SA 360 Dauphin | |
---|---|
Aérospatiale SA365C 2 Dauphin немецкой полиции | |
Роль | Вертолет общего назначения |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Aérospatiale |
Первый полет | 2 июня 1972 |
Введение | 1976 |
Произведено | 1976–77 |
Количество построенных | 2 прототипа + 34 серийных образца |
Разработано в | Eurocopter AS365 Dauphin |
Aérospatiale SA 360 Dauphin - однодвигательный французский вертолет общего назначения, разработанный и произведенный аэрокосмическим производителем Aérospatiale.
. Он был разработан в начале 1970-х в качестве замены для популярного вертолета Alouette III, а также для восполнения очевидного пробела в существующей продуктовой линейке компании, попадая в категорию шестиместных вертолетов. Выполняя свой первый полет 2 июня 1972 года, прототипы продемонстрировали летно-технические характеристики, установив три мировых рекорда скорости полета для вертолетов в классе 1750–3000 кг. Dauphin продавался как гражданским, так и военным потребителям, однако, поскольку новый вертолет якобы имел небольшое преимущество перед своим предшественником, этот тип имел лишь ограниченную рыночную привлекательность и плохо продавался.
В конечном итоге производство SA 360 Dauphin было прекращено после того, как было построено всего несколько десятков вертолетов. Тем не менее, Aérospatiale не отказалась от дизайна, впоследствии разработав двухмоторный вариант SA 360, Dauphin 2, который оказался коммерчески успешным, поскольку производился более 40 лет.. После интеграции вертолетного подразделения Aérospatiale в многонациональный консорциум Eurocopter в 1992 обозначение Dauphin 2 было упразднено, а экземпляры, построенные Eurocopter, стали называть просто «Dauphin». ретроним «Дофин 1 » иногда применяется к исходному дофину, чтобы различать их.
В 1960-х годах французская авиастроительная компания Sud Aviation, которая объединилась в аэрокосмический производитель Aérospatiale в конце десятилетия разработала широкий спектр винтокрылых аппаратов, включая Gazelle, быстрый разведывательный / легкий ударный вертолет, и Puma, средний вертолет. многоцелевой вертолет. К концу того десятилетия компания осознала, что существует свободная ниша между меньшей Газелью и большей Puma, для которой можно разработать новый вертолет. Соответственно, в начале 1970-х годов компания Aérospatiale предприняла проект по разработке такого винтокрылого аппарата, в результате чего появился SA 360 Dauphin.
2 июня 1972, первый из двух прототипов Dauphin (регистрация F -WSQL) выполнила первый из 180 тестовых полетов в исходной конфигурации. Первоначально он был оснащен одним двигателем Turbomeca Astazou XVI с турбонаддувом, способным создавать тягу до 730 кВт (980 л.с.). Первоначальный дизайн Dauphin в значительной степени опирался на несколько других винтокрылых аппаратов Aérospatiale, в которых было применено устройство против крутящего момента fenestron от Gazelle и несущая система от Alouette III.. После первоначального периода оценки прототипы были внесены в ряд модификаций. Они включали увеличение мощности двигателя за счет применения более мощной силовой установки Astazou XVIIIA, способной генерировать до 780 кВт (1050 л.с.). Кроме того, оригинальные металлические лопасти ротора были заменены пластиковыми аналогами, инженеры Aérospatiale внесли это изменение с целью уменьшения как уровней вибрации, так и случаев резонанса земли.
Aérospatiale SA 360C на статическом дисплее, 2012 г.Таким образом модифицированные, испытательные полеты возобновились в мае 1973, как раз вовремя, чтобы представить новый самолет на Парижском авиасалоне того же года. Тем временем к программе испытаний присоединился второй прототип (регистрационный F-WSQX), первым вылетевший 29 января. На выставке первый прототип побил три мировых рекорда скорости полета вертолетов в классе 1750–3000 кг (FAI класс E-1d). Пилотируемый Роландом Коффиньотом, неся манекен, представляющий восемь пассажиров, он преодолел 100 км замкнутой цепи (299 км / ч, 186 миль / ч), 3 км по прямой (312 км / ч, 195 миль / ч) и 15 рекорды по прямому маршруту (303 км / ч, 189 миль / ч).
