Рейс 253 Northwest Airlines

редактировать
Неудачная попытка взрыва авиалайнера в 2009 г.

Рейс 253 Northwest Airlines
Рейс 253 NWA приземлился.jpg N820NW был перемещен в изолированную зону сразу после этого приземлился в Детройте
Попытка бомбардировки
Дата25 декабря 2009 г. (2009-12-25)
РезюмеПопытка бомбардировки
ЗонаПриближается к Ромулусу, Мичиган, США. 42 ° 12′29 ″ с.ш., 83 ° 21′22 ″ з.д. / 42,208 ° с.ш., 83,356 ° з.д. / 42,208; -83,356 Координаты : 42 ° 12′29 ″ с.ш., 83 ° 21′22 ″ з.д. / 42,208 ° с.ш., 83,356 ° з.д. / 42,208; -83.356
Самолет
Тип самолетаAirbus A330-323E
ОператорNorthwest Airlines. (Самолет был в ливрее Delta Air Lines после приобретения Delta Северо-Запада.)
Регистрация N820NW
Пункт отправленияАэропорт Амстердама Схипхол
Пункт назначенияАэропорт Детройт Метрополитан Уэйн Каунти
Пассажиры290
Пассажиры279
Экипаж11
Погибшие0
Травмы3 (включая преступника)
Выжившие290

Рейс 253 Northwest Airlines - международный пассажирский рейс из аэропорта Амстердама Схипхол в Нидерландах в аэропорт Детройт Метрополитан Уэйн Каунти в Соединенных Штатах. Этот рейс стал целью неудачной попытки взрыва Аль-Каиды в Рождество, 25 декабря 2009 года, когда пассажир попытался подорвать химические взрывчатые вещества пришит к его нижнему белью. На борту самолета находилось 290 человек - Airbus A330-323E, эксплуатируемый Northwest Airlines, которая годом ранее объединилась с Delta Air Lines. Если бы попытка увенчалась успехом, он бы превзошел рейс 191 American Airlines в качестве самого смертоносного авиационного происшествия на территории США и сделал бы рейс 655 Iran Air как восьмое место по смертоносности. за все время. Этот инцидент был также вторым в 2009 году с участием Airbus A330 после крушения 1 июня рейса 447 авиакомпании Air France. Это также было последнее авиационное происшествие / инцидент с участием Northwest Airlines, поскольку оно закрылась месяц спустя, когда она объединилась с Delta Air Lines.

. Обвиненным в совершении "попытки взрыва на Рождество" был 23-летний Умар Фарук Абдулмуталлаб, нигериец человек, который спрятал пластиковую взрывчатку в нижнем белье, но не смог ее должным образом взорвать. Голландский пассажир, Джаспер Шуринга, схватил его, удержал и потушил пожар с помощью других. На Абдулмуталлаба были надеты наручники, когда пилот благополучно приземлил самолет. Всего пострадали три человека: Абдулмуталлаб, Шуринга и еще один пассажир. После приземления в Детройте Абдулмуталлаб был арестован и доставлен в больницу для лечения ожогов. 28 декабря 2009 года Аль-Каида на Аравийском полуострове (AQAP) взяла на себя ответственность за попытку взрыва. 6 января 2010 года федеральное большое жюри предъявило Абдулмуталлабу шесть уголовных обвинений, включая попытку использования оружия массового уничтожения и покушение на убийство..

В сообщениях говорилось, что США получили разведданные о запланированном нападении на пороховую бомбу, совершенную йеменским человеком нигерийцем. Описывая меры безопасности, принятые правительствами США и других стран сразу после атаки, США Министр внутренней безопасности, Джанет Наполитано сказала: «Как только инцидент произошел, система заработала». Она процитировала «действия пассажиров и экипажа в этом полете», чтобы показать, «почему эта система так важна». После резкой критики она заявила на следующий день, что система «с треском провалилась», на этот раз имея в виду посадку Абдулмуталлаба на рейс со взрывным устройством. Президент США Барак Обама назвал неспособность США предотвратить попытку бомбардировки «абсолютно неприемлемой» и приказал провести расследование.

6 апреля 2010 г. сообщалось, что президент Обама имел санкционировал военные действия, в результате которых был убит Анвар аль-Авлаки, мусульманский священнослужитель, которого администрация Обамы обвинила в том, что за этим заговором был командир базирующейся в Йемене Аль-Каиды. Аль-Авлаки был убит 30 сентября 2011 года.

Содержание

  • 1 Инцидент
    • 1.1 Посадка на рейс 253
      • 1.1.1 Событие перед посадкой на борт
    • 1.2 Попытка взрыва
    • 1.3 Анализ взрывчатые вещества
    • 1.4 Оскорбительный инцидент с пассажиром
  • 2 Умар Фарук Абдулмуталлаб
    • 2.1 Связь с Анваром аль-Авлаки
    • 2.2 Причастность Аль-Каиды
  • 3 Джаспер Шуринга
  • 4 Реакции и расследования
    • 4.1 Ответ США
    • 4.2 Международный ответ
    • 4.3 Другие агентства
  • 5 Последствия
    • 5.1 Уголовные обвинения и осуждение
    • 5.2 Влияние на поездки
    • 5.3 Политические последствия США
    • 5.4 Предполагаемый последующий заговор
  • 6 См. Также
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки

Инцидент

N820NW, самолет Airbus A330, участвовавший в инциденте, сфотографирован в июле 2010 г.

Посадка на рейс 253

Сочельник, 24 декабря 2009 г., Умар Фарук Абдулмуталлаб, 23-летний нигериец, сел на рейс Virgin Nigeria рейса 804 в международном аэропорту Котока в Аккра, Гана и прибыл в аэропорт Муртала Мухаммед в Лагосе, Нигерия. За восемь дней до этого в офисе KLM Royal Dutch Airlines в Аккре, Гана он заплатил 2831 доллар наличными за свой билет туда и обратно Лагос-Амстердам-Детройт. с датой возвращения 8 января 2010 года. Кевин Драм, политический блогер Mother Jones, сказал, что Гана и Нигерия в то время были в основном за наличные деньги, так что это было бы нормально для купить билет на самолет за наличные в этих странах.

Абдулмуталлаб вылетел из Лагоса в канун Рождества в 23:00 на борту рейса 588 авиакомпании KLM, Боинг 777, направлявшегося в аэропорт Схипхол в Амстердаме. В Амстердаме на Рождество Абдулмуталлаб зарегистрировался на рейс 253 Northwest Airlines в Детройт, взяв только ручную кладь. 24 марта 2011 г. Associated Press сообщило, что Абдулмуталлаб решил атаковать Детройт, потому что билет на самолет был самым дешевым из билетов к потенциальным целям в США, включая Чикаго и Хьюстон. Первоначально в некоторых СМИ ходили слухи, что Абдулмуталлаб пытался прилететь в Детройт, потому что это был главный центр США. автомобильная промышленность.

Мероприятие перед посадкой на борт

Американская пара Курт и Лори Хаскелл рассказали, что, ожидая посадки на рейс 253 в аэропорту Схипхол, они увидели "бедного афроамериканского подростка около 16 или 17, «который, по утверждению Курта Хаскелла, был Абдулмуталлабом, со вторым мужчиной, который был« хорошо одет », вероятно, пакистанца, около 50 лет и говорил« с американским акцентом, похожим на мой собственный »

.

По словам Лори Хаскелл, второй мужчина сказал билетному кассиру: «Нам нужно посадить этого человека в самолет. У него нет паспорта ». Билетный агент сказал, что никого не пускают на борт без паспорта. Хорошо одетый мужчина ответил: «Мы делаем это постоянно; он из Судана ». Лори Хаскелл сказала, что двоих мужчин направили в коридор, чтобы поговорить с менеджером. «Мы никогда не видели его снова, пока он не попытался взорвать наш самолет», - сказала Лори Хаскелл об Абдулмуталлабе.

Только гражданам США разрешено садиться на международные рейсы в США без паспортов, и даже в этом случае, только если авиакомпания подтвердит их личность и гражданство, сказал представитель США. Таможенно-пограничная служба (CBP). Официальный представитель CBP подтвердил, что в самолете не было суданских беженцев. Голландское агентство по борьбе с терроризмом заявило, что Абдулмуталлаб предъявил действующий нигерийский паспорт и въездную визу в США, когда садился на рейс 253.

Хаскелл посоветовал властям: «Разместите видео, чтобы доказать, что я неправ». Позже федеральные агенты заявили, что пытались установить личность и найти хорошо одетого мужчину. Власти США изначально не учитывали счета пассажиров, но позже агенты заявили, что растет уверенность в том, что этот человек сыграл роль в обеспечении того, чтобы Абдулмуталлаб «не остыл».

Попытка взрыва

Полет 253, самолет Northwest Airlines Airbus A330-323E twinjet, зарегистрированный N820NW, с 279 пассажирами, 8 бортпроводниками и 3 пилотами на борту, вылетел из Амстердама около 08:45 по местному времени. Самолет должен был прибыть в Детройт в 11:40 EST и был окрашен в ливрею Delta Air Lines, так как Northwest в то время была дочерней компанией Delta.

Свидетели сообщили, что когда самолет приближался к Детройту, Абдулмуталлаб зашел в туалет самолета примерно на 20 минут. Вернувшись на свое место в районе 19А (возле топливных баков и крыла, а также напротив обшивки самолета), он пожаловался на расстройство желудка. Было замечено, как он натягивал на себя одеяло.

Примерно за 20 минут до приземления, при последнем снижении, он тайно зажег небольшое взрывное устройство, состоящее из смеси пластмассового взрывчатого вещества и порошка. кислота. Абдулмуталлабу, очевидно, пришили пакет пластиковой взрывчатки к нижнему белью, и он ввел жидкую кислоту из шприца в пакет, чтобы вызвать химическую реакцию. Хотя произошел небольшой взрыв и пожар, устройство не смогло взорвать должным образом. Пассажиры услышали хлопки, похожие на петарды, почувствовали запах и увидели горящие штаны, ногу и стену самолета подозреваемого.

«Был дым, крики и пламя. Это было страшно».

- Пассажир рейса 253, ставший свидетелем неудачной атаки.

На рейсе не было маршалов авиации, но несколько пассажиров и экипаж заметили взрыв. Джаспер Шуринга из Нидерландов, пассажир на другом конце того же ряда, увидел Абдулмуталлаба сидящим и трясущимся. Он схватился и одолел его. Шуринга увидела, что штаны подозреваемого были открыты и что он держал горящий предмет. «Я вытащил у него предмет, попытался потушить огонь руками и выбросил его», - сказал Шуринга, получивший ожоги рук. Тем временем бортпроводники потушили пожар с помощью огнетушителя и одеял, а пассажир вынул частично расплавленный дымящийся шприц из руки Абдулмуталлаба.

Ромул находится в центре графства на далеком юго-востоке Мичигана. Аэропорт Детройт Метрополитан Уэйн Каунти расположен в городе Ромулус, штат Мичиган.

Шуринга схватил подозреваемого и потащил его в зону бизнес-класса в передней части самолета. Пассажир сообщил, что Абдулмуталлаб, хотя и «сильно обгорел» ногу, выглядел «очень спокойным» и походил на «нормального человека». Шуринга снял с подозреваемого одежду, чтобы найти дополнительное оружие, и он и член экипажа удерживали Абдулмуталлаба пластиковыми наручниками. «Он смотрел в никуда» и трясся, сказал Шуринга.

Пассажиры аплодировали, когда Шуринга вернулся на свое место. Подозреваемый был изолирован от других пассажиров до приземления самолета. Стюардесса спросила Абдулмуталлаба, что у него в кармане, на что подозреваемый ответил: «Взрывное устройство». Когда при атаке загорелся индикатор огня в кабине кабины, пилот запросил спасение и правоохранительные органы. Самолет совершил аварийную посадку в аэропорту Детройта Метрополитан Уэйн Каунти в Даунривер районе Детройта Ромул, Мичиган.

Вид с воздуха на Аэрофотоснимок аэропорта Детройт Метрополитан Уэйн Каунти

Торонто Star сообщил, что в момент попытки взрыва самолет должен был пролететь над воздушным пространством Канады. Представители двух ассоциаций пилотов сообщили Star, что аэропорт Детройтского метрополитена был бы ближайшим подходящим аэропортом для попытки аварийной посадки.

Хотя самолет получил относительно небольшие повреждения, подозреваемый понес первый и второй ожоги степени на руках, а также ожоги второй степени на правой внутренней стороне бедра и гениталиях. Два других пассажира также были ранены. Когда самолет приземлился, Абдулмуталлаб был передан США. Офицеры таможенной и пограничной службы (CBP) взяты под стражу для допроса и лечения его травм в охраняемом помещении ожогового отделения Медицинского центра Мичиганского университета в Анн-Арборе.. Шурингу также доставили в больницу. Еще один пассажир получил легкие травмы.

Сразу после ареста Абдулмуталлаб около 50 минут разговаривал с властями о заговоре, не будучи проинформирован о своих правах Миранды. После операции он был проинформирован о своих правах и перестал общаться со следователями на несколько недель.

Агенты Федерального бюро расследований (ФБР) во главе с ответственным специальным агентом Эндрю Ареной прибыли в аэропорт после происшествия. самолет приземлился. Самолет был перемещен в отдаленный район, чтобы власти могли повторно проверить самолет, пассажиров и багаж на борту. Робот для обезвреживания бомб впервые поднялся на борт самолета, и Управление транспортной безопасности (TSA) опросило всех пассажиров. На другого пассажира с рейса надели наручники после того, как собака предупредила офицеров о его ручной клади; его обыскали и отпустили без предъявления обвинений. Хотя в течение нескольких дней после этого федеральные чиновники отрицали факт повторного надевания наручников, позже они изменили эту позицию и подтвердили, что наручники действительно были надеты на второго пассажира.

Анализ взрывчатых веществ

Вещество, которое подозреваемый, пытавшийся взорвать, представлял собой комбинацию более 80 граммов (2,8 унции) тетранитрата пентаэритрита (PETN), кристаллического порошка, который часто является активным ингредиентом пластических взрывчатых веществ, фугасного вещества трипероксида триацетона (ТАТФ) и других ингредиентов. ТЭН является одним из самых мощных взрывчатых веществ и по химическому составу напоминает нитроглицерин. Порошок был проанализирован ФБР в Квантико, и письменные показания ФБР , поданные в Восточном округе Мичигана, отражали предварительные выводы о том, что устройство содержало тэна. Власти также обнаружили остатки шприца. Подозреваемый, по всей видимости, нес ТЭН на самолет в мягком пластиковом контейнере длиной 6 дюймов (15 см), возможно, презервативе, прикрепленном к его нижнему белью. Большая часть контейнера была потеряна в результате пожара. ABC News процитировал правительственное испытание, показывающее, что 50 граммов (1,8 унции) тэна может пробить дыру в борту авиалайнера, и опубликовал фотографии останков Нижнее белье Абдулмуталлаба и пакет взрывчатых веществ.

Какой-то белый порошок на круглой серой платформе. Образец ТАТП, одно из взрывчатых веществ в порохе, которое Абдулмуталлаб пытался зажечь

В ходе открытого испытания, проведенного BBC, фюзеляж испытательного самолета остался неповрежденным, что указывает на то, что бомба не разрушила бы самолет, хотя на нем было видно повреждение окна, которое, вероятно, привело бы к разгерметизации кабины. Это испытание проводилось на уровне земли с нулевым перепадом давления между кабиной и окружающей средой. Утверждалось, что это не повлияло на общий результат испытания, целью которого было моделировать взрыв на высоте 10000 футов (3000 м). Не было продемонстрировано, что произойдет на типичной крейсерской высоте от 31 000 футов (9400 м) до 39 000 футов (12 000 м), где перепад давления вызвал бы гораздо большее напряжение фюзеляжа, чем на уровне земли.

Член «Аль-Каиды» Ричард Рид («бомбардировщик обуви») пытался взорвать 50 граммов такой же взрывчатки в своей обуви во время полета American Airlines 22 декабря 2001 года.

Инцидент с пассажиром, вызывающий словесные помехи

27 декабря 2009 года, через два дня после первоначального инцидента, экипаж другого рейса 253 обратился за экстренной помощью с пассажиром из Нигерии, который, по их словам, стал «нарушать устно». Экипаж допросил пассажира после того, как другие пассажиры выразили обеспокоенность по поводу того, что он находился в туалете более часа. Позже было установлено, что это был бизнесмен, который заболел пищевым отравлением во время полета и не представлял никакой угрозы безопасности.

Умар Фарук Абдулмуталлаб

Молодой темнокожий мужчина в белой футболке. У него короткие черные волосы. Умар Фарук Абдулмуталлаб, осужденный террорист.

Подозреваемым в попытке взрыва был Умар Фарук Абдулмуталлаб, 23-летний нигериец, родившийся в семье среднего класса. Абдулмуталлаб вырос в Кадуне, на мусульманском севере Нигерии, где он вернулся на каникулы.

В старшей школе в British International Школа в Ломе, Того, Абдулмуталлаб был известен как набожный мусульманин, который часто обсуждал ислам с одноклассниками. Он впервые посетил США в 2004 году.

В 2004–05 учебном году Абдулмуталлаб учился в Институте арабского языка Сана в Сане., Йемен, и посещал лекции в университете Иман. Он начал учебу в Университетском колледже Лондона в сентябре 2005 года, где он был президентом исламского общества школы в 2006 и 2007 годах, в течение которых он принимал участие, наряду с политическими дискуссиями, в таких мероприятиях, как боевые искусства и пейнтбол. В те годы он привлек внимание MI5, внутренней контрразведки и агентства безопасности Великобритании, за радикальные связи и связи с исламскими экстремистами. Чтобы защитить его конфиденциальность, они не передавали информацию американским официальным лицам.

12 июня 2008 года Абдулмуталлаб подал заявление и получил в консульстве США в Лондоне многократную визу <353.>, действительным до 12 июня 2010 г., с которым он посетил Хьюстон, Техас с 1 по 17 августа 2008 г. В мае 2009 г. Абдулмуталлаб попытался вернуться в Великобританию, предположительно для шестимесячная программа "лайф-коучинг " в школе, которую британские власти сочли фиктивной; соответственно, его заявление на визу было отклонено пограничным агентством Соединенного Королевства. Его имя было внесено в список наблюдения Министерства внутренних дел Великобритании, что означало, что ему не разрешили въезд в Великобританию, хотя он мог проехать через страну транзитом и не находился под постоянным запретом. Великобритания не делилась этой информацией с другими странами.

Абдулмуталлаб вернулся в институт Сана, чтобы изучать арабский с августа по сентябрь 2009 года. «Он сказал мне, что его самым большим желанием было шариат и ислам должны быть верховенством закона во всем мире », - сказал один из его однокурсников по институту. Абдулмуталлаб покинул институт через месяц, но остался в Йемене.

Ранее в августе его семья забеспокоилась, когда он позвонил им и сказал, что бросил курс, но остался там. К сентябрю он регулярно пропускал занятия в институте и посещал лекции в университете Иман, который сотрудники разведки США подозревали в связях с терроризмом.

Институт Сана получил для него выездную визу в по его просьбе, и договорились о машине, которая доставила его в аэропорт 21 сентября 2009 года (в день истечения срока его студенческой визы), но директор школы сказал: «После этого мы больше никогда его не видели, и, очевидно, он не уезжал. Йемен". В октябре Абдулмуталлаб сообщил своему отцу в текстовом сообщении, что не хочет посещать бизнес-школу в Дубае, а вместо этого хочет изучать исламское право и арабский язык в Йемене. Когда его отец отказался платить за это, Абдулмуталлаб сказал, что «уже получает все бесплатно». Он написал своему отцукоторый признал себя виновным, но не раскаялся, был приговорен к пожизненному лишению свободы без возможности условно-досрочного освобождения. В настоящее время он содержится в тюрьме ADX Florence supermax, недалеко от Флоренции, Колорадо.

Влияние на путешествия

Правительство США не поднимало Консультационную систему внутренней безопасности. террорист уровень угрозы, оранжевый в то время (высокий риск террористических атак), после атаки. Министерство внутренней безопасности заявило, что на оставшуюся часть рождественского периода путешествия будут приняты дополнительные меры безопасности. В TSA подробно описаны некоторые меры, в том числе ограничение передвижения и доступа к личным вещам в последний час полета для самолетов, заходящих в воздушное пространство США. Управление транспортной безопасности также сообщило, что в аэропортах будет больше офицеров и служебных собак.

28 декабря Транспорт Канады объявил, что в течение нескольких дней не разрешает пассажирам лететь в США из Канады. ручная кладь, за некоторыми исключениями. British Airways заявила, что пассажирам, летящим в США, разрешается только одна ручная кладь. Другие европейские страны усилили досмотр багажа, обыск и выборочный досмотр пассажиров, направляющихся в США. Представитель аэропорта Схипхол заявил, что повышенная безопасность будет действовать «на неопределенный период». Однако, несмотря на дополнительные меры, которые, как сообщается, были приняты для предотвращения повторного нападения, Стюарт Кларк, фоторепортер британской газеты Daily Express, утверждал, что контрабандой ввез шприц с жидкостью, который мог быть детонатором жидкой бомбы на другой самолет. 3 января 2010 года Кларк сказал, что он сел на самолет из аэропорта Схипхол, направляющийся в аэропорт Хитроу, всего через пять дней после теракта в день Рождества, и что аэропорт, похоже, не ввел никаких дополнительных мер безопасности, таких как меры предосторожности, которые легко могли быть обнаружил шприц, который, по его словам, он постоянно держал в кармане пиджака.

США политические последствия

Пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс и министр внутренней безопасности Джанет Наполитано несколько раз в воскресенье ток-шоу заявили, что «система сработала», это вызвало некоторые споры. На следующий день они отказались от заявлений, заявив, что система на самом деле «с треском провалилась». По словам Наполитано, в ее первоначальном заявлении говорилось о быстром ответе на атаку, который включал предупреждения, отправленные на 128 других самолетов в воздушном пространстве США в то время, и новые требования безопасности для последнего часа полета, а не нарушения безопасности, которые позволили нападение должно произойти. Наполитано первоначально заявил на на этой неделе, что «как только этот инцидент произошел, все пошло по часам» и что «как только инцидент произошел, система заработала».

На следующий день после атаки, Комитет внутренней безопасности Палаты представителей и Комитет Сената по торговле, науке и транспорту объявили, что в январе 2010 г. они проведут слушания, чтобы выяснить, как устройство прошло через систему безопасности и будет ли дальше следует ввести ограничения на авиаперелеты; Слушания в Сенате начались 21 января.

Через четыре дня после нападения Обама публично заявил, что способность Абдулмуталлаба подняться на борт самолета была результатом системного сбоя, который включал неадекватный обмен информацией между правительственными учреждениями США и других стран.. Он назвал ситуацию «совершенно неприемлемой». Он приказал представить отчет с подробным описанием того, как некоторые правительственные учреждения не смогли предоставить или выделить потенциально важную информацию о подозреваемом до того, как он якобы попытался взорвать авиалайнер. Двумя днями позже Обама получил брифинг, который включал заявления о том, что информация о подозреваемом не пересекла границы ведомства, и что неспособность связаться с правительством США привела к тому, что угроза, исходящая от Абдулмуталлаба, не была известна некоторым ведомствам до момента нападения.. Обама сказал, что встретится с представителями службы безопасности и конкретно спросит, почему Абдулмуталлаб не был включен в запретный для полетов список США, несмотря на то, что правительство получило предупреждения о его потенциальных связях с Аль-Каидой.

27 января 2010 года официальный представитель Госдепартамента США заявил, что виза Абдулмуталлаба не была отозвана, поскольку федеральные власти полагали, что это может помешать более крупному расследованию. Чиновник, Патрик Ф. Кеннеди, сказал, что сотрудники разведки сообщили Государственному департаменту, что разрешение Абдулмуталлабу сохранить его визу повысит вероятность раскрытия террористической сети.

Предполагаемый последующий заговор

7 мая 2012 г. американские официальные лица заявили, что они предотвратили еще один заговор Аль-Каиды, целью которого был гражданский пассажирский самолет, мало чем отличающийся от рейса 253 Northwest Airlines. Американские официальные лица заявили, что в атаке могла бы быть бомба более сложной конструкции., также помещенные в нижнее белье, и должны были быть развернуты в годовщину убийства Усамы бен Ладена. Официальные лица не сообщили, были ли арестованы или предъявлены обвинения кому-либо в ходе их операции.

Американский чиновник сообщил MSNBC, что бомба была получена американскими сотрудниками службы безопасности в апреле, «никогда не было поблизости самолет »и« никогда не представлял опасности ». Они предположили, что бомба могла быть сконструирована Ибрагимом аль-Асири, который обвиняется в создании взрывчатых веществ, использованных Умаром Фаруком Абдулмуталлабом в 2009 году.

См. Также

  • flag Мичиганский портал
  • Авиационный портал

Ссылки

Внешние ссылки

Викиновости имеют новости по теме:

Последняя правка сделана 2021-06-01 14:10:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте