Кризис Конституционного суда Польши в 2015 г. - 2015 Polish Constitutional Court crisis

редактировать

Проправительственный митинг Право и справедливость в поддержку нового законодательства о Конституционном суде, 13 Декабрь 2015

Кризис Конституционного суда Польши в 2015 году - это политический конфликт, который начался в Польше в октябре 2015 года с назначения пяти судей Конституционного трибунала партия Гражданская платформа (Platforma Obywatelska, PO). По данным Европейской комиссии, по состоянию на 20 декабря 2017 года кризис распространился на «13 законов, затрагивающих всю структуру системы правосудия в Польше». Изменения Конституционного трибунала включали замену трех судей, срок полномочий которых не должен был истекать до первой возможной даты заседания нового парламента, и двух судей, срок полномочий которых не должен был истекать до последней возможной даты заседания нового парламента. парламент. Согласно польскому законодательству, судьи Конституционного трибунала должны избираться парламентом, который заседает после истечения срока полномочий предыдущих судей.

Согласно прогнозам, «Гражданская платформа» проиграет в ближайшее время. выборы. После того, как партия Право и справедливость (Prawo i Sprawiedliwość, PiS) выиграла парламентские выборы, она произвела свои собственные назначения в суд, утверждая, что предыдущие назначения пяти судей по были неконституционными. В декабре PiS изменил полномочия суда по принятию решений, предписав большинство в две трети голосов и обязательное участие не менее 13 из 15 судей Конституционного трибунала. Назначения и поправки вызвали внутренние протесты и контрпротесты в конце декабря и начале января; одним из наиболее значительных результатов стало создание протестного движения Комитета защиты демократии. Европейская комиссия раскритиковала изменения закона как угрожающие верховенству закона и правам человека польских граждан.

Содержание

  • 1 История вопроса
  • 2 Выборы судей Конституционного суда
  • 3 Изменения в законодательстве Конституционного суда
  • 4 Внутренняя реакция
  • 5 Международная реакция
    • 5.1 Внутренняя реакция на критику Германии и ЕС
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

История вопроса

25 июня 2015 года правительство приняло новый закон о Конституционном суде. Позже Конституционный трибунал признал этот закон частично неконституционным. Он был подписан президентом Брониславом Коморовским 21 июля 2015 года (примерно за месяц до окончания его президентства). 8 октября 2015 г. уходящий парламент Польши (Сейм ), в последний день заседания, во главе с Гражданской платформой (ПО) как основной партией правящей коалиции избрал пять новых Конституционного трибунала судьи. Трое из них заменили судей, девятилетний срок полномочий которых истекал 6 ноября (почти через две недели после выборов), а двое должны были заменить судей, срок полномочий которых истекал в декабре. Судьи были выбраны на основании закона, принятого ранее летом Сеймом, контролируемым ПО. Во время выборов судей опросы общественного мнения показали, что «Гражданская платформа» скорее всего проиграет на предстоящих польских парламентских выборах 25 октября. Если бы судьи, назначенные ПО, заняли свои места в Трибунале, результатом было бы то, что 14 из 15 судей Конституционного трибунала были бы выбраны Гражданской платформой. Однако президент Польши Анджей Дуда отказался дать присягу этим судьям, заявив, что они были избраны «в нарушение демократических принципов». 25 октября партия Закон и справедливость (Prawo i Sprawiedliwość, PiS) получила беспрецедентное абсолютное большинство мест на парламентских выборах в Польше. 16 ноября к власти пришел новый премьер-министр Беата Шидло и ее кабинет.

Выборы судей Конституционного суда

19 ноября 2015 года новый Сейм принял поправку к действующим законодательством, и предусматривал назначение пяти новых судей, устанавливал ограничения на срок полномочий президента и вице-президента суда и оговаривал ограничения срока полномочий двух действующих судей. Президент Анджей Дуда подписал поправку 20 ноября, но закон был обжалован в Конституционном суде.

2 декабря Сейм избрал пять новых судей из 15 членов. трибунал, утверждая, что это предотвратит вступление в должность ранее назначенных пятерых; они были приведены к присяге президентом Дудой на закрытой церемонии, проведенной после полуночи. Делегаты PiS утверждали, что предыдущие назначения, сделанные ПО, противоречили действующему законодательству и польской конституции.

3 декабря Конституционный суд постановил, что из пяти судей, избранных ПО, выборы трех судей являются действительными, а назначение двух других является нарушением закона. И снова президент Дуда отказался привести к присяге ни одного из этих судей. По словам его представителя, Дуда отказался привести этих трех судей к присяге, потому что в этом случае количество судей Конституционного суда будет неконституционным.

4 декабря лидер Закона и справедливости Ярослав Качиньский, который назвал Конституционный суд «оплотом всего плохого в Польше», поставил под сомнение легитимность решения Суда, поскольку оно предположительно было принято меньшим количеством судей, чем требуется по закону. Качиньский объявил об изменениях в законе о Конституционном суде, но не сообщил подробностей.

11 января 2016 года Конституционный суд отклонил жалобу «Гражданской платформы», в которой ставится под сомнение назначение пяти новых судей новым парламентом. Трое судей Суда выразили несогласие, в том числе Анджей Жеплински.

Изменения в законе о Конституционном суде

Конституционный суд в Варшаве

22 декабря 2015 года Сейм принял закон, реорганизовавший Конституционный суд. Новый закон ввел большинство в две трети и обязательное участие как минимум 13 вместо 9 из 15 судей. Изобразительное искусство. 190 (5) Конституции Польши требует только большинства голосов.

Кроме того, незавершенное конституционное разбирательство ранее должно было ждать в списке в течение шести месяцев или в исключительных обстоятельствах в течение трех месяцев.. Суд теперь обязан рассматривать дела в соответствии с датой получения. Судьи Конституционного суда могут быть освобождены от должности по требованию Сейма, Президента или Министерства юстиции.

Законопроект был одобрен Сенатом Польши 24 декабря 2015 года после ночного заседания., и подписано президентом Дудой 28 декабря 2015 года. Было сказано, что в результате способность суда принимать решения была «парализована».

9 марта 2016 года Конституционный суд постановил, что поправки не соответствуют польской конституции. Правительство Польши считает этот приговор необязательным, поскольку он не был основан на правилах, введенных поправкой, и отказалось опубликовать приговор, что является обязательным условием его юридической силы.

Внутренняя реакция

A Комитет протеста в защиту демократии в Варшаве против нового правительства Польши, 12 декабря 2015 г.

2 декабря процитировали Яцека Кухарчика, директора Института общественных дел Польши в Варшаве утверждая, что конституционный суд «был той ветвью власти, которую они (PiS) теоретически не могли коснуться и которая ограничила ее власть 10 лет назад».

12 декабря протесты, организованные К Комитету защиты демократии присоединилась толпа сторонников (по оценкам организаторов мероприятия 50 000 и 17 000-20 000, согласно официальному полицейскому отчету) в Варшаве. На следующий день проправительственные сторонники собрались в столице (по оценкам организаторов мероприятия - 80 000 и 40 000-45 000 согласно официальному отчету полиции). Верховный суд Польши и Ассоциация польских юристов считают поправку нарушающей статью 190 и неконституционной.

Лех Валенса, бывший президент Польши и лидер Солидарности Движение в 1980-х годах заявило, что текущая ситуация может привести к гражданской войне и что способ, которым действовала PiS, не является «открытым и демократическим» процессом реформ. Валенса призвал к референдуму о последних изменениях в законодательстве. «Это правительство действует против Польши, против наших достижений, свободы, демократии, не говоря уже о том, что оно высмеивает нас в мире... Мне стыдно ехать за границу».

5 января 2016 г. Лешек Миллер бывший премьер-министр Польши раскритиковал западные, особенно немецкие, СМИ и других критиков PiS, заявив, что они «истеричны» и что нет ничего, что указывало бы на «переворот», поскольку PiS был просто восстановить власть от Гражданской платформы. Миллер обвинил главного судью Конституционного суда Анджея Жеплинского в том, что он действует как «политик Гражданской платформы».

В открытом письме, опубликованном 25 апреля 2016 года, бывшие президенты Польши, Лех Валенса, Александр Квасьневский и Бронислав Коморовский призвали польскую общественность защищать демократию и предупредили, что «Закон и справедливость продолжат свои действия, которые разрушают конституционный порядок, парализуют судопроизводство Конституционного трибунала и всей судебной системы ". На той же неделе Верховный суд Польши объявил, что он считает решения Конституционного суда обязательными, даже если эти решения не были опубликованы правительством, как "формально" требует польская конституция. В ответ пресс-секретарь PiS Беата Мазурек назвала заявление Верховного суда результатом «встречи команды друзей, защищающих статус-кво предыдущего правящего лагеря».

Международная реакция

О 15 декабря 2015 г. Мартин Шульц, президент Европейского парламента, охарактеризовал политическую ситуацию в Польше как драматическую, поскольку последние действия польского правительства имеют «характеристики государственного переворота». Шульц прямо отказался отозвать эту оценку после протестов польского премьер-министра Беаты Шидло и министра иностранных дел Витольда Ващиковского. 10 января 2016 года Шульц описал ситуацию в Польше как «путинизацию » европейской политики; и его поддержала Вивиан Рединг, которая жаловалась на нападения на государственные и частные СМИ в соответствии с «логикой Путина-Орбана-Качиньского».

Европейская комиссия Вице-президент Франс Тиммерманс написал в письме министрам юстиции и иностранных дел Польши перед Рождеством, что исполнительный орган ЕС «придает большое значение предотвращению возникновения ситуаций, когда верховенство закона в ( а) государство-член может быть поставлено под сомнение », и что он« будет ожидать, что этот закон не будет окончательно принят или, по крайней мере, не вступит в силу до тех пор, пока не возникнут все вопросы, касающиеся воздействия этого закона на независимость и функционирование Конституционного суда. были полностью и надлежащим образом оценены ».

Анн Брассер, президент Парламентской ассамблеи Совета Европы, призвала польских политиков« не принимать поспешно закон, относящийся к Конституции. Трибунал, который может серьезно подорвать верховенство закона ".

8 января Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии, заявил, что Венгрия никогда не пойдет на какие-либо санкции против Польши и наложит вето на любые предложения сделать это в ЕВРОПА. Орбан заявил: «Европейский Союз не должен думать о применении каких-либо санкций против Польши, потому что для этого потребуется полное единогласие, а Венгрия никогда не поддержит какие-либо санкции против Польши». Согласно действующему законодательству ЕС, чтобы наложить санкции на любое государство-член, все остальные государства-члены должны проголосовать за него в Европейском Совете. В тот же день Тибор Наврачич, венгерский комиссар ЕС, подтвердил, что Венгрия будет блокировать любые попытки поставить Польшу под какой-либо надзор или санкции ЕС, отвергая утверждения немецкой прессы о том, что Венгрия допустит введение санкций.

9 января Фолькер Каудер и Герберт Ройл, оба ведущие члены большой немецкой партии ХДС, призвали к введению экономических санкций в отношении Польши.. Двумя днями позже пресс-секретарь правительства Германии Штеффен Зайберт отрицал, что это была позиция правительства Германии, и заявил, что санкции фактически не рассматриваются. Европейский депутат от Германии Ханс-Олаф Хенкель из маргинальной консервативной партии Альянс за прогресс и обновление раскритиковал вмешательство Германии во внутренние дела Польши.

10 января Министерство иностранных дел Польши Министерство вызвало посла Германии и попросило его объяснить «антипольские заявления немецких политиков».

13 января 2016 года Европейская комиссия начала официальную оценку верховенства закона, чтобы определить серьезную угрозу нарушение закона Союза, основанного на правилах, установленных в 2014 году, и положениях статьи 7 Договора о Европейском Союзе в отношении поправок Конституционного суда и закона о публичных СМИ в Польше. Рекомендация, второй шаг в оценке соблюдения законности, была выпущена 1 июня 2016 года. Иверна Макгоуэн, директор офиса Европейских институтов Amnesty International в Брюсселе, прокомментировала: «Готовность комиссии к Использование системы верховенства закона - это позитивный шаг к более серьезному подходу ЕС к тому, чтобы высказаться и потребовать от своих собственных государств-членов отчета о своих правах человека ». Венгрия заявила, что будет выступать против любых санкций против Польши.

15 января Standard Poor's понизило рейтинг Польши с A- до BBB +, поскольку, по словам представителя SP, «понижение рейтинга отражает наши Мы считаем, что польская система институциональных сдержек и противовесов значительно подорвана. Новое правительство Польши инициировало различные законодательные меры, которые, по нашему мнению, ослабят независимость и эффективность ключевых институтов, что отражено в нашей институциональной оценке ". Fitch Ratings подтвердил рейтинг Польши A-, заявив, что перспективы Польши стабильны с «сильными макроэкономическими показателями, устойчивой банковской системой и показателями корпоративного управления».

19 января 2016 года Петр Мах, член Европейской Парламент Чешской Республики повесил значок с надписью «Я поляк», чтобы продемонстрировать свою поддержку законодательной реформы в Польше. Он выразил разочарование действиями, предпринятыми против Польши, и обвинил Европейскую комиссию в сокрытии своих истинных мотивов: «Мы столкнулись со скандальной ситуацией, когда Европейский союз инициировал судебное разбирательство против Польши с целью лишить ее права голоса. ужасный поступок, который совершила Польша? То, что она установила большинство в две трети голосов для решений Конституционного суда? (...) Это, конечно, смешно и оправдание. Что на самом деле беспокоит Европейскую комиссию? Комиссия расстроена тем, что победившая на выборах в Польше партия не любит ЕС в нынешнем виде. Она не желает мириться с диктатом квот на мигрантов. Я думаю, что в этом все дело. Это скандально. вмешательство во внутренние дела суверенной страны. В 1963 году Джон Ф. Кеннеди объявил в осажденном Берлине: «Ich bin ein Berliner !». Я думаю, что теперь нам нужно стоять за Польшей. И как гордый свободный гражданин, позвольте мне сказать: Jestem Polakiem [я поляк]! »

В письме, адресованном Беате Шидло, сенаторам США Джону Маккейну, Бену Кардин и Ричард Дж. Дурбин протестовали против поправок, которые «угрожали бы независимости государственных СМИ и высшей судебной инстанции страны и подорвали бы роль Польши как демократической модели для других стран региона, которые все еще проходят трудный переходный период «и может« способствовать ослаблению демократических норм, включая верховенство закона и независимость судебной власти ».

11 марта 2016 года Венецианская комиссия Совета Европы, которого польское правительство запросило мнение в декабре 2015 года, оценили поправки как подрывающие эффективность Суда и подрывающие демократию, права человека и верховенство закона. 13 апреля 2016 года Европейский парламент 513 голосами против 142 при 30 воздержавшихся принял резолюцию, в которой заявляет, что парламент «серьезно обеспокоен тем, что фактический паралич Конституционного трибунала в Польше ставит под угрозу демократию, права человека и верховенство закона»..

В сентябре 2017 года Европейская комиссия начала второй этап нарушения положения верховенства закона в Польше.

13 сентября 2017 года Найджел Фарадж, британский политик-популист-националист, открыто напал на Европейскую комиссию в парламенте ЕС, заявив: «Действительно, ваше отношение к Польше и Венгрия уже должна напоминать им о жизни при советских коммунистах с вашими попытками рассказать им, как они должны управлять своей собственной страной. Все, что я могу сказать, это: слава богу, мы уезжаем! Вы ничему не научились из Брексита ».

20 декабря 2017 года Комиссия вынесла четвертую рекомендацию и направила Польшу в Европарламент. ean суд за «нарушение законодательства ЕС», заявляя:

В течение двух лет польские власти приняли более 13 законов, затрагивающих всю структуру системы правосудия в Польше, что повлияло на Конституцию Трибунал, Верховный суд, обычные суды, Национальный судебный совет, прокуратура и Национальная судебная школа. Общая картина состоит в том, что исполнительной и законодательной ветвям власти систематически позволяли политически вмешиваться в состав, полномочия, управление и функционирование судебной власти.

Европейская комиссия

28 февраля 2018 года британский политик Найджел Фарадж снова высказался по этому поводу: «Я всегда слышу о правах человека, демократии и верховенстве закона, и все же в 2011 году, когда журналистов в Польше задерживали, удерживали и увольняли за критику правительства, что сделала Комиссия? Ничего. Почему? Ну, конечно, потому что г-н Туск, как тогдашний премьер-министр, был сторонником Европейского Союза. (...) вот вы, г-н Тиммерманс - только потому, что они пытались очистить коммунистической старой гвардии и модернизируют свою систему - на грани применения статьи 7 и лишения их демократических прав внутри Союза ». Кроме того, Фарадж назвал случай Каталонии: «И вы счастливы вмешаться, г-н Тиммерманс, в каждом государстве-члене, где, по вашему мнению, вы видите нарушение, за исключением - я почти забыл - в случае Каталонии. пятьдесят человек избиты полицией за то, что они хотят выйти воскресным утром и выразить свое мнение - это абсолютно явное нарушение, г-н Тиммерманс, прав человека, абсолютное злоупотребление любым смыслом демократического процесса, - тем не менее вы говорите в таком случае, это не наше дело. Но, конечно, они являются проевропейским правительством, поэтому железный кулак Европейского Союза предназначен исключительно для ваших критиков ». Он закончил сравнением с доктриной Брежнева : «Это для Польши современная брежневская доктрина ограниченного суверенитета. Вы восстали против этой системы, польский народ, и я надеюсь, что вы продолжите восставать против этот."

9 марта 2018 года лидеры стран Балтии выразили поддержку правовой реформы в Польше. Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернелис выразил понимание изменений законодательства в Польше: «мы понимаем Польшу, мы понимаем ее цели, связанные с реформой системы правосудия (...), если бы в отношении Польши были введены какие-либо ограничительные меры, Литва поддержит Польшу ». Премьер-министр Латвии Марис Кучинскис сказал: «Мы были бы против любых наказаний, наложенных на Польшу; в этом отношении все три страны Балтии думают одинаково». Премьер-министр Эстонии Юри Ратас сказал: «Любые проблемы, связанные с голосованием и лишением права голоса - я не думаю, что это вообще должно произойти, это было бы слишком далеко».

13 сентября 2018 г. министр иностранных дел Литвы Линас Антанас Линкявичюс вновь подтвердил позицию Литвы: «Мы будем выступать против санкций против Польши. Этот диалог очень сложен, но мы верим, что результат будет положительно. Наши соседи также хотят улучшить отношения с Европейским Союзом в контексте верховенства закона. Ультиматумы и резкая реакция не помогут решить эту проблему ».

Внутренний ответ на критику Германии и ЕС

Премьер-министр Беата Шидло поклялась не поддаваться давлению Германии, заявив, что «эти атаки направлены на то, чтобы ослабить нас, пытаясь показать нам, что мы должны соглашаться на все, как это делали наши предшественники». Хотя немецко-польские отношения важны, Шидло указал, что они должны основываться на «партнерстве, а не на господстве, которое иногда пытается проявить наш сосед».

Епископ Веслав Меринг назвал комментарии Шульца «потерянный шанс молчать» (имеется в виду печально известная речь президента Франции Жака Ширака, в котором Польша «потеряла шанс молчать», когда выразила поддержку войне против Ирака в 2003 году), «Я знаю, что стране больше, чем вы, я прожил на своей родине 70 лет, могу заверить вас, что выборы президента и нового правительства не являются свидетельством отсутствия демократии. Выборы показали, что наши простые граждане хотят перемен ». Меринг заявил, что проблема заключается в том, что потерявшие власть недовольны результатами выборов и пытаются использовать Европейский парламент в своих интересах.

В ответ на призывы Германии за санкции против Польши, Закон и справедливость Депутат Станислав Пьета ответил: «Люди, которые избрали Гитлера по своей доброй воле, те, кто склонился перед Сталиным (...), хотят научить нас», «кто сегодня не могут обеспечить безопасность своему народу »,« не могут бороться с исламским терроризмом »,« Они хотят преподать нам уроки? Пусть не будут смешными ».

9 января 2016 г. министр юстиции Польши Збигнев Зебро отреагировал на предложение немецкого политика Гюнтера Эттингера о введении санкций в отношении Польши в письме, в котором он критиковал Эттингера за вмешательство во внутренние дела Польши, в то же время терпимо относясь к цензуре в отношении массовых сексуальных нападений в Германии, совершенных в Германии. Новогодняя ночь. В своем ответе Франсу Тиммермансу Зиобро попросил Тиммерманса «проявлять больше сдержанности в инструктировании и предупреждении парламента и правительства суверенного и демократического государства в будущем, несмотря на идеологические разногласия, которые могут существовать между нами, если вы принадлежите к левому крылу. убеждение ».

Павел Кукиз, лидер оппозиционной партии Кукиз'15, третьей по величине партии в Польше, в ответ на Мартина Шульца заявил:« Вам следует уделять больше внимания демократии. в вашей собственной стране. Потому что, если - не дай Бог - другой Гитлер появится в вашей стране и возглавит вместе с ним те несколько миллионов «иммигрантов», которые вы планируете, то я подозреваю, что СС будет выглядеть по сравнению с Армией спасения. Прошу прощения. за такое жестокое заявление, но нацисты убили моего деда в Освенциме, и я не хочу, чтобы их внуки преподали мне уроки демократии ».

Было организовано специальное собрание всех польских партий, представленных в парламенте. компании Prime Mini ster Szydlo 12 января. Парламентский лидер партии "Право и справедливость" Рышард Терлецкий заявил, что встреча будет посвящена заявлениям немецких политиков, вызвавших возмущение польской общественности, и что он надеется, что все другие партии разделят это мнение.

См. также

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-07-17 06:30:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте