Исландский финансовый кризис был крупным экономическим и политическим событием в Исландии, которое повлек за собой дефолт всех трех крупнейших частных коммерческих банков в конце 2008 года из-за трудностей с рефинансированием их краткосрочной задолженности и на депозитах в Нидерландах и Соединенном Королевстве. По сравнению с размером экономики Исландии системный банковский крах был крупнейшим в истории экономики страны. Кризис привел к серьезной экономической депрессии в 2008–2010 гг. И серьезным политическим волнениям.
В годы, предшествующие кризису, три исландских банка, Kaupthing, Ландсбанки и Глитнир, увеличенные в размерах. Это расширение было вызвано свободным доступом к кредитам на международных финансовых рынках, в частности денежных рынках. По мере развития финансового кризиса 2007–2008 гг. инвесторы воспринимали исландские банки как все более рискованные. Доверие к банкам постепенно сошло на нет, что привело к резкому обесценению исландской кроны в 2008 году и увеличило трудности для банков с пролонгированием краткосрочного долга. В конце второго квартала 2008 года внешний долг Исландии составлял 9,553 триллиона исландских крон (50 миллиардов евро), что более чем в 7 раз превышало ВВП Исландии. в 2007 году. Активы трех банков на конец второго квартала 2008 года составили 14 437 триллионов крон, что более чем в 11 раз превышает национальный ВВП. Из-за огромных размеров исландской финансовой системы по сравнению с исландской экономикой, Центральный банк Исландии оказался неспособным действовать в качестве кредитора последней инстанции во время кризиса, что еще больше усугубило недоверие к банковскому делу. система.
29 сентября 2008 года было объявлено, что Глитнир будет национализирован. Однако последующие попытки восстановить доверие к банковской системе не увенчались успехом. 6 октября законодательный орган Исландии ввел в действие чрезвычайный закон, который позволил Управлению финансового надзора (FME) взять под контроль финансовые учреждения и сделал внутренним депозиты в банках с приоритетными требованиями. В последующие дни были основаны новые банки, которые взяли на себя внутренние операции Kaupthing, Landsbanki и Glitnir. Старые банки были переданы в конкурсное управление и были ликвидированы, что привело к убыткам для их акционеров и иностранных. За пределами Исландии более полумиллиона вкладчиков потеряли доступ к своим счетам в зарубежных филиалах исландских банков. Это привело к спору Icesave в 2008–2013 гг., Который закончился постановлением суда ЕАСТ о том, что Исландия не обязана выплачивать голландским и британским вкладчикам минимум гарантии по депозитам.
В целях стабилизации ситуации правительство Исландии заявило, что все внутренние депозиты в исландских банках будут гарантированы, ввело строгий контроль за движением капитала для стабилизации стоимости исландской кроны и обеспечило пакет суверенного долга в размере 5,1 млрд долларов США. от МВФ и стран Северной Европы для финансирования бюджетного дефицита и восстановления банковской системы. Международная программа финансовой помощи, проводимая МВФ, официально завершилась 31 августа 2011 года, а меры контроля за движением капитала, введенные в ноябре 2008 года, были отменены 14 марта 2017 года.
Финансовый кризис оказал серьезное негативное влияние на Исландская экономика. Национальная валюта резко упала в цене, операции с иностранной валютой были фактически приостановлены на несколько недель, а рыночная капитализация Исландской фондовой биржи упала более чем на 90%. В результате кризиса Исландия пережила серьезную экономическую депрессию; валовой внутренний продукт страны упал на 10% в реальном выражении в период с третьего квартала 2007 года по третий квартал 2010 года. Новая эра с положительным ростом ВВП началась в 2011 году и помогла укрепить тенденцию к постепенному снижению для уровня безработицы. дефицит государственного бюджета снизился с 9,7% ВВП в 2009 и 2010 годах до 0,2% ВВП в 2014 году; ожидалось, что валовое отношение долга к ВВП центрального правительства снизится до менее 60% в 2018 году с максимума в 85% в 2011 году.
Исландская крона упала более чем на 35% по отношению к евро с января по сентябрь 2008 г. Инфляция потребительских цен составляла 14%, а процентные ставки Исландии были повышены до 15,5 %, чтобы справиться с высокой инфляцией.
Ночью в среду, 8 октября 2008 г., Центральный банк Исландии отказался от попытки привязать исландскую крону к 131 крон за евро после попытки установить эту привязку 6 октября. К 9 октября исландская крона торговалась на уровне 340 за евро, когда торговля этой валютой рухнула из-за поглощения FME последнего крупного исландского банка и, таким образом, потери всей торговли кроной «клиринговые палаты ». На следующий день центральный банк ввел ограничения на покупку иностранной валюты в Исландии. С 9 октября по 5 ноября Европейский центральный банк установил справочную ставку в 305 крон за евро.
2007 | 2008 | |
---|---|---|
сен. | 204,4. (316,3) | 325,0. (323,5) |
окт. | 274,6. (370,7) | 310,8. (239,0) |
нояб. | 346,4. (373,3) | 250,6. (236,7) |
Товары, кроме морских и воздушных судов. Данные Статистического управления Исландии и Центрального банка Исландии: перевод исландских крон по среднемесячному обменному курсу Центрального банка Исландии.. Для сравнения: во втором квартале среднемесячный экспорт (импорт) услуг составил 139,3 млн евро (185,4 млн евро). 2007; 125,6 млн евро (151,9 млн евро) во втором квартале 2008 года. |
Центральный банк Исландии создал временную систему ежедневных валютных аукционов 15 октября для облегчения международной торговли. Стоимость кроны определяется спросом и предложением на этих аукционах. На первом аукционе было продано 25 миллионов евро по курсу 150 крон за евро. Коммерческая торговля кроной за пределами Исландии возобновилась 28 октября по обменному курсу 240 крон за евро после того, как исландские процентные ставки были повышены до 18%. Валютные резервы Центрального банка Исландии упали на 289 миллионов долларов США в октябре 2008 года.
В течение ноября реальный обменный курс (с учетом инфляции) исландской кроны, по данным Центрального банка Исландии, был примерно на треть ниже среднего показателя с 1980 по 2008 год и на 20% ниже исторических минимумов за тот же период. Внешняя ставка, указанная Европейским центральным банком, была еще ниже. В последний торговый день месяца, 28 ноября, Центральный банк Исландии котировал 182,5 крон за евро, в то время как Европейский центральный банк котировал 280 крон за евро.
28 ноября Центральный банк Банк Исландии и министр по делам бизнеса согласовали новый набор валютных правил, заменяющий ограничения центрального банка, введенные в начале кризиса. Перемещение капитала в Исландию и из нее было запрещено без лицензии центрального банка. По оценкам, иностранные инвесторы владеют ценными бумагами, номинированными в кронах, на сумму около 2,9 млрд евро, широко известных как «ледниковые облигации».
Правила обмена иностранной валюты также обязывают резидентов Исландии депонировать любую полученную им новую иностранную валюту в исландских банка. Существуют анекдотические свидетельства того, что некоторые исландские экспортеры управляли неформальным оффшорным валютным рынком, обменивая фунты и евро на кроны вне контроля какого-либо регулирующего органа и истощая наземный рынок иностранной валюты. Следовательно, Центральный банк был вынужден продать 124 миллиона евро валютных резервов в ноябре 2008 года, чтобы компенсировать разницу, по сравнению с расчетным положительным сальдо торгового баланса в размере 13,9 миллиона евро.
Последний валютный аукцион состоялся 3 декабря. На следующий день внутренний межбанковский валютный рынок вновь открылся с участием трех маркет-мейкеров, все из которых принадлежат государству. В первые два дня внутренних торгов крона поднялась до 153,3 за евро, что на 22% больше по сравнению с курсом последнего валютного аукциона.
В январе 2009 года обменный курс исландской кроны по отношению к евро казался более высоким. стабилизировалась по сравнению с ситуацией в октябре 2008 года, при этом самая низкая ставка составляла 177,5 крон за евро 1, 3 и 4 января 2009 года, а самая высокая - 146,8 кроны 30 января 2009 года. Тем временем, тем не менее, 12-месячная инфляция в Исландии в январе В 2009 г. был достигнут рекордный уровень 18,6%.
В сентябре 2008 г. внутренние документы из Kaupthing, крупнейшего банка Исландии, были просочены в WikiLeaks. 29 сентября 2008 г. было объявлено о плане национализации банка Glitnir правительством Исландии путем покупки 75% акций за 600 миллионов евро. Правительство заявило, что оно не намеревается владеть банком в течение длительного периода и что банк, как ожидается, будет продолжать работать в обычном режиме. По заявлению правительства, банк «прекратил бы свое существование» в течение нескольких недель, если бы не было интервенции. Позже выяснилось, что задолженность Glitnir составляет 750 млн долларов США, срок погашения должен быть 15 октября. Однако национализация Glitnir так и не была проведена, поскольку FME передало его в конкурсное управление до того, как первоначальный план исландского правительства по покупке 75% акций был одобрен акционерами.
Объявленная национализация Glitnir произошла в тот момент, когда правительство Соединенного Королевства было вынуждено национализировать Bradford Bingley и продать свои розничные операции и сеть филиалов Grupo Santander. В течение выходных 4–5 октября в британских газетах появилось много статей, в которых подробно рассказывалось о национализации Glitnir и высокой кредитной линии других банков Исландии. Влиятельный BBC бизнес-редактор Роберт Пестон опубликовал мнение о банках, в котором говорилось, что для страхования долга Kaupthing требуется премия в размере 625 000 фунтов стерлингов, чтобы гарантировать возврат 1 миллиона фунтов стерлингов: «худшее случай финансового BO, с которым я встречался некоторое время », - вот его графическое описание. The Guardian сказал:« Исландия находится на грани краха. Инфляция и процентные ставки стремительно растут. крона, валюта Исландии, находится в свободном падении ". Эти статьи напугали инвесторов, обсуждая Icesave (торговая марка Landsbanki в Великобритании и Нидерландах) на онлайн-форумах, и многие начали переводить свои сбережения из интернет-банка. Проблемы с доступом к сайту намекали на бегство по экономии.
6 октября был закрыт ряд частных межбанковских кредитных линий исландским банкам. Премьер-министр Гейр Хаарде обратился к нации с речью, которая стала печально известной своими знаменательными заключительными словами: «Да благословит Бог Исландию ». Он объявил о пакете новых мер регулирования, которые должны быть немедленно внесены в Альтинг, парламент Исландии, при сотрудничестве с оппозиционными партиями. К ним относятся полномочия FME взять на себя управление исландскими банками без их национализации, а также преференциальный режим для вкладчиков в случае, если банк должен быть ликвидирован. Отдельной мерой были полностью гарантированы депозиты физических лиц в исландских филиалах исландских банков. Правительство Исландии сочло экстренные меры ненужными менее чем за 24 часа до этого.
В тот вечер Гернси дочернее предприятие Landsbanki перешло в добровольное управление с одобрения Комиссии по финансовым услугам Гернси. Администрация позже скажет, что «основной причиной трудностей банка было размещение средств в его британской дочерней компании, Heritable Bank ». Главный министр Гернси заявил, что «директора Landsbanki Guernsey предпринял соответствующие шаги, введя банк в административное управление ».
FME передало Landsbanki в управление в начале 7 октября. В пресс-релизе FME говорится, что все местные отделения, call-центры, банкоматы и интернет-операции Landsbanki будут открыты для работы в обычном режиме, и что все «внутренние депозиты» полностью гарантированы. Правительство Великобритании использовало Закон о банковской деятельности (специальные положения) 2008 года сначала для перевода депозитов физических лиц из Heritable Bank в холдинговую компанию Treasury, а затем для продажи их голландскому банку ING Direct за 1 миллион фунтов стерлингов. В тот же день FME передало Глитнир в управление.
В тот же день состоялся телефонный разговор между министром финансов Исландии Арни Матизеном и канцлером Великобритании Министерства финансов Алистер Дарлинг. В тот вечер один из управляющих Центрального банка Исландии Давид Оддссон дал интервью исландской государственной телекомпании RÚV и заявил, что «мы [исландское государство] не собираемся оплатить долги тех банков, которые проявили некоторую беспечность ». Он сравнил меры правительства с вмешательством США в Washington Mutual и предположил, что иностранные кредиторы «к сожалению, получат только 5–10–15% своих требований».
Дарлинг объявил, что он предпринимает шаги по замораживанию активов Landsbanki в Великобритании. Приказ о замораживании Ландсбанков 2008 был принят в 10 часов утра 8 октября 2008 года и вступил в силу через десять минут. Согласно приказу Казначейство Великобритании заморозило активы Landsbanki в Великобритании и ввело положения, запрещающие продажу или перемещение активов Landsbanki в Великобритании, даже если они принадлежат Центральному банку Исландии или правительству Исландии. В приказе о замораживании использовались положения разделов 4 и 14 и Приложения 3 Закона о борьбе с терроризмом, преступностью и безопасности 2001, и он был вынесен «потому, что Казначейство считало, что это действие нанесло ущерб экономике Великобритании. (или его часть) были или могли быть захвачены определенными лицами, которые являются правительством или проживают в стране или территории за пределами Великобритании ».
Премьер-министр Великобритании Гордон Браун объявил, что Правительство Великобритании возбудит судебный иск против Исландии из-за проблем с компенсацией примерно 300 000 британских вкладчиков. Гейр Хаарде заявил на пресс-конференции на следующий день, что правительство Исландии было возмущено тем, что правительство Великобритании применило к нему положения антитеррористического законодательства, что они назвали «недружественным актом». Министр финансов также заявил, что правительство Великобритании оплатит весь счет по компенсации розничным вкладчикам в Великобритании, который оценивается в 4 миллиарда фунтов стерлингов. Сообщается, что правительство Великобритании заморозило исландские активы в Великобритании на сумму более 4 миллиардов фунтов стерлингов. Управление финансовых услуг Великобритании (FSA) также объявило Kaupthing Singer Friedlander, британское дочернее предприятие Kaupthing Bank, в невыполнении своих обязательств, продало Kaupthing Edge, свой интернет-банк, ING Direct, и ввел Kaupthing Singer Friedlander в управление. ING Direct было продано более 2,5 миллиарда фунтов стерлингов депозитов для 160 000 клиентов. Масштаб использования депозитов Kaupthing Edge был таким, что многие транзакции не были завершены до 17 октября. Хотя Гейр Хаарде назвал действия правительства Великобритании в отношении Kaupthing Singer Friedlander «злоупотреблением властью» и «беспрецедентным», они были третьими такими действиями, предпринятыми в соответствии с Законом о банковской деятельности (особых положениях) 2008 года менее чем за десять дней после интервенций. в Bradford Bingley и Heritable Bank.
В тот же день Sveriges Riksbank, центральный банк Швеции, предоставил Kaupthing Bank Sverige кредитную линию на 5 миллиардов шведских крон (520 миллионов евро) AB, шведская дочерняя компания Kaupthing. Ссуда предназначалась для выплаты «вкладчикам и другим кредиторам».
9 октября компания Kaupthing была передана в распоряжение FME после отставки всего совета директоров. Банк заявил, что у него технический дефолт по кредитным соглашениям после того, как его дочерняя компания в Великобритании была передана в управление. Дочерняя компания Kaupthing в Люксембурге запросила и получила защиту (аналогичную главе 11 ) в окружном суде Люксембурга. Офис Kaupthing в Женеве, который являлся филиалом его дочерней компании в Люксембурге, не мог осуществлять платежи на сумму более 5000 швейцарских франков Федеральная банковская комиссия Швейцарии. Директора дочерней компании Kaupthing на острове Мэн решили ликвидировать компанию после консультации с властями острова Мэн. Управление финансового надзора Финляндии, Rahoitustarkastus, объявило о взятии под контроль филиала Kaupthing в Хельсинки уже 6-го числа, чтобы предотвратить отправку денег обратно в Исландию.
В тот же день Казначейство Великобритании выдало лицензию на использование Landsbanki. Распоряжение о замораживании от 2008 года, позволяющее лондонскому отделению Landsbanki продолжить свою деятельность. Вторая лицензия была выдана 13 октября, когда Банк Англии предоставил Landsbanki обеспеченную ссуду на 100 миллионов фунтов стерлингов, «чтобы помочь британским кредиторам получить максимальную прибыль».
12 октября норвежское правительство взяло под свой контроль норвежские операции Kaupthing, включая «все активы и обязательства банка в Норвегии».
21 октября Центральный банк Исландии обратился к оставшимся независимым финансовым учреждениям с просьбой новый залог под свои ссуды. Это должно было заменить акции Glitnir, Landsbanki и Kaupthing, которые ранее были заложены в качестве залога и которые теперь имели гораздо меньшую стоимость, если не обесценились. Стоимость залога оценивалась в 300 миллиардов крон (2 миллиарда евро). Один из банков, Sparisjóabanki (SPB, также известный как Icebank), заявил на следующий день, что он не может предоставить новое обеспечение для своей ссуды в 68 миллиардов крон (451 миллион евро) и должен будет обратиться к правительству за помощь. «Эта проблема не будет решена никаким другим способом», - сказал генеральный директор Агнар Ханссон.
24 октября выяснилось, что норвежец () подал жалобу в норвежскую полицию по поводу предполагаемого хищения из 415 миллионов норвежских крон (47 миллионов евро), выданных Glitnir с 2006 года. Исландский банк выступал в качестве агента Eksportfinans, предоставляя ссуды нескольким компаниям; однако Eksportfinans утверждает, что, когда ссуды были погасив досрочно заемщиками, Glitnir сохранил наличные и просто продолжил регулярные выплаты Eksportfinans, фактически взяв несанкционированный заем.
Торговля акциями шести финансовых компаний на OMX Биржа Nordic Iceland Exchange была приостановлена 6 октября по приказу FME. В четверг, 9 октября, все торги на бирже были заморожены правительством на два дня «в попытке предотвратить дальнейшее распространение паники на финансовых рынках страны». Решение об этом было принято из-за «необычных рыночных условий», когда стоимость акций упала на 30% с начала месяца. Закрытие было продлено до понедельника 13 октября в связи с сохранением «необычных рыночных условий».
14 октября рынок вновь открылся с основным индексом OMX Iceland 15 на 678,4, что соответствует до примерно 77% по сравнению с 3 004,6 до закрытия. Это отражает тот факт, что стоимость трех крупных банков, которые составляют 73,2% стоимости OMX Iceland 15, была установлена на ноль. Стоимость остальных акций варьировала от + 8% до −15%. Торговля акциями Exista, SPRON и Straumur-Burðarás (13,66% OMX Iceland 15) остается приостановленной. После недели очень вялой торговли OMX Iceland 15 17 октября закрылся на отметке 643,1, что на 93% в кронах и 96% в евро по сравнению с историческим максимумом в 9016 (18 июля 2007 г.).
Торговля акциями двух компаний, оказывающих финансовые услуги, Straumur – Burðarás и Exista, возобновилась 9 декабря: вместе на долю компаний приходится 12,04% OMX Iceland 15. Стоимость акций обеих компаний резко упала., а индекс закрылся на отметке 394,88, снизившись за день на 40,17%. Торговля акциями SPRON и Kaupthing по-прежнему приостановлена по цене 1,90 кроны и 694,00 кроны соответственно.
Агентство | 29 сентября 2008 г. | 10 октября 2008 г. |
---|---|---|
Fitch | A + | BBB– |
Moody's | Aa1 | A1 |
RI | AA | BBB– |
SP | A– | BBB |
Четверка, которая отслеживает суверенный долг Исландии все снизили свои рейтинги во время кризиса, и их прогноз по изменению рейтингов стал негативным. Правительство Исландии имело относительно здоровый баланс с суверенным долгом в размере 28% ВВП и профицитом бюджета в размере 6% ВВП (2007). Совсем недавно, по оценкам, долг в 2011 году составлял 130% ВВП при дефиците бюджета в 6% ВВП.
Кроме того, стоимость валютных облигаций, срок погашения которых истек в оставшейся части 2008 года. составляла всего 600 миллионов долларов, а обслуживание долга в иностранной валюте в 2009 году составляло всего 215 миллионов долларов, что вполне соответствовало платежеспособности правительства. Однако агентства считали, что правительству придется выпустить больше облигаций в иностранной валюте, как для покрытия убытков, поскольку зарубежные операции банков ликвидируются, так и для стимулирования спроса во внутренней экономике, поскольку Исландия входит в рецессию.
A Группа экспертов Международного валютного фонда (МВФ) прибыла в Исландию в начале октября 2008 года для переговоров с правительством. Министр промышленности Оссур Скарфединссон был назван «благоприятным» для помощи МВФ в стабилизации кроны и разрешении снижения процентных ставок.
7 октября Центральный банк Исландии объявил, что они вели переговоры с послом России в Исландии о ссуде в размере 4 млрд евро от России. Заем будет предоставлен сроком на три или четыре года с процентной ставкой от 30 до 50 базисных пунктов (от 0,3% до 0,5%) выше LIBOR. Управляющий Центрального банка Исландии Давид Оддссон позже пояснил, что переговоры по кредиту еще ведутся. По данным RÚV, премьер-министр Гейр Хаарде с середины лета расследовал возможность получения кредита от России. Отвечая на вопрос по этому поводу на пресс-конференции, Гейр Хаарде сказал: «Мы не получили той поддержки, которую просили от наших друзей. Поэтому в подобной ситуации нужно искать новых друзей».
14 октября в Москву прибыла группа исландских переговорщиков для обсуждения возможного кредита. Заместитель министра финансов России Дмитрий Панкин заявил, что «встреча прошла в дружеской атмосфере... Мы тщательно прорабатываем этот вопрос, чтобы принять окончательное решение». В тот же день Центральный банк Исландии использовал свои своповые механизмы с центральными банками Дании и Норвегии по 200 миллионов евро каждый. Исландия имеет обменные объекты с другими странами Северной Европы на общую сумму 1,5 миллиарда евро. Исландия также обращается за помощью к Европейскому центральному банку (ЕЦБ): есть некоторый прецедент для этого шага, поскольку ЕЦБ уже имеет соглашения о валютном свопе со Швейцарией, еще одним не членом Европейского союза.
24 октября МВФ предварительно согласился предоставить ссуду на 1,58 млрд евро. Однако 13 ноября Исполнительный совет МВФ еще не одобрил ссуду. Из-за задержки Исландия оказалась в классической ситуации «уловки-22», кредиты из других стран не могли быть обеспечены до тех пор, пока программа МВФ не была одобрена. Правительство Исландии сообщило о пробеле в планах финансирования в размере 500 миллионов долларов (376 миллионов евро). министр финансов Нидерландов Воутер Бос заявил, что Нидерланды будут возражать против кредита, если не будет достигнуто соглашение о страховании вкладов для клиентов Landsbanki в Нидерландах.
Пакет под руководством МВФ 19 ноября была окончательно согласована сумма в 4,6 млрд долларов, при этом МВФ предоставил ссуду на 2,1 млрд долларов и еще 2,5 млрд долларов в виде кредитов и валютных свопов от Норвегии, Швеции, Финляндии и Дании. Кроме того, Польша предложила ссуду на 200 миллионов долларов, а Фарерские острова предложили 50 миллионов долларов, что составляет около 3% ВВП Фарерских островов. Правительство Исландии сообщило, что Россия предложила предоставить ссуду 500 миллионов долларов, а Польша - 200 миллионов долларов. На следующий день Германия, Нидерланды и Великобритания объявили о предоставлении совместного кредита в размере 6,3 млрд долларов (5 млрд евро) в связи со спором о страховании вкладов.
В 2001 году в Исландии было отменено регулирование банков. Это подготовило почву для того, чтобы банки загружали долги при накоплении иностранных компаний. Кризис развернулся, когда банки стали не в состоянии рефинансировать свои долги. По оценкам, у трех основных банков внешний долг превышал 50 миллиардов евро, или около 160 000 евро на каждого исландского резидента, по сравнению с валовым внутренним продуктом Исландии в 8,5 миллиардов евро. Еще в марте 2008 г. стоимость страхования вкладов физических лиц в Landsbanki и Kaupthing уже была намного выше (6–8½% от депонированной суммы), чем в других европейских банках. Крона, которая была оценена The Economist в начале 2007 года как самая переоцененная валюта в мире (на основе индекса Big Mac Index ), в дальнейшем пострадала от воздействия кэрри-трейдинг.
Исходя из небольшого внутреннего рынка, банки Исландии профинансировали свое расширение за счет кредитов на рынке межбанковского кредитования и, в последнее время, депозитов из-за пределов Исландии (которые тоже являются формой внешнего долга). Домохозяйства также взяли на себя большую сумму долга, эквивалентную 213% располагаемого дохода, что привело к инфляции. Эта инфляция усугублялась практикой Центрального банка Исландии, выдающей банкам ссуды ликвидности на основе недавно выпущенных непокрытых облигаций - фактически, печатая деньги по требованию.
В ответ на рост цен - 14% за двенадцать месяцев до сентября 2008 г. по сравнению с целевым показателем 2,5% - Центральный банк Исландии поддержал процентные ставки на высоком уровне (15,5%). Такие высокие процентные ставки, например, по сравнению с 5,5% в Соединенном Королевстве или 4% в еврозоне, побуждали зарубежных инвесторов держать вклады в исландских кронах, что приводило к денежной инфляции : Исландская денежная масса (M3) выросла на 56,5% за двенадцать месяцев до сентября 2008 г. по сравнению с ростом ВВП на 5,0%. Ситуация была фактически экономическим пузырем, когда инвесторы переоценивали истинную стоимость кроны.
Как и многие другие банки по всему миру, исландские банки столкнулись с трудностями или невозможностью пролонгировать свои ссуды на межбанковском рынке, их кредиторы настаивали на выплате, в то время как другие банки не хотели давать свежие займы. В такой ситуации банку обычно приходится запрашивать ссуду у центрального банка в качестве кредитора последней инстанции. Однако в Исландии банки были настолько крупнее национальной экономики, что Центральный банк Исландии и правительство Исландии не могли гарантировать выплату долгов банков, что привело к краху банков. Официальные резервы Центрального банка Исландии на конец сентября 2008 года составляли 374,8 млрд крон по сравнению с 350,3 млрд крон краткосрочного международного долга в банковском секторе Исландии и не менее 6,5 млрд фунтов стерлингов (1250 млрд крон) розничные депозиты в Великобритании.
Логотип Icesave, рекламирующий его как «часть Landsbanki, Рейкьявик, Исландия»Ситуация усугублялась тем фактом, что Icesave действовал как филиал Landsbanki, а не как юридически независимая дочерняя компания. Таким образом, он полностью зависел от Центрального банка Исландии в отношении срочных займов ликвидности и не мог обратиться за помощью к Банку Англии. Управление финансовых услуг Великобритании (FSA) осознавало риск и рассматривало возможность введения особых требований к ликвидности для исландских депозитных банков за несколько недель до кризиса. Однако план, который так и не был реализован, вынудил бы исландские банки снизить процентные ставки или прекратить принимать новые депозиты и, возможно, даже спровоцировал бы бегство из банков, которое он был призван предотвратить. Власти Гернси также планировали ввести ограничения для иностранных банков, действующих в качестве филиалов, и на перевод средств между дочерними предприятиями Гернси и материнскими банками («родительский апстриминг»). Landsbanki работал на Гернси через юридически независимую дочернюю компанию.
Существование массового изъятия средств на счета Landsbanki в Великобритании в период до 7 октября, по всей видимости, подтверждается заявлением банка от 10 октября, в котором говорится, что «Landsbanki Íslands hf. Перевел значительные средства в свою Великобританию. филиал за это время, чтобы выполнить свои обязательства по Icesave ". Перевод средств из Landsbanki в Гернси в Heritable Bank, дочернюю компанию Landsbanki в Великобритании, также предполагает массовое изъятие средств из банков в Великобритании. Перевод «значительных средств» из Исландии в Великобританию стал бы значительным толчком к снижению стоимости кроны, даже до того, как возникнут какие-либо спекуляции.
Оптовое финансирование исчезло в сентябре 2008 года, что привело к краху Glitnir, Kaupthing и Landsbanki. Из-за размера совокупного баланса этих банков у правительства Исландии не было средств для их спасения. Вместо этого они были переданы в управление с заменой их советов. Тем не менее, обанкротившиеся банки были реструктурированы путем разделения их на новый и старый банк, чтобы избежать:
Новые государственные банки взяли на себя внутреннюю деятельность и были рекапитализированы правительством с помощью Показатель капитала составляет 16% от всех активов. Управление финансового надзора (FME) приняло меры для «ограждения» исландских операций Landsbanki и Glitnir, заявив о своей цели «продолжение банковских операций для исландских семей и предприятий». NBI (первоначально известное как Nýi Landsbanki) был учрежден 9 октября с капиталом 200 миллиардов крон и активами в 2 300 миллиардов крон. Nýi Glitnir был учрежден 15 октября с 110 миллиардами крон в капитале и 1 200 миллиардов крон в активах. Nýja Kauping была основана 22 октября с капиталом в 75 миллиардов крон и активами в 700 миллиардов крон. Акции всех трех новых банков были предоставлены правительством Исландии и составили 30% ВВП Исландии. Новые банки также должны будут возместить своим предшественникам чистую стоимость переданных активов, определенную «признанными оценщиками». По состоянию на 14 ноября 2008 г. эти чистые стоимости были оценены как: NBI 558,1 млрд исландских крон (3,87 млрд евро), Nýi Glitnir 442,4 млрд исландских крон (2,95 млрд евро); Nýja Kauping 172,3 млрд исландских крон (1,14 млрд евро). Общий долг в размере 1173 миллиардов крон составляет более 90% валового внутреннего продукта Исландии за 2007 год.
Международный бизнес оставался в старых банках для ликвидации. Глитнир и Кауптинг, лишенные своих исландских операций, добились моратория на выплаты кредиторам (аналогично защите в соответствии с главой 11) в окружном суде Рейкьявика 24 ноября.
Спасательные операции центрального банка наряду с реструктуризацией и рекапитализация банков увеличили коэффициент государственного долга примерно на 20 процентных пунктов ВВП.
Текущий экономический климат в стране повлиял на многие исландские предприятия и граждане. С созданием Nýi Landsbanki, новой организации, которая заменит старый Landsbanki, около 300 сотрудников потеряют работу из-за радикальной реструктуризации организации, которая призвана минимизировать международные операции банка. Аналогичные потери рабочих мест ожидаются в компаниях Glitnir и Kaupthing. Потери рабочих мест можно сравнить с 2136 зарегистрированными безработными и 495 объявленными вакансиями в Исландии на конец августа 2008 года.
Другие компании также пострадали. Например, 29 октября 2008 года частная авиакомпания Sterling Airlines объявила о банкротстве. Национальная авиакомпания Icelandair заметила значительный спад внутреннего спроса на рейсы. Тем не менее, авиакомпания заявляет, что в годовом исчислении международный спрос вырос по сравнению с прошлым годом. Гуджон Арнгримссон, представитель авиакомпании, сказал, что «мы получаем приличный трафик с других рынков... мы пытаемся позволить слабой кроне помочь нам». Он также заявил, что невозможно предсказать, будет ли компания прибыльной в этом году. Исландская газета Morgunblaðið сокращает некоторые рабочие места и объединяет части своей деятельности с медиакорпорацией 365. Газета 24 stundir прекратила публикацию из-за кризиса, в результате которого было потеряно 20 рабочих мест.
Импортеры особенно пострадали, поскольку правительство ограничивает иностранную валюту до основные продукты, такие как продукты питания, лекарства и масло. Займа в 400 миллионов евро от центральных банков Дании и Норвегии достаточно для оплаты месячного импорта, хотя 15 октября все еще была «временная задержка», которая повлияла на «все платежи в страну и из страны».
Согласно прогнозам одного эксперта, активы исландских пенсионных фондов сократятся на 15–25%. Ассоциация пенсионных фондов Исландии объявила, что выплаты, по всей вероятности, придется сократить в 2009 году. Экономисты ожидают, что ВВП Исландии сократится на целых 10% в результате кризиса, что в результате некоторых мер приведет Исландию к экономической депрессии.. К концу года инфляция может вырасти до 75%.
Безработица выросла более чем в три раза к концу ноября 2008 года, при этом зарегистрировано более 7000 соискателей работы (около 4% рабочей силы) по сравнению с 2136 в США. конец августа 2008 г. Поскольку 80% долга домашних хозяйств индексировано, а еще 13% выражено в иностранной валюте, выплата долга будет более затратной. С октября 2008 г. 14% сотрудников испытали сокращение заработной платы, а около 7% - сокращение рабочего времени. По словам президента Исландской федерации труда (ASÍ), эти цифры ниже ожидаемых. 85% зарегистрированных в качестве безработных в Исландии заявили, что потеряли работу в октябре после экономического коллапса.
17 июля 2009 г. законодатели проголосовали 33–28 (при двух воздержавшихся) за утверждение плана правительства по Исландия подает заявку на полное членство в Европейском союзе. Хотя Исландия (как член ЕАСТ ) уже имела соглашение о свободной торговле с ЕС, она всегда отказывалась от полноправного членства из-за опасений, что ее независимость может быть поставлена под угрозу. Однако премьер-министр Йоханна Сигурдардоттир, избранный в апреле, пообещал ввести Исландию в ЕС, чтобы помочь стабилизировать ее экономику. Комиссар по расширению ЕС Олли Рен выразил поддержку членству Исландии, заявив, что Исландия как «страна с глубокими демократическими традициями» будет приветствоваться в планах расширения ЕС. (Однако 13 сентября 2013 года Правительство Исландии распустило свою группу по присоединению и приостановило свою заявку на вступление в ЕС. 12 марта 2015 года министр иностранных дел Исландии Гуннар Браги Свейнссон заявил, что он направил в ЕС письмо с отзывом заявки на членство без одобрения Альтинга, хотя Европейский Союз заявил, что Исландия официально не отозвала заявку.)
Более 840 миллионов фунтов стерлингов наличными от более чем 100 местных властей Великобритании были вложены в исландские банки. Представители каждого совета собирались, чтобы попытаться убедить Казначейство обеспечить деньги таким же образом, как деньги клиентов в Icesave были полностью гарантированы. Из всех местных властей Совет графства Кент вложил больше всего денег в исландские банки, 50 миллионов фунтов стерлингов. Транспорт для Лондона, организация, которая управляет и координирует транспортные услуги в Лондоне, а также имеет крупные инвестиции в размере 40 миллионов фунтов стерлингов. Местные власти работали по рекомендации правительства, вкладывая свои деньги во многие национальные и международные банки как способ распределения рисков. Другие британские организации, которые, как сообщается, вложили значительные средства, включают полицейские и пожарные службы, и даже Ревизионную комиссию. В октябре 2008 года предполагалось, что около одной трети депонированных денег будет доступно довольно быстро, что соответствует ликвидным активам дочерних компаний в Великобритании: ликвидация других активов, таких как ссуды и офисы, займет больше времени.
На экстренном заседании Тынвальда 9 октября 2008 года правительство острова Мэн повысило компенсацию с 75% от первых 15 000 фунтов стерлингов на каждого вкладчика до 100% в размере 50 000 фунтов стерлингов на каждого вкладчика. Главный министр острова Мэн, Тони Браун подтвердил, что Kaupthing гарантировал операции и обязательства своей дочерней компании на острове Мэн в сентябре 2007 года, и что правительство острова Мэн требовало от Исландии соблюдайте эту гарантию. Вкладчики Landsbanki на Гернси оказались без какой-либо защиты вкладчиков.
В октябре 2008 года между правительствами Исландии и Нидерландов было достигнуто соглашение о сбережениях около 120 000 голландских граждан. Правительство Исландии согласилось покрыть первые 20 887 евро на сберегательных счетах голландских граждан, принадлежащих дочерней компании Landsbanki Icesave, за счет денег, предоставленных голландским правительством. Общая стоимость депозитов Icesave в Нидерландах составила 1,7 миллиарда евро. В то же время Исландия и Великобритания достигли соглашения по общим контурам решения: депозиты Icesave в Великобритании составляют 4 миллиарда фунтов стерлингов (5 миллиардов евро) на 300 000 счетов. Сумма в 20 887 евро была покрыта Исландским фондом гарантирования вкладчиков и инвесторов (DIGF; Tryggingarsjóur на исландском ): однако у DIGF было собственный капитал всего 8,3 миллиарда крон в конце 2007 года, 90 миллионов евро по обменному курсу того времени, и этого далеко не достаточно для покрытия требований Нидерландов и Великобритании.
Стоимость страхования вкладов в Великобритании не была ясна в ноябре 2008 года. Схема компенсации финансовых услуг (FSCS) выплатила около 3 миллиардов фунтов стерлингов на перевод депозитов из Heritable Bank и Kaupthing Singer Friedlander ING Direct, в то время как Казначейство Великобритании заплатило дополнительно 600 миллионов фунтов стерлингов, чтобы гарантировать розничные депозиты, размер которых превышает лимит FSCS. Казначейство также выплатило 800 миллионов фунтов стерлингов, чтобы гарантировать депозиты Icesave, превышающие установленный лимит. Ожидалось, что заем в размере 2,2 млрд фунтов стерлингов исландскому правительству покроет иски к исландскому DIGF, связанные с Icesave, в то время как риск, нанесенный FSCS Великобритании, составит 1-2 млрд фунтов стерлингов. Верховный суд Исландии в 2011 году постановил выплатить «4,5 миллиарда фунтов стерлингов Соединенному Королевству и 1,6 миллиарда евро (1,2 миллиарда фунтов стерлингов) путем ликвидации активов». В январе 2016 года The Financial Times сообщила, что казначейству Ее Величества «было выплачено 740 миллионов фунтов стерлингов от имущества Landsbanki». Этот платеж от имущества Landsbanki стал последним платежом в казну Великобритании, который составил 4,6 млрд фунтов стерлингов.
Кризис также побудил Министерство иностранных дел сократить свою иностранную помощь развивающимся странам с 0,31% до 0,27. % от ВНП. Эффект от сокращения помощи был значительно усилен падением курса кроны: бюджет (ICEIDA) был сокращен с 22 миллионов долларов США до 13 миллионов долларов США. Поскольку иностранная помощь Исландии нацелена на секторы, в которых страна имеет особый опыт (например, рыболовство, геотермальная энергия), сокращение окажет существенное влияние на страны, получающие исландскую помощь, особенно на Шри-Ланку, где ICEIDA полностью отказывается от помощи.
27 февраля 2009 года The Wall Street Journal сообщила, что новое правительство Исландии пытается собрать 25 миллионов долларов, продавая свои резиденции послов в Вашингтоне, Нью-Йорке, Лондоне и Осло.
28 августа 2009 года парламент Исландии проголосовал 34–15 (при 14 воздержавшихся) за одобрение законопроекта (обычно называемого счетом Icesave) о выплате Соединенному Королевству и Нидерландам более 5 миллиардов долларов, потерянных на исландских депозитных счетах.. Законопроект, против которого первоначально выступили в июне, был принят после внесения поправок, устанавливающих потолок платежей на основе валового внутреннего продукта страны. Противники законопроекта утверждали, что исландцам, уже вышедшим из кризиса, не следует платить за ошибки, допущенные частными банками под надзором других правительств. Однако правительство утверждало, что, если закон не будет принят, Великобритания и Нидерланды могут в ответ заблокировать запланированный пакет помощи Исландии от Международного валютного фонда (МВФ). По условиям сделки до 4% валового внутреннего продукта (ВВП) Исландии будет выплачиваться Великобритании в фунтах стерлингов в период с 2017 по 2023 год, в то время как Нидерланды получат до 2% ВВП Исландии в евро за тот же период. Переговоры между министрами Исландии, Нидерландов и Великобритании в январе 2010 г., получившие название «Icesave», не привели к согласованию каких-либо конкретных действий.
12 декабря 2008 года Альтинг учредил Специальную комиссию по расследованию (SIC), в которую вошли судья Верховного суда Палл Хрейнссон, который выполнял функции председателя, парламентский омбудсмен Трюггви Гуннарссон и Сигридур Бенедиктсдоттир. доцент кафедры Йельского университета, чтобы исследовать причины и уроки кризиса. Комиссия выпустила свой отчет 12 апреля 2010 года.
Специальная прокуратура была основана после принятия законопроекта в исландском парламенте 10 Декабрь 2008 года. Цель заключалась в расследовании предполагаемого преступного поведения, ведущего к банковскому кризису, в связи с ним или сразу после него, независимо от того, связаны ли они с деятельностью финансовых предприятий, других юридических или физических лиц, и, в соответствующих случаях, в отслеживании продолжить эти расследования, предъявив обвинения в суд против заинтересованных лиц.
В феврале 2009 г. (р. Рейкьявик, 1964 г.) был назначен; это была вторая попытка исландского правительства назначить эту должность, и Олафур был одним из двух претендентов. Ранее он был начальником полиции в Акранесе. В то время в подразделении было четыре сотрудника; к сентябрю 2013 года их было 109, по 140 делам ведется расследование. К тому времени топ-менеджерам всех трех исландских банков, обанкротившихся во время финансового кризиса, были предъявлены обвинения, хотя дела развивались медленно. Последнее активное расследование финансового кризиса завершилось в декабре 2017 года; Всего за этот период было рассмотрено 202 дела, 23 из которых дошли до суда. К январю 2018 года 13 судебных дел закончились обвинительными приговорами, четыре - оправдательными, а шесть судебных процессов еще не завершены.
Расследование было сосредоточено на ряде сомнительных финансовых практик, используемых исландскими банками:
9 марта 2011 г. Роберт и Винсент Ченгуис были арестованы в Лондоне Управлением по борьбе с серьезным мошенничеством Великобритании в рамках проводимого совместно со специальной прокуратурой Исландии расследования краха исландского банка Kaupthing. Однако ни одному из них не было предъявлено обвинение, и они подали в суд на Управление по борьбе с серьезным мошенничеством за неправомерный арест, получив большие суммы в качестве компенсации.
С начала кризиса многие из них Лидеры бизнеса Исландии, которые ранее считались финансовыми гуру, которые в значительной степени развили экономику Исландии, сейчас находятся под пристальным вниманием общественности из-за их роли в возникновении финансового кризиса:
Бывший премьер-министр Давид Оддссон утверждал, что Исландии необходимо провести расследование. «необычные и нетрадиционные ссуды», которые банки давали высокопоставленным политикам в годы до кризиса.
Бьёрн Бьярнсон, бывший министр юстиции и по делам церкви, начал блог, в котором подробно рассказывается о проблемах с бизнес-сектором и попытки скрыть их. Это было приведено как пример того, как политики и бизнесмены, которые традиционно жестко держали исландские СМИ, потеряли этот контроль, и что были созданы десятки подобных блогов. Бьорн заявил, что:
«Я много писал о проблемах в бизнес-секторе за последние 14 лет, и я могу сравнить только некоторые их части с Enron. Здесь компании играли в игру, используя средства массовой информации и публикации, чтобы хорошо выглядеть. Мы только надеемся, что иностранные СМИ скоро начнут понимать, что происходит ».
Часть исландской общественности организовала протесты против Центрального банка, Парламента и предполагаемой безответственности правительства до и после кризиса, привлекая от 3000 до 6000 человек (1-2% населения Исландии).) по субботам.
В начале ноября 2008 года президент Исландии, Олафур Рагнар Гримссон на неформальном обеде с иностранными дипломатами раскритиковал традиционных друзей Исландии (особенно Великобритания, Швеция и Дания), а также Международный валютный фонд. Согласно записке норвежского посольства, он предположил, что русские могут захотеть использовать авиабазу Кефлавик, посол России ответил, что она им не нужна. Президент сказал, что Исландия скоро выздоровеет, даже если бы им пришлось сражаться в одиночку. Президент не обязательно соглашается с правительством по этим вопросам.
В октябре 2008 года премьер-министр Великобритании Гордон Браун использовал положения части 2 Закона о борьбе с терроризмом, преступностью и Закон о безопасности 2001 о замораживании холдингов Landsbanki в Соединенном Королевстве. Премьер-министр Исландии Гейр Хаарде выразил протест против того, что он назвал «законом о терроризме, применяемым против нас», назвав это «совершенно недружественным актом». Возмущенная решением Великобритании, Исландия решила подать официальную жалобу в НАТО на их действия, и это также спровоцировало более 80 000 исландцев (что составляет 25% всего населения страны) подписать онлайн-петицию. под заголовком «Исландцы не террористы». Отношения стали еще более напряженными, когда Великобритания ответила месяц спустя, отменив свое плановое патрулирование воздушного пространства Исландии в декабре 2008 года. Исландия не имеет собственной постоянной армии и полагается на долгосрочное соглашение с НАТО. где группа государств-членов взяла на себя обязательство по очереди защищать воздушное пространство Исландии, а британские Королевские военно-воздушные силы теперь отменили это после взаимного соглашения с НАТО (предположительно, с другой страной-членом, принявшей на себя ответственность) <. 199>
Согласно опросу, проведенному в конце ноября 2008 г., за досрочные выборы высказались 64%, против лишь 29,3%. В опросе от 22 ноября 2008 г. лидировал Социал-демократический альянс с 33,6%, за ним следуют Альянс левых и зеленых с 27,8% и Партия независимости с 24,8%; Прогрессивная партия и Либеральная партия сильно отстали, набрав только 6,3% и 4,3% соответственно.
На повторном собрании парламента 20 января 2009 г. прошли протесты с новой силой и эскалация конфликта между протестующими и полицией. 22 января полиция применила слезоточивый газ для разгона людей на Austurvöllur (площадь перед Альтингом), первое подобное применение после протеста против НАТО 1949 года.
Премьер-министр Гейр Х. Хаарде объявил 23 января 2009 года, что он уходит с поста лидера Партии независимости по состоянию здоровья: ему поставили диагноз: злокачественная опухоль пищевода. Он сказал, что поедет в Нидерланды примерно в конце января для лечения. министр образования и заместитель председателя Партии независимости Доргердюр Катрин Гуннарсдоттир должен был исполнять обязанности премьер-министра в его отсутствие. Лидер Социал-демократического альянса, министр иностранных дел Ингибьорг Сольрун Гисладоттир тоже плохо себя чувствовал и с тех пор лечился от доброкачественной опухоли мозга. Сентябрь 2008 г. Правительство рекомендовало провести выборы 9 мая 2009 г.
Бьоргвин Г. Сигурдссон, министр торговли Исландии, ушел в отставку 25 января, сославшись на давление экономического коллапса страны. поскольку политические лидеры страны не смогли договориться о том, как вывести страну из финансового кризиса. Одним из последних его действий на посту министра было увольнение директора Управления финансового надзора (FSA). Бьоргвин признал, что исландцы потеряли веру в свое правительство и политическую систему. «Я хочу взять на себя свою часть ответственности за это», - сказал он.
Переговоры о продолжении коалиции сорвались на следующий день, очевидно, из-за требований Социал-демократического альянса взять на себя руководство правительством., а Гейр Хаарде подал прошение об отставке правительства президенту Исландии Олафуру Рагнару Гримссону. Президент попросил нынешнее правительство продолжать работу до тех пор, пока не будет сформировано новое правительство, и провел переговоры с пятью политическими партиями, представленными в Альтинге.
После этих обсуждений Ингибьорг Сольрун Гисладоттир из Социал-демократического альянса и Штайнгримур Дж. Сигфуссон из Движения левых и зеленых был предложен президентом для переговоров о формировании нового коалиционного правительства. Такой коалиции не хватило бы пяти мест до полного большинства в альтинге, но ожидалось, что Прогрессивная партия (семь мест) поддержит коалицию, фактически не присоединяясь к правительству. Ни один из лидеров партии не стал премьер-министром: вместо этого пост перешла к Йоханне Сигурдардоттир из Социал-демократического альянса, затем министру социальных дел и социального обеспечения, которая стала новым председателем своей партии 28 марта 2009 года.
8 апреля 2009 года бывший премьер-министр Гейр Х. Хаарде заявил, что он несет полную ответственность за принятие спорных пожертвований Партии независимости Исландии в 2006 году, 30 миллионов исландских крон от инвестиционной группы FL Group и 25 миллионов исландских крон от Landsbanki.
Гейр подвергся резкой критике в отчете Специальной следственной комиссии за апрель 2010 года о финансовом крахе, будучи обвиненным в «халатности» вместе с тремя другими министрами своего правительства. Парламент Исландии проголосовал 33–30 за предъявление обвинения Гейру, но не другим министрам, по обвинению в халатности при исполнении служебных обязанностей на заседании 28 сентября 2010 года. Он предстанет перед судом в Landsdómur, специальном суде для слушания дел обвинение в неправомерном поведении в правительстве: это будет первый раз, когда Landsdómur будет созван с момента его создания в 1905 году Конституцией. Судебный процесс начался в Рейкьявике 5 марта 2012 года. 23 апреля 2012 года Гейр Хаарде был признан виновным по одному из четырех пунктов обвинения в том, что он не проводил заседания кабинета министров по важным государственным вопросам. Ландсдомур сказал, что г-н Хаарде не понесет наказания, так как это было мелким правонарушением.
Финансовое положение Исландии неуклонно улучшалось после крушения.. Экономический спад и рост безработицы, похоже, прекратились к концу 2010 года, а в середине 2011 года начался рост. В этом отношении важны четыре основных фактора. Первый - это закон о чрезвычайном положении, принятый исландским парламентом в октябре 2008 года. Он призван минимизировать влияние финансового кризиса на страну. Управление финансового надзора Исландии использовало разрешение, предоставленное законодательством о чрезвычайном положении, чтобы взять на себя внутренние операции трех крупнейших банков. Однако гораздо более крупные зарубежные операции банков были переведены на конкурсное производство.
Вторым важным фактором является успех МВФ Stand-By-Arrangement в стране с ноября 2008 года. SBA включает в себя три компонента. Первый компонент - это программа среднесрочной бюджетной консолидации, включающая болезненные меры жесткой экономии и значительное повышение налогов. В результате долг центрального правительства стабилизировался на уровне примерно 80–90 процентов ВВП. Второй столп - это возрождение жизнеспособной, но резко уменьшившейся в размерах внутренней банковской системы на руинах своей гигантской международной банковской системы, которую правительство не смогло спасти. Третий столп - введение контроля за движением капитала и работа по его постепенному снятию с целью восстановления нормальных финансовых связей с внешним миром. Важным результатом чрезвычайного законодательства и SBA является то, что страна не пострадала серьезно от европейского кризиса суверенного долга с 2010 года. Несмотря на спорные дебаты с Великобританией и Нидерландами по вопросу о государственной гарантии по депозитам Icesave в Landsbanki в этих странах, по суверенному долгу Исландии неуклонно снижается с более чем 1000 пунктов до краха в 2008 году до примерно 200 пунктов в июне 2011 года. Тот факт, что активы обанкротившихся отделений Landsbanki, по оценкам, покрывали большую часть требований вкладчиков повлияли на снятие опасений по поводу ситуации.
Третьим важным фактором разрешения финансового кризиса стало решение правительства Исландии подать заявку на членство в ЕС в июле 2009 года. Хотя мнения о целесообразности членства в ЕС довольно неоднозначны, Это действие способствовало повышению авторитета страны на международных финансовых рынках. Одним из признаков успеха вышеупомянутых усилий является тот факт, что правительство Исландии успешно смогло привлечь 1 миллиард долларов путем выпуска облигаций 9 июня 2011 года. Это событие указывает на то, что международные инвесторы предоставили правительству и новой банковской системе два трех крупнейших банков, находящихся сейчас в руках иностранцев, - чистая справка о здоровье. Первые две основные меры были осуществлены правительством Гейра Х. Хаарде, но также были осуществлены правительством Йоханны Сигурдардоттир, которая затем предприняла шаг, чтобы подать заявку на членство в ЕС.
Наконец, четвертым важным фактором стал резкий рост иностранного туризма, который закачал большие деньги в экономику; Этот туристический бум был вызван, прежде всего, извержением вулкана Эйяфьятлайокудль в 2010 году и ростом популярности Игры престолов, в которой некоторые сцены были сняты в Исландии.
Исландия провела рекапитализацию кредиторов, например, вливание 33 млрд исландских крон (2,1% ВВП 2010 г.) в Фонд финансирования жилищного строительства в конце 2010 г. в соответствии с планом реструктуризации, утвержденным EFTSA.
К середине 2012 г. Исландия считалась одной из историй успешного восстановления Европы. У него два года экономического роста. Безработица снизилась до 6,3%, и Исландия привлекала иммигрантов для заполнения рабочих мест. Девальвация валюты снизила заработную плату на 50%, сделав экспорт более конкурентоспособным, а импорт - более дорогим. Десятилетние государственные облигации были выпущены ниже 6%, что ниже, чем у некоторых из PIIGS стран ЕС (Португалия, Италия, Ирландия, Греция и Испания). Трюггви Тор Гербертссон, член парламента, отметил, что корректировки посредством девальвации валюты менее болезненны, чем политика правительства в области труда и переговоры. Тем не менее, пока пыл ЕС охладился, правительство продолжало стремиться к членству.
Исландия избрала новое правительство в апреле 2013 года, которое в качестве одного из своих главных приоритетов стремилось к договориться о сокращении долга перед иностранными кредиторами трех обанкротившихся исландских банков, находящихся в настоящее время под управлением, в рамках сделки по отмене давно применяемого (с ноября 2008 года) контроля над капиталом. Текущий контроль за движением капитала запрещает своп / обмен активов, деноминированных в исландских кронах, на иностранную валюту, и, таким образом, задерживает выплату активов, деноминированных в исландских кронах, кредиторам - что теоретически означает, что они должны быть заинтересованы в принятии стрижки в обмен на получение капитала. управление снято. Правительство Исландии намеревается каким-то образом направить сэкономленные деньги от согласованного сокращения долга для кредиторов в национальный фонд списания долга домохозяйств, что позволит списать долг на 20% по всем ипотечным кредитам домохозяйств. В июле 2013 года Standard Poors рекомендовало Исландии отказаться от инициативы по облегчению долгового бремени, поскольку это приведет только к увеличению долга правительства, что еще больше затруднит выдачу кредитов на кредитных рынках, и прогнозировалось, что это также вызовет высокую инфляцию вместе с экономический спад, равный 10% -ному сокращению ВВП. Тем не менее, правительство назначило рабочую группу для представления предложений о том, как наилучшим образом достичь поставленной правительством цели по внедрению комбинированной отмены контроля за капиталом и облегчения долгового бремени домохозяйств, с крайним сроком отчетности в октябре 2013 года. Контроль за движением капитала в конечном итоге был прекращен в марте 2017 года.
Значительная часть капитала, задержанного в Исландии из-за контроля за движением капитала, была направлена на инвестиции в недвижимость, отчасти компанией по управлению финансами Gamma, и стала одним из факторов, способствовавших росту цен на недвижимость в Исландии после катастрофы.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Исландским финансовым кризисом 2008–2009 гг.. |