расставлены стрелки, чтобы стрелять в акул, а моряки были готовы нырнуть и помочь раненым. Медики Магфорда осматривали каждого человека, когда они поднимались на борт, и оказывали необходимую медицинскую помощь. Американский экипаж узнал от первой группы выживших, что они были с госпиталя «Кентавр».

В 14:14 Магфорд связался с главнокомандующим ВМС в Брисбене и объявил, что корабль восстанавливал выживших из Кентавра на 27 ° 03'S 154 ° 12'E / 27,050 ° S 154.200 ° E / -27,050; 154.200, первое, что кому-либо в Австралии стало известно о нападении на госпиталь. Спасение 64 выживших заняло час и двадцать минут, хотя Магфорд оставался в этом районе до темноты, обыскивая территорию размером примерно 7 на 14 морских миль (13 на 26 км; 8 на 16 миль) в поисках выживших. После наступления темноты Магфорд вернулся в Брисбен незадолго до полуночи. Дальнейшие поиски в водах острова Норт-Стрэдброук были произведены военно-воздушным судном Хелм в ночь с 15 мая до 18:00 16 мая, а также HMAS Lithgow и четыре торпедных катера с 16 по 21 мая, ни один из поисков не обнаружил других выживших.

Идентификация нападавшего

Во время атаки на борту «Кентавра» никто не видел что напало на корабль. Из-за местоположения корабля, расстояния от берега и глубины был сделан вывод, что оно было торпедировано одной из японских подводных лодок, которые, как известно, действовали у восточного побережья Австралии. Несколько выживших позже заявили, что слышали, как атакующая подводная лодка двигалась по поверхности, пока они плыли по течению, и подводную лодку заметил повар корабля Фрэнсис Мартин, который плыл в одиночестве на крышке люка, вне поля зрения основной группы выживших.. Мартин описал подводную лодку военно-морской разведке после возвращения выживших на сушу; его описание соответствовало профилю подводной лодки типа KD7 типа Kaidai из Императорского флота Японии.

I-176, подводной лодки типа KD7 типа Kaidai. Все трое подозреваемых в нападении принадлежали к этому типу.

Во время атаки три KD7 Kaidai действовали у восточного побережья Австралии : I-177 под командованием Хадзиме Накагава, I-178 Хидэдзиро Уцуки и I-180 Тосио Кусака. Ни одна из этих подводных лодок не пережила войну; И-177 был потоплен военно-воздушным судном Сэмюэл С. Майлз 3 октября 1944 г., И-178 - военно-воздушным судном Паттерсон 25 августа 1943 г. 192>26 апреля 1944 года. Кусака и Накагава были переведены на другие подводные лодки до потери I-180 и I-177 соответственно, но Utsuki и I-178 были потоплены при возвращении из патруля у берегов Австралии.

В декабре 1943 года, после официальных протестов, японское правительство выступило с заявлением, в котором официально отрицается ответственность за гибель «Кентавра». Записи, предоставленные японцами после войны, также не признают ответственности. Хотя потопление «Кентавра» было военным преступлением, никого не судили за потопление госпиталя. Расследование нападения проводилось между 1944 и 1948 годами и включало допрос командиров подводных лодок, действующих в то время в австралийских водах, их начальников, а также младших офицеров и членов экипажа подводных лодок, переживших войну. Некоторые следователи подозревали, что Накагава и I-177, скорее всего, были виноваты, но они не смогли установить это вне разумных сомнений, и дело Кентавра было закрыто 14 декабря 1948 года без предъявления каких-либо обвинений.

Историки разделились, какая подводная лодка несет ответственность. В «Королевском австралийском флоте, 1942–1945», опубликованном в 1968 году как часть серии, подробно описывающей официальную историю Второй мировой войны Австралии, Джордж Хермон Гилл пришел к выводу, что виноват либо I-178, либо I-180; первое было более вероятным, поскольку она прослужила в водах Австралии дольше всех японских подводных лодок в то время, но ни разу не погибла за три месяца после гибели «Кентавра». В 1972 году немецкий военный историк Юрген Ровер утверждал в «Хронологии войны на море», что И-177 торпедировал «Кентавр», основываясь на японском отчете, в котором говорилось, что И-177 атаковал корабль 14 мая 1943 года в этом районе. госпитальный корабль затонул. Японский контр-адмирал Канэёси Сакамото, который показал Роверу отчет, заявил, что Накагава и I-177 были ответственны за нападение на Кентавр в своей книге 1979 года «История подводных войн».

Как официальная история японского флота. , Работа Сакамото считалась официальным признанием личности атакующей подводной лодки. Впоследствии большинство источников приняло как факт роль Накагавы и I-177 в потере «Кентавра». Накагава, который умер в 1991 году, отказался говорить о нападении на Кентавра после расследования военных преступлений в конце Второй мировой войны или даже защитить себя или опровергнуть утверждения Рохвера и Сакамото.

Реакция
Пропагандистский плакат, призывающий австралийцев отомстить за гибель «Кентавра»

Реакция общественности

СМИ были уведомлены о гибели «Кентавра» 17 мая 1943 г., но им было приказано не публиковать новости до тех пор, пока об этом не будет объявлено. в донесении главного штаба юго-западной части Тихого океана в полдень 18 мая и в парламенте премьер-министром Джоном Кертином в тот же день. Новости об атаке попали на первые полосы по всему миру, включая The Times в Лондоне, The New York Times и Montreal Gazette. В некоторых газетах эта новость имела приоритет над рейдами «Дамбастер», совершенными в Европе No. 617-я эскадрилья RAF.

Первоначальной реакцией общественности на нападение на «Кентавр» было возмущение, существенно отличавшееся от того, что проявилось после потери австралийских военных кораблей или торговых судов. Как корабль-госпиталь, атака была нарушением десятой Гаагской конвенции 1907 года и как таковая была военным преступлением. Гибель «Кентавра» вызвала бурную реакцию как премьер-министра Кертина, так и генерала Дугласа Макартура. Куртин заявил, что затопление было «совершенно непростительным актом, предпринятым в нарушение конвенции, участником которой является Япония, и всех принципов гуманности». Макартур отразил общепринятую австралийскую точку зрения, когда заявил, что затопление было примером японской «безграничной жестокости». Политики призывали общественность использовать свой гнев для подпитки военных действий, и «Кентавр» стал символом решимости Австралии победить того, что казалось жестоким и бескомпромиссным противником. Правительство Австралии выпустило плакаты, изображающие затопление, которые призывали австралийцев "отомстить за медсестер", работая над производством материальных средств, покупая военные облигации или записываясь в вооруженные силы.

Люди также выразили сочувствие экипажу, предприняв несколько попыток профинансировать строительство нового госпиталя. Члены совета Колфилда, Виктория, организовали фонд для замены утерянного медицинского оборудования, который открылся пожертвованием в размере 2000 австралийских фунтов. Те, кто работал над переоборудованием Centaur, внесли деньги на замену, а сотрудники Ansett Airways пообещали пожертвовать часовую зарплату на установку такой замены.

Некоторые люди не могут поверить в это. Слухи о том, что японцы будут такими безжалостными, начали распространяться почти сразу после того, как стало известно о нападении. Самый распространенный слух заключался в том, что «Кентавр» нес боеприпасы или коммандос во время своего затопления, и японцы узнали об этом до ее отъезда. Это произошло из-за инцидента с оружием водителей скорой помощи во время погрузки в Сиднее.

Военная реакция

Атака была повсеместно осуждена австралийскими военнослужащими, которые обычно считали, что атака на «Кентавр» была совершена намеренно и с полным знанием своего статуса. Аналогичная реакция была выражена и другим персоналом союзников; ВВС США Генерал Джордж Кенни вспомнил, что ему приходилось отговаривать сержанта бомбардира от организации ответной бомбардировки японского госпиталя, который, как известно, находился в их

Плакат о военной ссуде, изображающий гибель «Кентавра», выставленный в мастерской австралийской армии в Лаэ, Новая Гвинея, в сентябре 1944 года.

Через шесть дней после нападения на «Кентавр» министерство обороны Австралии обратилось с просьбой чтобы опознавательные знаки и огни были удалены с австралийского госпитального корабля Manunda, было установлено оружие, и чтобы оно начало плавание в затемненном состоянии и под конвоем. Преобразование было выполнено, хотя усилия Министерства военно-морского флота, Адмиралтейства и властей Новой Зеландии и Соединенных Штатов Америки привели к тому, что завершенное преобразование было отменено. Стоимость обходных работ составила 12 500 фунтов стерлингов, и Манунда не использовалась в течение трех месяцев. 9 июня 1943 г. в переписке между Объединенным комитетом начальников штабов по вопросу о госпитальных судах содержался раздел, в котором говорилось об инциденте в Манунде как ответе на нападение на Кентавр, с выводом о том, что нападение было произведено безответственного японского командира, и что было бы лучше подождать, пока не будут произведены дальнейшие атаки, прежде чем рассматривать вопрос об удалении опознавательных знаков госпитальных судов.

Когда было принято решение, что инцидент с оружием водителей скорой помощи произошел незадолго до Путешествие Кентавра могло быть частично ответственным за нападение, оно привело к ужесточению правил относительно того, кому разрешено путешествовать на госпитальном корабле. Квазимедицинский персонал, такой как команды репатриации, больше не допускался на госпитальные корабли. Водители машин скорой помощи должны были перейти из регулярной армии в Медицинский корпус австралийской армии, прежде чем им разрешили находиться на борту, хотя им все еще разрешалось носить разряженное оружие и боеприпасы.

Официальные протесты

После консультаций с австралийскими вооруженными силами, генералом Макартуром, Адмиралтейством и правительством Австралии был направлен официальный протест. Оно было получено правительством Японии 29 мая 1943 года. Примерно в то же время Международный комитет Красного Креста направил протест от имени основных союзных организаций Красного Креста Японскому Красному Кресту. 258>

26 декабря 1943 г. пришел ответ на протест Австралии. Он заявил, что у правительства Японии нет информации, подтверждающей данное утверждение, и поэтому он не несет ответственности за случившееся. В ответе содержался встречный протест, что девять японских госпитальных судов подверглись нападению со стороны союзников, хотя эти претензии были направлены против Соединенных Штатов, а не Австралии. Хотя несколько более поздних обменов было сделано, из-за отсутствия прогресса 14 ноября 1944 года британское правительство проинформировало премьер-министра Австралии, что никаких дальнейших сообщений о потере «Кентавра» не будет.

Теории нападения

Торпедные атаки в водах Австралии в то время были обычным явлением: 27 японских подводных лодок работали в водах Австралии в период с июня 1942 года по декабрь 1944 года. Эти подводные лодки атаковали почти 50 торговых судов, 20 из которых были потоплены. Результат атаки японцев плюс еще 9 неподтвержденных. Это было частью концентрированных усилий по срыву конвоев с припасами из Австралии в Новую Гвинею.

Некоторые действия со стороны Кентавра могли способствовать ее гибели. Кентавр получил приказ плыть в море до Большого Барьерного рифа ; ее курс удерживал ее на расстоянии от 50 до 150 морских миль (от 90 до 280 км; от 60 до 170 миль) от берега. Мастер Кентавра, полагая, что ему дали маршрут, предназначенный для торгового судна, взял курс ближе к суше, но на глубине 2000 метров (6600 футов) в сторону моря. Кроме того, «Кентавр» шел полностью освещенным, за исключением двух носовых прожекторов, которые были выключены, поскольку они мешали видимости с мостика.

Есть три основные теории относительно того, почему был атакован «Кентавр»:

Законная цель

Эта теория основана на различных слухах, распространившихся после гибели Кентавра. Если «Кентавр» нарушил Гаагскую конвенцию 1907, и кто-то проинформировал об этом японцев, I-177, возможно, получил действительный приказ атаковать. Когда Кентавр покинул Сидней, ее палубы были заполнены людьми в зеленой форме, а поскольку униформа полевой скорой помощи отличалась от другой армейской формы только по знакам отличия и окраске тканевой ленты, окаймляющей шляпу, дальний наблюдатель мог сделать вывод, что больница корабль перевозил солдат. Те, кто был свидетелем погрузки в Сиднее, видели, как водители скорой помощи приносят свое оружие на борт, и могли бы прийти к такому же выводу. Если бы шпион или информатор передал эту информацию японцам, I-177 могла бы поджидать их. Главный недостаток этой теории - вопрос о том, как Накагава и его команда смогли предсказать, что Кентавр выбрал альтернативный маршрут, и как они смогли определить новый выбранный маршрут.

