Морской шелковый путь 21 века (китайский : 21 世纪 海上 丝绸之路), обычно просто Maritime Silk Road (MSR ), является частью морского пути в рамках инициативы «Один пояс, один путь», которая является стратегической инициативой Китая по увеличению инвестиций и развивать сотрудничество на историческом Шелковом пути. Проект основан на морских маршрутах экспедиции адмирала Чжэн Хэ.
Морской шелковый путь в основном проходит от китайского побережья на юг через Ханой в Джакарту, Сингапур и Куала-Лумпур через Малаккский пролив через шри-ланкийский Коломбо к южной оконечности Индии через Мале, в восточноафриканскую Момбасу, оттуда в Джибути, затем через Красное море через Суэцкий канал в Средиземное море, там через Хайфа, Стамбул и Афины в район Верхней Адриатики в северный итальянский узел Триест с его международным свободным портом и железной дорогой связь с Центральной Европой и Северным морем.
Экономический коридор Китай – Пакистан является продолжением предлагаемого Шелкового пути. Морской шелковый путь совпадает с теорией китайской стратегии Жемчужной жемчужины.
Инициатива «Морской шелковый путь» была впервые предложена китайским лидером Си Цзиньпином во время выступления в парламенте Индонезии в октябре 2013 года.
В ноябре 2014 года китайский лидер Си Цзиньпин объявил о планах создания фонда развития в размере долларов США, который поможет финансировать планы Китая по развитию Нового Шелкового пути и Морского Шелкового пути. Китай активизировал свои усилия по вовлечению Африки в МСР путем скорейшего строительства современного железнодорожного сообщения стандартной ширины между Найроби и Момбасой.
В марте 2015 года Национальная комиссия по развитию и реформам Народной Республики Китая публично опубликовал документ под названием «Видение и действия по совместному построению экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути 21 века», в котором обсуждаются принципы и рамки, лежащие в основе инициативы.
Хотя маршруты, включенные в MSR, будут многочисленными, если инициатива будет реализована, на сегодняшний день не было выпущено достаточного количества официальной информации относительно конкретных портов.
В период с 2015 по 2017 год Китай сдал в аренду следующие порты:
В отчете об индексе развития международного центра судоходства Синьхуа и Балтии за 2018 год Служба экономической информации Китая называет следующие основные маршруты Морского Шелкового пути XXI века:
Циньчжоу - Янпу - Чжаньцзян - Гаолань Порт - Янтян - Нанша - Хошимин (Вьетнам) - Сингапур - Янгон (Мьянма) - Палаван (Филиппины) - Сингапур - Циньчжоу.
Циндао - Шанхай - Нинбо - Манила (юг) - Манила (север) - Циндао.
Ньюпорт - Далянь - Циндао - Шанхай - Сямэнь - Гонконг - Сингапур - Кланг Порт (Малайзия) - Пенанг (Малайзия) - Сингапур - Гонконг - Синанг.
Шанхай - Ньюпорт - Далянь - Циндао - Нинбо - Нанша - Джакарта (Индонезия) - Порт Кланг (Малайзия) - Сингапур - Порт Лаем Чабанг (Таиланд) - Гонконг - Шанхай.
Нинбо - Шанхай - Шекоу - Сиануквиль (Камбоджа) - Бангкок - Лим Чабанг (Таиланд) - Нинбо.
Циндао - Шанхай - Нинбо - Сингапур - порт Кланг (Малайзия) - Карачи (Пакистан) - Мундра (Индия) - Коломбо (Шри-Ланка) - Сингапур - Циндао.
Шанхай - Нинбо - Шекоу - Сингапур - Порт Кланг (Малайзия) - Нава Шива (Индия) - Пипавав (Индия) - Коломбо (Шри Ланка) - Порт-Кланг - Сингапур - Хошимин (Вьетнам) - Гонконг - Шанхай.
Шанхай - Нинбо - Гаосюн - Сямэнь - Шекоу - Порт Кланг (Малайзия) - Порт Алишан (ОАЭ) - Умм-Каср (Ирак) - Порт Кланг - Гаосюн - Шанхай.
Шанхай - Нинбо - Сямэнь - Чиван - Сингапур - Джибути (Восточная Африка) - Джидда (Саудовская Аравия) - Судан (Судан) - Джибути - Порт-Кланг - Шанхай.
Маршрут MSR в Европу начнется в Китае, пройдет через Малаккский пролив, по Красному морю до порты в Греции, Италии, Франции и Испании перед возвращением в Китай. Особый интерес для Китая представляет порт Пирей в Афинах, Греция, который, как заявил премьер-министр Китая Ли Кэцян, «... может стать воротами Китая в Европу. Это жемчужина Средиземноморья»
.Циндао - Шанхай - Нинбо - Гаосюн - Гонконг - Янтянь - Сингапур - Пирей (Греция) - Триест - Специя (Италия) - Генуя (Италия) - Фос-сюр-Мер (Франция) - Валенсия (Испания) - Пирей (Греция) - Джидда (Саудовская Аравия Аравия) - Коломбо (Шри-Ланка) - Сингапур - Гонконг
Существует ряд нерешенных территориальных споров в Южно-Китайском море между Китаем и Страны АСЕАН, такие как Бруней, Малайзия, Индонезия, Филиппины и Вьетнам. Возможные маршруты, предложенные для MSR, могут способствовать увеличению напряженности в определенных областях. Однако некоторые ученые предполагают, что инициатива MSR предоставит Китаю средство для разрешения этих связанных с суверенитетом конфликтов, предоставив возможность для взаимной выгоды.
Было высказано предположение, что будущее MSR будет в значительной степени продиктовано экономическими условиями стран-участниц. Существует вероятность того, что Китаю, возможно, придется сделать финансовые взносы в другие страны MSR, которые находятся в плохих экономических условиях. Китаю необходимо будет гарантировать, что все ссуды, выделенные этим странам, расходуются надлежащим образом.
Координация на национальном и субнациональном уровнях может оказаться сложной задачей для Китая. Было заявлено, что субнациональные субъекты Китая, такие как транснациональные корпорации, провинции, города и поселки, имеют тенденцию ставить свои собственные интересы выше интересов страны и участвовать в государственные инициативы в первую очередь для достижения собственных целей. Это могло привести к неуместным расходам на проекты, выходящие за рамки национальных интересов Китая.
Получение политического одобрения от стран с разными политическими системами может оказаться проблематичным для Китая. Страны могут устать от присоединения к инициативе MSR из-за геополитических факторов и факторов безопасности.
Высказывались опасения относительно того, сможет ли Китай получить поддержку Индии и участвовать в реализации инициативы. Индия представляет собой сильную экономическую силу и, скорее всего, предпочтет развивать инфраструктуру региона Индийского океана, а не позволит Китаю иметь какой-либо контроль над регионом. Хотя китайские инвестиции в неразвитую морскую инфраструктуру Индии могут принести большую пользу экономике Индии, Индия по-прежнему с осторожностью принимает такие инвестиции, поскольку существует вероятность того, что Китай в первую очередь пытается расширить свои собственные территориальные и экономические интересы. Индия также проявила осмотрительность, участвуя в аналогичной инициативе - экономическом коридоре Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма.
.