Португальский финансовый кризис 2010–2014 гг. - 2010–2014 Portuguese financial crisis

редактировать

Португальский финансовый кризис 2010–2014 гг. был частью более широкого экономического спада Португальская экономика, которая началась в 2001 году и, возможно, закончилась в 2016–2017 годах. Период с 2010 по 2014 год, вероятно, был самой тяжелой и сложной частью всего экономического кризиса; этот период включает в себя 2011–2014 гг. международную помощь Португалии и был отмечен жесткой политикой экономии, более жесткой, чем в любой другой период более широкого кризиса 2001–2017 годов. В 2001–2002 годах экономический рост в Португалии застопорился; После многих лет внутреннего экономического кризиса (международная) Великая рецессия начала ударить по Португалии в 2008 году и в конечном итоге привела к тому, что страна была не в состоянии выплатить или рефинансировать свой государственный долг без помощи третьи стороны. Чтобы предотвратить ситуацию неплатежеспособности во время долгового кризиса, Португалия в апреле 2011 года подала заявку на программы финансовой помощи и получила в совокупности 78,0 млрд евро из Международного валютного фонда (МВФ), Европейский механизм финансовой стабилизации (EFSM) и Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF). Португалия вышла из программы финансовой помощи в мае 2014 года, в том же году, когда после трех лет рецессии возобновился положительный экономический рост. В 2016 году бюджетный дефицит составил 2,1% (самый низкий показатель с восстановления демократии в 1974 году), а в 2017 году экономика выросла на 2,7% (самый высокий темп роста с 2000 года).

Содержание

  • 1 Причины
    • 1.1 Экономический кризис 2000-х годов
    • 1.2 Беспокойство на финансовых рынках
    • 1.3 Меры жесткой экономии на фоне усиления давления на государственные облигации
  • 2 Программа экономической корректировки для Португалии
  • 3 Повторный доступ к финансовым рынкам
  • 4 Отказ от условий жесткой экономии и политический кризис
  • 5 Ключевые экономические данные в 2016 году
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Причины

Мануэла Феррейра Лейте была министром финансов с 2002 по 2004 год, в кабинете Хосе Мануэля Дурао Баррозу. С 2005 по 2011 год Хосе Сократес из Социалистической партии (PS) был главным министр и лидер португальского правительства. премьер-министры Педро Пассос Коэльо из Португалии (слева) и Родригес Сапатеро из Испании в октябре 2011 года. В условиях экономического спада и растущего уровня безработицы (более 10% в Португалии и 20% в Испании к 2011 г.) две страны Пиренейского полуострова оказались в ловушке прямо в середине суверенной Европы. долговой кризис.

экономический кризис 2000-х

В отличие от других европейских стран, которые также сильно пострадали от Великой рецессии в конце 2000-х и получили помощь в начале 2010-х (например, Греция и Ирландия ), в Португалии 2000-е годы не были отмечены экономическим ростом, но вместо этого уже были периодом экономического кризиса, отмеченного стагнацией, двумя рецессиями (в 2002–03 и 2008–09 годах) и финансируемой государством. меры жесткой экономии, направленные на сокращение бюджетного дефицита до пределов, разрешенных Европейским союзом Пактом стабильности и роста.

С начала 1960-х до начала 2000-х годов Португалия пережила три периода устойчивого экономического роста и социально-экономического развития (примерно с 1960 по 1973, с 1985 по 1992 и с 1995 по 2001), которые заставила ВВП на душу населения подняться с 39% от среднего показателя в Северной и Центральной Европе в 1960 году до 70% в 2000 году. Хотя к 2000 году Португалия все еще оставалась самой бедной страной в Западной Европе, тем не менее достигли уровня сближения с развитыми экономиками Центральной и Северной Европы, не имевшего прецедентов в предыдущие столетия, и ожидалось, что этот процесс наверстывания продолжится. Португалия все еще успешно вступила в 2000-е годы, зафиксировав темпы роста ВВП почти на 4% в 2000 году, но в 2001 году рост замедлился; темпы роста в этом году составляли 2,0%, и неожиданное замедление роста стало одной из причин, из-за которых дефицит государственного бюджета (все еще возглавляемый Антониу Гутерриш ) снизился до 4,1%; Таким образом, Португалия стала первой страной еврозоны, которая явно нарушила 3% -ный лимит SGP для бюджетного дефицита, и, таким образом, была открыта процедура чрезмерного дефицита. внеочередные выборы 2002 года привели к власти социал-демократов во главе с Хосе Мануэлем Дурау Баррозу ; его правительство ознаменовалось введением жесткой политики жесткой бюджетной экономии и структурных реформ, в основном оправданных необходимостью сокращения бюджетного дефицита, набором мер политики, разработанных его министром финансов Мануэлой Феррейрой Лейте. В 2002 году португальская экономика выросла на 0,8%, в 2003 году находилась в состоянии рецессии (-0,9%) и выросла на 1,6% в 2004 году. Феррейре Лейте удалось удержать дефицит на уровне 2,9% как в 2003, так и в 2004 году, но за счет разовых и чрезвычайных результатов. меры. В противном случае дефицит составил бы 5%. Между тем, в первой половине 2000-х годов также закончилась тенденция к снижению отношения государственного долга к ВВП, которая характеризовала 1990-е годы: это соотношение выросло с 53% в 2000 году до 62% в 2004 году (соотношение превысил произвольный лимит SGP в 60% в 2003 г.).

Социалист Хосе Сократес стал премьер-министром в 2005 ; Как и его предшественник-консерватор, Сократес пытался сократить дефицит государственного бюджета за счет жесткой экономии и повышения налогов, но отказался использовать чрезвычайные меры для консолидации государственных финансов. К тому времени экономика явно отставала от европейских партнеров, и предполагалось, что дефицит бюджета на 2005 год превысит 6%, если не будут приняты чрезвычайные меры. В Программе стабильности и роста на 2005–2009 годы правительство Сократа предложило позволить бюджетному дефициту быть выше 6% в 2005 году, но структурно снизить его до уровня ниже 3% до 2008 года, план, который был принят Европейским союзом. органы власти. Экономия продолжает иметь положительный регистр, статус личности, индекс цен в 2005 г. (0,8%) и 2006 г. (1,4%). Важной вехой в кризисе стал 2005 год, когда уровень безработицы в Португалии впервые с 1986 года превысил средний европейский уровень. В 2007 году правительство достигло дефицита бюджета в 2,6% (на год раньше целевого показателя), ниже предела 3,0%, разрешенного Пактом о стабильности и росте. В том году экономика выросла на 2,4%, это самый высокий показатель за десятилетие (без учета 2000 года). Тем не менее, и в 2007 году сравнительно низкие темпы роста заставили The Economist охарактеризовать Португалию как «нового европейского больного человека ». С 2005 по 2007 год государственный долг оставался стабильным и составлял примерно 68% ВВП.

Великая рецессия началась в Португалии в 2008 году; В том году португальская экономика не росла (0,0%) и упала почти на 3% в 2009 году. Между тем, правительство сообщило о бюджетном дефиците в 2,6% в 2008 году, который вырос почти до 10% в 2009 году. В 2008–2010 годах режим жесткой экономии был несколько ослаблен. в рамках плана восстановления европейской экономики и возрождения кейнсианства (который призывал к антициклической политике), но был возобновлен в мае 2010 г. В 2010 г. наблюдался экономический рост (1,9 %), но финансовое положение оставалось очень тяжелым (дефицит бюджета 8,6%); в конечном итоге страна оказалась неспособной выплатить или рефинансировать свой государственный долг и в апреле 2011 года обратилась за финансовой помощью; в 2011 году экономика упала на 1,3%, а правительство сообщило о дефиците бюджета в 4,2%. Между тем, отношение государственного долга к ВВП резко выросло с 68% в 2007 году до 111% в 2011 году.

В конце концов, португальская экономика в расчете на душу населения в 2000-х и начале 2010-х годов росла меньше, чем американская. экономика во время Великой депрессии или японская экономика во время Затерянного десятилетия. Несмотря на политику правительства, открыто направленную на консолидацию государственных финансов Португалии, Португалия почти всегда находилась под процедурой чрезмерного дефицита, и соотношение государственного долга к ВВП выросло с 50% в 2000 году до 68% в 2007 году и 126% в 2012 году. Причины стагнации являются сложными, поскольку многие потенциальные причины также влияют на другие страны Южной Европы и не препятствовали их росту в 2000-х годах, а также не препятствовали росту Португалии до начала 2000-х годов. Экономист Феррейра ду Амарал указывает на переход на евро в 1999–2002 гг., Который был слишком сильной валютой для экономики и промышленности Португалии и лишил страну возможности управлять ее собственная денежная (повышение или понижение процентных ставок) и камбиальная политика (девальвация валюты). Витор Бенту также считает, что принадлежность к валютному союзу создала множество проблем, к которым португальская экономика не смогла адаптироваться. Бенту также указывает, что евро был основной причиной многих внутренних макроэкономических дисбалансов внутри еврозоны, таких как чрезмерный внешний дефицит в периферийных странах (таких как Португалия) и чрезмерный внешний профицит в основных странах, и что такое неравновесие было основной причиной 2010-е годы Европейский долговой кризис (и в значительной степени были более важными для объяснения кризиса, чем государственные финансы). Ряд экономистов (в том числе бывший премьер-министр и будущий президент Анибал Кавако Силва ) указывают на чрезмерный размер португальского правительства, общие расходы которого превысили 45% ВВП в 2005 году. Такая гипотеза в конечном итоге стала основой за жесткую экономию, запрошенную в качестве условия для финансовой помощи ЕС / МВФ на 2011–2014 годы. Для Рикардо Рейса присоединение к евро было основной причиной кризиса 2000-х годов, но по иным причинам, чем те, которые выдвигал Феррейра ду Амарал: низкие процентные ставки позволили притоку иностранного капитала, который слабая финансовая система страны неправильно отнесена к низкопроизводительному неторгуемому сектору, что снижает общую производительность экономики. Между тем система социального обеспечения требовала увеличения государственных расходов, а постоянное повышение налогов в 2000-х ограничивало потенциал для роста португальской экономики. Примечательно, что с 2000 по 2007 год доля налогов в ВВП увеличилась на 1,7% в Португалии, но снизилась на 0,9% в еврозоне. Еще одним фактором, лежащим в основе стагнации, может быть то, что португальская экономика столкнулась с растущей конкуренцией со стороны стран Восточной Европы и Китая, которые также были специализированы на низкой заработной плате и товарах с низкой добавленной стоимостью. Среди других выявленных более структурных проблем были чрезмерная коррупция и регулирование, затрудняющие рост бизнеса и достижение эффекта масштаба, а также низкий уровень образования взрослых португальцев, низкая совокупная факторная производительность, жесткие законы рынка труда и неэффективность и медленная судебная система.

Беспокойство на финансовых рынках

После финансового кризиса 2007–2008 годов в 2008–2009 годах стало известно, что два португальских банка (Banco Português de Negócios (BPN) и Banco Privado Português (BPP) в течение многих лет накапливали убытки из-за плохих инвестиций, хищений и мошенничества с бухгалтерским учетом. Случай с BPN был особенно серьезным из-за его размера, доли на рынке и политических последствий - тогдашний президент Португалии Анибал Кавако Силва и некоторые из его политических союзников поддерживали личные и деловые отношения с банком. и ее генеральный директор, которому в конечном итоге было предъявлено обвинение и арестовано за мошенничество и другие преступления. Чтобы избежать потенциально серьезного финансового кризиса в португальской экономике, португальское правительство решило оказать им финансовую помощь, что в конечном итоге нанесло бы ущерб налогоплательщикам в будущем.

В первые недели 2010 года беспокойство по поводу чрезмерного уровня долга в некоторых странах ЕС и, в более общем плане, по поводу здоровья евро распространилось из Ирландии и Греции на Португалию, Испанию и Италию. В 2010 году аббревиатуры PIIGS и PIGS широко использовались аналитиками международных облигаций, академиками и международной экономической прессой, когда они ссылались на страны с низкой производительностью.

Некоторые высокопоставленные немецкие политики пошли еще дальше, заявив, что экстренная помощь Греции и будущим получателям помощи ЕС должна повлечь за собой суровые наказания.

Роберт Фишман, в статье New York Times " «Ненужная помощь Португалии» указывает на то, что Португалия стала жертвой последовательных волн спекуляций под давлением со стороны торговцев облигациями, рейтинговых агентств и спекулянтов. В первом квартале 2010 года, до давления со стороны рынков, у Португалии был один из лучших темпов восстановления экономики в ЕС. С точки зрения промышленных заказов, экспорта, предпринимательских инноваций и успеваемости в средней школе Португалия не уступала своим соседям в Западной Европе или даже превосходила их. Однако португальская экономика в течение длительного периода времени создавала свои собственные проблемы, которые достигли апогея с финансовым кризисом. Последовательная и устойчивая политика найма увеличила количество избыточных государственных служащих. Рискованные кредиты, создание государственного долга, а также европейские структурные фонды и фонды сплочения плохо управлялись на протяжении почти четырех десятилетий.

Летом 2010 года Moody's Investors Service сократило суверенные облигации Португалии рейтинг понизился на две ступени с Aa2 до A1 Из-за расходов на стимулирование экономики долг Португалии резко вырос по сравнению с валовым внутренним продуктом. Moody отметило, что растущий долг серьезно скажется на краткосрочных финансах правительства.

Меры жесткой экономии на фоне возросшего давления на государственные облигации

В сентябре 2010 года правительство Португалии объявило о новом пакете мер жесткой экономии после другие партнеры по еврозоне посредством серии повышений налогов и снижения заработной платы государственных служащих. В 2009 году дефицит составлял 9,4 процента, что являлось одним из самых высоких показателей в еврозоне и значительно превышало трехпроцентный лимит Европейского Союза Пакта стабильности и роста. В ноябре премии за риск по португальским облигациям достигли максимума за весь срок евро, поскольку инвесторы и кредиторы опасались, что стране не удастся обуздать свой бюджетный дефицит и долг. Доходность 10-летних государственных облигаций страны достигла 7 процентов - уровень, о котором ранее говорил министр финансов Португалии Фернанду Тейшейра душ Сантуш, потребует от страны обращения за финансовой помощью к международным организациям. Также в 2010 году страна достигла рекордно высокого уровня безработицы - почти 11% - цифры не наблюдалось более двух десятилетий, в то время как количество государственных служащих оставалось очень высоким.

23 марта 2011 года Хосе Сократес подал в отставку после принятия вотума недоверия, поддержанного всеми пятью оппозиционными партиями в парламенте по поводу сокращения расходов и повышения налогов.

В первой половине 2011 года Португалия запросила пакет финансовой помощи МВФ и ЕС в размере 78 миллиардов евро в попытке стабилизировать свои государственные финансы. [128] После объявления о финансовой помощи португальскому правительству во главе с Педро Пассосом Коэльо удалось принять меры по улучшению финансового положения государства, и страна стала восприниматься как движущаяся в правильном направлении. Это также привело к значительному увеличению уровня безработицы до более чем 15 процентов во втором квартале 2012 года, и ожидается, что в ближайшем будущем он вырастет еще больше.

Программа экономической корректировки для Португалии

Повторный доступ к финансовым рынкам

Позитивный поворотный момент в стремлении Португалии восстановить доступ к финансовым рынкам был достигнут 3 октября 2012 года, когда государству удалось конвертировать облигации на сумму 3,76 млрд евро со сроком погашения в сентябре 2013 года. (с доходностью 3,10%) к новым облигациям со сроком погашения в октябре 2015 года (с доходностью 5,12%). До обмена облигациями у государства имелось в общей сложности 9,6 миллиарда евро в обращении векселей, подлежащих погашению в 2013 году, которые, согласно плану спасения, должны быть продлены путем продажи новых облигаций на рынке. Поскольку Португалия уже смогла обновить одну треть находящихся в обращении облигаций с разумным уровнем доходности, рынок теперь ожидает, что предстоящие обновления в 2013 году также будут проводиться с разумными уровнями доходности. Программа аварийного финансирования будет действовать до июня 2014 года, но в то же время потребует от Португалии восстановления полного доступа к рынку облигаций в сентябре 2013 года. Недавняя продажа облигаций с трехлетним сроком погашения была первой продажей облигаций португальского государства с тех пор. запросив финансовую помощь в апреле 2011 года, и это первый шаг медленно, чтобы снова открыть рынок государственных облигаций. Недавно ЕЦБ объявил, что они будут готовы также начать дополнительную поддержку Португалии с покупкой снижающих доходность облигаций (OMT ), когда страна восстановит полный доступ к рынку. Все вместе это является хорошим предзнаменованием для дальнейшего снижения государственных процентных ставок в Португалии, которые на 30 января 2012 года достигли пика 10-летней ставки на уровне 17,3% (после того, как рейтинговые агентства понизили кредитный рейтинг правительства до «неинвестиционного»). оценка "- также называемая" мусор "), и по состоянию на 24 ноября 2012 г. она снизилась более чем вдвое и составила всего 7,9%.

Отказ от условий жесткой экономии и политического кризиса

В парламентские выборы в октябре 2015 года, правящая партия правого крыла не смогла получить операционное большинство, несмотря на то, что выиграла выборы с большим отрывом. После выборов была сформирована левая коалиция против режима жесткой экономии, набравшая 51% голосов и 53% избранных депутатов, однако президент Португалии сначала отказался позволить левой коалиции управлять, пригласив правую коалицию меньшинства к власти. сформировать правительство. Он был сформирован в ноябре 2015 года и длился 11 дней, когда потерял доверие. В конце концов, президент пригласил Социалистическую партию и попросил ее сформировать правительство, которое поддержали 123 из 230 депутатов в парламенте от всех партий, кроме бывшей правой коалиции, которая распалась на две партии. Новое правительство (Социалистической партии и независимых) пришло к власти в ноябре 2015 года с парламентским большинством благодаря поддержке Левого блока, Партии зеленых и Коммунистической партии, а также воздержанию Партии защиты животных (PAN). В 2017 году МВФ продемонстрировал темпы роста на 2,5 процента и уровень безработицы ниже 10 процентов, но Европейская комиссия ожидала, что государственный долг Португалии достигнет 128,5 процента ВВП.

Ключевые экономические данные в 2016 году

  • Дефицит бюджета в 2016 г. составлял 2,1% ВВП, 0,4% - произвольный лимит, установленный для него Европейской комиссией, - самый низкий с 1974 г. и менее половины от предыдущего года у власти в 2015 году. Это также на 0,9% ниже лимитов, согласованных в Маастрихте..
  • В 2016 году ВВП Португалии составил 259 миллиардов долларов, что примерно на 3% больше, чем в 2015 году, и на 21% ниже рекордно низкого уровня в 2012 году.
  • В 2016 году Португалия зарегистрировала 14-летнюю последовательность непрерывного увеличения отношения долга к ВВП, то есть с момента принятия евро в качестве валюты.
  • В 2016 году совокупный суверенный и личный долг Португалии был 5-м по величине в Еврозона, в сумме достигшая 390% ВВП
  • В апреле 2017 года уровень безработицы составлял 9,5%, что более чем на 8% ниже исторического максимума, достигнутого в 2013 году, хотя все еще немного выше e средний показатель за 43 года с тех пор, как страна стала демократией.

См. также

Примечания

Литература

Последняя правка сделана 2021-07-17 07:49:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте