Землетрясение в Галилее, 749 год - 749 Galilee earthquake

редактировать
Землетрясение 749 года
Skitop111. jpg Скифополис (Бейт-Шеан) было одним из городов, разрушенных землетрясением 749
Землетрясение в Галилее 749 находится в Израиле Бегемоты Бегемоты Пелла Пелла Beit She'anБейт-Шеан Тиберий Тиберий Землетрясение в Галилее 749
Местная дата18 января 749
Величина7.0
Эпицентр32 ° 00'N 35 ° 30'E / 32 ° N 35,5 ° E / 32; 35,5 Координаты : 32 ° 00'N 35 ° 30'E / 32 ° N 35,5 ° E / 32; 35,5
Затронутые территориипровинция Билад аш-Шам, Омейядский халифат. (современный Израиль, Сирия, Палестина (Западный берег ), Иордания ) и Ливан
Макс. интенсивностьXI (экстремальная)
Потеринеизвестно, по сообщениям, десятки тысяч

Разрушительное землетрясение, известное в научной литературе как Землетрясение 749, произошло 18 января 749 г. в районах Омейядский халифат с эпицентром в Галилее. Наиболее сильно пострадали части Палестины и западной Трансиордании. Города Тверия, Бейт-Шеан Пелла, Гадара и Гиппопотам были в значительной степени разрушены, в то время как многие другие города по всему Леванту были сильно повреждены. Жертвы исчислялись десятками тысяч.

В еврейских источниках это землетрясение известно на иврите как רעש שביעית, Рааш Шевиит, букв. "седьмой шум", интерпретируемый учеными как означающий Землетрясение субботнего года, потому что землетрясение произошло в субботний год, буквально "седьмой год" по еврейскому календарю.

Содержание

  • 1 Ущерб и жертвы
  • 2 Религиозное значение
  • 3 Проблемы датировки и первоисточники
    • 3.1 Византийские источники
    • 3.2 Мусульманские источники
    • 3.3 Восточно-христианские источники
    • 3.4 Самаритянские источники
    • 3.5 Еврейские источники
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
    • 6.1 Библиография

Ущерб и жертвы

Согласно историческим источникам, подтвержденным археологическими находками, Скифополис (Бейт-Шеан), Тверия, Капернаум, Гиппопотам (Суссита), Джераш и Пелла, получила обширные повреждения. Коптский священник из Александрии сообщил, что опорные балки в домах в Египте сместились, а сирийский священник написал, что деревня около горы Фавор «переместилась на четыре мили». Другие источники сообщили о цунами в США, нескольких днях подземных толчков в Дамаске и городах, поглощенных землей. Город Умм-эль-Канатир и его древняя синагога были разрушены.

Исторические источники описывают, как число погибших в Иерусалиме исчислялось тысячами. Многие здания, в том числе мечеть Аль-Акса, были серьезно повреждены. Однако следует сделать некоторые оговорки. Мнение о серьезности ущерба, вызванного землетрясением 749, опровергается новыми исследованиями. Более ранние утверждения о том, что большие административные здания Омейядов к югу от мечети Аль-Акса были настолько сильно повреждены, что были заброшены и использовались в качестве каменоломен и источников извести, на этом месте были обнаружены печи для обжига извести, как сообщается, ошибочны, здания продолжают использоваться до землетрясения 1033. Точно так же новая арабская столица Рамла имеет лишь минимальные признаки повреждений.

Религиозное значение

Руины Бегемотов / Суситы

«Рааш шви'ит» - это упомянуты в пийютим (еврейских литургических стихотворениях). Некоторые раввины полагают, что землетрясение произошло в субботний год, и в этом случае термин переводится как «землетрясение седьмого года».

Проблемы датирования и первоисточники

Все местные и региональные каталоги землетрясений перечисляют одно или несколько землетрясений, которые затронули Ближний Восток в середине 8-го века, с зарегистрированными повреждениями в Египте, Ираке, Иордании, Палестина и Сирия. Первоисточники предлагают несколько лет для сейсмических событий, но сейсмические каталоги 1980-х и 1990-х годов согласились приписать все описания землетрясению, произошедшему 18 января 749 года. Это сокращение было основано на двух текстах на иврите, касающихся землетрясения в эту дату и памятный пост.

Другая точка зрения состоит в том, что первоисточники описывают по крайней мере два разных сейсмических события, разнесенных на три года по времени и на сотни километров на расстоянии. Это основано на сравнении доступных первичных источников за этот период.

Первое землетрясение могло ослабить ряд структур, в то время как второе землетрясение завершило процесс и стало непосредственной причиной их обрушения.

Византийские источники

Историк Феофан Исповедник (9 век) является одним из основных источников для 8 века. Он перечисляет два землетрясения, которые затронули Палестину и Левант в середине 8 века. Первое землетрясение датируется 18 января 6238 года по византийскому календарю (747 год в эпохе Анно Домини ). Феофан сообщает, что землетрясение затронуло Палестину у реки Иордан и всю Сирию. Сообщается, что церкви и монастыри рухнули в пустыне Священного города (Иерусалим ).

Феофан сообщает, что второе землетрясение произошло в 6241 году (749/750 в системе Anno Domini). Он не указывает точную дату повествование о землетрясении следует сразу же за записью Феофана о рождении Льва IV Хазара. Лев IV был сыном Константина V, и его рождение безопасно датируется 25 Январь 750 года.

Это второе землетрясение разрушило одни города в Сирии и повредило другие. По сообщениям, ряд городов соскользнул с горных позиций на «низменные равнины». По сообщениям, движущиеся города остановились на расстоянии около В 6 милях (9,7 км) от исходных позиций. Свидетели из Месопотамии сообщили, что земля раскололась на расстоянии 2 миль (3,2 км). Из этой новой пропасти образовался другой тип почвы », очень белый и песчаный ». В отчетах также говорилось о похожем на мула животном, выходящем из пропасти и усиливается человеческим голосом.

Расстояния в рассказе Феофана увеличены. В противном случае это достоверный отчет о землетрясении, вызвавшем оползни, разрывы поверхности и вскипания песка в полузасушливых районах. Такие события будут более обычными в сезон дождей в году. Единственным явно фантастическим элементом повествования является говорящее животное.

Считается, что Феофан использовал в качестве источника мелькитскую летопись, написанную ок. 780 в Палестине, а затем перевезены монахами, бежавшими от религиозных преследований в Палестине. Информация Феофана об Ираке и Северной Сирии, возможно, была основана на местных источниках, использующих эпоху Селевкидов, но которые начали свой подсчет с Весны 311 г. до н.э., а не с Падения 312 г. до н.э. Возникающая в результате ошибка транскрипции может объяснить, почему Феофан датирует свое второе землетрясение 750 годом, а не 749 годом.

Никифор I Константинопольский (9 век) дает почти идентичное описание землетрясения 750-й степени. Землетрясение 747 г. не описано в сохранившемся тексте Феофана, хотя это может быть связано с пробелом в соответствующем разделе рукописи.

Землетрясение 747 г. описано в Великом хронографе. и Малые хроники, в то время как события, связанные с землетрясением 750-го года, изображены там среди серии «чудесных событий», последовавших за рождением Льва IV. Сообщения об обоих землетрясениях встречаются в других хрониках, например, написанных Павлом Диаконом (8 век), Анастасием Библиотекарием (9 век) и Георгием Кедреносом (12 век).

Оба землетрясения отсутствуют в хрониках Евтихия Александрийского (10 век), Михаила Гликаса (12 век) и Льва Грамматика ( Георгий Хамартолос (IX век) дословно повторил рассказ Феофана о землетрясении 749/750 годов и прокомментировал только оракулоподобного мула Джоаннес Зонарас (14 век). датирует землетрясение как следствие падения Германикеи (современный Кахраманмараш ) руками Константина V. Это осадное событие датировано Феофаном 745/746 годом.

Мусульманские источники

Ас-Суюти сообщает о двух разных землетрясениях, которые повредили Иерусалим и Дамаск. Первое событие может быть датировано годом 130 по хиджре (747/748 Anno Domini), а второе - 141 годом по хиджре (748/749). Ас-Суюти использует в качестве первоисточника рассказ историка Абдаллы аль-Катира (8-9 века), переданный аль-Вадаем (14 век).

Этот рассказ сообщает, что Дамаск пострадал от землетрясения в 130 году по Хиджре, что заставило жителей города покинуть его. Птичий рынок Дамаска рухнул под обвалами. В 131 году по хиджре второе землетрясение раскололо крышу мечети. Открытое небо было видно изнутри мечети. Последующее землетрясение закрыло трещину в крыше мечети.

Историк Сибт ибн аль-Джаузи (13 век) дает неуверенный и, возможно, запутанный отчет об этом землетрясении. Ибн Тагрибирди (15 век) сообщает, что в 130 году по хиджре в Сирии произошло несколько сильных землетрясений. Иерусалим, как сообщается, был сильно поврежден, а Дамаск был заброшен на 40 дней. Население Дамаска бежало в безлюдные районы.

Мукадасси (10 век) сообщил, что землетрясение во времена Аббасидского халифата (750-1258) разрушило святилище, за исключением части, окружающей михраб. Его рассказ был связан с землетрясением 750-й степени. В 750 году умер Марван II из Омейядского халифата, и его сменила династия Аббасидов. Commemoratium de Casis Dei (808 г.) упоминает, что церковь Марии Неа все еще находилась в руинах после ее разрушения в результате землетрясения. Это может быть землетрясение 750-й степени или последующее землетрясение ранней эры Аббасидов.

Арабские сообщения об одном или двух землетрясениях появляются в двух сборниках традиционных рассказов семьи Абд эль-Рахмана из Иерусалима в XI веке. Составителями были двоюродные братья аль-Васити и Ибн аль-Мураджа. Согласно их рассказам, землетрясения повредили восточную и западную части Подворья Аль-Акса в Иерусалиме. Ремонт был заказан аль-Мансуром (годы правления 754-775), когда он посетил Иерусалим в 141 году по хиджре (757/758 Anno Domini). Мечеть Аль-Акса ремонтировали 757 человек, но затем она была повреждена новым землетрясением. Он был снова отремонтирован по приказу аль-Махди (годы правления 775-785) после его визита в Иерусалим в 163 году по Хиджре.

Одна из традиций, сохраненных Ибн аль-Мураджей. что первое землетрясение произошло во время Рамадана 130 года по Хиджре (в мае), холодной и дождливой ночью. В мечети появилась трещина, которая якобы сразу закрылась по приказу Неба. Мусульманская литература часто связывает рассказы о землетрясениях со священным месяцем Рамадан, поэтому предложенная дата могла быть выбрана, чтобы история казалась более достоверной.

Другой традиционный рассказ из Иерусалима появился в нескольких более поздних хрониках. В нем сообщается, что в Сирии произошло землетрясение (Билад аш-Шам ), но особое внимание уделяется разрушениям в самом Иерусалиме. В нем также сообщается о ранениях потомков Шадада ибн Ауса, одного из сподвижников Пророка.

восточно-христианских источников

Есть четыре основных сирийских хроники, в которых упоминается ущерб от землетрясений, хотя, возможно, не все описывают одни и те же события. Первой хроникой была Хроника Зукнина, ошибочно приписываемая Дионисию I Тельмахаройо (9 век), но в настоящее время считается, что она была написана анонимным монахом 9 века из Зукнинский монастырь. Вторая - это летопись Илии из Нисибиса (11 век), третья - хроника Сирийца Михаила (12 век), а четвертая и последняя - Хроника 1234 года (13 век).

Есть некоторая путаница в датировке. Все хроники следуют календарю эпохи Селевкидов, но используют два разных определения эпохи (вавилонская и македонская версии). Все они покрывают второе землетрясение, описанное Феофаном. Единственным, кто обеспечивает конкретную хронологию этого события, был Илия из Нисибиса, который сообщает, что землетрясение фактически началось в 1059 году эры Селевкидов и закончилось в 1060 году той же эпохи (весна 748 и весна 749). Он считал весну началом года.

Хроники 1234 года датируют землетрясение 1060 годом эры Селевкидов. Михаил Сириец не указывает точной даты, хотя переводчик 19-го века отметил в сноске, что это событие могло быть датировано 6241 Anno Mundi, 1060 годом эры Селевкидов и 749/750 годом Anno Domini. Сообщается, что датировка была отклонена на год, так как хроника Майкла содержит много хронологических ошибок. Неясно, виноват ли сам Майкл в ошибках, или они были внесены переписчиками хроники. Хроники Зукнина датируют землетрясение 1059 годом эры Селевкидов.

Ни одна из четырех хроник не датирует четность 18 января. Дата почти совпадала с праздником Марии за семена (благословение урожая), одним из главных праздников Марии, матери Иисуса в сирийской традиции. Его праздновали 15 января. В 749 году праздник происходил в воскресенье, и поэтому он должен был отмечаться через день или два после фактической даты.

Хроники Зукнин упоминают только одну местность, пострадавшую от землетрясения, Мабуг (современный Манбидж ). В нем также неявно упоминается ущерб в западном регионе. В Сирийской Православной Церкви западный регион относился к церковной провинции с центром в Антиохии, в отличие от восточной области, которая была церковной провинцией с центром в Тикрите. Не существовало строго географического определения церковных провинций.

В трех других летописях перечислено множество населенных пунктов Сирии, пострадавших от землетрясения. В этих летописях в Палестине упоминается, что землетрясение повредило Тверию, гору Фавор и Иерихон. В отличие от арабских хроник, в них не упоминается разрушенный землетрясением Иерусалим. Элайджа упоминает, что деревня недалеко от горы Фавор была перемещена землетрясением, но не упоминает ни разрушения этого района, ни человеческих жертв. Он также упоминает о повреждениях церкви Мабуг (Манбидж), которая была расположена примерно в 500 км (310 миль) от горы Фавор.

Михаил Сирин и Хроники 1234 года описывают ущерб от землетрясения в Северной Сирии и Моав. Они перечисляют среди других поврежденных населенных пунктов Гаутах, Дарейя (Дарайя ), Босра, Нава, Дерат, Баальбек, Дамаск и Бейт Кубайе.. Бейт Кубайе был отождествлен с Кубайят (или Аль-Кубайят ), который располагался у подножия Джебель-Аккара, примерно в 45 км (28 миль) к юго-западу от Хомса и в 25 км ( 16 миль) к югу от Krak des Chevaliers. В их рассказах не упоминается, что землетрясение нанесло ущерб прибрежным городам, хотя упоминается шторм на море и затопление прибрежной йеменской крепости. Они упоминают разрушение Тверии и «боковое смещение источников» около Иерихона.

Судя по их описаниям, вероятно, что в была локализованная штормовая волна, подобная цунами Мертвое море. Это было вызвано либо близлежащим разломом, сильным локальным оползнем, либо временной остановкой течения реки Иордан. Изменение течения реки Иордан могло вызвать волну, разрушающую плотину при впадении реки в Мертвое море.

Помимо этих хроник, Агапий из Мендиджа (10 век) упоминает как вызванные землетрясением наводнение и затопление сирийского побережья и разрушения в Тверии. Он датирует событие январем, но не называет год для этого землетрясения. Он датирует это событие следствием вторжения Константина V в Сирию и завоеванием Германикеи (современный Кахраманмараш ) и предшествовало руководству Абу Муслима в революции Аббасидов (в мае 747 г., или Рамадан года Хиджры 129). Датировка указывает на то, что Агапий описывал самое раннее из двух землетрясений Феофана.

Северус ибн аль-Мукаффа (10 век) сообщает о разрушениях, нанесенных землетрясением на побережье Средиземного моря. Землетрясение сильно ощущалось в Египте, но, как сообщается, единственным египетским городом, который был поврежден, был Дамиетта. Он также сообщает о разрушении 600 городов и деревень между городом Газа и самой дальней оконечностью Персии (Иран ). Он не называет ни одного из пострадавших населенных пунктов. Он утверждает, что землетрясение не причинило вреда ни православным церквям, ни монастырям. Северус также сообщает, что многие корабли были потеряны в море из-за землетрясения.

Северус называет датой землетрясения 21 тубу (17 января), в день Успения Богородицы.. По традиции коптской православной церкви в Александрии, Успение Богородицы праздновалось между 16 и 18 января, в отличие от традиции византийской церкви, которая праздновала Успение 15 августа.

Северус дает нет точного года для землетрясения, но в его повествовании землетрясение связано с тюремным заключением и освобождением Папы Михаила I Александрийского и вторжением нубийцев в Египет. Эти события были датированы Северусом 130 годом по хиджре (747/748 в Anno Domini). Дата может быть отклонена на год, поскольку его описание событий до и после землетрясения содержит хронологические ошибки.

Джордж Эльмацин (13 век) и Chronicon orientale, приписываемый Ибн ар-Рахиб (13 век) сообщает о широкомасштабном разрушении городов землетрясением и гибели людей либо в руинах, либо из-за наводнения на побережье. Но они не упоминают конкретные населенные пункты. Они датируют это событие 120 годом по хиджре или 460 годом Диоклетиана. Даты несовместимы, поскольку год Хиджры соответствует 737/738 году Анно Домини, а год Диоклетиана соответствует 744/745 году Анно Домини. Они оба связывают даты землетрясения с годом вознесения Папы Михаила I. Они называют год восхождения Михаила на престол как 737 Anno Domini, в то время как другие источники датируют его 743 годом Anno Domini. Оба текста содержат другие ошибки в хронологии Патриархов Александрии.

В хронике Мхитара Айриванк (13 век) упоминается землетрясение, произошедшее в 751 году Анно Домини, во время правления Константин V. Он не связывает это землетрясение с 18 января, датой, когда армяне Святой Земли празднуют Рождество.

Самаритянские источники

Есть сообщения о землетрясении в двух источниках из община самаритян, расположенная около Наблуса. Они не упоминают никаких повреждений в результате землетрясения в Иерусалиме, который был расположен примерно в 50 км (31 миле) от Наблуса. Самаритяне отвергают святость Иерусалима, и их святое место - гора Геризим, расположенная недалеко от Наблуса. Отсутствие информации о Иерусалиме в самаритянских источниках может отражать отсутствие интереса общины к городу или даже их пренебрежение к нему.

Повествование о землетрясении появляется в Хрониках Адлера, которые являются сборником более старых отчетов. Повествование о землетрясении также появляется в некоторых расширенных версиях хроники Абу'л-Фатха (14 век). Первоначальная версия хроники закончилась с приходом к власти Мухаммеда, но затем была расширена, чтобы обновить ее.

Абу'л-Фатх написал свою хронику в 1355 г. обсуждение, которое он провел с первосвященником по поводу отсутствия текстов по истории самаритян. Он использовал в качестве источников уже исчезнувшие самаритянские тексты, а также исторические материалы, которые он собрал из Дамаска и города Газа.

. В его хрониках говорится о сильном землетрясении во время правления Марвана II (годы правления 744-750), что якобы ощущалось повсюду. Дома рухнули, а их жителей погребли в руинах. В результате землетрясения погибло множество людей. Сообщается, что это было беспрецедентным по масштабу. Земля продолжала сотрясаться в течение многих дней, и выжившие после землетрясения оставались на открытом воздухе, пока толчки не прекратились.

Абу'л-Фатх датировал это землетрясение 131 годом по Хиджре (748/749 в Анно Домини).). Однако в летописи есть хронологическая ошибка, в которой восстание Абу Муслима рассматривается как событие сразу же после землетрясения. Из других источников известно, что восстание началось в Рамадан 747 года.

Еврейские источники

Отчет о землетрясении появился в «Седьмом землетрясении», пиют (литургическая поэма), использованная в синагогах. Литургические стихи, подобные этой, использовались вместо фиксированных молитв в особых религиозных случаях. Литературная форма пиют была широко распространена в Палестине со времен Талмуда. Литературная структура и стиль пиют не сильно изменились на протяжении веков. Дата создания «Седьмого землетрясения» не может быть определена ни по литературной форме, ни по языку.

Второй еврейский рассказ о землетрясении появляется в сборнике молитв, составленном в 10-м или 11-м веках.. Он был найден в Каирском хранилище (Геницца).

Рассматриваемое стихотворение о пийюте - это плач о землетрясении, которое вызвало обширные разрушения и привело к многочисленным жертвам в Тверия. Он говорит о «страхе» и «темном хаосе» в Тверии. В стихотворении также сообщается, что равнина Шарон была затоплена из-за того же землетрясения.

В современной истории равнина Шарон - это название, используемое исключительно для центральной части израильской прибрежная равнина. О более древнем географическом смысле сообщает Евсевий (4 век), который использовал этот термин для части долины Иордана и долины Исраэль. Этот раздел охватывает территорию между горой Фавор и Тверией.

В повествовательной поэме рассказывается, что «город» постигла беда, в результате которой погибли как старые, так и молодые. Из контекста неясно, говорится ли в стихотворении по-прежнему о Тверии или же вместо этого сообщается также о землетрясении в Иерусалиме. На языке стихотворение вызывает отрывок из Книги Аввакума. Раздел в древней книге описывает землетрясение как «гнев», который в негодовании движется по земле.

В стихотворении неоднократно упоминается поминальный пост по поводу землетрясения. Пост датируется 23-м днем ​​месяца шват. Неясно, относится ли «седьмое» в названии к седьмому толчку единичного землетрясения или к седьмому землетрясению в более широкой серии событий. Он может отражать традиционное повествование без каких-либо других сохранившихся текстов.

Поэма была ориентировочно датирована как составленная между 10 и 12 веками. В этот период Тверия была повреждена двумя другими землетрясениями, одно произошло в 1033/1034 году, а другое в 1202 году. К концу 11 века еврейское население Тверии было очень небольшим. Ущерб, нанесенный городу в то время, маловероятно, чтобы вызвать общенациональный день поста. Было высказано предположение, что стихотворение изображает землетрясение 1933/1034 годов. Однако пост якобы мимоходом упоминал поэт Пиннеас, которого считали «древним» писателем в тексте X века. Это привело к теории, что землетрясение стихотворения произошло между 7-м и 9-м веками, после мусульманского завоевания Леванта.

. Из-за предположения, что повествовательная поэма намекает на творческий год (седьмой год). год) землетрясение должно было произойти в творческий год. Единственные известные землетрясения, которые соответствуют этой теории, - это землетрясения 712/713 и 747/748. О более раннем из двух землетрясений сохранилось мало подробностей, что заставляет теоретиков отвергать его как несущественное. Теория предполагала, что землетрясение в стихотворении произошло 23 швата (28 января) 748 года нашей эры. Это похоже на землетрясение, датированное 130 годом по хиджре (747/748 Anno Domini) в других источниках.

Источник в хранилище Каира сообщает, что землетрясение затронуло Землю Израиля, со многими городами, превращающимися в руины. Сообщается, что среди погибших в руинах были и мудрецы, и благочестивые, и праведники. Каирский источник конкретно утверждает, что Иерусалим был поврежден этим землетрясением.

Считается, что еврейский текст включает буквенно-цифровой код в стиле гематрия. Ранняя попытка расшифровать его привела к предполагаемой дате землетрясения, предложенной в тексте. Предположительно это произошло в 679-м году после осады Иерусалима (70 Anno Domini) и разрушения Второго Храма. Это соответствует 749 году Anno Domini, а 23 швата приходится на 17 января. Это можно отождествить с первым из двух землетрясений, упомянутых Феофаном. Однако 749 год не был творческим годом.

Монета монетного двора, датированная 748 годом, была найдена под сейсмическими руинами в Бейт-Шеане. Эта археологическая находка была использована для оценки землетрясения, произошедшего примерно в том же году. Последний клад монет, найденный в Капернауме, датируется 744 годом и был найден под обвалами. Дальнейшая поддержка идеи землетрясения. Однако в качестве альтернативы города могли быть повреждены по приказу Марвана II, который, как полагают, разрушил укрепления в Иерусалиме, Дамаске и Баальбеке в ходе карательной кампании. Эти города поддерживали его врагов. Снос крепостных сооружений мог ослабить близлежащие здания.

Неясно, действительно ли пиют имел в виду конкретное историческое землетрясение. Есть и другие литургические стихотворения, в которых землетрясения используются как часть аллегорических повествований. Поэма могла на самом деле предшествовать 7 веку и говорить о другом землетрясении. Расшифровка гематрии также вызывает сомнения, поскольку на самом деле существует несколько различных кодов преобразования. Число 679 лет отражает только первоначально использованный метод и может быть изменено при использовании другого метода преобразования.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

  • Маргалиот Мордехай, «Определение времени седьмого землетрясения», Израильское исследовательское общество 8, 1940/1941. (на иврите)
  • Маргалиот Мордехай, «Новый рекорд землетрясения натощак», Tarbitz 29, 1959/1960, стр. 339–344. (на иврите)
  • Цафрир Ю. Ферстер К. «О датировке седьмого землетрясения», Тарбиц 58, 1988/1989, стр. 357–362. (на иврите)
  • Седьмое землетрясение - смерть города

Библиография

Последняя правка сделана 2021-07-19 05:11:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте