Гран-при Японии 2008 | |||
---|---|---|---|
Гонка 16 из 18 в Формуле-2008 One World Championship | |||
Подробная информация о гонке | |||
Дата | 12 октября 2008 г. | ||
Официальное название | XXXIV Fuji Television Гран-при Японии | ||
Место проведения | Fuji Speedway, Ояма, Район Сунто, Сидзуока, Япония | ||
Трасса | Постоянное место проведения гонок | ||
Длина трассы | 4,563 км (2,835 миль) | ||
Расстояние | 67 кругов, 305,721 км (189,945 миль) | ||
Погода | Облачно, температура достигает 17 ° C (63 ° F) | ||
Поул-позиция | |||
Пилот | McLaren - Mercedes | ||
Время | 1: 18.404 | ||
Самый быстрый круг | |||
Пилот | Фелипе Масса | Ferrari | |
Время | 1: 18.426 на 55 круге (рекорд круга) | ||
Подиум | |||
Первый | Renault | ||
Второй | BMW Sauber | ||
Третий | Ferrari | ||
Ведущий круг ers |
Гран-при Японии 2008 (формально XXXIV Гран-при Японии Fuji Television ) была гонкой Формулы-1, проходившей 12 октября 2008 г. Fuji Speedway, Oyama, Япония. Это была 16-я гонка в сезоне Формулы-1 2008. Гонку из 67 кругов выиграл Фернандо Алонсо за команду Renault с четвертой позиции в стартовой решетке. Роберт Кубица финишировал вторым для BMW Sauber, а Кими Райкконен третьим для Ferrari.
Льюис Хэмилтон, в конечном итоге Пилоты «Чемпион возглавил чемпионат перед началом гонки и стартовал с поул-позиции вместе с Райкконеном. Макларен товарищ по команде Хейкки Ковалайнен начал с третьего места, рядом с Алонсо. На первом повороте Хэмилтон поздно затормозил, вынудив Райкконена пройти мимо. Позже Хэмилтон был оштрафован и подвергся критике со стороны британской гоночной прессы за чрезмерно агрессивное вождение. Пилот Ferrari Фелипе Масса, главный соперник Гамильтона в чемпионате, был оштрафован после инцидента на втором круге, когда он задел машину Хэмилтона, заставив ее вращаться. Инцидент отбросил Хэмилтона на задний план, из-за чего он не смог вернуть результативную позицию очков. Позже Масса столкнулся с Себастьяном Бурдэ из Toro Rosso. После гонки Бурдэ был оштрафован и опустился с шестой позиции на десятую. Штраф вызвал широкую критику со стороны гоночных СМИ и бывших гонщиков.
Эта победа стала второй победой Алонсо подряд; Он стартовал с 15-го места в стартовой решетке и выиграл Гран-при Сингапура двумя неделями ранее. Кубица отразил решительную атаку Райкконена на последних кругах и занял второе место. Седьмое место Массы сократило его отставание от Хэмилтона в чемпионате пилотов до пяти очков. Ferrari опередила команду McLaren на семь очков в чемпионате конструкторов , за которым остались две гонки сезона.
Гран-при боролись 20 гонщиков в десяти командах по два человека. Команды, также известные как «конструкторы », были Ferrari, McLaren - Mercedes, Renault, Honda, Force India, BMW Sauber, Toyota, Red Bull Racing, Williams и Toro Rosso.
Перед гонкой пилот McLaren Льюис Хэмилтон возглавил Чемпионат пилотов с 84 очками, а пилот Ferrari Фелипе Масса стал вторым с 77 очками. За ними в чемпионате водителей Роберт Кубица был третьим с 64 очками на BMW Sauber, а товарищ Массы по команде Ferrari Кими Райкконен был четвертым с 57 очками. Товарищ Кубицы по команде Ник Хайдфельд стал пятым с 56 очками. В чемпионате конструкторов McLaren – Mercedes лидировали с 135 очками, на одно очко опережая своих соперников Ferrari, которых они обогнали в предыдущей гонке. BMW Sauber заняла третье место с 120 очками. В борьбе за четвертое место Renault набрала 51 очко, на пять очков опередив Toyota.
Проваленный пит-стоп на Гран-при Сингапура опустил Массу с первого места. положение позади поля. С тремя гонками, оставшимися в чемпионате, и дефицитом в семь очков, Масса оставался уверенным в своих шансах на титул: «Если вы посмотрите на то, что случилось со мной в Сингапуре, когда мой разрыв с одного очка внезапно увеличился до семи, то вы должны учитывать это может легко пойти другим путем ". Хэмилтон подчеркнул ценность, которую консервативная гоночная стратегия может иметь для его шансов на титул:
Я на самом деле думаю, что Сингапур был хорошим опытом обучения: было меньше давления для достижения победы из-за необычных обстоятельств, а это означало, что я действительно мог начать думать о чемпионате мира. Я ненавижу водить машину за очки, но думаю, что сейчас мы все видим преимущества этого подхода.
Рубенс Баррикелло (вверху) и Ник Хайдфельд (внизу) с жестким и мягким зеленым шины с канавками соответственноПобеда Фернандо Алонсо на Гран-при Сингапура была его первой победой в Формуле-1 с тех пор, как он вернулся в команду Renault после выступления за McLaren в 2007 году. После квалификации на 15-м месте и раннего пит-стопа, Алонсо сумел вырваться вперед, когда его товарищ по команде Нельсон Пике-младший разбился. Не имея возможности питаться, лидерам пришлось отложить свои остановки до тех пор, пока повреждения не будут устранены, что позволило сильно заправленному Алонсо выйти вперед, как только они это сделают. Хотя Алонсо сомневался, сможет ли его команда Renault соответствовать темпам Ferrari и McLaren на Fuji, он сказал: «Мы должны оставаться сосредоточенными и попытаться повторить наш уровень производительности из Сингапура, чтобы бороться впереди». Технический директор Renault Боб Белл сказал, что улучшение команды с начала сезона обнадеживает, но «мы понимаем, что не собираемся делать капитальный ремонт McLaren и Ferrari в этом сезоне». Белл сказал, что цель последних гонок заключалась в том, чтобы выиграть больше Гран-при и, что важно, занять четвертое место в чемпионате конструкторов от Toyota.
Международная автомобильная федерация ( FIA), руководящий орган, запустила компонент Формулы-1 своей кампании Make Cars Green на Гран-при Японии. На выходных канавки на шинах были окрашены в зеленый цвет, чтобы способствовать экологически безопасному вождению. Президент FIA Макс Мосли сказал: «FIA полна решимости обеспечить, чтобы будущие инвестиции в автоспорт также помогли стимулировать развитие технологий, которые принесут пользу широкой публике». Как обычно бывает в гонках Формулы-1, Bridgestone привезли на гонку два разных состава шин; более мягкий из двух отмечен единственной белой полосой на одной из канавок.
Перед воскресной гонкой было проведено три тренировки: две в пятницу и третья в субботу. Каждое пятничное утреннее и дневное занятие длилось по 90 минут. Третье занятие состоялось в субботу утром и длилось час. Пятничные занятия проходили в сухих и солнечных условиях. Хэмилтон был самым быстрым в первой сессии со временем 1: 18.910, что было меньше чем на две десятых секунды быстрее, чем Масса. Пилот McLaren Хейкки Ковалайнен чуть не успел Массу; Райкконен, Алонсо и Пике замыкают шестерку лучших, все еще в пределах секунды от времени Хэмилтона. Во второй тренировке Тимо Глок из Toyota показал время 1: 18.383, опередив Алонсо, Хэмилтона, Масса, Райкконена и пилота Red Bull Марка Уэббера. Семнадцать лучших гонщиков установили время в пределах секунды самого быстрого круга Glock, что указывает на конкурентное поле. Субботняя утренняя сессия проходила на влажной трассе, где сцепление было плохим, и многие водители были вынуждены использовать участки разбега после съезда с трассы. Кубица был самым быстрым с его последним кругом в сессии 1: 25.087; Глок, Пике, Ник Хайдфельд из BMW, Казуки Накадзима из Williams, пилот Red Bull Дэвид Култхард и Масса замыкают первые семь позиций. Хэмилтону удалось лишь одиннадцатое, но он опередил Ковалайнена и Райкконена, заняв 16-е и 17-е места соответственно. И Адриан Сутил, и Джанкарло Физикелла из Force India провели большую часть сессии в своем гараже, испытывая многочисленные механические проблемы.
Квалификация Заседание в субботу днем было разбито на три части. Первая часть длилась 20 минут, и машины, финишировавшие 16-м или ниже, были исключены из квалификации. Вторая часть квалификации длилась 15 минут, и в ней были исключены машины, занявшие места с 11 по 15. В финальной части квалификации были определены позиции с первой по десятую, и было решено поул-позиция. Машины, которые не смогли пройти финальную сессию, могли заправиться перед гонкой, поэтому в этих сессиях они работали легче. Автомобили, которые участвовали в финальной сессии квалификации, не имели права дозаправляться перед гонкой, и поэтому в них было больше топлива, чем в предыдущих сессиях.
Жалко. Сегодня я был самым быстрым человеком на пути, но в неподходящий момент. В [третьей сессии] у меня никогда не было нужного сцепления с обоими наборами шин, которые я использовал. На первом заезде я был немного осторожен на круге «вне» и поэтому пострадал в первом секторе, допустив ошибку на третьем повороте. На втором заезде я сделал наоборот и обнаружил, что в конце круга у меня нет сцепления.. Итак, я оказался пятым в стартовой решетке, что определенно нелегко.Фелипе Масса после третьей квалификационной сессии.
Хэмилтон занял шестую поул-позицию в сезоне с время круга 1: 18.404. К нему присоединился в первом ряду Райкконен, который был самым быстрым на протяжении большей части заключительной сессии. Предварительно занимая третье место, когда сессия подходила к концу, Масса был отодвинут на пятое место, поскольку Ковалайнен и Алонсо проехали на последних минутах, чтобы заполнить вторую строку сетки. Кубица занял шестое место, опередив оба автомобиля Toyota Ярно Трулли и Glock и Toro Rossos Себастьяна Феттеля и Себастьяна Бурдэ. Култхард обогнал своего товарища по команде Уэббера, когда он квалифицировался 11-м; Пике разделил пилотов Red Bull на 12-е место. Единственный японский гонщик на поле, Накадзима, финишировал 14-м, опередив своего товарища по команде Williams Нико Росберг. Хайдфельду удалось достичь только 16-го места, отстав на десять мест от своего товарища по команде BMW Кубицы. Хайдфельд провел большую часть первого занятия, пытаясь настроить настройку своей машины. Автомобили Honda Рубенса Баррикелло и Дженсона Баттона заняли девятый ряд перед толпой строителей. Форс Индиас квалифицировался последним; Сутил легко обогнал своего товарища по команде Физикеллу на 0,8 секунды и занял 19-е место.
Позиция | Нет | Пилот | Конструктор | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Сетка |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 22 | Льюис Хэмилтон | Макларен - Mercedes | 1: 18.071 | 1: 17.462 | 1: 18.404 | 1 |
2 | 1 | Кими Райкконен | Феррари | 1: 18.160 | 1: 17.733 | 1 : 18.644 | 2 |
3 | 23 | Хейкки Ковалайнен | Макларен - Мерседес | 1: 18.220 | 1: 17.360 | 1: 18.821 | 3 |
4 | 5 | Фернандо Алонсо | Renault | 1: 18.290 | 1: 17.871 | 1: 18.852 | 4 |
5 | 2 | Фелипе Масса | Феррари | 1: 18.110 | 1: 17.287 | 1: 18.874 | 5 |
6 | 4 | Роберт Кубица | BMW Sauber | 1: 18.684 | 1: 17.931 | 1: 18.979 | 6 |
7 | 11 | Ярно Трулли | Toyota | 1: 18.501 | 1: 17.541 | 1: 19.026 | 7 |
8 | 12 | Тимо Глок | Toyota | 1: 17.945 | 1: 17.670 | 1: 19.118 | 8 |
9 | 15 | Себастьян Феттель | Toro Rosso - Феррари | 1: 18.559 | 1: 17.714 | 1: 19.638 | 9 |
10 | 14 | Себастьян Бурдэ | Toro Rosso - Феррари | 1: 18.593 | 1: 18.102 | 1: 20.167 | 10 |
11 | 9 | Дэвид Култхард | Красный Булл - Renault | 1: 18.303 | 1: 18.187 | 11 | |
12 | 6 | Нельсон Пике-младший | Renault | 1: 18.300 | 1: 18.274 | 12 | |
13 | 10 | Марк Уэббер | Red Bull - Renault | 1: 18.372 | 1: 18.354 | 13 | |
14 | 8 | Кадзуки Накадзима | Уильямс - Toyota | 1: 18.640 | 1: 18.594 | 14 | |
15 | 7 | Нико Росберг | Уильямс - Toyota | 1: 18.740 | 1: 18.672 | 15 | |
16 | 3 | Ник Хайдфельд | BMW Sauber | 1: 18.835 | 16 | ||
17 | 17 | Рубенс Баррикелло | Honda | 1: 18.882 | 17 | ||
18 | 16 | Дженсон Баттон | Honda | 1: 19.100 | 18 | ||
19 | 20 | Адриан Сутил | Force India - Феррари | 1: 19.163 | 19 | ||
20 | 21 | Джанкарло Физикелла | Force India - Ferrari | 1: 19.910 | 20 | ||
Источник: |
Условия на стартовой решетке были сухими перед гонкой. температура воздуха составляла 16 ° C (61 ° F), а температура дорожки была 21 ° C (70 ° F); Ожидалось, что условия будут оставаться неизменными на протяжении всей гонки. Большинство лидеров начали гонку на более жестких составных шинах; только Масса использовал более мягкий вариант. Райкконен на первой прямой ускорился быстрее, чем Хэмилтон, но пилот McLaren врезался в слипстрим Ferrari , а затем свернул и обогнал Райкконена во внутренней части поворота. Войдя в первый поворот, Хэмилтон сильно заблокировал передние колеса при торможении и пробежал мимо; хотя контакта не было, Райкконен также был вынужден уклоняться. Затем последовал контакт с Ковалайненом, который окончательно вынудил Райкконена покинуть трассу. В результате инцидента все три водителя упали с поля. После поворота Кубица вышел вперед, опередив Алонсо и Ковалайнена, избегая столкновений, поскольку другие машины заблокировали свои шины на холодной трассе. Физикелла врезался в спину Баррикелло, разбросав по трассе углеродное волокно. Култхард столкнулся с Бурдэ, а затем с Пике, получив повреждение подвески и после второго поворота врезавшись в барьеры. Накадзима покинул трассу, пытаясь избежать столкновения с Култхардом, но сумел вернуться в него после потери своего переднего крыла. Японский гонщик сделал пит-стоп в конце круга для нового крыла.
Себастьян Бурдэ и Фелипе Масса боролись за позицию в начале гонкиВ конце первого круга Кубица лидировал с Алонсо, Ковалайненом, Трулли, Масса, Хэмилтоном и Райкконеном. На втором круге Масса затормозил поздно в шикане на 10-м повороте, ненадолго пропустив Хэмилтона, после чего на выезде из поворота переехал бордюр и врезался в машину водителя McLaren. Хэмилтон был скручен этим контактом и в конце круга сделал пит-стоп для новых шин и большего количества топлива, в результате чего он опустился на 18-е место. Масса продолжил на седьмом месте. На восьмом круге Райкконен обогнал Трулли в 10-м повороте и занял четвертое место. На третьем месте, опередив пилота Ferrari более чем на секунду, Ковалайнен на 12-м круге показал новый самый быстрый круг - 1: 19.258, на который Райкконен ответил 1: 19.193 четырьмя кругами позже. Еще два гонщика присоединились к Култхарду в отставке перед первым туром заправки топливом: Glock сделал пит-стоп на пятом круге и снова на шестом круге, прежде чем сойти из-за проблем с управлением, вызванных поломкой крепления сиденья; Сутил сошел с дистанции на девятом круге из-за прокола, вызванного наездом на осколки углеродного волокна.
На 17-м круге Масса и Гамильтон получили штрафы за проезд, Масса за столкновение с Хэмилтоном и Хэмилтоном, заставившее Райкконена съехать с трассы в первый поворот. Хэмилтон сразу же исполнил пенальти. Масса сделал пит-стоп для топлива и шин на следующем круге, прежде чем снова выйти на пит-лейн на 20-м круге, чтобы отбыть пенальти, в результате чего он опустился на 14-е место, на одно место впереди Хэмилтона. Тем временем Кубица и Райкконен на 17-м круге сделали пит-стопы из-за шин и топлива. На том же круге Ковалайнен съехал на обочину трассы из-за проблем с двигателем и сошел с дистанции. Алонсо сделал пит-стоп на 18-м круге, выйдя впереди Кубицы и вырвав временное лидерство, машины впереди все еще остаются на пит-стопе. Трулли, Феттель и Бурдэ сделали пит-стопы на следующих шести кругах. Физикелла сошел с дистанции из-за проблем с коробкой передач на 21-м круге. Пике сделал свой первый пит-стоп на 28-м круге, опередив Бурдэ, когда Алонсо увеличил отставание от Кубицы до 7,8 секунды. Масса обогнал Баттона и одним кругом позже занял 12-е место.
Нельсон Пике приближается к Кими Райкконену в конце гонки.Алонсо стабильно проехал на круге в нижнем диапазоне 1:19, задавая настройки новый самый быстрый круг гонки на 41-м круге, 1: 19.101, увеличил его преимущество над Кубицей до более чем 12 секунд. Райкконен отставал от Кубицы на пять секунд и занимал третье место. Алонсо второй раз сделал пит-стоп на 43 круге и перешел на более мягкую составную шину. Кубица, жалуясь на недостаточную поворачиваемость по радио команды, сделал вторую остановку на 46-м круге, на два круга опередив Райкконена. Трулли, Бурдэ, Феттель и Пике делали пит-стопы в течение следующих пяти кругов, и их команды давали им достаточно топлива, чтобы завершить гонку. Когда Бурдэ выехал с пит-лейн на седьмом месте на 51-м круге, Масса, который был восьмым, но еще не успел сделать последний пит-стоп, попытался обогнать его, и две машины столкнулись на первом повороте. Масса развернулся, но вернулся в гонку позади Бурдэ. Три круга спустя стюарды объявили, что расследуют инцидент и примут решение после гонки. На 52-м круге Райкконен попытался обогнать Кубицу на подходе к повороту после драфтинга позади него по прямой, но Кубица ехал вправо, блокируя маневр, поздно затормозил и защитил свою позицию. На следующем круге Кубица попытался воспроизвести свой блок, но Райкконен обошел его в первом повороте, и оба сыграли вничью. Кубица держал внутреннюю линию на третьем повороте левый и проехал по гоночной трассе, когда Райкконен сошел с трассы на второй круге. Затем Райкконен вернулся за водителем BMW. Кубица столкнулся с аналогичными проблемами со стороны Райкконена в течение следующих двух кругов до первого поворота, но он успешно защитил свою позицию.
Фернандо Алонсо празднует свою вторую подряд победу в гонке.Масса сделал пит-стоп на 53-м круге, и вернулся за Хайдфельдом на десятом месте. Впоследствии он установил самый быстрый круг в гонке на 55-м круге - 1: 18.426. Между тем, Пике смог сократить отставание от Райкконена до менее чем секунды, прежде чем потерять время, разбежавшись на пятом повороте на 60-м круге. Масса обогнал Хайдфельда на девятом месте на том же круге и начал приближаться к Уэбберу. На 65 круге Масса спустился по прямой и попытался обогнать Уэббера, который защищал свою позицию, двигаясь вправо. Перейдя границу трассы в конец пит-лейна, Масса сумел обогнать Уэббера и, обойдя его на первом повороте, занял восьмое место. Алонсо пересек финишную черту на 67-м круге, одержав свою вторую победу в сезоне, опередив Кубицу на пять секунд. Райкконен был третьим, опередив Пике, Трулли, Бурдэ, Феттеля и Масса. Уэббер занял девятое место, опередив Хайдфельда, который боролся с тяжелой машиной и не смог улучшить свои результаты в квалификации. Росберг финишировал впереди Хэмилтона, заняв 11-е место. Следующие две позиции заняли Баррикелло и Баттон; оба гонщика обвиняли свои автомобили Honda в их неконкурентоспособности на трассе Fuji. Накадзима финишировал последним, 15-м, не сумев восстановиться после вынужденного пит-стопа в начале гонки.
Фернандо Алонсо, выступая после гонки.
Три лучших финишера появились на последующей пресс-конференции, где Алонсо сказал, что решение пробежать второй отрезок короче, чем Кубица (между первым и вторым пит-стопами), было его решением: «Иногда вы можете это сделать, иногда нет, но сегодня машина была идеальной и Я смог это сделать ». Алонсо добавил, что он уверен, что машина сможет выступить на оставшемся Гран-при: «У меня такое чувство, что мы можем все». Кубица сказал, что его второе место лучше, чем его победа на Гран-при Канады в начале сезона. Он добавил, что финишировать на подиуме после того, как BMW Sauber не смогла улучшить машину с начала сезона, было «отличным результатом для команды в, я думаю, очень сложный момент». Райкконен сказал, что он «немного разочарован, потому что первое место в первом повороте, но затем его вытеснение не помогло, и выход вперед могло бы дать нам лучший результат, но в любом случае это гонка». Он добавил, что столкновение Ковалайнена с ним в первом повороте вызвало трудности с управлением его машиной, из-за чего он не смог улучшить свое третье место.
Спустя сорок минут после гонки Бурдэ получил 25-секундный финиш. Штраф от стюардов за столкновение с Масой на 50-м круге. Это опустило его с шестого на десятое и подняло Массу на седьмое, что дало ему еще одно очко чемпионата. Бурдэ обвинил в инциденте Массу:
Я сделал все, что мог, чтобы не наехать на него, а он просто сжал, повернулся и вел себя так, как будто меня не было, как будто меня там не было. Что я должен сделать?... Это просто немного уважения, вы даете друг другу место, и тогда все идет хорошо, но если вы не уверены, что это будет инцидент.
Роберт Кубица описал свое второе место как лучше, чем его победа в Канаде в начале сезона.Масса не признал ответственности и согласился с решением стюардов: «Думаю, мало что можно сказать: я уже вошел в поворот, и он ударил меня сзади, вращая меня ". Штраф был широко раскритикован в СМИ. GrandPrix.com назвал наказание «странным», заявив, что Бурдэ «не мог просто исчезнуть». Джеймс Аллен из ITV сказал, что в свете директора гонки FIA Чарли Уайтинга объявление перед гонкой, в котором указывалось, что автомобили, выезжающие с пит-лейн, будут иметь право проезда, наказание было «смехотворным». Французская спортивная газета L'Équipe раскритиковала стюардов за их вмешательство, заявив, что оба гонщика удерживали свои линии, и столкновение было всего лишь инцидентом на гонке. Марк Бланделл, который выступал в Формуле-1 за пять лет, призыв к бывшим водителям участвовать в собраниях стюардов, на которых назначаются штрафы: «Вы можете изучать листы бумаги, графики, телеметрию, но вы не знаете, что происходит в мозгу водителя, пока не испытаете это. " Предложение Бланделла в конечном итоге стало реальностью - в сезоне 2010 года была введена система, согласно которой бывший пилот Формулы-1 выступал в качестве стюарда на каждом Гран-при.
Большая часть британской прессы критиковала Льюиса Хэмилтона за его агрессивный выход в первый поворот. Эдвард Горман из The Times охарактеризовал действия Гамильтона как «порыв и необузданную агрессию», добавив, что Гамильтон «рискнул с попыткой камикадзе пройти мимо Райкконена». Эндрю Бенсон из BBC сказал, что «Гамильтон по-прежнему занимает сильные позиции, но англичанину придется исправить ошибки, характерные для его сезона, если он не хочет проигрывать чемпионство второй год подряд.. " В Италии La Gazzetta dello Sport сказал, что старт Хэмилтона пострадал от "его обычной чрезмерной агрессии". Хэмилтон сказал: «Я совершил ошибку и заплатил за это».
Прикосновение Массы к машине Хэмилтона на втором круге было отмечено водителем McLaren «настолько преднамеренным, насколько это возможно». Масса отверг обвинение, сказав: «У меня было два колеса на гравии. Я не мог остановить машину, и я был на гравии, потому что он столкнул меня с гравием». Освещение инцидента в СМИ предполагает, что, хотя контакт произошел по вине Масса, он был непреднамеренным. Саймон Аррон, пишущий для The Daily Telegraph, сказал, что обвинение Гамильтона в преднамеренном контакте было «недостойным и неразумным», добавив, что контакт был просто инцидентом на гонке. Разрыв между пилотами в чемпионате пилотов после гонки составил пять очков в пользу Хэмилтона, оставшиеся две гонки. В Кубке конструкторов неспособность McLaren набрать очки, а также третье и седьмое места у Ferrari, вывели Ferrari в лидеры на семь очков.
|
|
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Гран-при Японии 2008. |
Викиновости есть новости по теме: |
.
Предыдущая гонка:. Гран-при Сингапура 2008 года | Чемпионат мира FIA Formula One. сезон 2008 года | Следующая гонка:. Гран-при Китая 2008 года |
Предыдущая гонка:. 2007 Япония Этот Гран-при | Гран-при Японии | Следующая гонка:. Гран-при Японии 2009 |
Координаты : 35 ° 22′18 ″ N 138 ° 55′36 ″ E / 35.37167 ° N 138.92667 ° E / 35.37167; 138.92667