Серийное производство окончательной версии SA 360C было начато в 1974 году; первый завершенный самолет совершил свой первый полет в апреле 1975 года. Французский гражданский сертификат был получен в декабре того же года, а поставки клиентам начались в январе 1976 года. Между тем, Aérospatiale совершила полет на прототипе улучшенного Dauphin 2 почти за год до этого. это 24 января 1975 г.; что в конечном итоге станет похоронным звоном для оригинальной модели Dauphin. Вертолет такого размера, оснащенный только одним двигателем, воспринимался на рынке как что-то вроде аномалии и довольно слабой мощности, а это означало, что к концу 1976 года у Aérospatiale осталось 15 планеров - почти половина из произведенных на сегодняшний день. - без покупателей. Соответственно, производство этого типа было прекращено в течение следующего года, и его почти сразу же заменил двухмоторный AS365 Dauphin.
. Одинарный планер (строительный номер 1012, регистрационный F-WZAK) был изменен компанией Aérospatiale из стандартного. Конфигурация SA 360C в новую версию, которая была оптимизирована для жарких и высоких условий, обозначенная SA 360H. Основными отличиями от предыдущей конфигурации были установка еще более мощного двигателя Astazou XXB, способного обеспечить до 1040 кВт (1400 л.с.), а также использование первоначально разработанной роторной головки Starflex . для вертолета Aérospatiale AS350 Écureuil.
Впоследствии компания решила, что наиболее вероятными покупателями этой более мощной модели будут военное воздушное вооружение, поэтому единственный винтокрылый аппарат был дополнительно модифицирован и переделан. получил обозначение SA 360HCL (Helicoptere de Combat Leger - «Легкий боевой вертолет»). В этой конфигурации он был оснащен установленным на крыше, гироскопическим -стабилизированным прицелом и установленным в носу сенсорным блоком, включающим систему ночного видения и тепловизионную систему. Вооружение состояло из восьми пусковых установок для ракет Euromissile HOT с возможностью нести большую часть комплектов вооружения, использовавшихся на более легком вертолете Газель. Оборудованный таким образом, SA 360HCL мог нести в бой тринадцать боеготовых военнослужащих, а также использоваться для нейтрализации территорий или противотанковых войск. Этот единственный винтокрылый аппарат был взят на вооружение Armée de Terre для целей оценки, но производственного заказа на этот тип никогда не выполнялось.
Aérospatiale SA 360 Dauphin был одномоторным французским служебным вертолетом. Большая часть его конструкции была первоначально заимствована из Alouette III, которую Dauphin был разработан как преемник, и, таким образом, разделяет многие особенности, такие как лопасти четырехлопастного несущего винта, с этим более ранним винтокрылый аппарат. Большинство Dauphins было оснащено одной силовой установкой Astazou XVIIIA, способной генерировать до 780 кВт (1050 л.с. тяги; эта силовая установка была создана на основе двигателя Astazou XIV, который приводил в действие последние построенные образцы семейство Alouette III. Dauphin отличался полностью закрытой кабиной, в то время как мог быть оборудован сиденьями для максимум девяти пассажиров. Он был оснащен фиксированным хвостовым колесом ходовой частью с зазубренными главными колесами; это расположение, как сообщается, было источником затруднений при посадке на компактные вертолетные площадки.
Одним из наиболее заметных нововведений Dauphin по сравнению с Alouette III стало использование тринадцатилопастного fenestron устройства ограничения крутящего момента В то время как фенестрон был впервые представлен несколькими годами ранее на другом винтокрыле Aérospatiale, Gazelle, реализация Dauphin была значительно усовершенствована по сравнению с предыдущей компоновкой; направление гниения Движение было изменено, так что лопасть на дне была продвигающейся лопастью, первоначальное направление оказалось неблагоприятным, когда во время ранних испытаний Dauphin встретилось смывом основного ротора вниз. Испытания показали, что фенестрон имеет явные преимущества в характеристиках по сравнению с обычным рулевым винтом, что привело к его применению и во многих других винтокрылых машинах, следующих за Dauphin.
По словам автора авиации Дж. Мак Макклеллана, даже в его первоначальном виде., летные качества Dauphin в целом были оценены пилотами. Одна небольшая область критики заключалась в том, что пилотам приходилось входить и выходить на передние сиденья через главную кабину, так как у винтокрылого аппарата не было передних дверей для экипажа; Пассажиры были также обеспокоены наличием в центре кабины значительной вертикальной колонны, на которой располагались основные толкатели. Эти недостатки были устранены в последующих версиях двухмоторного Dauphin 2.
Данные Air International Июль 1995 г.
Общие характеристики
Рабочие характеристики
Соответствующие разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Aérospatiale SA 360 Dauphin. |