Подобные, но более поздние слухи включали t Во время своего первого путешествия «Кентавр» переправлял солдат в Новую Гвинею или японских военнопленных обратно в Австралию для допроса, и, следовательно, был отмечен японцами как законная цель. На обратном пути из Новой Гвинеи «Кентавр» перевез 10 военнопленных, но, поскольку все они были ранеными, перевозка их на госпитальном корабле была законной.

Ошибочная цель

Эта теория утверждает, что Накагава не знал, что судно, на которое он атаковал, было госпитальным кораблем, и что затопление было несчастным случаем. Эту точку зрения поддержали несколько японских офицеров как до, так и после того, как стало известно об ответственности Накагавы. Среди них был лейтенант-командир Зенджи Орита, который принял командование I-177 после Накагавы. Орита ничего не слышал от команды о потоплении госпитального корабля, даже о слухах, и считал, что если бы I-177 сознательно атаковал Кентавра, он бы узнал об этом из сплетен экипажа.

По сравнению с из других современных австралийских госпитальных кораблей, «Кентавр» был самым маленьким, примерно треть размера Манунда или Ванганелла. Кентавр также был немного короче И-177. Наблюдение за «Кентавром» проводилось через перископ, и офицеры подводных лодок подтверждают, что на высоте 1500 метров (4900 футов), оптимальной дальности атаки для японских подводных лодок времен Второй мировой войны, некоторые офицеры не могли четко определить профиль корабля-цели. или маркировка корпуса. С выключенными прожекторами на носу «Кентавра» и при наблюдении за целью через перископ, есть вероятность, что Накагава не увидел бы опознавательные знаки госпитального корабля, если бы он находился в неправильном положении. Помимо двух носовых прожекторов, «Кентавр» был ярко освещен. Для атаки И-177 пришлось бы приближаться с траверса Кентавра, который был освещен как собственными огнями, так и полной луной.

Преднамеренная цель

Это Согласно теории, Накагава полностью осознавал, что его целью был госпитальный корабль, и решил потопить ее, несмотря ни на что, либо по собственной инициативе, либо из-за неправильной интерпретации его приказов. Исследователи предполагают, что, когда Накагава подходил к концу своего путешествия в водах Австралии и потопил только одно вражеское судно, 8 742-тонное грузовое судно «Лимерик», он не хотел возвращаться с позором единственной погибели. Другие утверждения включают в себя то, что Накагава мог отомстить за потери, нанесенные союзниками во время битвы на море Бисмарка, или, возможно, ожидал похвалы за потопление вражеского военного корабля.

В феврале 1944 года, командуя I-37, Накагава приказал расстрелять оставшихся в живых трех британских торговых судов, торпедированных его подводной лодкой (British Chivalry, 22 февраля; , 24 февраля и 29 февраля). Его защита о том, что он действовал по приказу вице-адмирала Широ Такасу, не была принята, и он был приговорен к четырем годам тюремного заключения в тюрьме Сугамо как военный преступник класса B. Эти инциденты показали, что Накагава был готов игнорировать законы войны.

Кораблекрушение

После Второй мировой войны несколько поисков в водах вокруг островов Норт-Стрэдброк и Мортон не смогли выявить местонахождение Кентавра. Считалось, что он затонул у края континентального шельфа до глубины, на которой Королевский флот Австралии не имел возможности искать судно размером с «Кентавр». Некоторые стороны также полагали, что расчетная точка погружения Риппона была неточной, намеренно или по ошибке.

Несколько точек были неправильно определены как место, где затонул «Кентавр». Первая была в отчете о ситуации в военном дневнике о потоплении госпитального корабля, из которого следует, что 27 ° 17'S 154 ° 05'E / 27,283 ° S 154,083 ° E / -27,283; 154,083, 7 морских миль (13 км; 8,1 миль) к востоку от позиции Риппона. Согласно Миллигану и Фоули, это, вероятно, произошло потому, что предполагаемое расстояние в 50 морских миль (93 км; 58 миль) от Брисбена, включенное в качестве системы отсчета, было интерпретировано буквально. В 1974 году два дайвера заявили, что нашли корабль примерно в 40 морских милях (74 км; 46 миль) к востоку от Брисбена, на глубине 60 метров (200 футов), но не раскрыли его точное местоположение. Попытки перенести это место в период с 1974 по 1992 год не увенчались успехом, сообщник дайверов утверждал, что ВМС уничтожили затонувший корабль вскоре после его обнаружения.

Заявление Денниса

В 1995 году было объявлено об этом. что кораблекрушение «Кентавра» произошло в водах в 9 морских милях (17 км; 10 миль) от маяка на острове Мортон, на значительном расстоянии от ее предполагаемого последнего местоположения. Об обнаружении сообщалось на A Current Affair, во время которого были показаны кадры кораблекрушения на глубине 170 метров (560 футов) под водой. Первооткрыватель Дональд Деннис утверждал, что личность кораблекрушения была подтверждена военно-морскими силами, Морским музеем Квинсленда и Австралийским военным мемориалом. Беглый поиск военно-морского флота подтвердил присутствие обломков корабля в данном месте, которое было зарегистрировано как военная могила и добавлено к навигационным картам Австралийским гидрографическим управлением.

В течение следующих восьми лет росло сомнение относительно местоположения обломков Денниса из-за удаленности как от вычислений второго офицера Риппона точки затопления, так и из-за того, где военный корабль США Магфорд нашел выживших. За это время Деннис был осужден по двум пунктам обвинения в обмане и по одному - кражи посредством мошенничества. Два дайвера, Тревор Джексон и Саймон Митчелл использовали это место для четырехчасового погружения с мировым рекордом 14 мая 2002 года, во время которого они исследовали затонувшее судно. и сделал замеры, заявив, что корабль слишком мал для Кентавра. Джексон некоторое время изучал Centaur и полагал, что затонувший корабль на самом деле был другим, гораздо меньшим кораблем, 55-метровым (180 футов) грузовым судном лаймом, приобретенным Королевскими ВВС Австралии и США. затонул во время учебной бомбардировки 12 мая 1951 года. Факты, собранные во время погружения, были неубедительными, но дайверы были непреклонны в том, что это не Кентавр, и передали эту информацию Нику Гринуэю, продюсеру новостного журнала шоу 60 Minutes.

В 60-ю годовщину затопления в 60 Minutes была опубликована история, демонстрирующая, что затонувший корабль не был «Кентавром». Выяснилось, что никто в Морском музее Квинсленда еще не видел кадры Денниса, и когда они были показаны президенту музея Роду МакЛауду и морскому историку Джону Фоули, они заявили, что кораблекрушение не могло быть Кентавром из-за физических несоответствий, таких как неправильный руль. После этой и других историй, опубликованных примерно в то же время в газетах, ВМФ направил три корабля для инспекции этого места в течение двух месяцев; HMA Ships Хоксбери, Мелвилл и Ярра, прежде чем прийти к выводу, что место кораблекрушения было ошибочно идентифицировано как Кентавр. В gazettal была внесена поправка, и Гидрографическое управление начало удалять отметку с карт.

Discovery

В апреле 2008 года, после успешного открытия HMAS Sydney, несколько партий начали призывать к целенаправленному поиску Кентавра. К концу 2008 года правительства федерального правительства Австралии и штата Квинсленд сформировали совместный комитет и выделили по 2 миллиона австралийских долларов каждый на поиск и тендеров на поставку оборудования (включая поисковое судно, боковых- системы гидролокатора сканирования и подводный подводный аппарат с дистанционным управлением ) были открыты в феврале 2009 года и награждены в течение года. Обыск, проводившийся с судна Defense Maritime Services Seahorse Spirit под наблюдением охотника за кораблекрушениями Дэвида Мирнса, начался в выходные дни 12–13 декабря 2009 года. Первоначальный поисковый район у мыса Мортон охватил 1365 квадратных километров (527 квадратных миль), а поисковой команде было дано 35 дней на то, чтобы найти и снять место крушения, прежде чем финансирование будет исчерпано.

Носовая часть затонувшего корабля «Кентавр». Видны якорь правого борта (в центре) и остатки идентификационного номера Красного Креста (над якорем).

Шесть гидроакустических целей с размерами, аналогичными «Кентавру», были обнаружены между 15 и 18 декабря: поскольку ни один из контактов не соответствовал Полностью дойдя до госпитального корабля, поисковая группа решила воспользоваться благоприятными погодными условиями и продолжить исследование местности, прежде чем вернуться к каждому месту и провести детальную инспекцию с помощью гидролокатора с более высоким разрешением. Во второй половине дня 18 декабря гидролокатор-буксир отделился от кабеля и был потерян на глубине 1800 метров (5900 футов), что вынудило использовать гидролокатор высокого разрешения для завершения поиска. Осмотрев потенциальные цели, Мирнс и поисковая группа объявили 20 декабря, что они нашли «Кентавр» тем утром.

Обломки корабля были обнаружены в точке 27 ° 16,98′S 153 ° 59,22′E / 27,28300 ° ю.ш. 153,98700 ° в.д. / -27,28300; 153,98700 Координаты : 27 ° 16,98'S 153 ° 59,22'E / 27,28300 ° S 153,98700 ° E / -27,28300; 153,98700 (30 морских миль (56 км; 35 миль) к востоку от острова Мортон и менее 1 морской мили (1,9 км; 1,2 мили) от координат Риппона), на высоте 2059 метров (6755 футов) ниже уровня моря в овраг с крутыми стенами, шириной 150 метров (490 футов) и глубиной 90 метров (300 футов). Вернувшись на берег на Рождество и установив дистанционно управляемый аппарат (ROV) на борту Seahorse Spirit, поисковая группа приступила к работе по задокументированию места крушения, с помощью первых фотографий, сделанных ROV ранним утром 10 октября. Январь 2010 года, подтверждающее, что это затонувший корабль Centaur. Условия для документирования госпитального корабля не были оптимальными при первом погружении с ТПА, и еще три погружения были совершены 11 и 12 января. Во время четырех погружений было собрано более 24 часов видеозаписи, а также многочисленные фотографии: особенности, идентифицированные во время операции, включают идентификационный номер Красного Креста, опознавательные знаки корабля-госпиталя и судовой колокол. Место крушения «Кентавра» было помечено как военная могила и защищено запретной зоной судоходства в соответствии с Законом об исторических кораблекрушениях 1976 г..

Мемориалы
Витраж с изображением Кентавра AHS в Главной больнице Concord Repatriation

В 1948 году медсестры Квинсленда учредили «Мемориальный фонд медсестер Кентавра», который на вырученные деньги купил учреждение, назвав его «Дом Кентавра»; учреждение, поддерживающее медсестер путем проведения дружеских встреч и предоставления недорогого жилья медсестрам за городом. Оригинальный Дом Кентавров был продан в 1971 году, а новое здание было куплено и переименовано. Второй Centaur House был продан в 1979 году, и, хотя фонд все еще существует, ему больше не принадлежит физический объект. 15 сентября 1968 года в Калаундре, Квинсленд, была открыта пирамида из камней, возведенная местным Международным Ротари Клубом. В 1990 году витраж мемориального окна с изображением Кентавра вместе с мемориальной доской с перечислением имен погибших в результате нападения был установлен в Главной больнице Конкорд Репатриэйшн по цене A 16000 долларов. Экспозиция о Кентавре была размещена в Австралийском военном мемориале. Центральным элементом дисплея была масштабная модель Кентавра, подаренная Мемориалу Blue Funnel Line, и на дисплее были представлены предметы, подаренные выжившими, такие как спасательный жилет, сигнальная ракета и медицинский Комплект. Его сняли в 1992 году, чтобы освободить место для выставки, связанной с войной во Вьетнаме.

Мемориал кентавров в Point Danger, в Coolangatta, Queensland

Мемориал Centaur был открыт в Point Danger, Coolangatta, Квинсленд, 14 мая 1993 года, в 50-ю годовщину затопления. Он состоит из монументального камня, увенчанного пирамидой, окруженного плиточным рвом с мемориальными досками, объясняющими это поминовение. Мемориал окружен парком с променадом, обращенным к морю, с мемориальными досками, посвященными другим торговым флотам и Королевским австралийским флотам, потерянным во время Второй мировой войны. Открытие мемориала осуществил министр по делам ветеранов, сенатор Джон Фолкнер.

12 января 2010 года на носовой палубе «Кентавра» во время четвертого и последнего погружения ТПА на госпитальном корабле была установлена ​​мемориальная доска. Обычно это было бы нарушением Закона об исторических кораблекрушениях, но специальное разрешение разрешило маневр, так как размещение мемориальной доски на морском дне рядом с кораблем привело бы к тому, что она погрузилась в осадочные породы. После обнаружения корабля 2 марта 2010 г. на национальной поминальной службе в соборе Святого Иоанна в Брисбене присутствовало более 600 человек, в том числе премьер-министр Кевин Радд. Вторая церемония для 300 родственников персонала госпиталя прошла на борту HMAS Manoora 24 сентября. Во время службы, которая произошла над местом крушения, были возложены венки и развеян прах трех выживших.

Сноски
Цитаты
Ссылки
Книги
  • Адам- Смит, Пэтси (1984). Австралийские женщины на войне. Мельбурн, Виктория: Томас Нельсон, Австралия. ISBN 0-17-006408-5. OCLC 12750077.
  • Деннис, Питер; Грей, Джеффри; Моррис, Юэн; Прайор, Робин (2008). Оксфордский компаньон по австралийской военной истории (2-е изд.). Южный Мельбурн, Виктория: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-551784-2. OCLC 271822831.
  • Фрейм, Том (2004). Круиз без удовольствия: история ВМС Австралии. Воронье гнездо, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин. ISBN 1-74114-233-4. OCLC 55980812.
  • «Гилмор». Словарь американских военно-морских боевых кораблей. Vol. 3. Вашингтон, округ Колумбия: Военно-морское ведомство - военно-морской исторический центр. 1968. LCC VA61.A53. Архивировано из оригинала 19 мая 2009 г. Получено 2 июня 2009 г.
  • Джилл, Джордж Хермон (1968). "Битва на линиях снабжения". Королевский флот Австралии, 1942–1945 гг.. Австралия в войне 1939–1945 гг., серия 2 - флот. Том II. Канберра: Австралийский военный мемориал. С. 250–93. OCLC 65475.
  • Гудман, Руперт (1988). Наши военные медсестры: история медсестры Королевской австралийской армии 1902–1988. Bowen Hills, NSW: Boolarong Publications. ISBN 0-86439-040-8. OCLC 29016571.
  • Джексон, Тревор (2007). Дайвинг на затонувшие корабли в Южном Квинсленде. Брисбен, Квинсленд: Джексон, Т. (самоиздание).
  • Дженкинс, Дэвид (1992). Battle Surface! Подводная война Японии против Австралии 1942–44. Милсонс-Пойнт, Новый Южный Уэльс: Random House Australia. ISBN 0-09-182638-1. OCLC 0091826381.
  • Кенни, Джордж Черчилль (1987) [1949]. Общие отчеты Кенни: личная история Тихоокеанской войны. Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС, ВВС США. ISBN 0-912799-44-7. OCLC 16466573.
  • МакКернан, Майкл (1983). Все в! Австралия во время Второй мировой войны. Мельбурн, Виктория: Томас Нельсон, Австралия. ISBN 0-17-005946-4. OCLC 10410056.
  • Миллиган, Кристофер; Фоли, Джон (2003). Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» - миф об иммунитете. Хендра, QLD: Nairana Publications. ISBN 0-646-13715-8. OCLC 31291428.
  • Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (1992) [1972]. Хронология войны на море 1939–1945 гг.: военно-морская история Второй мировой войны. Мастерс, Дерек (переводчик) (2-е, исправленное изд.). Лондон: Greenhill Books. ISBN 0-7110-0277-0. OCLC 26491361.
  • Смит, Алан (май 1992 г.) [1991]. Три минуты времени - торпедирование австралийского госпитального корабля "Кентавр" (2-е изд.). Майами, QLD: Историческое общество Нижней реки Твид. ISBN 0-646-07631-0. OCLC 27554937.
  • Стивенс, Дэвид (2005). «Приложение V» (PDF). Критическая уязвимость: влияние подводной угрозы на морскую оборону Австралии 1915–1954 гг. Статьи по морским делам Австралии. № 15. Канберра: Sea Power Center Australia. ISBN 0-642-29625-1. ISSN 1327-5658. OCLC 62548623. Архивировано из оригинала (PDF) 30 октября 2008 г. Дата обращения 2 июня 2009 г.
Журнальные и новостные статьи
Другие СМИ
Внешние ссылки и дополнительная литература
На Викискладе есть материалы, связанные с Centaur (корабль, 1924 г.) ) .

Последняя правка сделана 2021-06-07 20:53:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте