Самое последнее расширение Европейского Союза 1 июля 2013 года Хорватия стала 28-м государством-членом Европейского Союза . Страна подала заявку на членство в ЕС в 2003 году, и Европейская Комиссия рекомендовала сделать ее официальным кандидатом в начале 2004 года. Статус страны-кандидата был предоставлен Хорватии Европейским Советом в середине 2004 года. Переговоры о вступлении, первоначально назначенные на март 2005 г., начались в октябре того же года вместе с процессом отбора.
Процесс присоединения Хорватии осложнялся тем, что Словения, государство-член ЕС, настаивала на том, чтобы пограничные вопросы двух стран были решены до присоединения Хорватии. в ЕС. Общественное мнение Хорватии в целом поддерживало процесс вступления в ЕС, несмотря на периодические всплески евроскептицизма.
. Хорватия завершила переговоры о вступлении 30 июня 2011 г. и 9 декабря 2011 г. подписала Договор о присоединении. Референдум о вступлении в ЕС прошел в Хорватии 22 января 2012 года, при этом 66% участников проголосовали за вступление в Союз. Процесс ратификации был завершен 21 июня 2013 года, а вступление в силу и присоединение Хорватии к ЕС произошло 1 июля 2013 года.
Требования к вступлению включали: судебную реформу для усиления независимости, подотчетности, беспристрастности, профессионализма и эффективности судебная система; подавление коррупции и организованной преступности (в результате бывший премьер-министр Иво Санадер был осужден за получение взяток); усилить защиту меньшинств; урегулировать нерешенные вопросы возвращения беженцев; улучшить защиту прав человека.
Хорватии пришлось экстрадировать нескольких своих граждан в Международный уголовный трибунал по бывшим Югославия (МТБЮ), орган Организации Объединенных Наций, вопрос, который часто вызывал споры во внутренней политике. Официальные лица ЕС постоянно называли отношения Хорватии с МТБЮ как нечто, требующее дальнейшего улучшения. Ратификация Соглашения о стабилизации и ассоциации ЕС с Хорватией застопорилась из-за этого.
Европейский совет после своего саммита 20 декабря 2004 г. установил следующее 17 марта в качестве даты начала переговоров о вступлении, при условии, что Хорватия продолжит полностью сотрудничать с МТБЮ. 16 марта 2005 г., за день до начала переговоров, ЕС отложил начало переговоров, поскольку обвинение МТБЮ оценило усилия Хорватии по задержанию беглого генерала Анте Готовина (которому МТБЮ предъявил обвинение в военные преступления и преступления против человечности, но в целом с 2001 года) как несвоевременные и недостаточные.
7 декабря 2005 года испанская полиция наконец арестовала Анте Готовину с помощью правительства Хорватии на испанском острове Тенерифе, расположенном на Канарских островах. Он был доставлен в Гаагу для суда за военные преступления. С арестом Анте Готовины этот вопрос был решен, и переговоры о въезде начались заново после того, как главный прокурор МТБЮ Карла дель Понте удостоверил, что Хорватия теперь полностью сотрудничает с МТБЮ.
В апреле 2011 года хорватские генералы Готовина и Маркач были приговорены к длительному тюремному заключению в МТБЮ, что было широко воспринято хорватской общественностью как несправедливость. Это вызвало заметное усиление сопротивления присоединению, поскольку в прошлом некоторые страны, такие как Нидерланды, обусловливали свою поддержку процесса присоединения Хорватии продолжением сотрудничества Хорватии с МТБЮ.
16 ноября 2012 года Апелляционная палата МТБЮ оправдала генералов Готовину и Маркача и распорядилась об их немедленном освобождении.
Хорватия имеет давние пограничные проблемы со Словенией, особенно над границей Пиранского залива. С декабря 2008 г. по сентябрь – октябрь 2009 г. Словения заблокировала вступление Хорватии в ЕС по этим пограничным вопросам. 6 июня 2010 года Словения проголосовала за принятие решения арбитров Организации Объединенных Наций по спору, устранив это препятствие.
Хорватия имеет пограничные споры с Сербией, Боснией и Герцеговиной и Черногорией, но эти страны не входят в Европейский союз. членами и не могут напрямую блокировать процесс присоединения. В декабре 2008 года Хорватия и Черногория договорились о том, что нерешенный вопрос о морских границах между двумя странами должен быть урегулирован в международном суде, решение которого будет принято заранее парламентами двух стран.
Бесплатное приобретение недвижимости иностранцами - острый вопрос в Хорватии. Особенно это касается итальянцев, особенно в Истрии. Хотя он имеет некоторые связи с Италией, события, связанные со Второй мировой войной, когда Истрия перешла из рук в руки между Королевством Италии и Социалистической Федеративной Республикой Югославией, остаются актуальными. Многие итальянские политики выразили недовольство неспособностью итальянцев приобрести землю в Хорватии, посчитав это дискриминационным обращением и заявив, что этот вопрос следует решить как можно скорее.
Хорватия впоследствии отрицала любую дискриминацию и заявила, что хорватское законодательство предусматривает одинаковое обращение со всеми гражданами ЕС в отношении собственности на землю. В середине 2006 года Хорватия и Италия пришли к соглашению, разрешающему итальянским гражданам покупать землю в Хорватии, а хорватским гражданам - покупать землю в Италии. Другие члены ЕС должны были решить аналогичные вопросы перед вступлением в ЕС. Примеры: Словения, Словакия, Польша и особенно Мальта.
Хорватия должна была прекратить субсидирование своей судостроительной отрасли, в результате в приватизации, закрытии и сокращении производственных мощностей.
Хорватия подала заявку на членство в ЕС в 2003 году, и Европейская комиссия рекомендовала сделать ее официальным кандидатом в начале 2004 года.. Статус страны-кандидата был предоставлен Хорватии Европейским Советом (главы государств и / или правительств ЕС) в середине 2004 года, но дата начала переговоров о вступлении была первоначально установлена на март 2005 года., был отложен. В начале марта 2005 года ЕС официально предупредил Хорватию о том, что ее неспособность арестовать подозреваемого в военных преступлениях Анте Готовина поставит под угрозу шансы страны на начало переговоров о присоединении, несмотря на то, что Хорватия настаивает на том, что делает все возможное. мог найти и арестовать беглеца, заявив, что Готовины больше нет в Хорватии. Фактически, переговоры начались в октябре 2005 года, незадолго до ареста Готовины в Испании, который произошел в начале декабря того же года и был воспринят ЕС как важный поворотный момент для всего региона, как оказалось » страница из националистического прошлого в европейское будущее ».
Перед началом переговоров с Хорватией acquis было разделено на 35 глав, на 4 больше, чем обычно 31; Ожидается, что новые главы, ранее входившие в сельскохозяйственную политику, будут проблемными, как и в случае с другими кандидатами. После начала переговоров о присоединении 3 октября 2005 г., 18 октября 2006 г. был завершен процесс проверки 35 глав acquis с Хорватией. Переговоры были приостановлены на десять месяцев из-за пограничного спора между Хорватией и Словенией. В сентябре 2009 года было объявлено, что Словения снимет ограничения на переговоры Хорватии с ЕС без ущерба для международного посредничества в пограничном споре.
Acquis Chapter | Оценка ЕС в начале | Текущая ситуация | Скрининг начат | Скрининг завершен | Раздел заморожен | Раздел разморожен | Раздел открыт | Раздел закрыт |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. Свободное перемещение товаров | Требуются значительные усилия | В целом соответствует acquis | 2006-01-16 | 24.02.2006 | – | – | 2008 -07-25 | 2010-04-19 |
2. Свобода передвижения для рабочих | Требуются значительные усилия | В целом соответствует acquis | 2006-07-19 | 2006-09-11 | – | – | 2008-06-17 | 2009-10-02 |
3. Право на создание и свобода предоставления услуг | Требуются значительные усилия | В целом соответствует acquis | 21.11.2005 | 20.12.2005 | – | – | 2006-06-26 | 21.12.2009 |
4. Свободное движение капитала | Необходимы дальнейшие усилия | В целом соответствует acquis | 2005-11-25 | 22.12.2005 | 2008–12 | 2009–10 | 2009-10-02 | 2010-11-05 |
5. Государственные закупки | Требуются значительные усилия | В целом соответствует acquis | 2005-11-07 | 2005-11-28 | – | – | 2008-12 -19 | 30.06.2010 |
6. Закон о компаниях | Необходимы дальнейшие усилия | В целом соответствует acquis | 21.06.2006 | 2006-07-20 | 2008–12 | 2009–10 | 26.06.2007 | 02.10.2009 |
7. Закон об интеллектуальной собственности | Серьезных трудностей не ожидается | В целом соответствует acquis | 06.02.2006 | 03.03.2006 | – | – | 2007 -03-29 | 2008-12-19 |
8. Политика в области конкуренции | Требуются значительные усилия | В целом согласовано с acquis | 2005-11-08 | 2005-12-02 | – | – | 2010-06 -30 | 30.06.2011 |
9. Финансовые услуги | Требуются значительные усилия | В целом соответствует acquis | 29.03.2006 | 2006-05-03 | – | – | 2007-06 -26 | 27.11.2009 |
10. Информационное общество и СМИ | Серьезных трудностей не ожидается | В целом соответствует acquis | 2006-06-12 | 14.07.2006 | – | – | 26 июля 2007 г. | 19 декабря 2008 г. |
11. Сельское хозяйство и развитие сельских районов | Требуются значительные усилия | В целом соответствует acquis | 2005-12-05 | 2006-01-26 | 2008–12 | 2009–10 | 2009-10-02 | 2011-04-19 |
12. Безопасность пищевых продуктов, ветеринарная и фитосанитарная политика | Требуются значительные усилия | В целом согласовано с acquis | 2006-03-09 | 2006-04-28 | 2008–12 | 2009–10 | 2009-10-02 | 2010-07-27 |
13. Рыболовство | Требуются дальнейшие усилия | В целом согласовано с acquis | 2006-02-24 | 2006-03-31 | 2008 –12 | 2010–02 | 19.02.2010 | 06.06.2011 |
14. Транспортная политика | Необходимы дальнейшие усилия | В целом согласовано с acquis | 2006-06-26 | 2006-09-28 | – | – | 2008-04 -21 | 05.11.2010 |
15. Энергия | Необходимы дальнейшие усилия | В целом согласовано с acquis | 2006-05-15 | 2006-06-16 | – | – | 2008-04- 21 | 27 ноября 2009 г. |
16. Налогообложение | Требуются значительные усилия | В целом соответствует acquis | 2006-06-06 | 2006-07-12 | 2008 –12 | 2009–10 | 02.10.2009 | 30.06.2010 |
17. Экономическая и денежно-кредитная политика | Серьезных трудностей не ожидается | В целом соответствует acquis | 2006-02-16 | 23.03.2006 | – | – | 21 декабря 2006 г. | 19 декабря 2008 г. |
18. Статистика | Серьезных трудностей не ожидается | В целом соответствует acquis | 19.06.2006 | 2006-07-18 | 2008–12 | 2009–10 | 26.06.2007 | 02.10.2009 |
19. Социальная политика и занятость | Требуются значительные усилия | В целом соответствует acquis | 2006-02-08 | 2006-03-22 | – | – | 2008 -06-17 | 21.12.2009 |
20. Политика предприятия и промышленности | Серьезных трудностей не ожидается | В целом соответствует acquis | 2006-03-27 | 05.05.2006 | – | – | 21 декабря 2006 г. | 25 июля 2008 г. |
21. Трансъевропейские сети | Серьезных трудностей не ожидается | В целом соответствует acquis | 2006-06-30 | 29.09.2006 | 2008–12 | 2009–10 | 2007-12-19 | 2009-10-02 |
22. Региональная политика и координация структурных инструментов | Требуются значительные усилия | В целом согласовано с acquis | 2006-09-11 | 2006-10-10 | 2008–12 | 2009–10 | 2009-10-02 | 2011-04-19 |
23. Судебная система и основные права | Требуются значительные усилия | В целом соответствует acquis | 2006-09-06 | 13.10.2006 | – | – | 2010 -06-30 | 30.06.2011 |
24. Правосудие, свобода и безопасность | Требуются значительные усилия | В целом соответствует acquis | 2006-01-23 | 15.02.2006 | 2008–12 | 2009–10 | 2009-10-02 | 2010-12-22 |
25. Наука и исследования | Серьезных трудностей не ожидается | В целом соответствует acquis | 205-10-20 | 14.11.2005 | – | – | 2006 -06-12 | 2006-06-12 |
26. Образование и культура | Серьезных трудностей не ожидается | В целом соответствует acquis | 26.10.2005 | 16.11.2005 | – | – | 2006 -12-11 | 11.12.2006 |
27. Окружающая среда | Полностью несовместима с acquis | В целом соответствует acquis | 2006-04-03 | 2006-06-02 | 2008–12 | 2010–02 | 19.02.2010 | 22.12.2010 |
28. Защита прав потребителей и здравоохранения | Необходимы дальнейшие усилия | В целом соответствует acquis | 2006-06-08 | 11.07.2006 | – | – | 2007 -10-12 | 27.11.2009 |
29. Таможенный союз | Необходимы дальнейшие усилия | В целом соответствует acquis | 31.01.2006 | 2006-03-14 | 2008–12 | 2009–10 | 21 декабря 2006 г. | 02.10.2009 |
30. Внешние связи | Никаких серьезных трудностей не ожидается | В целом соответствует acquis | 2006-07-10 | 2006-09-13 | – | – | 2007- 10-12 | 30.10.2008 |
31. Политика внешней политики, безопасности и обороны | Никаких серьезных трудностей не ожидается | В целом соответствует acquis | 2006-09-14 | 06.10.2006 | 2008–12 | 2010–04 | 2010-06-30 | 2010-12-22 |
32. Финансовый контроль | Необходимы дальнейшие усилия | В целом соответствует acquis | 18.05.2006 | 2006-06-30 | – | – | 2007-06 -26 | 27 июля 2010 г. |
33. Финансовые и бюджетные положения | Никаких серьезных трудностей не ожидается | В целом соответствует acquis | 2006-09-06 | 04.10.2006 | – | – | 19 декабря 2007 г. | 30 июня 2011 г. |
34. Учреждения | Нечего принимать | – | – | – | – | – | 05.11.2010 | 05.11.2010 |
35. Прочие вопросы | Нечего принимать | – | – | – | – | – | 30.06.2011 | 30.06.2011 |
Прогресс | 33 из 33 | 33 из 33 | 13 из 33 | 13 из 13 | 35 из 35 | 35 из 35 |
Дата | Событие |
---|---|
1998-03-04 | Министерство европейской интеграции сформировано в хорватском правительстве. |
2001-10-29 | Хорватия подписывает Соглашение о стабилизации и ассоциации (SAA). |
2003-02-21 | Подана официальная заявка на членство. |
2003-10-09 | Хорватия представляет ответы на анкету Комиссии. |
2004-04-20 | Европейская Комиссия дает положительный отзыв на ответы (Avis). |
2004-06-18 | Хорватия получает статус официального кандидата. |
2004-12-20 | Европейский совет устанавливает дату начала переговоров о вступлении в 2005-03-17. |
2005-02-01 | SAA вступает в силу. |
2005-03-16 | Переговоры отложены. |
04.10.2005 | Начало переговоров (вскоре после полуночи в Люксембурге). |
2005-10-20 | Начало процесса проверки. |
2006-06-12 | Открыта и закрыта 1 глава: Наука и исследования. |
2006-06-28 | Открыты 2 главы: Политика конкуренции и Таможенный союз. |
2006-07-20 | Открыта 1 глава: Социальная политика и занятость. |
2006-12-11 | Открыта и закрыта 1 глава: Образование и культура. |
2007-03-29 | Открыта 1 глава: Право интеллектуальной собственности. |
2007-06-26 | Открыты 6 глав: Закон о компаниях, Финансовый контроль, Финансовые услуги, Информационное общество и СМИ, Право на создание и свобода предоставления услуг и Статистика. |
2007-10-12 | Открыты 2 главы: Защита прав потребителей и здоровье и Внешние связи. |
2007-12-20 | Открыты 2 главы: Трансъевропейские сети и Финансовые и бюджетные положения. |
2008-04-21 | Открыты 2 главы: Энергетическая и транспортная политика. |
2008-06-17 | Открыты 2 главы: Свобода передвижения для работников и Социальная политика и занятость. |
2008-07-25 | Открыта 1 глава: Свободное перемещение товаров. 1 глава закрыта: Предприятие и промышленная политика. |
2008-10-30 | 1 глава закрыта: Внешние связи. |
2008-12-19 | Открыта 1 глава: Государственные закупки. Закрыты 3 главы: Экономическая и денежно-кредитная политика, Информационное общество и СМИ, Право интеллектуальной собственности. |
2009-04-23 | ЕС прекращает переговоры с Хорватией из-за того, что последняя имеет пограничный спор со Словенией из-за Пиранского залива. |
2009-09-11 | Словения соглашается на немедленное прекращение блокады вступления Хорватии в ЕС и дальнейшие переговоры по Пиранскому заливу пограничному спору между двумя странами. |
2009-10-02 | Хорватия закрыла 5 глав и открыла 6. Главы, которые были закрыты: Закон о компаниях, Таможенный союз, свобода передвижения рабочих, статистика и трансъевропейские сети. |
2009-11-27 | 3 раздела закрыты: Защита прав потребителей и здоровья, Энергетика и Финансовые услуги. |
2009-12-21 | Закрыты 2 главы: Право на создание и свобода предоставления услуг, Социальная политика и занятость. |
2010-02-19 | Открыты 2 главы: Окружающая среда и рыболовство. |
2010-04-19 | 1 глава закрыта: Свободное перемещение товаров. |
2010-06-30 | Закрыты 2 главы: Налогообложение и государственные закупки. Открыты 3 главы: «Внешняя политика», «Политика безопасности и обороны», «Судебная система и основные права» и «Политика в области конкуренции». |
2010-07-27 | 2 главы закрыты: безопасность пищевых продуктов, ветеринарная и фитосанитарная политика и финансовый контроль. |
2010-11-05 | 3 раздела закрыты: Институты, Транспортная политика и Свободное движение капитала. |
2010-12-22 | 3 главы закрыты: 24. Правосудие, свобода и безопасность, 27. Окружающая среда и 31. Внешняя политика, безопасность и оборона. |
2011-04-19 | 2 главы закрыты: 11. Сельское хозяйство и развитие сельских районов, 22. Региональная политика и координация структурных инструментов |
2011-06-06 | 1 глава закрыта: 13. Рыболовство |
2011-06-10 | Комиссия рекомендует закрыть переговоры и устанавливает 2013-07-01 в качестве целевой даты входа |
2011-06-24 | Европейский Совет призывает завершить переговоры к концу июня и подписать Договор о присоединении к концу 2011 года |
2011-06-30 | Окончание переговоров о присоединении. Заключительные 4 главы закрыты: 8. Конкурентная политика, 23. Судебная система и основные права, 33. Финансовые и бюджетные положения и 35. Прочие вопросы. |
2011-10-12 | Комиссия принимает положительное заключение о вступлении Хорватии в ЕС |
2011-12-01 | Европейский парламент одобряет вступление Хорватии в ЕС. |
2011-12-09 | Хорватия и 27 государств-членов Европейского Союза подписывают договор о вступлении в ЕС. |
2012-01-22 | референдум о вступлении в ЕС проведено в Хорватии, 66,25% проголосовали за, 33,13% против. В референдуме приняли участие около 47% избирателей, имеющих право голоса. |
2012-02-01 | Парламент Словакии единогласно ратифицирует договор о присоединении Хорватии. |
13.02.2012 | Национальное собрание Венгрии ратифицирует договор о присоединении к Хорватии. |
17.02.2012 | Парламент Болгарии ратифицирует договор о присоединении к Хорватии. |
01.03.2012 | Парламент Италии ратифицирует Договор о присоединении Хорватии. |
2012-03-05 | Парламент Мальты единогласно ратифицирует договор о присоединении Хорватии. |
2012-03-09 | Хорватский парламент единогласно ратифицирует договор о присоединении Хорватии к ЕС. |
22.03.2012 | Парламент Латвии единогласно ратифицирует договор о присоединении к Хорватии. |
26.04.2012 | Парламент Литвы ратифицирует договор о присоединении Хорватии. |
2012- 05-03 | Парламент Кипра единогласно ратифицирует договор о присоединении к Хорватии. |
2012-06-08 | Парламент Чешской Республики ратифицирует договор о присоединении Хорватии. |
26.06.2012 | Парламент Румынии единогласно ратифицирует договор о присоединении Хорватии. |
27.06.2012 | Управление Ирландии ратифицирует договор о присоединении Хорватии. |
04.07.2012 | Парламент Австрии ратифицирует договор о присоединении Хорватии. |
12.09.2012 | Парламент Эстонии единогласно ратифицирует договор о присоединении. |
14.09.2012 | Сейм Польши ратифицирует договор о присоединении. |
2012-09 -21 | Ассамблея Португальской Республики ратифицирует договор о присоединении. |
2012-10-10 | Палаты депутатов Люксембурга единогласно ратифицируют договор о присоединении Хорватии. |
2012-10- 24 | Cortes Generales of Spain единогласно ратифицирует договор о присоединении к Хорватии. |
30.10.2012 | Парламент Греции ратифицирует договор о присоединении к Хорватии. |
07.11.2012 | Шведский риксдаг ратифицирует хорватский договор о присоединении. |
2012-12-18 | Парламент Финляндии ратифицирует хорватский договор о присоединении. |
2013- 01-15 | Сенат Франции единогласно ратифицирует договор о присоединении Хорватии. |
17 января 2013 г. | Национальное собрание Франции единогласно ратифицирует договор о присоединении Хорватии. |
24.01.2013 | Палата представителей Бельгии ратифицирует договор о присоединении Хорватии. |
31.01.2013 | Парламент Соединенного Королевства ратифицирует договор о присоединении Хорватии. |
05.02.2013 | Палата представителей Нидерландов принимает закон об утверждении Договор о присоединении Хорватии. |
2013-03-07 | Правительства Хорватии и Словении достигли соглашения по Люблянскому банку. Правительство Словении начинает процесс ратификации. |
2013-04-02 | Парламент Словении единогласно ратифицирует договор о присоединении Хорватии. |
2013-04-14 | Хорватия выборы в Европейский парламент |
2013-04-16 | Сенат Нидерландов ратифицирует договор о присоединении Хорватии. |
2013-05 -02 | Парламент Дании единогласно ратифицирует договор о присоединении к Хорватии. |
16.05.2013 | Бундестаг Германии ратифицирует договор о присоединении Хорватии. |
07.06.2013 | Бундесрат Германии единогласно ратифицирует договор о присоединении Хорватии. |
2013-06-21 | Процесс ратификации был завершен после сдачи на хранение германских ратификационных грамот правительству Италии. |
2013-07-01 | Хорватия присоединяется к ЕС. |
Первоначально Хорватия нацелилась на дату присоединения к 2007 году, что побило бы рекорд Словакии - 2,5 года переговоров для завершения процесса. Однако переговоры оказались тяжелее, чем ожидалось. 5 ноября 2008 г. был опубликован годовой отчет Европейской комиссии о кандидатуре Хорватии. Олли Рен заявил, что страна должна стремиться завершить переговоры о присоединении к концу 2009 года, а членство последует не позднее 2011 года. В 2009 году также сообщалось, что Исландия может быть ускорена в Европейском Союзе, и Рен сказал, что «ЕС предпочитает, чтобы две страны присоединились одновременно, а не по отдельности. Если Исландия подаст заявку в ближайшее время, и переговоры быстро, Хорватия и Исландия могут присоединиться к ЕС параллельно ». Последнее препятствие на пути к членству, не связанное с законодательными актами, спор о морской границе со Словенией, был преодолен в ноябре 2009 года.
Хорватия в конечном итоге завершила переговоры о вступлении 30 июня 2011 года и подписала Договор о присоединении 2011 г. в Брюсселе 9 декабря 2011 г.; с последующим его одобрением на всенародном референдуме 22 января 2012 года и завершением процесса ратификации 4 апреля 2012 года. Вступление в силу и присоединение Хорватии к ЕС состоялись 1 июля 2013 года, как и все 27 стран ЕС страны-члены и Хорватия ратифицировали договор до этой даты.
Присоединение произошло в период экономических трудностей с Хорватией на пятом году рецессии с 21% безработицей и в период Европейский кризис суверенного долга.
Когда Хорватия присоединилась к ЕС, она вышла из Центральноевропейского соглашения о свободной торговле (CEFTA).
Хорватия стала членом 1 июля 2013 года, но некоторые области сотрудничества в Европейском Союзе будут применяться к Хорватии позже. Это:
До вступления в Европейский Союз, Хорватия была отнесена к категории страны Приложения II, что означало, что хорватские граждане могли оставаться в Шенгенской зоне без визы до 90 дней в течение 180-дневного периода. Граждане Хорватии также были возможность находиться без визы в Болгарии, Кипре, Ирландии и Румынии до 90 дней в каждой стране, а также в Соединенном Королевстве на срок до 6 месяцев.
Общее правило заключалось в том, что граждане стран, не входящих в ЕС, должны были использовать паспорт для въезда в государства-члены ЕС. Однако было исключение из Шенгенское соглашение правила для Cro граждане Атии. На основании двусторонних соглашений до Шенгенского соглашения между Хорватией и соседними странами ЕС (Италия, Венгрия и Словения ) гражданам Хорватии разрешалось пересекать границу только с хорватское национальное удостоверение личности (паспорт не был обязательным). Многие люди, живущие рядом с границей, пересекали ее несколько раз в день (некоторые работают через границу или владеют землей по другую сторону границы), особенно на границе со Словенией, которая веками оставалась незамеченной, поскольку Хорватия и Словения были ее частью. империи Габсбургов (1527–1918) и Югославии (1918–1991). До вступления Хорватии в ЕС 1 июля 2013 года было найдено временное решение, на которое было получено разрешение Европейской комиссии : каждому гражданину Хорватии было разрешено пересекать Шенгенскую границу в Венгрию, Италию или Словению с удостоверение личности и специальная пограничная карта, выданная хорватской полицией при пограничном контроле. Затем полицейские власти Венгрии, Италии или Словении проштампуют специальную пограничную карту при въезде и выезде. Однако хорватским гражданам не разрешалось въезжать в какие-либо другие страны Шенгенского соглашения без действующего паспорта, хотя им разрешалось путешествовать между Венгрией, Италией и Словенией.
Эти договоренности были прекращены 1 июля 2013 года, когда Хорватия стала членом ЕС. С тех пор хорватские граждане могут въезжать в любую страну-член ЕС, используя только ID-карту.
1 июля 2013 года граждане Хорватии стали гражданами Европейского Союза и получили право свободно перемещаться и проживать в других государствах-членах ЕС, а также в Исландии, Лихтенштейне, Норвегии и Швейцарии. В тот же день 14 стран-членов ЕС (Болгария, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Венгрия, Ирландия, Латвия, Литва, Польша, Португалия, Румыния, Словакия и Швеция) разрешили гражданам Хорватии работать без ограничений в своей стране. Однако 13 других стран-членов ЕС ввели временные ограничения для граждан Хорватии, желающих получить доступ к своим рынкам труда. Приложение V к Договору о присоединении Республики Хорватия к Европейскому Союзу позволяет государствам-членам применять национальные меры, регулирующие доступ хорватских граждан к своим рынкам труда на срок до пяти лет, а в в случае серьезного нарушения их рынков труда или его угрозы, а также после уведомления Комиссии в течение следующих двух лет (т. е. до семи лет в общей сложности).
Граждане Хорватии, которые на 1 июля 2013 года уже проживали в государстве-члене ЕС в течение непрерывного периода не менее 5 лет, получили право на постоянное проживание (что означает, что они могли работать без каких-либо ограничения в принимающей стране-члене ЕС), если в течение 5 лет непрерывного проживания они были работником, самозанятым лицом, самодостаточным лицом, студентом или членом семьи, сопровождающим гражданина ЕС / ЕЭЗ / Швейцарии или присоединяющимся к нему.
1 июля 2013 года граждане стран, не входящих в ЕС / ЕЭЗ / Швейцарии, которые были членами семьи хорватского гражданина и сопровождали или присоединились к нему / ней, также получили право свободно перемещаться и проживать в других Страны-члены ЕС.
1 июля 2020 года ограничения были сняты в последнем оставшемся государстве-члене (Австрия), что дало хорватским гражданам право работать во всех государствах-членах ЕС и ЕЭЗ.
Другое государство-член ЕС | Хорватия |
---|---|
Болгария | 1 июля 2013 г. |
Румыния | 1 июля 2013 года |
Финляндия | 1 июля 2013 года |
Швеция | 1 июля 2013 года |
Эстония | 1 июля 2013 года |
Латвия | 1 июля 2013 г. |
Литва | 1 июля 2013 г. |
Польша | 1 июля 2013 г. |
Чешская Республика | 1 июля 2013 г. |
Словакия | 1 июля 2013 г. |
Португалия | 1 июля 2013 г. |
Дания | 1 июля 2013 г. |
Венгрия | 1 Июль 2013 |
Ирландия | 1 июля 2013 |
Франция | 1 июля 2015 |
Германия | 1 июля 2015 |
Испания | 1 июля 2015 года |
Бельгия | 1 июля 2015 года |
Люксембург | 1 июля 2015 года |
Кипр | 1 июля 2015 года |
Греция | 1 июля 2015 года |
Италия | 1 июля 2015 года |
Мальта | 26 января 2018 года |
Словения | 1 июля 2018 года |
Великобритания | 1 июля 2018 г. |
Нидерланды | 1 июля 2018 г. |
Австрия | 1 июля 2020 г. |
В преддверии вступления в Европейский союз Хорватия согласовала свою визовую политику с политикой Европейского союза. В результате нового визового режима некоторые граждане третьих стран (например, граждане России и Турции), которые ранее были временно освобождены от необходимости получать визу для посещения Хорватии, теперь подлежат визовому требованию. Однако, чтобы смягчить влияние повторного введения визового режима на количество туристов, хорватское правительство ввело процедуру «облегченного въезда иностранцев», освобождая путешественников, имеющих шенгенскую визу или вид на жительство, от необходимости получения дополнительной хорватской визы. виза для посещения Хорватии до 31 декабря 2013 года. Кроме того, хорватское правительство продлило часы работы и увеличило пропускную способность своих зарубежных представительств в таких странах, как Россия и Украина, чтобы обеспечить более эффективное рассмотрение заявлений на получение хорватских виз.>Визовые требования для граждан Хорватии, посещающих третьи страны
После присоединения Хорватии к Европейскому союзу 1 июля 2013 года несколько стран и территорий за пределами Европейского Союза согласовали визовые требования, предъявляемые к хорватским гражданам, с требованиями, предъявляемыми к другим гражданам ЕС.. Например, 1 июля 2013 года САР Гонконг продлил безвизовый период пребывания для граждан Хорватии с 14 до 90 дней в соответствии с безвизовым периодом пребывания, предоставленным другим гражданам ЕС, в то время как Новая Зеландия ввела 90-дневное освобождение от визы для граждан Хорватии. Вероятно, что эти страны и территории изменили свою визовую политику для хорватских граждан из-за механизма взаимности виз Европейского Союза. Однако другие страны, такие как Барбадос, Бруней и Соединенные Штаты, не внесли изменений в свою визовую политику, чтобы согласовать свое отношение к хорватским гражданам и другим гражданам ЕС.
В июне 2011 года Хорватия начала с реализации проектов и реформ, необходимых для присоединения к Шенгенской зоне к 2015 году. Присоединяясь к Шенгенской зоне, пограничные проверки будут отменены на сухопутной границе с Венгрией и Словенией, а также в аэропортах и портах для рейсов и судов в / из стран-членов Шенгенской зоны, что будет способствовать более свободному перемещению лица между Хорватией и остальной частью Шенгенской зоны.
Вступление Хорватии в ЕС обязывает их подавать заявку на членство в Европейской экономической зоне (ЕЭЗ). Правительство Хорватии подало заявку 13 сентября 2012 года, а 15 марта 2013 года начались переговоры о членстве с целью расширения ЕС и ЕЭЗ в тот же день, 1 июля 2013 года. Однако этого не произошло. 11 апреля 2014 года ЕС и его государства-члены (включая Хорватию), Норвегия, Исландия и Лихтенштейн подписали соглашение о присоединении Хорватии к ЕЭЗ. Он еще не ратифицирован, но временно применяется в отношении Хорватии. По состоянию на сентябрь 2020 года соглашение ратифицировали 19 из 32 сторон.
Хорватское общественное мнение разделилось после вступления в ЕС. Опрос общественного мнения по поводу референдума в ЕС показал, что население в основном поддерживает присоединение. Государственная поддержка варьировалась от 80% до 26–38%. Политический аналитик Вишеслав Раос назвал экономические проблемы в ЕС среди факторов: «[хорваты] знают, что Европейский Союз не является средством от всех экономических и социальных проблем. Таким образом, сам ЕС находится в некотором роде кризис, и это отражается на присоединении Хорватии ". Правительство объявило информационную кампанию, чтобы обратить вспять падение поддержки.
22 февраля в Хорватии прошел референдум. В январе 2012 года вступление в Европейский Союз было одобрено 66%, хотя явка была низкой - 43,51%.
Страны-члены | Население | Площадь (км²) | ВВП. (млрд долларов США) | ВВП. на душу населения (долларов США) | Языки |
---|---|---|---|---|---|
Хорватия | 4,290,612 | 56,594 | 80,983 | 18,338 | Хорватский |
Страны-кандидаты | 4,290,612 | 56,594 | 80,983 | 18,338 | 1 |
Существующие участники (2013) | 503,492,041 | 4,454,237 | 15,821,00 | 31,607 | |
EU28 (2013) | 506,777,111. (+ 0,85%) | 4,510,831. (+ 1,31%) | 15868,983. (+ 0,51%) | 31 313,54. (−0,74%) |