Aérospatiale SA 330 Puma

редактировать
SA 330 Puma
A Royal Air Force Puma helicopter over the English countryside.jpg
A RAF HC1 Puma в полете, 2012 г.
РольВспомогательный вертолет
Национальное происхождениеФранция
ПроизводительSud Aviation. Aérospatiale
Первый полет15 апреля 1965 года
Введение1968
СтатусНа вооружении
Основные пользователиФранцузская армия. Королевские военно-воздушные силы. Румынские ВВС. Пакистанская армия
Производство1968 г. –1987
Количество построенных697
ВариантыIAR 330. Atlas Oryx
Разработано вEurocopter AS332 Super Puma. Eurocopter AS532 Cougar. Denel Rooivalk

Aérospatiale SA 330 Puma - четырехлопастный двухмоторный средний транспортный / служебный вертолет . Первоначально Puma была построена Sud Aviation из Франции, и продолжала производиться Aérospatiale. Он также был построен по лицензии в Румынии как IAR 330 ; две нелицензированные производные, Denel Rooivalk и Atlas Oryx, были произведены в Южной Африке. Puma имела коммерческий успех и быстро превратилась в более совершенные модели, такие как AS332 Super Puma и AS532 Cougar, производимые Eurocopter с начала 1990-х годов. Эти потомки Puma продолжают выпускаться и в 21 веке.

«Пума» участвовала в боях на различных театрах военных действий, проводимых разными операторами; важные операции включают войну в Персидском заливе, южноафриканскую пограничную войну, португальскую колониальную войну, югославские войны, Гражданская война в Ливане, война в Ираке и война за Фолклендские острова. Этот тип также широко использовался в гражданской сфере и эксплуатировался рядом гражданских операторов.

Содержание

  • 1 Разработка
  • 2 Дизайн
  • 3 История эксплуатации
    • 3,1 Аргентина
    • 3,2 Франция
    • 3,3 Ливан
    • 3,4 Марокко
    • 3,5 Пакистан
    • 3,6 Португалия
    • 3,7 Южная Африка
    • 3,8 Соединенное Королевство
    • 3,9 Гражданское
  • 4 Варианты
    • 4.1 Версии Aérospatiale
    • 4.2 Версии других производителей
  • 5 Операторы
    • 5.1 Текущие операторы
    • 5.2 Бывшие операторы
  • 6 Технические характеристики (SA 330H Puma)
  • 7 Заметные появления в СМИ
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Цитаты
    • 9.2 Библиография
  • 10 Внешние ссылки

Разработка

SA 330 Puma был первоначально разработан Sud Aviation для удовлетворения требований французской армии в среднеразмерном всепогодном вертолете, способном нести до 20 солдат, а также различные грузоперевозки. Выбор был сделан в пользу разработки совершенно новой конструкции вертолета, работы начались в 1963 году при поддержке правительства Франции. Первый из двух прототипов Puma поднялся в воздух 15 апреля 1965 года; Были также построены еще шесть опытных образцов, последний из которых поднялся в воздух 30 июля 1968 года. Первый серийный SA 330 Puma поднялся в воздух в сентябре 1968 года, а поставки во французскую армию начались в начале 1969 года.

SA 330B Puma, 2004

В 1967 году Puma была выбрана Королевскими военно-воздушными силами (RAF), которые были впечатлены характеристиками Puma. Ему было присвоено обозначение Puma HC Mk 1. Важное соглашение о совместном производстве было заключено между Aerospatiale и Westland Helicopters из Великобритании; Тесное сотрудничество между французскими и британскими фирмами также привело бы к последующим закупкам Aérospatiale Gazelle Соединенным Королевством и Westland Lynx Францией. В соответствии с этим соглашением Westland изготовила ряд компонентов для Puma; кроме того, он также выполнил сборку Puma по заказу RAF.

SA 330 имел успех на экспортном рынке, многие страны закупили военные варианты Puma для службы в своих вооруженных силах; этот тип также получил широкое распространение на гражданском рынке и нашел широкое применение операторами при транспортировке на оффшорные нефтяные платформы. На протяжении большей части 1970-х SA 330 Puma был самым продаваемым транспортным вертолетом, производимым в Европе. К июлю 1978 года более 50 Pum уже были доставлены гражданским заказчикам, а мировой флот наработал более 500 000 часов.

Румыния заключила соглашение с Aerospatiale о производстве Puma по лицензии в качестве IAR 330, производя не менее 163 таких самолетов для румынских вооруженных сил, гражданских операторов и нескольких собственных экспортных заказчиков. Индонезия также произвела внутреннее производство SA 330. Южная Африка, активный пользователь этого типа, выполнила свою собственную основную программу модификации и производства, проводимую государственной Atlas Aircraft Corporation для модернизации своих собственных Pumas, получившийся самолет получил название Орикс. В 1990-х годах Denel также разработал ударный вертолет для ВВС Южной Африки на базе Puma, известный как Denel Rooivalk.

. В 1974 году Aerospatiale начала разработка улучшенных вариантов Puma с целью создания преемника этого типа; Эти усилия будут объединены в AS332 Super Puma. Первый прототип AS332 Super Puma поднялся в воздух 13 сентября 1978 года и имел более мощные двигатели и более аэродинамически эффективный удлиненный фюзеляж; к 1980 году производство AS332 Super Puma обогнало производство SA 330 Puma. Производство SA 330 Puma компанией Aérospatiale было прекращено в 1987 году, и к тому времени было продано 697 автомобилей; производство в Румынии продолжится в 21 веке.

Дизайн

ВВС Испании SA 300L Puma, 2008

SA 330 Puma - двухмоторный вертолет, предназначенный для перевозки персонала и логистики вспомогательные обязанности. В качестве военнослужащего на складных сиденьях можно разместить до 16 солдат; в конфигурации эвакуации раненых кабина может вместить шесть носилок и четыре дополнительных человека; Puma также может выполнять обязанности по транспортировке грузов, используя в качестве альтернативы внешнюю стропу или внутреннюю кабину, с максимальным весом 2500 кг. Гражданские «Пумы» отличаются разнообразной компоновкой пассажирских салонов, в том числе предназначенной для обслуживания VIP. В поисково-спасательных целях обычно устанавливают подъемник, часто устанавливаемый на правом борту фюзеляжа.

Пара установленных на крыше Turbomeca Turmo турбовальных двигателей приводит Четырехлопастный несущий винт Puma. Роторы вертолета приводятся в движение со скоростью примерно 265 об / мин через пятиступенчатую коробку передач. Конструкция трансмиссии включала несколько уникальных и необычных для того времени инноваций, таких как изготовление отдельных деталей вала ротора и антивибрационные меры, встроенные в главный редуктор и лопасти несущего винта. На Puma также была установлена ​​автоматическая система проверки лопастей, которая предотвращала появление усталостных трещин в лопастях ротора и предупреждала их об этом. На борту есть две гидравлические системы, они работают полностью независимо друг от друга, одна система обеспечивает питание только органов управления полетом самолета, а другая - автопилота, шасси, тормоза несущего винта и органов управления полетом.

В полете, Puma была разработана, чтобы быть способной развивать высокие скорости, демонстрировать отличную маневренность и иметь хорошие характеристики при высоких температурах; двигатели имеют намеренно высокий уровень резервной мощности, чтобы Puma могла эффективно летать с максимальным весом с одним работающим двигателем и продолжать выполнение своей миссии, если того потребуют обстоятельства. В кабине есть обычные двойные органы управления для пилота и второго пилота, третье место в кабине предусмотрено для члена резервного экипажа или командира. Puma оснащена электрогидравлическим автопилотом SFIM-Newmark Type 127; автопилот может стабилизировать по крену и тангажу, оператор грузового крюка может также вводить корректирующие корректировки положения вертолета со своего места через автопилот.

Puma легко транспортируется по воздуху с помощью тактических самолетов, таких как Transall C-160 и Lockheed C-130 Hercules ; несущий винт, шасси и хвостовая балка являются съемными для уменьшения занимаемой площади. Простота обслуживания была одной из целей, преследуемых при разработке Puma; многие компоненты и системы, требующие регулярного осмотра, были размещены так, чтобы их было видно с уровня земли, использование компонентов с ограниченным сроком службы было сведено к минимуму, а ключевые участки механических систем были спроектированы таким образом, чтобы к ним можно было легко получить доступ. Puma также может работать в ночное время, в суровых условиях полета или в широком диапазоне климатов от Арктики до пустыни сред.

Хотя во время После первоначального серийного производства многочисленные операторы Pumas установили дополнительные функции и современное оборудование в течение всего срока службы самолета. RAF оснастили свой флот Puma навигационным оборудованием Global Positioning System (GPS), а также набором средств самообороны, включая инфракрасные глушители и автоматические осветительные ракеты / дозаторы соломы, а также очки ночного видения для ночных полетов. Легкая авиация французской армии модернизировала свои Pumas в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации, это потребовало дополнительных цифровых систем к самолету, включая новые системы управления полетами, такие как канал передачи данных Sitalat . Сторонние компании, такие как Thunder City в Южной Африке, предоставили программы продления срока службы и модернизации Puma, некоторые операторы решили обновить свой парк с помощью стеклянных кокпитов.

История эксплуатации

Аргентина

Во время Фолклендской войны / Герра-де-Мальвинас в 1982 году пять SA 330 Pumas аргентинской армии и один аргентинской береговой охраны были развернуты в театре; они могли либо действовать с палуб военно-морских судов, либо выполнять миссии по всей ширине островов; все погибли в последовавшем конфликте. 3 апреля во время высадки аргентинских войск в рамках захвата Южной Георгии «Пума» был серьезно поврежден огнем из стрелкового оружия британских наземных войск и вскоре после этого врезался в местность. 9 мая единственный «Пума» был уничтожен зенитной ракетой Sea Dart , запущенной с HMS Coventry. 23 мая пара Royal Navy Sea Harrier перехватила три аргентинских пумы во время миссии снабжения в Порт-Ховард ; во время последующего боя одна «Пума» была уничтожена столкновением с местностью, вторая была выведена из строя и впоследствии уничтожена пушечным огнем «Морских луков», третья «Пума» скрылась. 30 мая «Пума» была потеряна в окрестностях горы Кент при неизвестных обстоятельствах, возможно, из-за дружественного огня.

Франция

В сентябре 1979 года четыре «Пумы» были задействованы во время операции «Барракуда». для транспортировки французской штурмовой группы непосредственно к правительственной штаб-квартире Центральноафриканской империи ; после чего конфискованные ценности и различные дипломатические и политические документы были быстро доставлены в близлежащее французское посольство непрерывными воздушными лифтами Pumas.

Одним из отличительных примеров использования Puma на французской службе было использование VIP-транспорт для перевозки президента Франции как дома, так и во время дипломатических встреч за границей; эти обязанности были переданы более крупному AS332 Super Puma, когда он стал доступен в достаточном количестве.

Французская Puma во время операции «Щит пустыни», 1990

Во время 1991 Первой войны в Персидском заливе Франция решила направить несколько пумов в поддержку сил коалиции, участвующих в конфликте с иракским Саддамом Хусейном. Те Pumas, которым была поручена функция выполнения боевых поисково-спасательных операций, были быстро модернизированы приемниками GPS, чтобы улучшить свои навигационные возможности.

В рамках вклада Франции в 1990-е годы вмешательство НАТО в в югославских войнах, ряд французских PUMA действовали в регионе наряду с другими операторами Puma, такими как Великобритания и Объединенные Арабские Эмираты ; одной из частых миссий этого типа было оказание жизненно важной гуманитарной помощи беженцам, спасающимся от продолжающегося этнического геноцида. В апреле 1994 года французский Puma выполнил ночную эвакуацию британского отделения SAS и сбитого пилота Sea Harrier из глубины враждебной боснийской территории, самолет прибыл под огнём стрелкового оружия при отступлении с территории. 18 июня 1999 г. 20 Puma выполнили единую скоординированную воздушную атаку двух рот французских десантников, что помогло возглавить быстрое обеспечение Косовской Митровицы наземными силами НАТО.

В 2010 году и французская армия, и французский флот решили приобрести отдельные варианты NHIndustries NH90, чтобы в конечном итоге заменить Puma на французской военной службе.

Около 20 SA 330 Pumas остаются в Служба ВВС и космических сил Франции по состоянию на 2016 год. Две пумы из Escadron d'Hélicoptères 1/67 'Pyrénées (EH 1/60) были развернуты в Чаде и Нигере с июня 2014 года в рамках операции Бархане по подавлению исламистского повстанческого движения в регионе Сахель. Первоначально операция осуществлялась из Нджамены в Чаде, затем отряд двинулся вперед в Дирку и Мадама в Нигере, поддерживая наземные войска и перекрывая маршруты снабжения повстанцев. Отряд вернулся во Францию ​​в сентябре 2015 года, его сменили вертолеты французской армии.

Ливан

В 1980–84 гг. ВВС Ливана получили из Франции десять SA 330C Pumas для оснащения своей недавно созданной 9-й транспортной эскадрильи на Бейрутской авиабазе, где она изначально базировалась. В 1983 году эскадрилья была переброшена к северу от ливанской столицы, машины были рассредоточены на небольших импровизированных вертолетных площадках вокруг Джунии и Адмы по соображениям безопасности. 23 августа 1984 г. вертолет Puma, на борту которого находился начальник штаба Ливанских вооруженных сил 'и командующий седьмой бригадой, генерал и восемь других старших офицеров, потерпели крушение в густом тумане возле Бейрут, все пассажиры и члены экипажа убиты. 1 июня 1987 года премьер-министр Ливана Рашид Карами был убит на борту вертолета Puma, летевшего в Бейрут, когда в атташе, лежавшем у него на коленях, взорвалась бомба. В результате взрыва пострадали министр внутренних дел и трое из двенадцати других помощников и членов экипажа вертолета, который был серьезно поврежден. 17 января 1988 года еще один вертолет Puma разбился в Средиземном море у побережья Буара, в результате чего погибли пилот капитан Жорж Садака и второй пилот Жан Аззи, хотя их тела так и не были найдены. Во время заключительной фазы гражданской войны в Ливане флот Puma - теперь сокращенный до семи или шести вертолетов в летных условиях - использовался в полетах связи с соседним Кипром от имени генерала Временное военное правительство Мишеля Ауна, хотя из-за нехватки топлива и проблем с обслуживанием их экипажи вынуждены были заземлять их большую часть времени до конца войны в октябре 1990 года.

После войны, Ливанские ВВС командование прилагало последовательные усилия по восстановлению своей транспортной вертолетной эскадрильи с помощью Объединенных Арабских Эмиратов и семи вертолетов IAR 330 SM, ранее находившихся на вооружении Объединенных Арабских Emirates Air Force были поставлены в 2010 году.

В 2013 году ВВС Ливана переоборудовали IAR 330 SM в боевой вертолет, установив на усиленные боковые шарнирные опоры одиночный ADEN Mk 4/5 30-мм револьверная пушка на модифицированной гондоле и пара 68-мм реактивных гранатометов SNEB tak ru из списанных истребителей Hawker Hunter FGA.70 и FGA.70A . Переименованный в SA 330SM, новый боевой вертолет «Пума» прошел испытания 10 октября того же года во время воздушных маневров, проводившихся на авиабазе Хамат. Хотя трассы прошли успешно, SA 300SM не был принят на вооружение, и командование ВВС Ливана остановилось на вооруженной версии Eurocopter AS532 Cougar, из которых семь вертолетов планировалось получить в следующие три года.

Марокко

В 1974 г. Марокко заключило соглашение с Францией на закупку 40 вертолетов Puma для своих вооруженных сил. В течение 1970-х и 1980-х годов марокканские пумы несли службу против сепаратистов Фронта ПОЛИСАРИО и помогли установить больший контроль над регионом Западной Сахары ; Использование авиации марокканскими силами было серьезно ограничено после того, как несколько самолетов были потеряны или повреждены из-за наличия советских зенитных ракет 2К12 Куб в руках повстанцев в начале 1980-х.

В октябре 2007 года в рамках сделки на 2 миллиарда евро между Марокко и Францией в общей сложности 25 марокканских пумов должны пройти обширную модернизацию и модернизацию.

Пакистан

Пакистанская армия была использование Пумы для перевозки личного состава армии, еды и снаряжения в Сиачен. Ледник Сиачен - самое высокое поле битвы на земле. Пакистан сохраняет постоянное военное присутствие в регионе на высоте более 6000 метров.

Португалия

В 1969 году Португалия стала одним из первых экспортных заказчиков Puma, заказав 12 вертолетов для португальских ВВС ; Португалия также будет первой страной, которая использует пумы в боевых действиях во время португальской колониальной войны ; этот тип использовался в оперативных целях для пополнения парка меньших вертолетов Alouette III во время Анголы и войн за независимость Мозамбика, тип имел преимущества большей автономии и транспорта по сравнению с другими вертолетами.

В 80-е годы Португалия вступила в незаконный договор с Южной Африкой, чтобы обойти эмбарго ООН применяется к Южной Африке, в соответствии с которой Франция отказалась предоставить модернизацию и запасные части для собственного флота Южной Африки Puma. В рамках секретной сделки Португалия заказала более мощные двигатели и новую авионику с публичным намерением использовать их на своих собственных Pumas, однако многие компоненты были переадресованы через Заир подставную компанию южноафриканской оборонной фирме Armscorp, где они были использованы для капитального ремонта, модернизации и восстановления существующих Pumas, что в конечном итоге привело к созданию Atlas Oryx ; Португальские Pumas также получили значительные обновления, которые были оплачены в соответствии с условиями соглашения.

В 2006 году португальские ВВС начали получать поставки AgustaWestland AW101 Merlin, большего размера и более высокого качества. способный вертолет, заменяющий стареющий парк Puma.

С 2007 года Португалия безуспешно пыталась продать 8 Puma. В мае 2015 года компания снова пытается их продать.

Южная Африка

Южноафриканские ВВС Puma, 2011

Начиная с 1972 года, Pumas, эксплуатируемые SAAF, были развернуты для расширенных операций в соседних Намибия и Ангола во время пограничной войны. Во время первого развертывания на Восточном Каприви один из членов экипажа Puma стал первым членом SAAF, удостоенным Honoris Crux. «Пума» участвовала в обычных войсках; быстрое развертывание во время «последующих» операций; выступающие в роли радиореле ; эвакуация раненых ; спасение сбитого экипажа; вставка Спецназ ; и крупномасштабные трансграничные операции, такие как Savannah, Uric, Protea, Super и Modular.

Большинство закупок южноафриканских Puma, включая запасные части, было сделано до ожидаемого эмбарго Организации Объединенных Наций , которое было применено в 1977 году. Южная Африка впоследствии модернизировала многие из своих Puma, в конечном итоге достигнув производный коренной Атлас Орикс ; внешняя помощь и компоненты были получены посредством секретных сделок с участием Португалии в эпоху эмбарго на поставки оружия.

В декабре 1979 года правительство Южной Африки признало присутствие своих вооруженных сил, действующих в Зимбабве ; Пумы обычно использовались для поддержки сухопутных войск южноафриканской армии. В июне 1980 года 20 пумы сопровождали 8000 солдат во время вторжения Южной Африки в Анголу в преследовании националистических боевиков СВАПО. В 1982 году правительство подтвердило, что 15 военнослужащих были убиты, когда южноафриканская «Пума» была сбита силами СВАПО, это была одна из самых серьезных потерь, понесенных в ходе единственного инцидента в конфликте.

В 1990-е годы подполье попытки закупить излишки пумы СААФ были предприняты тогдашним президентом Паскалем Лиссубой из Республики Конго, скорее всего, предназначенными для использования в гражданской войне в Конго. Когда MTS Oceanos затонул у берегов Южной Африки в 1991 году, целых 13 «Пум» сыграли решающую роль в спасательных операциях, спасая 219 выживших при плохих погодных условиях.

Великобритания

Модернизированная британская Puma HC2 в 2014 году

Первые две модели Puma для Королевских ВВС были доставлены 29 января 1971 года, при этом сформировалась первая боевая эскадрилья (33-я эскадрилья ) по адресу RAF Odiham 14 июня 1971 года. RAF закажет в общей сложности 48 Puma HC Mk 1 для транспортных задач; во время Фолклендской войны дополнительный SA 330J, ранее находившийся в ведении Военно-морской префектуры Аргентины, был захвачен британскими войсками и отправлен обратно в Великобританию, где несколько лет использовался в качестве статического тренировочного средства Королевских ВВС. Этот SA 330J был позже отремонтирован компанией Westland с использованием деталей от поврежденных RAF Puma XW215 и передан на вооружение RAF после длительного ремонта как ZE449. Puma стала обычным транспортным средством для британских спецназовцев, таких как SAS, и была описана как «хорошая для секретных задач».

В период с начала 1970-х по 1990-е годы RAF Пумы базировались в RAF Odiham (33 Squadron и 240 OCU ), RAF Gutersloh (230 Squadron ) и No. 1563 Рейс RAF в RAF Belize. Во время Неприятностей отряд также обычно базировался в RAF Aldergrove в Северной Ирландии. В 1994 году 230-я эскадрилья была переведена в RAF Aldergrove, чтобы обеспечить постоянное присутствие в составе Westland Wessex из 72-й эскадрильи. В 2009 году 230-я эскадрилья перебазировалась в RAF Benson вместе с 33-й эскадрильей из RAF Odiham.

Royal Air Force Pumas также находились на действительной службе в Венесуэле, Ираке, Югославия и Заир. Великобритания часто отправляла пумы для оказания помощи при стихийных бедствиях и гуманитарных миссий, например, во время наводнения в Мозамбике в 2000 году и внезапного наводнения на Ямайке в 1988 году ; и для проведения миротворческих операций в таких регионах, как Зимбабве и Персидский залив.

. В разгар Первой войны в Персидском заливе объединенные силы Пум из 230 и 33 эскадрилий оказались решающими в быстрой мобилизации и развертывание войск для предотвращения саботажа иракскими войсками нефтяного месторождения Румайла. С начала войны в Ираке, между 2003 и 2009 годами, RAF Pumas использовались для обеспечения мобильности войск на театре военных действий. 15 апреля 2007 года две «Пумы» ВВС Великобритании столкнулись во время операции спецназа недалеко от Багдада, Ирака. В ноябре 2007 г. «Пума» разбился во время операции по борьбе с повстанцами в Ираке; расследование установило, что причиной в первую очередь является ошибка пилота, однако Министерство обороны (МО) подверглось критике за то, что не оснастили RAF Pumas очками ночного видения и неадекватные проверки технического обслуживания, ставящие под угрозу безопасность, эти недостатки были устранены после инцидента.

Чтобы продлить срок службы этого типа, в 2002 году Великобритания приобрела шесть бывших южноафриканских SA 330L. Программа по проведению обширной модернизации Pumas ВВС Великобритании дала первый результат Puma HC Mk2 поступит в эксплуатацию в конце 2012 года и был завершен к началу 2014 года, что позволило флоту Puma оставаться в эксплуатации до 2025 года. В 2008 году предусматривалось, что 30 самолетов будут модернизированы, впоследствии их количество было сокращено до 22, а позже. пересмотрен в сторону увеличения, в общей сложности должно быть произведено 24 HC Mk2 Pumas. Обновления включают интеграцию двух двигателей Turbomeca Makila, новые коробки передач и хвостовые винты, новые органы управления двигателем, цифровой автопилот, систему управления полетом, улучшенный набор средств защиты, а также баллистическую защиту для экипажа и пассажиров вертолета.. Модернизированный самолет может перевозить вдвое большую полезную нагрузку на расстояние в три раза больше, чем его предшественник, и будет использоваться для тактической транспортировки войск, а также для боевых и гуманитарных операций с быстрым перемещением контингентов.

Гражданский

Одним из крупнейших и известных операторов этого типа была Bristow Helicopters, где Puma регулярно использовалась для морских операций над Северным морем. в течение 1970-х годов Bristow стремилась начать замену своих вертолетов Sikorsky S-61, Puma была выбрана после того, как Aerospatiale сделала предложение по очень конкурентоспособной цене; Puma G-BFSV была первой моделью, поступившей на вооружение Bristow. С 1979 года Puma составляла основу флота Bristow; этот тип принял на себя обязанности уходящих на пенсию вертолетов Бристоу Westland Wessex в 1981 году. В 1982 году Бристоу ввел в строй более мощную Super Puma, пополнив свой тогдашний общий парк из 11 SA 330J Pumas.

Erickson. с 2014 года эксплуатирует четыре модели PUMA. Они используются для VERTREP (вертикальное пополнение запасов) 5-м и 7-м флотам ВМС США.

Варианты

ВВС Португалии Puma во время Учения по восстановлению Space Shuttle на авиабазе Лажеш, Азорские острова в 2004 году Французская армия Puma в RIAT 2010
Внешний видео
video iconФранцузская армия Puma во время учений
video iconВид из кабины самолета SA 330J
video iconИспанские ВВС SA 330 Puma на авиашоу в 2011 году

Версии Aérospatiale

SA 330A
Прототипы, первоначально называвшиеся «Alouette IV».
SA 330B
Первоначальная производственная версия для легкой авиации французской армии. Оснащен двигателями мощностью 884 кВт (1185 л.с.). 132, закупленных Францией.
SA 330 Orchidée
SA 330, модифицированный для установки радиолокационной системы наблюдения за полем боя Orchidée с вращающейся антенной под фюзеляжем для французской армии. Один демонстратор был построен в 1986 году. Программа Orchidée была отменена в 1990 году, но прототип снова был принят на вооружение в 1991 году для участия в войне в Персидском заливе, что привело к производству аналогичной системы на основе Eurocopter Cougar.
SA 330C
Версия для первоначального экспортного производства. Оснащен двигателями мощностью 1 044 кВт (1400 л.с.).
SA.330E
Версия, производимая Westland Helicopters для ВВС Великобритании под обозначением Puma HC Mk. 1.
SA.330F
Первоначальная гражданская экспортная серийная версия с турбовальными двигателями.
SA.330G
Модернизированная гражданская версия мощностью 1175 кВт (1575 л.с.
SA.330H
Модернизированная французская армия и экспортная версия с двигателями и составными лопастями несущего винта. Обозначен SA 330Ba ВВС Франции. Все уцелевшие SA 330B французской армии переоборудованы под этот стандарт.
SA.330J
Модернизированная гражданская транспортная версия с композитными лопастями несущего винта и увеличенной максимальной взлетной массой.
SA.330L
Обновленная версия для условий «горячий и высокий ». Военный эквивалент гражданской SA.330J.
SA.330S
Модернизированная версия SA 330L (преобразованная из SA 330C) для ВВС Португалии. Оснащен двигателями Turbomeca Makila.
SA.330SM
Ливанская переоборудованная версия боевого вертолета за счет установки на усиленные шарнирные опоры с одной 30-мм револьверной пушкой ADEN Mk 4/5 на модифицированный отсек и пара 68-мм ракетных установок СНЭБ с каждой стороны.
SA.330Z
Прототип с рулевым винтом "фенестрон ".
SA.331 Puma Makila
Испытательный стенд для двигателей серии AS.332 Super Puma, оснащенный двумя двигателями Turbomeca Makila

Версии других производителей

Atlas Aircraft Corporation Oryx
Это модернизированный и модернизированный SA 330 Puma, построенный для ВВС Южной Африки.
IPTN NAS 330J
Это версия, которая была собрана IPTN из Индонезия под местным обозначением NAS 330J и обозначением Aerospatiale SA 330J. Было произведено одиннадцать единиц.
IAR 330
Это лицензионная версия SA 330 Puma производства Industria Aeronautică Română из Румынии. Обозначается как SA 330L компанией Aerospatiale.
IAR-330 Puma SOCAT
24 модифицирован для противотанковой войны.
IAR-330 Puma Naval
3 модифицирован для ВМС Румынии с использованием авионики SOCAT.
Westland Puma HC Mk 1
Эквивалент SA 330E, собранный Westland Helicopters для Королевских ВВС, первый полет 25 ноября 1970 г. Некоторые сходства с SA 330B на вооружении французских вооруженных сил. Королевские ВВС разместили первоначальный заказ на 40 самолетов Puma в 1967 году, а в 1979 году - еще на восемь устаревших самолетов.
Westland Puma HC Mk 2
Модифицированные Puma HC Mk1, всего 24 модернизированы с дополнительными мощные двигатели Turbomeca Makila 1A1, стеклянная кабина и новая авионика, безопасная связь и улучшенное оборудование самозащиты.

Операторы

Текущие операторы

A Французский Армия Aérospatiale Puma
Камерун
Чили
Демократическая Республика Конго
Эквадор
Франция
Габон
Гвинея
RAF Puma HC1 в Royal International Air Tattoo 2009
Индонезия
Кения
Кувейт
Ливан
Малави
Марокко
Ом an
Контрактная компания Puma пополняет запасы USS Benfold для Командования морских перевозок ВМС США
Пакистан
Румыния
Соединенное Королевство

Former operators

Algeria
Argentina
Belgium
An Aérospatiale Puma of the Spanish Air Force
Brazil
Chile
Ecuador
Ethiopia
Iraq
Ireland
Mexico
Nigeria
Philippines
A SA 330 Puma formerly used by Germany's Bundespolizei
Portugal
Senegal
South Africa
Togo
Tunisia
United Arab Emirates

Specifications (SA 330H Puma)

Orthographically projected diagram of the SA330 Puma Line Drawing

Data from Jane's All The World's Aircraft 1976–77

General characteristics

  • Crew:3
  • Capacity:16 passengers
  • Length:18.15 m (59 ft 6½ in)
  • Rotor diameter:15.00 m (49 ft 2½ in)
  • Height:5.14 m (16 ft 10½ in)
  • Disc area:177.0 m² (1,905 ft²)
  • Empty weight:3,536 kg (7,795 lb)
  • Max takeoff weight :7,000 kg (15,430 lb)
  • Powerplant:2× Turbomeca Turmo IVC turboshafts, 1,175 kW (1,575 hp) each

Performance

Armament.

  • Guns:
  • Notable appearances in media

    See also

    • Aviation portal
    • flagFrance portal

    Related development

    Aircraft of comparable role, configuration, and era

    Related lists

    References

    Citations

    Bibliography

    External links

    Wikimedia Commons has media related to SA 330 Puma.
    Последняя правка сделана 2021-06-12 21:42:07
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте