4-я португальская индийская армада (Гама, 1502 г.) - 4th Portuguese India Armada (Gama, 1502)

редактировать

4-я португальская индийская армада была собрана в 1502 году по приказу короля Мануэль I из Португалии и подчиняется Д. Васко да Гама. Это была вторая поездка Гамы в Индию. Четвертый из тринадцати португальских индийских армад, он был разработан как карательная экспедиция, нацеленная на Каликут, чтобы отомстить за тяготы 2-й армады и резню португальская фабрика в 1500 году.

По пути, в Восточной Африке, 4-я Армада основала португальскую фабрику в Мозамбике, установила контакт и открыла торговлю с золотым складом Софала и вымогал дань у Килва. Оказавшись в Индии, армада приступила к атаке судов Каликута и нарушила торговлю на большей части Малабарского побережья. Но постановление Заморина Каликута отказалось удовлетворить требования португальцев, аргументируя это тем, что жестокие поборы армады превышают любые требования, которые они могли бы иметь в отношении компенсации. 4-я Армада ушла, не приведя Заморина в условиях и оставив вопросы нерешенными. Перед отбытием армада основала завод по производству корон в Каннаноре и оставила небольшой патруль под командованием Висенте Содре, первого постоянного португальского флота в Индийском океане.

Содержание

  • 1 Назначение Гамы
  • 2 Флот
  • 3 Миссия
  • 4 Путешествие за границу
    • 4.1 Контакт с Софала, фабрика в Мозамбике
    • 4.2 Вымогательство у Килвы
    • 4.3 Кампо в заливе Делагоа
  • 5 Гама в Индия
    • 5.1 Действия в Оноре и Батекала
    • 5.2 Резня паломнического корабля
    • 5.3 Завод в Каннаноре
    • 5.4 Бомбардировка Каликута
    • 5.5 Прибрежный патруль
    • 5.6 Кочин
    • 5.7 Засада в гаваникута
    • 5.8 Морское сражение при Каликуте
    • 5.9 Возвращение в Каннанор
  • 6 Возвращение
  • 7 Последствия
    • 7.1 Судьба патруля Содре
    • 7.2 Первая осада Кочина
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Источники

Назначение Гамы

Вторая Индийская Армада, которой командует Педро Альварес Кабрал, прибыл в Португалию летом 1501 г. неправильная форма. Потери кораблей и людей были колоссальными, задачи его миссии не увенчались успехом. Им не удалось открыть фабрику в центре Софале, Мономатапа торговли золотом в Восточной Африке, и они начали военные действия с городом. штат Каликут (Калекут, Кожикоде), главный торговый перевалочный пункт Керала, торгующий пряностями и доминирующий город-государство на Малабарском побережье в Индии.

К моменту получения этой новости 3-я Индийская армада под командованием Жоао да Нова уже покинула коммерческую экспедицию, которая не справилась с враждебным поворотом событий в Индии. Океан.

В результате король Португалии Мануэль I приказал собрать новый флот, 4-ю Индийскую армаду, вооруженную до зубов, с явной целью - подчинить Каликут. 299>Васко да Гама

Командование 4-й армадой было предложено Педро Альваресу Кабралу. Но различные фракции в португальском дворе и Casa da India выступили против назначения Кабрала на том основании, что именно «некомпетентность» Кабрала изначально создала эту несчастную ситуацию. Однако у Кабрала были свои политические сторонники, которые нельзя было игнорировать. Король попытался пойти на компромисс, предложив Кабралу должность капитан-майора (capitão-mor), но дав четкое понимание того, что его командование флотом не будет абсолютным, что по крайней мере одна эскадра будет отдана под отдельное командование Висенте Содре (дядя Васко да Гама и ведущий противник Кабрала). Считая это состояние неприемлемым оскорблением, Кабрал в раздражении отозвал свое имя. Мануэль I немедленно назначил самого Васко да Гаму капитан-майором.

Интриги, стоящие за назначением, рассказывают по-разному. По некоторым сведениям, первоначальное предложение Кабралу было формальным жестким, призванным умиротворить его фракцию, а не серьезным предложением. Другими словами, король никогда не имел намерения Кабралу возглавить экспедицию, что были введены обременительные условия, зная, что Кабрал сочтет их неприемлемыми. То, что эти условия были обнаружены только в последнюю минуту, незадолго до отбытия флота, подтверждает теорию, то есть монарх не хотел дать Кабралу время пересмотреть свое мнение или усилиться оппозиции против быстрого назначения Гамы.

Летописец Гаспар Коррейя рассказывает немного иную историю - он не упоминает приказ Содре, а скорее сообщает, как король Мануэль Я вызвал Васко да Гаму всего за три дня до запланированной даты от и выразил его « разочарование и недоверие »к« сомнительной судьбе »Кабрала на море, но что он дал Кабралу обещание и не мог его нарушить. На этом намеке Гама предъявил королевское письмо (выпущенное Мануэлем еще в 1500 году и повторенное в октябре 1501 года), обещая Гаме определяющую роль в любой будущей индийской экспедиции, и потребовал командовать экспедицией для себя. Король между двумя обязательствами - исполнением письма к Гаме или его назначением на Кабрал. Услышав о затруднительном положении короля, Кабрал добровольно отказался от своего имени, чтобы любезно Мануэлю, я почтил его письмо.

Летописцы 16-го века, похоже, согласны с тем, что король Мануил Я хотел лишить Кабрала власти, и что Содре Назначение и / или письмо Гама было всего лишь уловкой короля, чтобы уклониться от назначения Кабрала. Некоторые более поздние авторы интерпретировали рассказы по-другому, что король Мануэль Я полностью поддерживал Кабрала, но был вынужден уступить сомнительным махинациям семьи Гама-Содре.

Незад до своего отъезда, на торжественной церемонии. в Лиссабонском соборе 30 января 1502 года король Мануэль I даровал Васко да Гаму вновь созданный титул Almirante dos mares de Arabia, Persia, India e de todo o Oriente («Адмирал морей Аравия, Персия, Индия и весь Восток») - переутомленное название, напоминающее богато украшенный кастильский титул, который носил Христофор Колумб. (Очевидно, Мануэль, должно быть, считал, что если в Кастилии бегает «Адмирал морей», то наверняка он должен быть и в Португалии.)

Кстати, это была первая индийская армада, для которой была введена винтена де Belém - то есть 5% налог на прибыль от частной торговли капитанов и офицеров Португальской индийской Армады, предназначенный для строительства и обслуживания монастыря Жеронимуш в Белен район Лиссабона. Винтена продолжалась до 1522 года.

Флот

4-я Армада состояла из 20 кораблей и от 800 до 1800 человек. Изначально армада задумывалась как две эскадрильи - 15 кораблей под командованием адмирала для направления в Индию, 5 кораблей под командованием вице-адмирала, назначенного патрулировать устье Красного моря. Оказалось, что не все корабли были готовы к дате спуска на воду, поэтому армада была преобразована в три эскадрильи, первые две эскадрильи (10 под адмиралом Васко да Гама, 5 под его дядей, вице-президентом). -адмирал Висенте Содре ) немедленно отправиться в путь, пять оставшихся кораблей должны выйти немного позже в качестве третьей эскадры под командованием двоюродного брата Гамы, Эстевана да Гамы, с инструкциями по пути догнать основное флот. (Какой бы ни была механика этого назначения, 4-я Армада определенно оказалась делом семьи Гамы!)

Точный состав трех эскадрилий различается в разных версиях. Следующий список кораблей не следует рассматривать как авторитетный, это предварительный список, составленный из противоречивых отчетов.

Первая эскадра (Васко да Гама)Вторая эскадра (Висенте Содре)Третья эскадра (Эстеван да Гама)
10 кораблей (4 больших "наус + 4 навета (нта) + 2 каравеллы (cv))5 кораблей (2 naus + 3 cvs)5 кораблей (2 naus + 3 cvs)
1. Сан-Херонимо (Vasco да Гама )11. Лейтоа Нова / Эсмеральда (Висенте Содре или Фернан д'Атугиа?)16. Флор де ла Мар (Эстеван да Гама )
2. Лионарда (Д. Луис Коутиньо)12. Сан-Паулу (Альваро де Атаиде или Перо де Атаид «Ад»)17. Джулия (Лопо Мендес де Васконселос)
3. Сан-Мигель / Габриэль (Жиль Матосо)Фернан Родригес 'Бардасас', cv)18. (Томас де Кармона / Кремона, cv) - итальянский
4. Батекабелло (Жиль Фернандес де Соуза)14. Эстрелла (Антонио Фернандес Рохо, cv)19. Корабль Бартоломео Маркионни (Лопо Диас, cv)
5. Сан-Рафаэль (Диого Фернандес Коррейя, nta)15. Гаррида (Перо Р афаэль или Брас Содре, cv)20. S бедро Руи Мендеса де Брито (Джованни Буонаграсиа (João da Bonagracia, cv) - итальянец
6. Санта-Елена (Педро Афонсу де Агиар, нта)
7. Бретоа (Франсиско да Кунья 'Марекос', нта)
8. Вера Крус (Руи де Кастанхеда / да Кунья, нта)
9. Фрадеза (Жуан Лопес Перестрелло, cv)
10. Сальта-на-Палья (Антониу-ду-Кампу или Антау Ваз, cv)

Этот список капитанов в основном основан на Декадах Жоао де Барроса, Дамиау де Гойс Хроника, История Кастанхеды, Relação das Náos, Как обычно, список капитанов. Список Коуту, Асия Фариа и Соуза и Аннаес да Маринья Квинтеллы. Коррейя не командует своими собственными кораблями - действительно, Коррейя утверждает, что Висенте Содре перевозили в качестве пассажира на флагманском корабле Васко да Гамы, в результате льтате чего головной корабль второй эскадры был капитаном некоего Фернана д'Атугиа (из семьи Атаиде ?) и пятый корабль Перо Рафаэля (имя, которое фигурирует в нескольких других списках). Анонимные списки Memorias das Armadas и Livro de Lisuarte de Abreu содержат свои собственные вариации. Несомненно, произошли некоторые перегруппировки флота в Африке и Индии, и капитаны были перемещены - в какой-то момент и Висенте, и Брас Содреенно получили командование собственного кораблем. Хроники сообщают, что флот также имеет готовые пиломатериалы и арматуру с инструкциями по сборке новой каравеллы по прибытии в Восточную Африку.

4-я индийская армада (1502 г.) . из Memorias das Armadas
Отряд Гама Армады 1502 года (Livro das Armadas).jpg Отряд Содре Армады 1502 года (Livro das Armadas).jpg
первая эскадрилья (Васко да Гама)второй эскадрилья (Висенте Содре) и. третья эскадрилья (Estêvão да Гама)

Самым известным кораблем в 4-й армаде, возможно, был тот, которым командовал Эстеван да Гама, Флор де ла Мар (иногда пишется как Фрол де ла Мар), 400-тонный carrack (nau), самый большой корабль такого типа из когда-либо построенных. Точные размеры других крупных гусениц - флагманов Сан-Херонимо, Лионарда и Лейтоа / Эсмеральда - неизвестны, но также как они довольно большие (то есть 250 тонн или больше). Эти большие корабли должны были вернуться с грузом специй обратно в Лиссабон. Меньшие нау (наветы, 80-120т) и каравеллы (40-80т) вышли как вооруженные боевые корабли, чтобы при необходимости остаться в качестве военно-морских патрульных кораблей в Индии.

Клан Гама доминировал над флотом - Васко да Гама, его двоюродный брат Эстеван да Гама и его дяди Висенте Содре и Брас Содре захватили руководящие должности. Мы предположили, что Перо де Атаиде - это тот же человек по прозвищу «О Ад» («Ад»), известный ветеран-капитан Второй Армады Кабрала. Но в некоторых источниках его имя дается как «Альваро де Атаиде», уроженец Алгарве, таким образом, возможно, новый шурин Васко да Гамы (Гама недавно женился на Катарине де Атаиде в 1500 или 1501 году; у нее был брат от это имя). Лопо Мендес де Васконселлос был шурином (обрученным с Терезой да Гама, сестрой Васко).

Среди оставшихся капитанов наиболее значительным был, вероятно, Дом Луис Коутиньо, сын графа Мариалва, высокого дворянина значительного ранга при португальском дворе. Диого Фернандес Коррейя (архаично Корреа) был заранее обозначен Casa da India как фактор для Cochin (заменяющий фактор Гонсало Хил Барбоса, который Кабрал оставил там).

Во флоте было значительное частное участие. Два корабля вышли под командованием итальянских капитанов - Томасио да Кремона («Томас де Кармона») и Джованни Буонаграсиа («Жоао да Бонаграсиа») из Флоренции. Оба, вероятно, были частным образом снабжены итальянскими консорциумами (хотя корабль Буонагразии идентифицирован как формально принадлежащий Рюю Мендесу де Брито, джентльмену королевской палаты, он мог быть всего лишь номинальным главой основной инвестиционной группы) Лопо Диас определен Барросом как служащий Д. Альваро из Браганса, который частным образом оснащен корабли в более ранних армадах совместно с консорциумом Маркионни, поэтому есть основания предполагать, что корабль Диаса был оборудован таким же образом. Говорят, что судно Leitoa Nova было оборудовано в частном порядке влиятельным дворянином Тристау да Кунья в сочетании с таинственной лиссабонской торговкой Катариной Диас де Агиар. По свидетельствам очевидцев, в частном порядке были экипированы еще три корабля.

4-я армада 1502 года (от Ливро де Лисуарте де Абреу)

На борту кораблей в качестве пассажиров находились Гаспар да Гама (гезский еврей, принесенный в первое путешествие Гамы, который также служил переводчиком в Кабрала), посла Колатири раджи Каннанора и одного из двух благородных кочинских заложников, случайно взятых Второй Индийской армадой Кабрала обратно в Лиссабон (другой Кочинский заложник решил остаться в) Лиссабоне, отправив письмо Тримумпара Радже, принцу Кочина, в котором рассказывается о полезной роли, которую он может выполнять Кочин, оставаясь при португальском дворе.)

Их было двое. Итальянские пассажиры армады - и военные инженеры, и, вероятно, секретные Ve нетианские агенты - это сыграло бы зловещую роль в Индии. Они были известны под своими португальскими именами Жоао Мария (Джанмария) и Перо Антониу (Пьерантонио).

Четвертая армада необычайно одарена многочисленными свидетельствами очевидцев, дополняющих стандартные хроники: (1) рассказ анонима Фламандский моряк на борту Leitoa Nova во второй эскадре, (2) рассказ анонимного португальского моряка; (3) краткий отчет анонимного немецкого моряка; (4) подробный отчет Томе Лопеса, клерка корабля Джованни Буонагразиа в третьей эскадре; (5) два письма, отправленные из Мозамбика в апреле 1503 года итальянским агентом Маттео да Бергамо, который, по предположениям, путешествовал на корабле Т. Кармоны (6) письма, отправленные из Лиссабона итальянскими агентами Франческо Корбинелли и Джованни Франческо Аффаитати, взятые из интервью с вновь вернувшимися экипажами в августе 1503 года.

Миссия

Основная задача 4-й Армады состояла в том, чтобы свести счеты с Заморином из Каликута. Это была не дипломатическая миссия, а военная. Армада должна была отомстить заморину за жестокое обращение с Кабралом и резню португальцев на фабрике в Каликуте (подробности см. В 2-й Индийской армаде ).

4-я Армада не выступила с достаточным источником сил, чтобы полностью завоевать Каликут. Скорее, они ожидали, что демонстрации силы будет достаточно, чтобы заставить замориновиться подчиниться. Они сделали бы это, перерезав путь жизни Каликута - его торговлю. В предварительных планах предполагалось, что первая эскадра под командованием Васко да Гамы должна была установить морскую блокаду гавани Каликута и предотвратить вход любых кораблей, а вторая эскадра Висенте Содре должна была быть патрулировать Аденский залив. и заблокировать арабское судоходство в Красном море. Считалось, что этого будет достаточно, чтобы поставить Заморина на колени и потребовать сроков.

Предусмотренные условия заключаются в том, что Заморин должен был исправить положение на фабрике и восстановить португальскую торговлю на Малабарском побережье (на этот раз Гаме был приказано принять не что гарантию фиксированной цены). Заморины также должны быть преследовать в судебном порядке тех, кого они определили как интриганов, стоящих за резней, и изгнать всех арабских торговцев из любых портов, находящихся под властью Каликута.

Летописцы утверждают, что армада получила четкие инструкции по созданию фабрик (feitorias) в Кочине и Каннаноре, Города-соперники Каликута на Малабарском побережье Индии, которые установили хорошие отношения с Кабралом. Однако нам известен только один обозначенный коронный фактор, который несет 4-я Армада - Диого Фернандес Коррейя. Это заставило некоторых историков подозревать, что, возможно, это было в лучшем случае только запасной план. Другими словами, предполагалось, что португальские операции снова будут определены в Каликуте, с Диого Фернандес Коррейя в качестве фактора, и что другие небольшие города с их меньшими рынками просто исчезнут. снова на задний план.

Наконец, 4-я Армада получила указание открыть торговлю с восточноафриканским городом-государством Софала. Софалу тайно посетил исследователь Перо да Ковильян во время его наземной экспедиции еще в 1487 году, и он определил, что это конечная точка Мономатапа торговли золотом. Португальская корона очень хотела использовать этот источник золота, но все предыдущие армады не смогли его найти, пока Санчо де Товар, командующий кораблем 2-й Индийской армады, наконец не обнаружил его Софала годом ранее, но он увидел это только издалека и не сошел на берег. Похоже, что каждому кораблю в этой армаде было дано четкое королевское указание пытаться торговать за золото в Софале.

Путешествие за границу

10 февраля 1502 г. Две эскадрильи 4-й Армады - 10 кораблей под адмирал Васко да Гама и 5 кораблей под командованием вице-адмирала Висенте Содре вышли из Лиссабона.

Конец февраля 1502 г. - флот стоит на якоре в Сенегале (либо в Порто-де-Але (Сали Портудал ), либо в Безегуиче (залив Дакар )), чтобы набрать воду. В одной из хроник сообщается, что здесь заболевает и умирает капитан «Лейтоа Нова» Фернан д'Атугиа. Гама переводит опытного капитана Педро Афонсу де Агиар с маленького корабля «Нау Санта-Елена» на большой корабль «Лейтоа Нова» и возводит одного из своих товарищей, Перо де Мендонса, на старый корабль капитана Агиара.

В начале марта 1502 г. - 4-я Армада плывет на юго-запад из Африки и может сделать короткую остановку для полива на мысе Св. Августина (Бразилия), прежде чем отправиться через южную Атлантику к Мыс Доброй Надежды.

1 апреля 1502 г. Третья эскадра 4-й армады - пять кораблей под командованием Эстеван да Гама - наконец-то вышла из Лиссабона. Следуя собственным курсом, третья эскадрилья догонит только основные силы 4-й армады в Индии.

Апрель – май 1502 г. Сильные штормы у мыса разделяют пятнадцать кораблей флота Васко да Гамы. Каждый капитан должен найти свой собственный путь вокруг мыса и пробиться к заранее назначенной точке встречи на другой стороне.

Май 1502 г. После остановки полива на Мадейре и Кабо-Верде, третья эскадрилья Эстевана да Гамы, как сообщается, обнаруживает остров в южной части Атлантического океана. Неизвестно, какой из них - остров Кабо-Верде или Пенеду-де-Сан-Педро (островки у побережья Бразилии) или даже до островов Триндади и Мартим Ваз. (дальше на юг), но не прекращает расследование. (По совпадению, в том же месяце возвращающаяся Третья Армада из Жоао да Нова обнаруживает остров Святой Елены ; несмотря на время, возвращающийся флот будет не встретят ни одного из кораблей внешней армады. Но они заберут письма,Новые Новой в Малинди, вероятно оставленные его исходящий путь и последние новости из Индии)

7 июня 1502 г. - Третья эскадра Эстевана да Гамы попадает в ужасный шторм мыса и разделяется на две группы - Эстеван да Гама (Флор) и корабли Лопо Диаса и Томаса де Кармона (с Бергамо на борт) держатся вместе как трио, в то время как Лопо Мендес де Васконселлос (Джулия) и корабль Буонагразия (с Лопесом на борту) образуют отдельную пару.

Связаться с Софала, Завод в Мозамбике

Примерный маршрут 4-й Индийской армады (1502 г.) вдоль африканского побережья, фиолетовый = путь главного флота (Васко да Гама); зеленый = боковой путь Педру Афонсу де Агиара, синий = отклонение от Антау-Ваз-ду-Кампу

c. 10 июня 1502 г. - Хроники расходятся во мнениях относительно того, что именно происходит после того, как первые эскадрильи удвоили мыс. Согласно рассказу Гаспара Коррейя (стр. 272), Васко да Гама был одним из первых кораблей, прибывших на остров Мозамбик, заранее оговоренное место встречи. Гама сразу узнается местным шейхом (с которым Гама поссорился во время своего первого путешествия в 1498 году). Правитель Мозамбика сразу же просит прощения за это дело и предоставляет припасы в распоряжение португальцев, охваченных бурной стихией. Васко да Гама какое-то время остается в Мозамбике, ожидая, пока один за другим прибудет остальной потрепанный флот.

Единственная известная потеря - это маленькая наука Санта-Елена, которую капитан Перо де Мендонса захватила сильным течением мыса Коррентес, и в итоге села на мель у берегов Софала. Однако экипаж благополучно спасают проходящие мимо корабли Франсиско да Кунья Мареко (Бретоа) и Фернан Родригеш Бардасас (Санта-Марта). С переизбытком экипажа перевернувшейся Санта-Елены, Гама приказывает построить новую каравеллу с нуля на острове Мозамбик.

Хотя не во всех источниках включается каравелла Антониу-ду-Кампу («Антау Ваз» в Коррейя), как сообщается, был сильно разбит на мысе Коррентес и отошел назад в залив Делагоа (Мапуту). Кампо не присоединится к 4-й армаде вовремя для перехода через Индийский океан и таким образом, останется в Африке до следующего года. См. Ниже.

По словам Коррейя, во время ремонта на острове Мозамбик Васко да Гама отправляет Педро Афонсу де Агиара (капитан «Лейтоа») и две каравеллы на юг, в город Софала, перевалочная база Мономатапа торговли золотом. Все предыдущие армады скучали по Софале, но не в этот раз. Следуя отчету разведчика Санчо де Товара за предыдущий год (см. 2-я Индийская армада ), Агияр ведет первые португальские корабли в гавань Софала. Агияр выходит на берег, начинает торговлю на местных рынках в поисках местного правителя, султана или шейха Исуфа из Софалы (Йсуф в Баррос ; Шуфе в Гоес ). Создается аудиенция, и Агияр составляет коммерческое соглашение и договор о союзе между Португалией и Софала. Агияр берет на борт софальского Посла, чтобы встретиться с Васко да Гамой в Мозамбике.

В других отчетах (в основном Осорио (стр. 192), мягко подтверждено другими летописцами и анонимным португальским очевидцем и Маттео да Бергамо) это сам Васко да Гама, а не Агияр., который идет к Софале. Согласно этой альтернативной версии, Гама не пошел в Мозамбик сразу после перехода через мыс; скорее, большая часть флота встретилась в какой-то безымянной бухте всего в нескольких лигах к северу от Софалы (возможно, «Рио-дос-Бомс Синаес»); Гама приказал Висенте Содре с основным флотом впереди к острову Мозамбик, в то время как он позади. Таким образом, строительство новой каравеллы находилось под контролем Содре, а не Гамы. Подсчитав все корабли и отправив их в Мозамбик, Васко да Гама сам отплыл на юг с четырьмя кораблями в Софалу, провел торговлю и установил первый контакт с софальским правителем. Это означало бы, что Гама последним прибыл в Мозамбик. В этом альтернативном описании потерянный корабль Мендонса (или Фернандес) был одним из четырех, которые шли вместе с Гамой в Софалу и опрокинулись при выходе из берегов Софалы.

Конец июня 1502 г. - Васко да Гама принимает меры к тому, чтобы покинуть Мозамбик. Португальский завод основан на острове Мозамбик с Гонсалу Байшу в факторах, с использованием качестве десяти помощников, чтобы извлечь выгоду из результатов торговой миссии Софала. Завершив новую каравеллу, Гама поместил ее вместе с командой из 30 человек под командование Жоао Серрао (будущей Магеллан славы) с указанием брать любые товары от софальской торговли. По словам Коррейи, Гама не хотел ждать результатов миссии Агиара на Софалу и отплыл из Мозамбика до того, как Агиар вернулся из Софалы. В результате Агияр был вынужден покинуть софальского посла в Мозамбике (позволил ему найти собственный путь домой) и отплыл в Малинди, надеясь поймать там Гаму.

Вымогательство Килвы

Восточная Африка, гр. 1500. Султанат Килва формально властвовал от Малинди на севере до мыса Коррентес на юге.

Гама первым пошел на Килва (Килоа). Доминирующий город-государство на восточноафриканском побережье, султанат Килва был формальным повелителем Мозамбика и Софалы. Если зарождающееся торговое присутствие португальцев в этих восточноафриканских городах останется неизменным, португальцы должны заручиться согласием Камилвы. Кабрал и 2-я Армада пытались, но потерпели неудачу, заключить договор с Килвой еще в 1500 году. Гама решил попробовать еще раз - и был полон решимости не принимать в качестве ответа «нет». Но, помня об уроке в Каликуте, Гама также хотел немного запугивания, чтобы предположить, что он использует свой вооруженный флот, чтобы убедить султана в последствиях вмешательства или отказа от любого соглашения.

12 июля 1502 года большая грозная армада Гамы прибыла в остров-город Килва. Гама послал за правителем Килвы, Эмиром Ибрагимом, пригласив его на борт «Сан-Жеронимо» для переговоров о мире и торговле.

Почувствовав ловушку, Эмир Ибрагим просит сейф- (что да Гама тут же дает ему), но, опасаясь предательства, эмир передумал и отказывается подниматься на борт. Однако после долгих дискуссий один из его советников, некий богатый дворянин Мухаммад ибн Рукн ад Дин (которого летописцы называли Мухаммадом Арконе или Анконе или Энконидж), наконец, убеждает эмира принять предложение Португалии. Эмир Ибрагим переправляется на флагман и поднимается на борт. После минимальных приветственных словечек и демонстративных провозглашений дружбы Гама огромнейшую цену: за договор с Португалией нужно заплатить денежной данью королю Португалии. Эмир встревожен. Объявив дань позором, он отказывается. Гама угрожает сравнять с землей город и положить его в огонь и опустошить. Эмир Ибрагим, фактически находящийся в плену на борту, неохотно соглашается и подписывает договор, согласно которому Килва является данником Португалии. Оставив килванского дворянина и советника Мухаммада Арконе на борту в качестве заложника, эмир возвращается на берег, чтобы все устроить.

середина июля 1502 г. - После нескольких дней ожидания в гавани Килва и отсутствия признаков обещанной эмиром дани Гама отправляет гонца, чтобы узнать, чем задержка. Эмир Ибрагим отправляет обратно сообщение, отказываясь отправить дань, сообщает португальскому капитан-майору, что он может делать все, что пожелает, с заложником Мухаммадом Арконе, учитывая, что его плохой совет доказал его недостойность. Сердитый Гама бросает Арконе в длинную лодку без воды и тени, чтобы он умер от жары и воздействия. Тем не менее, Мухаммад Арконе - сам по себе богатый человек, и слуги из его семьи предоставляет Гаме значительный выкуп за его освобождение. Гама соглашается, зная, что заложник для него ничего не стоит.

Custódia de Belém, выкованный из дани Килва

20 июля 1502 г. - Его месть за плохой совет Мухаммада Арконе удовлетворена, эмир Ибрагим из Килвы наконец решает послать некоторую дань - около 1500 золотых метикалов - чтобы удовлетворить португальцев. капитан-майор. Васко да Гама, стремящийся не пропустить муссонных ветров в Индию, берет то, что может достать.

[Вымогавшие золотые монеты Килвы использовались ювелиром Гиль Висенте в 1506 году для изготовления знаменитого золотого pyx или монстра, известного как Custódia de Belém, для монастыря Жеронимуш в Белене. Многие считают его одним из самых великолепных сокровищ португальской короны.]

[Коррейя (стр. 282) сообщает о небольшом узле перед отъездом: несколько десятков килванских женщин «подняли» (читайте: похищены) и взятые на борт корабли скучающие португальские моряки для развлечения и развлечения возвращаются на берег. Хотя Эмир Ибрагим обещает, что они не могут принять христианское крещение у восторженных капелланов на кораблях, будут возвращены семьями своими. К большому удовольствию экипажа, Гама неохотно позволяет им идти с ними.]

c. 15 июля 1502 г. Тем временем, часть третьей эскадрильи, троица, державшаяся вместе с Эстевау да Гама (Гама, Диаш, Кармона), прибывает на остров Мозамбик, полуголодные и сильно поврежденные. В то же время оставшаяся пара (Васконселлос, Буонагразия) выходит на берег Софала. Два отряда не воссоединяются друг с другом. Трио Эстевана да Гамы, следуя северному оставленному в Мозамбике его двоюродным братом, на холостом ходу направляется в переднюю, чем Софала, Васконселос и Буонагразия направляются на устье реки Рио-де-Бонс-Синаес (река Замбези ), где поставили на ремонт и оздоровление.

23 июля 1502 года часть третьего отряда (Эстеван да Гама, Лопо Диас и Томас де Кармона) прибыла в Килва как раз вовремя, чтобы воссоединить главную армаду Васко да Гама готовится к отплытию из гавани Килва. В этот момент (фактически 22 июля) оставшиеся два корабля третьего отряда (Васконселлос, Буонагразия) наконец прибывают на остров Мозамбик. Принимая во внимание оставленные записи и маршрут, они отправились в Малинди, надеясь застать там основной флот.

В конце июля 1502 года - Васко да Гама прибывает в Малинди как раз вовремя, чтобы его встретил Педро Афонсу де Агиар (из Софалы), который сообщает ему о результатах договора Софала.. Флот Гамы на самом деле не стыковался в Малинди - они намеревались сделать это, но пропустили это, приземлившись на несколько лиг впереди, не имея возможности повернуть назад из-за погоды (хотя им удается получить некоторые припасы и обменяться сообщениями с посланниками Малинди, которые гребут к ним.

29 июля 1502 года флот Васко да Гамы вышел из якорной стоянки около Малинди для перехода в Индийский океан. Ему не хватало трех кораблей: Кампо, Васконселос и Буонагразия.

2 августа 1502 г. - два оставшихся корабля третьей эскадры (Лопо Мендес де Васконселос и Джованни Буонагразия) прибывают в Малинди, всего через несколько дней после отъезда Гамы. Они хорошо приняты султаном Малинди. Они забирают несколько писем, оставшихся с дегредадо Луисом да Моура в Малинди вернувшимся флотом из Жоао да Нова несколькими месяцами ранее, сообщая последние новости Индии. Они не задерживаются надолго, а сразу же отправляются в плавание за флотом Гамы.

Кампо в бухте Делагоа

Бухта Делагоа, сейчас бухта Мапуту

Последний пропавший корабль - каравелла Антониу ду Кампо из первой эскадрильи - в этом году не доберется до Индии. Как уже упоминалось ранее, каравелла Антониу-ду-Кампу («Антао Ваз» в Коррейя ), как сообщается, была захвачена и разбита сильным ветром на мысе Коррентес и вынуждена была отступить. дрейфует с течением Мозамбикского пролива бесцельно на юго-запад. Говорят, что каравелла Кампо сошла с места в заливе Делагоа (ныне залив Мапуту ). До сих пор неизвестный объемный залив орошается тремя реками: рекой Мапуту на юге, «рекой» Эспириту-Санто на западе (на самом деле эстуарий, образованный Умбелузи, Реки Матола и Тембе ) и река Маниса (ныне Инкомати ) на севере. Местные жители сказали, что «река» Эспириту-Санту берет свое начало из большого озера, расположенного глубоко внутри, Кампо назвал ее Рио-да-Лагоа (река лагуны), от которого мы получили название, под которым издавна была известна бухта Мапуту. : «Залив Делагоа».

Будучи вынужденным задержаться в Делагоа для ремонта, Антониу ду Кампу спешит на север, чтобы попытаться соединиться с остальной частью 4-й Армады в Малинди, но прибывает поздно (середина сентября). Флот уже отправился в Индию, и муссонные ветры мешают Кампо переправиться в Индию. Антониу ду Кампу останется на восточноафриканском побережье до апреля следующего года.

Гама в Индии

середина августа 1502 г. - после пересечения Индийского океана 4-я Армада высадилась возле роскошного порта. из Дабула (к северу от Гоа ). Это территориальные воды могущественного мусульманского султана Адил-шаха (Идалькао) из Биджапура. Ожидая неприятностей, боевые корабли поднимают латинские паруса и заряжают орудия. Но никто не выходит, чтобы бросить им вызов, поэтому они начинают движение на юг вдоль индийского побережья к Керале.

Действия в Оноре и Батекале

c. 20 августа 1502 года флот Гамы достигает острова Анджедива. На следующий день корабли Джованни Буонагразии (с Томе Лопесом ) и Лопо Мендес де Васконселлос (Джуилоа) наконец догнали остальную армаду. За исключением корабля Кампо (все еще застрявшего в Африке) и Серрау (патрулирующего завод в Мозамбике), весь португальский флот (18 кораблей из 20, вышедших из Лиссабона) объединен и учитывается.

Вокруг острова Анджедива армада замечает три лодки, принадлежащие Тимодже, индусскому каперу, который работает из Хоннавара (Онор), на линия фронта между враждующими государствами мусульманского Биджапура и индуистского Виджаянагара. Они преследуют устье реки Шаравати, после чего пиратские лодки заходят в гавань Онора. Уверенный Гаспаром да Гамой (гозский еврей и переводчик), что Онор - гнездо корсара, Васко да Гама приказывает атаковать город. Португальские десантники атакуют гавань, грабят и поджег корабли и доки.

На следующий день после набега на Онор 4-я Армада прибывает в устье реки, ведущей к городу Бхаткал (Батекала), к югу от Онора. Заметив то, что он считает враждебными жестами с берега, капитан-майор отправляет своего кузена, Эстеван да Гама вверх по реке, в город исследовать. Обследуя доки Батекала, Эстеван шпионит за арабскими торговыми судами и готовится к боевым действиям. Его привлекает небольшая группа людей в богато украшенных одеждах, спешащих к докам и отчаянно зовущих его. Это посольство раджи Батекала, которое требует немедленной аудиенции у португальского капитан-майора.

Эстеван приносит посольство своему кузену. Явно узнав о судьбе Онора, посольство предлагает подчиниться португальцам. Ва да Гама соглашается оставить Батекалу в размере 1000 мешков простого риса и 500 мешков качественного риса (вероятно, Басмати ). Батекала также соглашается с исключением арабских торговцев из города, запрета торговли перцем в этом порту и запрета движения кораблей Батекалой и Каликутом. Договор составляется в письменной форме и подписывается.

[Батекала описывается Коррейей как скромный порт для риса, железа и сахара к югу от Онора; на самом деле это был главный порт и морской выход Империи Виджаянагара, и его основным направлением была торговля лошадьми, в частности, импорт большого количества великолепных персидских и арабских лошадей для армий принцев Виджаянагара.]

Резня паломнического корабля

Конец августа / начало сентября 1502 года - дела в Батекале завершены, Васко да Гама отправляется в Каннанор. Они бросают якорь около горы д'Эли, обычные точки соприкосновения кораблей на маршруте Джедда-Каликут, очевидно, намереваясь поймать призы перед тем, как продолжить путь.

29 сентября 1502 г. - После обхода горы. д'Эли почти месяц без особого успеха (они захватили только одно небольшое судно), капитан Гил Матозу (на судне Сан-Габриэль) замечает большое торговое судно, на вершине которого находятся мусульманские паломники, возвращающиеся из Мекки (или собирающиеся в это, летописи противоречат). Корабль «Мири» идентифицируется как принадлежащий некоему аль-Фанки, одному из богатых людей Каликута, и некоторые считают его мекканским фактором в Каликуте. Матосо преследует корабль паломников, который довольно быстро сдается, вероятно, полагается, что у его хозяина достаточно денег, чтобы выкупить его. Но Васко да Гама игнорирует все предложения. Когда португальский экипаж грабит корабль и переправляет его груз, быстро становится очевидно, что Гама намеревается сжечь корабль со всеми пассажирами - мужчинами, женщинами и детьми - на борту. Когда Гама оказывается глухим к их мольбам о пощаде, пассажиры отчаянно атакуют португальских солдат голыми руками. Но безрезультатно.

3 октября 1502 г. - день, свидетель Томе Лопес заявляет: «Я никогда не забуду до конца своих дней». Корабль паломников тщательно разграблен, по приказу Гамы пассажиры заперты в трюме, корабль сожжен и потоплен артиллерией. Чтобы окончательно спуститься, нужно несколько дней. Португальские солдаты плывут по воде на баркасах, безжалостно стреляя копьями выживших.

Крушение Мири - акт, который мгновенно укрепит жестокую и устрашающую репутацию Гамы и вызовет большую ненависть к португальцам в Индии. Гама защищал свой поступок как «месть» за резню в Каликуте в 1500 году, утверждая, что судовладелец, как видное лицо в Каликуте, «несомненно» несет ответственность за зловещий совет Заморина, что привело к этому.

Из очевидцев все регистрируют об этом, но только Томе Лопес открыто осуждает этот акт, утверждая, что Гама действовал «с большой жестокостью и без всякой пощады». Летописцы не уклоняются от описания этого события, и их тревога очевидна. Хотя Баррос и Кастанхеда повторяют, что Гама оправдывает этот поступок как месть Кабралу, они, похоже, не принимают это сами. Действительно, Баррос, Гойс и Осорио заявляет, что корабль принадлежал султану Египта, который никоим образом не несет ответственности за события в Каликуте, таким образом тонко предполагая Гама, возможно, совершил ошибку. Гаспар Коррейя более откровенен в своем неодобрении. Он отмечает, что несколько португальских капитанов были потрясены решением Гамы и пытались заставить его отказаться от него (хотя бы потому, что они отказались от него от крупного выкупа). Коррейя душераздирающе рассказывает об отчаянном и мужественном сопротивлении обреченных пассажиров. Поэт Луис де Камоэнс молча обрушивает этот инцидент, очевидно, чувствуя, что он наносит ущерб героическому портрету Васко да Гамы.

По оценкам погибших на «Мири» около 300 человек. готов сообщить, что 20 детей были избавлены от этой участи и возвращены 4-й армадой в Лиссабон, где они будут крещены и воспитаны как монахи в Носса-Сеньора-де-Белен. Среди очевидцев Томе Лопес и анонимный фламандский моряк не упоминают об маленькой милости, хотя Маттео де Бергамо указывает на нее.

Завод в Каннаноре

Малабарское побережье Индия, гр. 1500, показывающий путь 4-й Индийской армады Васко да Гамы в 1502 г.

18 октября 1502 г. - армада Васко да Гамы наконец достигает Каннанора (Канонор, Каннур) и доставляет посла Каннанора, который отправился в Лиссабон с 2-й армадой Кабрала. Колатири Раджа Каннанора приглашает Гаму сойти на берег для изысканного приема, но Гама отвечает, что он поклялся лично не ступать на индийскую землю до тех пор, пока не отомстит Каликуту был насыщен. В результате раджа заставить построить деревянные эшафоты на берегу моря, где они смогут встретиться лично, не нарушая обета.

Гама преподносит раджу царские письма и щедрые дары (меч с драгоценностями, парчовое кресло) и сразу начинаются обсуждения. Ведутся переговоры о коммерческом соглашении о создании португальской короны фабрики в Каннаноре и о графике фиксированных цен, который раджа лично гарантирует для продажи специй португальцам.

Переговоры по коммерческому договору не прошли гладко, особенно по статье о фиксированной цене. Колатири Раджа возразил, что у него нет власти над рыночными ценами и права диктовать, как частные торговцы распоряжаются своей собственностью. Гаме пришлось прибегнуть к финтам, угрозе и затем в гневе покинуть Каннанор. Баррос считает, что роль Пайо Родригеша, португальского фактора (частного, а не короны, служащего частного служащего Д. Альваро из Браганса и консорциума Маркионни ), который был оставленный в Каннаноре Жоао да Нова Третьей армадой в начале года. После того, как Гама ушел и приказал покинуть город, Пайо Родригес выступил посредником между раджей Колатири и капитаном-майором и завершил договор

Коррейя указывает, что это договор, в котором португальцы картуз Система была впервые представлена. Отныне каждое торговое судно на Малабарском побережье должно было быть предъявить свидетельство, подписанное португальским фактором (в Каннаноре, Кочине и т. Д.), Иначе оно могло бы подвергнуться нападению и захвату португальским патрулем. Эта система лицензирования Восточной Африки будет применена на других побережьях, контролируемых Португалией (например, в Африке, Малакке, Бразилии), с разной степенью успеха. Он будет в основном сохраняться до 18 века.

Бомбардировка Каликута

25 октября 1502 г. - флот покидает Каннанор. Летописцы несколько расходятся по продолжению событий. Еще находясь в Каннаноре, Гама заранее отправил Педро Афонсу де Агиара к Каликуту с предупреждением, что он прибыл, чтобы свести счеты за жестокое обращение с Кабралом и получить компенсацию за затопление завода в Каликуте в 1500 г.. В ответ Заморин из Каликута отправил обратно в Каннанор (и по пути в Каликут) ряд гонцов, каждый из обещал, что Заморин готов уладить дела с Гамой, и выплатить португальцам компенсацию за потерю своих фабричных товаров. С другой стороны, Гама также получает сообщение от Гонсало Жиля Барбозы, португальского фактора короны в Кочине, предупреждая его, что все это была тактическая уловка, что Заморин из Каликут также разослал циркулярное письмо всем лордам Малабарского побережья с указанием закрыть свои порты и рынки для португальцев.

29 октября 1502 г. - Большой Гамы Армада наконец прибывает перед гаванью Каликута (Калекут, Кожикоде). Заморин отправляет эмиссара, брамина (одетого как христианский монах) на лодке в Гаму. Брамин сообщает, что заморины арестовали двенадцать лиц, ответственных за бунт 1500 года, и предлагает договор о торговле товарами, изъятыми у португальской фабрики, хотя и отмечает, что заморин также понес имущественный ущерб в результате действий Португалии, и что он намерен вычесть его из окончательного счета. Гама возмущен, чувствуя, что Заморин изменил свой тон по сравнению с его предыдущими сообщениями, и требует, чтобы имущество, отобранное с завода, было полностью восстановлено и доставлено на его корабль, и что все мусульманские торговцы должны быть изгнаны из Каликута до любого обсуждения о договоре.

Ожидая ответа Заморина, Гама захватывает находящийся поблизости замбук и несколько рыбацких лодок, которые неразумно вошли в гавань Каликута, захватив в плен около пятидесяти рыбаков. Это действие явно возмущает Заморина, который сурово отвечает Гаме, отмечая, что Гама уже забрал в несколько раз больше имущества с кораблей Каликута и убил в десять раз больше своих граждан (на Мири и т. Д.), Чем португальцы потеряли в бунт 1500 года. Несмотря на то, что он страдает сетью и требует мести своих граждан, Заморин готов простить, забыть и начать все сначала. Заморин также отвечает, что Каликут - это свободный порт, и он не собирается изгонять «мавров». Более того, он должен немедленно покинуть гавань Каликута, поскольку он должен немедленно покинуть гавань Каликута, поскольку он должен немедленно покинуть гавань Каликута, поскольку он должен немедленно покинуть гавань Каликута, поскольку он должен немедленно покинуть гавань Каликута, поскольку он должен немедленно покинуть гавань Каликута. Индии.

31 октября 1502 г. - Разгневанный ответом, Гама отправляет строго сформулированный ультиматум, заявляет, что у него есть разрешение Заморина для него не значит, что у него есть время до полудня следующего дня, чтобы доставить португальские фабричные товары на свой корабль. Гама использует эту ночную паузу, чтобы отправить свои лодки в гавань Каликута, чтобы найти оптимальные огневые позиции. Той же ночью силы Каликута принялись отчаянно копать окопы, воздвигая защитный деревянный частокол и ставя пушки вдоль берега гавани.

1 ноября 1502 г. - в полдень, не получив ответа, Гама приказывает своим пленным малабарцам быть привязанными за шею к корабельным мачтам, выделив по несколько штук на каждый корабль. Толпы Каликута подходят к пляжу, чтобы полюбоваться ужасным зрелищем. Затем армада приближается к гавани и открывает огонь. Обстрел в основном направлен на расчистку пляжа и траншей. Береговых пушек Малабари слишком мало, их дальность и мощность слишком малы, чтобы дать эффективный ответ. Обстрел продолжается до наступления темноты. В ту ночь трупы повешенных Малабари снимают с мачт, отрубают им ноги и руки и отправляют на небольшой лодке на пляже с оскорбительным посланием Заморину, в том числе с требованием, чтобы Заморин возместил португальцам за порох. и выстрел израсходован на разрушение его города.

2 ноября 1502 г. - Обстрел города возобновляется на следующее утро. В основном бедные жилища на берегу были снесены накануне, португальские пушки теперь имеют прекрасный вид на центральный город и величественные дома более богатых граждан Каликута и несут с собой более крупную артиллерию. Все утро город подвергается безжалостной бомбардировке - около 400 больших выстрелов и неопределенное количество из орудий меньшего калибра. В полдень, когда португальцы делают паузу на обед, небольшая группа малабарских судов пытается атаковать бездействующий отряд, но их быстро проводят.

3 ноября 1502 г. - Баррос сообщает, что двухдневная бомбардировка в достаточной степени искалечила город, и несколько капитанов убеждают Гаму разрешить высадку войск для разграбления Каликута. Но Гама, все еще надеясь, что Заморин может прийти к соглашению, отклоняет их просьбу, полагая, что увольнение только обострит дело до точки невозврата. Итак, на следующее утро, удовлетворенный местью, Гама отправляется в плавание из гавани Каликута.

[В своем нескольких ином отчете Гаспар Коррейя не сообщает о повешении заключенных; вместо этого, после бомбардировки, все еще стояло на якоре перед гаванью тлеющего города, 4-я Армада захватывает Коромандель торговый конвой из двух больших кораблей и 27 небольших лодок, которыми не повезло, что они оказались в Каликуте в этом самый момент.. Захватив конвой, Гама приказывает перебросить грузы, связать экипажи, выбить им зубы, отрезать им носы и руки и поджечь корабли. Эмиссара брамина (все еще удерживаемого португальцами) отправляют обратно на берег с сумкой, полное отрубленных рук и запиской для заморина, в которой говорится, что он «сделал из них карри».]

Жестокие лечение, назначенное Васко да Гамой, потрясает Малабарское побережье. Торговые суда в индийских портах спешно покидают район или уходят в укрытие. Все морские перевозки по берегью практически замерзают.

Прибрежный патруль

Перед тем, как покинуть Каликут, Гама собирает эскадру из пяти или шести боевых кораблей под командованием Висенте Содре и его брата Браса Содре и примерно 200 солдат ( в основном арбалетчики), чтобы поддерживать блокаду гавани Каликута и патрулировать побережье, охотясь на корабли Каликута. Точный состав патрульной эскадрильи разнится в источнике, и, похоже, в процессе происходят некоторые перестановки капитанов. Ниже представлен только один возможный список, составленный из разных источников, и его не следует воспринимать как авторитетный:

КапитанКорабльПримечания
1. Висенте Содре Сан-Рафаэльнавета, которая ранее командовал фактор Диого Фернандес Коррейя
2. Брас СодреВера Круснавета, которая ранее командовал Руи да Кастанхеда
3. Перо де Атаиде Бретоа?Навета, которой ранее командовал Франсиско да Кунья «Марекос»?
4. Фернан Родригеш БардасасСанта-Мартакаравелла
5. Перо РафаэльГарридакаравелла
6. Диого ПиресФрадезаКаравелла, которой ранее командовал Жоао Лопес Перестрелло

Капитаны патрульных эскадрилий взяты из списков в Кастанхеда, Гойс и Osório Другие источники не столь явны. Названия кораблей ориентировочно взяты из Гаспара Коррейя, который, как обычно, отклоняется в именах капитанов.

Кочин

3 ноября 1502 г. Его блокада Каликута на месте, Васко да Гама прибывает в Кочин (Кохим, Кочи) с основной армады. Правитель Кочина Тримумпара принимает его не без легкого беспокойства. Но радушие вскоре положило конец. Наир заложник, случайно взятый 2-й армадой в прошлом году, доставлен вместе с письмом другого Наира, который остался в Лиссабоне.

Гама заключает переговоры о новом коммерческом соглашении с правителем Кочина, на этот раз с фиксированным графиком цен, как в Каннаноре. Диого Фернандес Коррейя, новый назначенный фактор для Кочина, избавляет от фактора Кабрала Гонсало Жиля Барбоса (который теперь должен передать в Каннанор). Они сразу же приступили к своему делу, купив специи и погрузив корабли в Коччи на обратный путь.

Во время ведения дел в Кочине Васко да Гама получает письмо от королевы-регента Куилона (Кулао, Коллам ) от имени ее маленького сына, раджа Говардхана Мартанда. Королева предлагает португальскому флоту пополниться специями в Квилоне. Гама вежливо отказывается, отмечая, что он не может ничего делать без разрешения своих кочинских хозяев. В результате королева-регент отправляет гонца кцу Кочина. Тримумпара Раджа сначала увиливает, опасаясь, что конкуренция со стороны более богатых рынков Quilon нанесет ущерб его собственному. Но ограниченное предложение Кочина беспокоит португальские факторы. В конце концов, все стороны достигли соглашения: Гама отправит только два корабля для загрузки специй в Квилоне и обещает не открывать постоянный завод в этом городе. Два корабля с временным снаряжением Жоао де Са Перейра, первого португальца, вошедшего в Килон, быстро загрузятся и вернутся в Кочин в течение десяти дней.

19 ноября 1502 г. - А пока в Кочине Гама получает сообщение от сирийской христианской общины близлежащего Кранганора с предложением поставить себя под защиту короля Португалии. Гама принимает в дар красный серебряный наконечник скипетр, символический командирский посох, но отмечает, что лично он не может сделать многого, так как скоро уйдет. Но он обещает, что община может вызвать португальский военно-морской патруль Висенте Содре в любое время, если им что-то понадобится.

Засада в гавани Каликута

3 января 1503 г. - богатый брамин в сопровождении своего сына и племянника появляется Кочин и просит разрешения у Васко да Гамы взять переход 4-й Армады в Португалию. Сначала брамин утверждает, что стремится узнать больше о христианской религии в Европе, но в конце концов обнаруживает, что он на самом деле полномочный посол Заморин, и что он надеется поговорить напрямую с королем Португалии Мануэлем I в Лиссабон, и вести переговоры о заключении постоянного мирного договора между Португалией и Каликутом, поскольку (по оценке Заморина) капитаны португальских армад, приезжающие и уходящие каждый год, не имеют права вести переговоры о долгосрочных договорах. Гама уверяет его, что он полностью уполномочен королем, после чего брамин предлагает посредничать в мирном договоре между Гамой и заморинами. Гама соглашается, и брамин возвращается в Каликут, вернувшись в Кочин вскоре после этого в сопровождении Наира из дома Заморинов, с конкретным предложением компенсировать португальцам товары, потерянные на фабрике Каликута. Это кажется справедливым предложением, поэтому Гама решает лично завершить аранжировку.

5 января 1503 г. - Васко да Гама берет корабль своего двоюродного брата, Фрол де ла Мар, плюс одну каравеллу, чтобы доставить брамина и Наира обратно в Каликут, чтобы заключить мир договор с Замориным. Гама оставляет остальную часть 4-й Армады в Кочине под командованием Д. Луиса Коутиньо. (Слухи о неминуемом мире с Каликутом возмущают торговцев Кочина, которые считают, что любое соглашение с Каликутом их изменит; Коутиньо испытывает трудности с обеспечением продолжения закупок и погрузки специй).

Гама берет только легкий эскорт, но он воображает, что Висенте Содре находится поблизости и обеспечит дополнительную безопасность. Однако, как оказалось, Висенте Содре уехал из Каликута несколькими днями ранее. Он поддерживал непрерывную блокаду гавани Каликута и участвовал в многократных кошачьих погонях с маленькими рыбацкими кораблями Каликута, которые осмеливались выйти. В какой-то момент Содре пустил пару рыбацких лодок в погоню в боковой канал и попал в ловушку - сорок вооруженных каликутов быстро окружили его. Удачный выстрел из пушки по головному кораблю разрушил засаду, позволив Содре быстро выбраться оттуда. Он отплыл и помчался обратно в Каннанор, чтобы забрать остаток своего патруля.

Гама прибывает в гавань Каликута во время этого отсутствия, не подозревая об этом. Не видя никаких признаков Содре, Гама приказывает каравелле эскорта отправиться в Каннанор, чтобы найти его. Он ставит на якорь свой собственный корабль, большой Флор-де-ла-Мар, внутри гавани и спускает лодку, чтобы доставить брамина на берег, встретить заморина и организовать доставку компенсационной выплаты, оставив двух родственников брамина и Наира на берегу. борт в качестве заложников. Три дня проводят в ожидании, брамин постоянно курсирует между кораблем и берегом, чтобы сообщить и проконсультироваться о ходе переговоров.

Казалось, все идет хорошо, но в ранние утренние часы четвертого дня, однако, сотня вооруженных замбуков и парау врывается в гавань из близлежащих каналов и быстро окружает Флор-де-ла-Мар. Высокие борта Флора не позволяют португальцам ответить артиллерией - корабельные пушки установлены слишком высоко, а параузы слишком близки для угла выстрела, поэтому экипаж отчаянно обращается к арбалетам, мушкетному огню и вздымающимся камням, чтобы держать их в страхе.. За несколько дней до столкновения Гама поймал большого парау, который теперь был привязан к корме «Флора». В пылу битвы малабарские саперы гребут к привязанному парау, наполняют его трутом, поджигают и направляют пылающий корабль на Флор. Гама немедленно приказывает перерезать кабели, и пламя дрейфующего парау едва не пропустит их. На протяжении всего этого некоторые из португальских моряков отчаянно пытаются перерезать тросы на якоре - процесс, который потребовал времени, поскольку Гама приказал его спустить с помощью железной цепи. Но в конце концов якорь срезается, и «Флор» начинает уплывать. По мере увеличения расстояния от замбуков и параусов корабельные пушки теперь могут вступить в игру и стрелять по преследователям. «Флор» достигает устья гавани, когда Висенте Содре возвращается из Каннанора с тремя каравеллами. Видя, что засада сорвана, лодки Каликута разворачиваются и скользят обратно в боковые каналы гавани.

Это узкий выход. Перед тем, как покинуть Каликут, Гама приказывает, чтобы трое заложников - сын и племянник брамина и Наир - были повешены за шеи на главной мачте, на виду у города Каликут. Он отправляет их трупы на плоту к берегу с запиской, в которой клянется отомстить Заморину.

Морское сражение при Каликуте

После засады Гама в сопровождении патруля Содре возвращается в Кочин. Хотя португальцы знали, что Заморин приказал своим малабарским вассалам собрать армаду в Каликуте, Гама, похоже, был уверен, что прибрежный патруль сдерживает это, возможно, не совсем понимая, что меньшие корабли по всему региону могут сделать их беспрепятственный путь в Каликут через заводи Кералы.

Конец января 1503 г. - Раджа Тримумпара из Кочина добавляет еще несколько тревожных сведений: Заморин нанял услуги арабского капера Красного моря «Кожамбар» (Ходжа Амбар), и несколько крупных кораблей миновали португальскую блокаду и теперь находились в Каликуте, присоединившись к боевому флоту под командованием адмирала Каликута «Коджа Казем» (Ходжа Кассейн). Собранный флот Каликута оценивается в 20 больших кораблей, 40 орудийных самбуков (больших дау ) и бесчисленное количество меньших весельных парау с несколькими тысячами вооруженных людей. Хотя большой флот Каликута потерпел поражение против гораздо меньшей 3-й армады из Жоао да Нова в предыдущем году, Заморин мог рассчитать, что добавление больших кораблей и более опытных капитанов может склонить чашу весов - особенно против тяжеловесных и менее маневренных больших кораблей 4-й армады.

Тримумпара Раджа Кочина убеждает Гаму избегать флота и сразу же отправиться в Португалию. Но Васко да Гама отказывается пересматривать свои планы. Ему нужно вернуться в Каннанор, чтобы поместить туда фактор Барбозы и забрать заказанный им груз имбиря. И ему не терпелось отомстить за засаду.

В начале февраля 1503 г., после последней аудиенции у Раджи Тримумпара, взяв на борт своего посла при дворе Лиссабона, оставив Диого Фернандес Коррейя как фактор в Кочине, и взяв старый фактор Кабрала Гонсало Хил Барбоса в качестве фактора в Каннаноре флот Гамы (около десяти полностью загруженных кораблей) наконец покидает Кочин. Вскоре к ним присоединяется эскадра каравеллы Содре, и они осторожно направляются в Каннанор с оружием наготове для засады Каликута.

Гама и Содре замечают каликутский флот Коджа Казем и арабского капера Кожамбара недалеко от побережья, у гавани Каликута. В одном из первых задокументированных случаев военно-морского боевого строя, каравеллы специй и сопровождения Гамы плывут из конца в конец, концентрируя всю свою огромную огневую мощь, проходя против двадцати больших арабских кораблей. из Кожамбара, прежде чем они успеют собраться, потопив несколько из них и нанеся огромный урон остальным. Хотя арабская эскадра выйдет из строя слишком рано, Коджа Казем, тем не менее, продолжает двигаться вперед со своим флотом малабарских самбуков, надеясь использовать их скорость, чтобы перехитрить орудия тяжеловесных наусов и дотянуться до захвата. Но Гама посылает каравеллы сопровождения под командованием Висенте Содре, чтобы перехватить их, пока грузовые наус спешат к Каннанору. Хотя каравеллы в меньшинстве, это не большая битва. По сути, битва окончена, когда Перо Рафаэль и Гил Матосо быстро садятся на борт и захватывают флагман Коха Казем (как ни странно, но на борту было многоженщин и детей). Флот Каликута распадается и устремляется обратно в порт. Преследующие каравеллы захватывают несколько самбуков, которые буксируют и поджигают перед Каликутом. Давно приготовленная засада сорвана. Опасность рассеяна, каравеллы отправляются в Каннанор для соединения с основным флотом.

Битва при Каликуте, как и морская битва при Каннаноре в прошлом году, еще раз произошла решающее значение технического значения превосходства португальских кораблей и морской артиллерии. Но это также представало португальцам, что Заморин из Каликута не так легко запугать, как они ожидали. Несмотря на террористические действия, бомбардировки и морскую блокаду, то Заморин упорно отказывался капитулировать условиям Васко да Гамы. Напротив, наем арабского каперского флота, определенная находчивость и готовность принять бой на стороне португальцев.

Наем Кожамбара тоже было дурным предчувствием. Заморин должен обратиться к иностранцам, чтобы сократить технический разрыв между индийскими и португальскими войсками. Арабские, турецкие и венецианские технологии и более существенную поддержку со стороны этих великих держав, чем просто один или два пирата Красного моря?

Если битва при Каликуте что-то впечатлила Васко да Гама, то это было именно то, что португальцы в Индии жили в одолженное время, и это потребовало больше ресурсов, чем он должен был заставить заморин покориться и обеспечить постоянный доступ Португалии к рынкам специй. И это было послание, которое он передал Лиссабону.

В то же время его приоритетом было сделать все возможное, чтобы сохранить португальскую область в Индии, то есть защитить португальские фабрики и индийских союзников Кочина и Каннанора от неизбежной мести Заморин в тот момент, когда осталась 4-я армада.

Возвращение в Каннанор

Прибыв в Каннанор, Гама оставляет старый фактор Кабрала, Гонсало Хила Барбоса, и двух помощников, Бастиана Альвареса и Диого Нунеса. С разрешением Колитири Раджа Каннанора Гама возводит небольшой частокол вокруг фабрики. Около 200 вооруженных людей (по другим данным, всего 20) останутся на заводе.

Однако больше беспокоит патрульная эскадрилья Индии. Вернувшись в Лиссабон, Висенте Содре получил поручение (regimento) от короля Португалии I, поручив ему возглавить патруль из пяти или шести каравелл в заливе Аден, и охота на богатые арабские призы, входящие и исходящие из Красного моря. Но Васко да Гама, осознавая уязвимость Кочина и Каннанора, называет звание капитан-майора армады и приказы Содре отложить эту миссию и сохранить патрулирование на индийском побережье для защиты португальцев. фабрики и их индийские союзники против любой реакции Заморина.

Обратное путешествие

В конце февраля 1503 года Васко да Гама отплывает своими десятью (или двенадцатью) гружеными кораблями обратно в Лиссабон. [Примечание: в некоторых хрониках говорится об отбытии Гамы из Каннанора 28 декабря 1502 года, что означает, что все события, описанные ранее, должны быть сжаты в течение более короткого периода времени.]

Обратный путь быстрого и относительно плавный, только с одним остановка на острове Мозамбик. Он попал в шторм около мыса, где Флор да ла Мар Эстеван да Гама отделяет роту от остальных. Эстеван да Гама, возвращаясь в Лиссабон в одиночку, как говорят, наткнулся на южноатлантические острова Святой Елены (уже обнаруженные в прошлом году Жуаном да Нова ). Третья Армада ).

Главный флот Васко да Гамы прибывает в Лиссабон в сентябре 1503 года. Гама представляет свой отчет, временная неспособность привести к условиям использования сильного флота для создания сильных постоянных португальцев. гарнизоны для защиты союзных городов Кочина и Каннанора.

Гама прибывают слишком поздно, чтобы повлиять на оснащение 5-й Армады, которая уже ушла в апреле 1503 г. командование Афонсу де Альбукерке. Но его рекомендация будет направлять формирование последовательности, 6-й армады, отправившейся в плавание весной 1504 года под командованием Лопо Соарес де Альбергария.

Последствия

Судьба патруля Содре

март 1503 г. - как только 4-я армада Васко да Гамы покидает Индию, как и было предсказано, раджа Тримумпара из Кочина получает сведения о том, что заморин из Каликута в этот самый момент готовится к наземному вторжению. Коччи. Португальский фактор Диого Фернандес Коррейя убеждает Висенте Содре держать эскадрилью каравеллы рядом с Кочином. Но Висенте Содре, жаждущий легкого разграбления арабских судов Красного моря, опровергает слухи, Коррейя напоминает ему о приказах Гамы, но безрезультатно - Содре выводит свой старый королевский полк и приказывает прибрежному патрулю следовать за ним к Красному. Море. Говорят, что по крайней мере два капитана прибрежного патруля нарушают выполнение приказы Содре и охотно уступают приказы своими кораблями, а не нарушают приказы Гамы.

Состав патруля, вышедшего в Красное море, варьируется по разным данным. Согласно одной договоренности, это было шесть кораблей: 1. Vicente Sodré, 2. Bras Sodré, 3. Pêro de Ataíde, 4. Pêro Rafael, 5. Diogo Pires, 6. Fernão Родригес Бардасас.

Висенте Содре сначала отправляется на север в Гуджарат, где он захватывает большое торговое судно у Чаула. Затем патруль плывет на запад в Аденский залив, в устье Красного моря, чтобы поймать больше призов. Там патруль захватил около пяти арабских торговых судов, но, согласно сообщению, написанному позже Перо де Атаиде, братья Содре начали требовать непропорциональную долю добычи, включая присвоение королевский пятый. В рассказе Атаиде Брас Содре фигурирует в роли злодея истории. Уже недовольные решением покинуть своих товарищей в Индии, капитаны патрулей поссорились с братьями Содре и чуть не взбунтовались.

В конце апреля патруль бросил якорь на островах Курия-Мурия (у побережья Омана). Местные жители предупредили их, что формируется сезонная буря и что им лучше переместить свои корабли в более безопасное убежище на южной стороне острова. Четверо патрульных капитанов переместили свои корабли соответственно, но Висенте Содре и Брас Содре отказались (продолжающийся спор из-за добычи, возможно, был одним из факторов, повлиявших на это решение). Как и предсказывали местные жители, пришла буря, разрушена и затоплена корабли Висенте Содре и Браса Содре. Висенте погиб вместе со своим кораблем, Брас выжил и добрался до берега, хотя вскоре погиб при загадочных обстоятельствах. Место крушения кораблей было обнаружено в мае 1998 г. компанией Blue Water Recoveries Ltd (BWR) и археологически были раскопаны в ходе серии последующих экспедиций в 2013, 2014 и 2015 годах, совместно проведенных и под управлением Дэвида Л. Мирнса из BWR и Министерства наследия и культуры Омана. Результаты и выводы проекта были обнародованы MHC на пресс-конференции в Маскате 15 марта 2016 г., в тот же день, когда был запущен специальный веб-сайт проекта и промежуточный отчет Мирнса, Пархема и Фролиха был опубликован в International Журнал морской археологии.

После этого четыре оставшихся корабля прибрежного патруля, которые выбрали Перо де Атаиде своим новым командиром, отправились обратно в Индию. Однако встречные ветры затрудняют путешествие, и они медленно и медленно отступают. Разбитый патруль ковыляет на остров Ангедива летом 1503 года, где они вынуждены остановиться, чтобы починить свои искалеченные корабли. Через четыре дня после прибытия в Ангедиву в Анджедиву прибывает пятый корабль, каравелла Антониу-ду-Кампу (который пропустил прошлогодний сезон дождей и все это время был вынужден оставаться в Восточной Африке) и присоединяется к патрулю. Они все еще ремонтируют Ангедиву, когда корабли Франсиско де Альбукерке и Николау Коэльо, авангард 5-й Армады, прибывают в Индию в августе 1503 года.

Первая осада Кочина

апрель 1503 г. - Вскоре после того, как патруль Содре отправился к Красному морю, заморин из Каликута прибыл со своей 50-тысячной армией в Репелим (Эдапалли ), границы Кочинского государства. Он потребовал, чтобы раджа Тримумпара из Кочина передал ему своих португальских гостей. Но Тримумпара отказался, и его сын Нараян отразил два нападения Каликута. Путем подкупа и обмана Заморину удается отделить большую часть армии Кочина, сокрушить оборону и убить принца Нараяна в битве у брода Эдапалли. Раджа Тримумпара и его португальские гости (фактор Диого Фернандес Коррейя и его помощники) в сопровождении небольшого лояльного Наира охранника покидают город Кочин и бегут через гавань к Випин, преграде остров лагуны Вембанад. Естественная защита Випина и ухудшающаяся погода не позволяют Заморину запустить штурмовые лодки и захватить остров. Разочарованный, Заморин сжигает город Кочин. Осада продлится несколько месяцев, пока Франсиско де Альбукерке, охраняющие остатки патруля Содре, не спешит спустившись из Ангедивы, прибыл в Кочин в августе-сентябре и заставил войска Каликута отойти.

Где-то в ходе этой осады два итальянских военных инженера (и, вероятно, венецианские агенты), прибывшие в качестве пассажиров Гамы известные, только как Жоао Мария (Джанмария) и Перо Антониу (Пьерантонио), сбали. Почин и направились в лагерь Заморин, предлагая свои услуги армии Каликута. Итальянцы научат Каликут создать крупные европейские орудия и сократить технологический разрыв между индийской и португальской артиллерией.

Заморин из Каликута перед тем, как сжечь Кочин, удалил древний священный камень, на котором древние короли Малабара (см. династия Чера ) традиционно почитались как владыки моряатов и повелители всех шт Малабари. Священный камень находился в древней столице Малабари Кранганоре, но с тех пор был перемещен в Кочин. Заморины теперь переместили его еще раз в Эдапалли.

См. Также

Примечания

Источники

Первичные учетные записи:

  • [Аноним Фламандский моряк] Calcoen (фламандский счет), первый паб. 1504, Антверпен [англ. Пер. in J.P. Berjeau, 1874], Calcoen, голландский рассказ о втором путешествии Васко да Гамы в Каликут, напечатанный в Антверпене около 1504 года. Лондон. онлайн [португальский перевод в А.К. Тейшейра де Арагао, 1887, Васко да Гама и Видигейра: um estudo Historico. Лиссабон: Sociedade de Geografia de Lisboa. онлайн [франц. Пер. в J. Denucé, 1931, Calcoen, récit flamand du second voyage de Vasco de Gama vers l'Inde, en 1502–1503]
  • [Анонимный немецкий моряк] рассказывает о первом пабе. 1986 в ред. М. Краса, Я. Полисенского и П. Раткоса, Европейская экспансия 1494–1519: путешествия открытий в рукописи Братиславы Lyc. 515/8. Прага: Карлов университет.
  • [Анонимный португальский моряк] аккаунт первый паб. 1939 в Кристине фон Рор, изд., Neue Quellen zur zweiten Indienfahrt Vasco da Gamas, Лейпциг: Келер. [Перепечатано с исправлениями Л. Фрейре Коста, 1985, «Relação anónima da segunda viagem de Vasco da Gama índia» в Cidadania e História. Em homenagem a Jaime Cortesão. Лиссабон: Са да Коста.]
  • Два итальянских письма из Мозамбика, написанные в апреле 1503 г., паб. в 1902 г., Просперо Перагалло, изд., "Viaggio di Matteo da Bergamo in India sulla flotta di Vasco da Gama (1502–1503)", Bollettino della Società geografica italiana, стр. 92–129 онлайн
  • Томе Лопес оригинальная португальская версия утеряна; Итальянский перевод первого паба. 1550 как "Navigatione verso l'Indie orientali scritta per Thomé Lopez, scrivano de una nave Portoghesa", в Джованни Баттиста Рамузио, изд., Primo volume delle navigationi et viaggi nel qua si contine la descrittione dell'Africa, et del paese del Prete Ianni, on varii viaggi, dal mar Rosso a Calicut, infin all'isole Molucche, dove nascono le Spetierie et la navigatione attorno il mondo., Венеция. онлайн [переведен на португальский язык с 1812 года как «Navegação as Indias Orientaes, escrita em Portuguez por Thomé Lopes, traduzida da lingua Portugueza para a Italiana, e novamente do Italiano para o Portuguez», Автор Academia Real das Sciencias in Collecção de noticias for a history e geografia das nações ultramarinas: que vivem nos dominios portuguezes, ou lhes são visinhas, Vol. 2, п. 5
  • Перо де Атаиде «Carta de Pero de Atayde a El-rei D. Manuel, Fevereiro 20, 1504», как опубликовано в Bulhão Pato, R.A. редактор, 1898, Cartas de Affonso de Albuquerque, seguidas de documentos que as elucidam. Лиссабон: Academia Real de Sciencias, vol. 2 стр. 262–268.
  • "Carta de Diogo Fernandes Corrêa a Afonso de Albuquerque, Dezembro 25, 1503", как опубликовано в Bulhão Pato, R.A. редактор, 1898, Cartas de Affonso de Albuquerque, seguidas de documentos que as elucidam. Лиссабон: Academia Real de Sciencias, vol. 2 с. 211–213.
  • "Lettera di Francesco Corbinelli da Lisbona, 22 августа 1503 г." [фр. Пер. в переводчиках П. Тейсье и П. Валентина, изд. Ж. Обена, Путешествие Васко де Гама: отношения экспедиций 1497–1499 и 1502–1503. Париж: Шандень. стр. 353–355 онлайн
  • "Lettere di Zuan Francesco di l'Afaitada, data a Lisbona a di 19 avosto, 1503", repr. 1881 в Фредерико Стефани, изд., Первые дневники Марино Сануто, Венеция, т. 5, с. 130ff.

Хроники:

  • Жуан де Барруш (1552–1559) Décadas da Ásia: Dos feitos, que os Portuguezes fizeram no descubrimento, e conquista, dos mares, e terras do Oriente.. Декабрь I, Lib 6.
  • Луис Ваз де Камоэнс, (1572) Ос Лусиадас. [пер. WJ Mickle, 1776, как Лусиада, или открытие Индии, эпическая поэма]
  • Фернан Лопес де Кастанхеда (1551–1560) História do descobrimento conquista da ndia pelos portugueses [издание 1833 года] Lib 1, гл. 44
  • Гаспар Коррейя (ок. 1550-е годы) Лендас да Индия, первый паб. 1858–64, Лиссабон: Academia Real de Sciencias Vol. 1 ; [частично пер. ОН. Стэнли, 1869, как «Три путешествия Васко де Гамы и его вице-королевство, Лондон: Общество Хаклуйта».]
  • Мануэль де Фариа и Соуза (1666) Asia Portuguesa, Vol. 1.
  • *Дамиан де Гус (1566–67) Хроника до Фелисисимо Рей Д. Мануэль, да Глориоза Мемориа (Переиздано в 1749 году, Лиссабон: М. Манескаль да Коста) онлайн
  • Херонимо Осорио (1586) Де Ребус Эммануэлис [пер. Port., 1804, Da Vida e Feitos d'El Rei D. Manuel, Lisbon: Impressão Regia.] [Пер. Англ. 1752 г. Дж. Гиббса как История португальцев во время правления Эммануэля Лондона: Миллар]
  • Relação das Náos e Armadas da India com os Sucessos dellas que se puderam Saber, para Noticia e Instrucção dos Curiozos, e Amantes da Historia da India (Codex Add. 20902 Британской библиотеки), [D. Антониу де Атаиде, ориг. редактор.] Переписано и перепечатано в 1985 г. М.Х. Мальдонадо, Biblioteca Geral da Universidade de Coimbra. онлайн

Вторичный:

  • Обен, Дж. (1995) «Предисловие», в «Путешествиях де Васко де Гама: отношения экспедиций 1497–1499 и 1502–1503». Париж: Chandeigne.
  • Брито Ребело, J.I. (1898) "Navegadores e exploradores portuguezes até o XVI século (Documentos para a sua Historia: Vasco da Gama, sua família, suas viagens, seus companheiros", Revista de Educação e Ensino, v. 13
  • Bouchon, G. (1975) Mamale de Cananor: Un adversaire de l'Inde portugaise, 1507–1528, Париж: Droz.
  • Dames, ML (1918) «Введение» в отчете о странах, граничащих с Индией Океан и их обитатели, Том 1 (англ. Пер. Ливро де Дуарте де Барбоса), переиздание 2005 г., Нью-Дели: Службы азиатского образования.
  • Данверс, ФК (1894) Португальцы в Индии, история подъема и 2 тома, Лондон: Аллен.
  • Диффи, Бейли В. и Джордж Д. Виниус (1977) Основы португальской империи, 1415–1580 гг. Миннеаполис, Миннесота: University of Minnesota Press
  • Логан, В. (1887) Малабарское руководство, переиздание 2004 г., Нью-Дели: Службы азиатского образования.
  • Мадан, К.Д. (1998) Жизнь и путешествия Васко да Гамы. Азиатский Образовательные услуги.
  • Quintella, Игьяко да Ко ста (1839–40), Annaes da Marinha Portugueza, 2 тома, Лиссабон: Academia Real das Sciencias.
  • Висконде де Санчес да Баэна (1897) О Descobridor do Brazil, Педро Альварес Кабрал: memoria apresentada á Academia real das sciencias de Lisboa. Лиссабон онлайн
  • Сараива, кардинал Франсиско де С.Л. (1849) Португалия в Африке, Азии, Америке и Океании, Лиссабон: Borges.
  • Стронг, С. Артур (1895) «История Килвы, отредактированная из арабской рукописи», Журнал Королевского Азиатского общества, Том, стр. 385–431. онлайн
  • Субраманьям, С. (1997) Карьера и легенда Васко да Гамы. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
  • Theal, G.M. (1896) Португальцы в Южной Африке: с описанием народов между рекой Замбези и мысом Доброй Надежды в шестнадцатом веке. Лондон Анвин.
  • Уайтуэй, Р. С. (1899) Рост могущества Португалии в Индии, 1497–1550. Вестминстер: Констебль.
Предыдущий. 3-я армада. (Жуан да Нова, 1501) Португальская индийская армада. 1502Преемник. 5-я армада. (Афонсу де Альбукерке, 1503)
Последняя правка сделана 2021-07-19 02:40:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте