Гран-при Европы 1997 года | |||
---|---|---|---|
Гонка 17 из 17 в Чемпионате мира Формулы-1 1997 года | |||
Гонка подробности | |||
Дата | 26 октября 1997 г. | ||
Официальное название | XLII European Grand Prix | ||
Местоположение | Circuito Permanente de Jerez. Херес, Испания | ||
Трасса | Постоянная гоночная площадка | ||
Длина трассы | 4,423 км (2,748 мили) | ||
Расстояние | 69 кругов, 305,187 км (189,612 миль) | ||
Погода | Солнечно с температурами до 25 ° C (77 ° F) | ||
Полюсное положение | |||
Водитель | Уильямс - Renault | ||
Время | 1: 21.072 | ||
Самый быстрый круг | |||
Пилот | Хайнц-Харальд Френтцен | Уильямс - Renault | |
Время | 1 : 23,135 на 30 круге (рекорд круга) | ||
Подиум | |||
Первый | МакЛарен - Mercedes | ||
Второй | Макларен - Mercedes | ||
Третий | Уильямс - Renault | ||
Ла p лидеры |
Гран-при Европы 1997 (формально XLII European Grand Prix ) была гонкой Формулы-1, проходившей 26 октября 1997 года в Circuito Permanente de Jerez, Испания. Первоначально запланированный как Гран-при Португалии на трассе Эшторил, он был перенесен, когда руководство Эшторила столкнулось с финансовыми трудностями. Это была 17-я и последняя гонка Чемпионата мира Формулы-1 1997 года. Гонку на 69 кругов выиграл Мика Хаккинен на McLaren, его первая победа в гонках Формулы-1. Его товарищ по команде Дэвид Култхард финишировал вторым, а Williams гонщик Жак Вильнев занял третье место, чего ему было достаточно, чтобы выиграть чемпионат мира. По состоянию на 2020 год это последние чемпионаты мира среди пилотов и конструкторов Williams. Это был также последний Гран-при для Укё Катаяма, Норберто Фонтана и 10-кратного победителя Гран-при Герхарда Бергера.
Михаэля Шумахера, проехав Ferrari лидировала в чемпионате на одно очко, опередив Вильнева, выходящего в гонку. Во время гонки Вильнев и Шумахер столкнулись, борясь за лидерство, и повреждение машины Шумахера вынудило его сойти с дистанции. Вина за инцидент позже была возложена на Шумахера руководящим органом спорта, FIA, и он был лишен второго места в чемпионате. Тактика Шумахера подверглась широкой критике со стороны СМИ, в том числе публикаций, базирующихся в его родной стране Германии и в родной стране Феррари в Италии.
После гонки Уильямс и Макларен были обвинены в сговоре при определении порядка финиша. Вильнев заявил, что «лучше пропустить их и выиграть чемпионат мира». FIA определила, что нет никаких доказательств в поддержку утверждений, и отклонила обвинения.
Изначально запланированная как Гран-при Португалии на трассе Эшторил гонка была перенесена на трассу Херес, когда у руководства Эшторила возникли финансовые трудности. Гонка была добавлена в расписание после Японии, потому что поставщики двигателей Renault не хотели, чтобы их последняя гонка Формулы-1 проводилась в Японии.
Перед финальной гонкой сезона двое гонщиков были все еще претендует на звание чемпионата мира среди водителей. Ferrari пилот Михаэль Шумахер лидировал с 78 очками; Пилот Williams Жак Вильнев был вторым с 77 очками, отставая на одно очко от Шумахера. После Шумахера и Вильнева в чемпионате водителей Хайнц-Харальд Френтцен был третьим с 41 очком в другом Уильямсе с Жаном Алези и Дэвидом Култхардом с 36. и 30 баллов соответственно. Вильнев за сезон выиграл на две гонки больше, чем Шумахер, а это означает, что в случае равенства очков правила гласят, что Вильнев станет чемпионом мира.
Вильнев должен был финишировать в гонке, набирая очки (очки начислялись гонщикам, финишировавшим на шестом или более высоком месте) и опережая Шумахера, чтобы стать чемпионом мира по водителям. Шумахер стал бы чемпионом мира, если бы он финишировал раньше Вильнева, или если бы Вильнев не смог набрать ни одного очка, финишировав ниже шестого или не завершив гонку.
В Мировом чемпионате конструкторов, Williams лидировал с 118 очками, а Ferrari заняла второе место со 100 баллами. Таким образом, Williams завоевал титул конструкторов перед гонкой, как если бы Ferrari финишировала первой и заняв второе место в гонке, набрав 16 очков, и обе машины Williams не смогли набрать очко, они не смогли победить Williams.
После Гран-при Японии 12 октября команды провели тестовые сессии в разных местах поблизости мир. Уильямс, Бенеттон, Sauber, Джордан и Макларен провели тестовую сессию на Silverstone Circuit. Вильямс, Заубер и Джордан тестировали автомобили 1998 года в рамках подготовки к сезону 1998. Эрроуз провел испытания на трассе Circuit de Nevers Magny-Cours, разработав шины для влажной погоды с поставщиками шин Bridgestone с затоплением трассы для имитации влажных погодных условий. Prost провел испытания на трассе Circuit de Catalunya и испытал шины для Bridgestone, а также испытал их автомобиль спецификации 1998 года. Ferrari осталась на трассе Сузука, тестируя электронный дифференциал, использованный пилотом Эдди Ирвином на предыдущей гонке.
Перед воскресной гонкой было проведено четыре тренировки. - два в пятницу с 11:00 до 12:00 и с 13:00 до 14:00 CEST (UTC +2), и два в субботу утром с 09.00 до 09.45 и с 10.15 до 11.00 CEST. В первых двух тренировках пилот Prost Оливье Панис показал лучшее время, пройдя круг за 1 минуту и 22,735 секунды, что на одну десятую секунды быстрее, чем пилот Arrows Damon Hill. Вильнев и Рубенс Баррикелло были третьим и четвертым. Мика Хаккинен и Култхард, установили для McLaren пятое и восьмое время соответственно; их разделяли Френтцен и Алези. Михаэль Шумахер и Ральф Шумахер завершили первую десятку.
В последних двух тренировках Култхард установил самый быстрый круг с временем 1: 20,738; Хаккинен финишировал вторым по времени. Пилоты Williams оказались быстрее - Вильнев на третьем, а Френтцен на шестом. Панис опустился на четвертое, опередив Герхарда Бергера с разницей в одну десятую секунды между их лучшими результатами. Они опередили пилота Стюарта Яна Магнуссена, Синдзи Накано за Прост, Хилл и Алези.
Квалификационная сессия прошла в субботу днем. и длилась один час с 13:00 до 14:00 CEST, каждому гонщику было разрешено проехать до двенадцати кругов на время, причем их самый быстрый круг использовался для определения их позиции на стартовой решетке. Время автомобилей измерялось с помощью системы хронометража TAG Heuer, которая измеряла время с точностью до одной тысячной секунды. В конце сессии все три самых быстрых гонщика установили одинаковое время круга, впервые в истории чемпионата мира. Жак Вильнёв первым установил время 1: 21.072, четырнадцать минут в час сеанса. Еще через четырнадцать минут Михаэль Шумахер сообщил то же время. За девять минут до конца сессии Хайнц-Харальд Френтцен пересек черту, снова со временем 1: 21.072. Согласно правилам, в случае, если гонщики установили равное время в квалификации, учитывается порядок, в котором было установлено время, причем первый гонщик устанавливает приоритет времени. Вильнев получил поул-позицию на стартовой решетке гонки, Шумахер стал вторым, а Френтцен - третьим. Четвертое место в таблице занял действующий чемпион мира Дэймон Хилл с его результатом Arrows со временем 1: 21.130, отставая от времени первой тройки на 0,058 секунды. Хилл был на курсе, чтобы занять поул-позицию, но ему пришлось сбавить скорость к концу круга из-за желтых флагов из-за инцидента с участием Укё Катаямы Minardi.
Гонка проходила днем с 14:00 CET (UTC +1) в сухую и солнечную погоду. Вильнев начал гонку с поул-позиции, Шумахер занял второе место. Буквально за несколько мгновений до старта из Williams Вильнева потекла синяя жидкость. Однако это не повлияло на его машину во время гонки. Уход Шумахера на старте был лучше, чем у Вильнева, и он вырвался вперед к тому моменту, когда они дошли до первого поворота. Шумахер провел 40 из первых 47 кругов гонки. Френтцен также стартовал лучше Вильнева и обогнал его. По приказу команды Williams на восьмом круге Френтцен пропустил товарища по команде Вильнева. Шумахер сделал свой первый пит-стоп на 22-м круге, а Вильнев сделал свою первую остановку на следующем круге. Оба сохранили свои позиции. Во время первого раунда пит-стопов Макларенсы поменялись местами с Дэвидом Култхардом лидером Микой Хаккиненом, и Френтцен опустился на пятое место позади них обоих. Порядок лидеров после второго круга пит-стопов на 43-м и 44-м кругах остался прежним, но Вильнев ближе к Шумахеру.
Вильнев финишировал на 48-м круге меньше чем на секунду позади Шумахера. В середине круга он попытался обогнать Шумахера на повороте Dry Sack. Торможение позже, чем Шумахер, Вильнев держал внутреннюю линию и был впереди на трассе, когда Шумахер повернул на него, что привело к столкновению. Тогдашний репортер ITV с пит-лейн Джеймс Аллен отметил, что на видео видно, как Шумахер дернул рулевым колесом влево перед поворотом направо на Вильнев. Мартин Брандл, в поле для комментариев рядом с Мюрреем Уокером., сразу понял, что движение Шумахера было преднамеренным, сказав: «Это не сработало, Михаэль. Ты ударил его не по той части, мой друг». Правое переднее колесо Ferrari Шумахера ударилось о левую радиатор раму Williams Вильнева - в отличие от столкновения 1994 года с холмом, где Шумахер повредил подвеску Хилла - и вынудил Шумахера сойти с дистанции. Вильнев описал инцидент после гонки: «Автомобиль казался очень странным. Удар был очень сильным. Это было не мелочь». Он продолжил, но повреждение опор на аккумуляторной батарее означало, что он был медленнее, чем машины позади него.
На момент инцидента оставалось 22 круга гонки. Более медленный темп машины Вильнева означал, что на последнем круге его догнали оба Макларена, Хаккинен вернул себе второе место у Култхарда командным приказом. После гонки Вильнев заявил: «Я тогда не дрался. Лучше пропустить их и выиграть чемпионат мира. Это хороший обмен». Герхард Бергер на четвертом месте (в том, что оказалось его последний Гран-при) тоже догнал Вильнева, но он не прошел до финиша. Итоговая разница между Вильнёвым и Бергером составила 0,116 секунды. Третье место означало, что Вильнев опередил Шумахера в чемпионате водителей на три очка и стал чемпионом мира. Победа Хаккинена была первой в его карьере.
Перед гонкой в Хересе президент FIA, Макс Мосли пообещал наложить штрафы на всех, кто попытается повлиять на исход чемпионата.. Официальные представители гонки выступили с заявлением после гонки, в котором говорится, что они «единогласно пришли к выводу, что это была авария на гонке и никаких дальнейших действий не требуется». Однако впоследствии Шумахер был вызван на дисциплинарное слушание в FIA, и 11 ноября 1997 года было объявлено, что Шумахер будет дисквалифицирован с чемпионата мира 1997 года. Это означало, что он уступил свое второе место в общем зачете Хайнцу-Харальду Френтцену, но он сохранил свои победы в гонках и другие результаты и не был бы оштрафован или не столкнулся с дальнейшим наказанием в следующем сезоне. Макс Мосли заявил, что комиссия «пришла к выводу, что, хотя действия были преднамеренными, они не были преднамеренными». Шумахеру также было приказано принять участие в кампании по безопасности дорожного движения в течение сезона 1998 года.
Ferrari также избежала наказания, несмотря на то, что статья 123 Международного спортивного кодекса FIA гласит: «Участник несет ответственность за все действия или бездействие. со стороны водителя ". Согласно этому правилу, которое никогда не применялось в случае дорожно-транспортного происшествия, Ferrari могла быть наказана за неспособность контролировать своего водителя. Отвечая на вопрос по этому поводу, Макс Мосли сказал, что Всемирный Совет решил не ссылаться на Статью 123. Другой вопрос, который Всемирный Совет не рассмотрел, заключался в том, будут ли какие-либо общественные санкции против стюардов в Хересе, которые уволили Шумахера. - Инцидент в Вильневе, который, как утверждается, был нарушением их долга.
Немецкие газеты были среди многих газет со всей Европы, которые напали на Шумахера. Билд сказал: «В крушении виноват Шумахер». «Он играл по-крупному и проиграл все - чемпионат мира и свою репутацию честной игры. Нет никаких сомнений в том, что он хотел победить Вильнева». Frankfurter Allgemeine назвала его «камикадзе без чести» и прокомментировала, что «памятник начинает трескаться из-за неисправности фундамента». Немецкий телеканал попросил фанатов высказать свое мнение и получил 63 081 голос. 28% заявили, что не могут больше поддерживать Шумахера.
В Италии широко осуждали Шумахера. Ежедневная газета l'Unità призвала уволить его из Ferrari. «Шумахеру следует предстать перед испанским судом по обвинению в совершении тяжкого преступления», - говорится в сообщении. «Пилот прикрыл себя позором, Ferrari и итальянский спорт в целом. Мы ждем, когда Ferrari объявит, что бросает Михаэля Шумахера и нанимает нового водителя, который будет более умным, более мудрым и обладающим настоящим чувством морали. «
La Repubblica сообщила, что« видеть, что титул чемпиона мира исчезает после 18 лет ожидания, достаточно грустно. Но видеть, как он превращается в дым с переходом Михаэля Шумахера, к сожалению, намного хуже. Это позорно ». Gazzetta dello Sport сказал, что, если бы Ferrari выиграл титул, это было бы «титулом, который нужно скрывать», и сказал, что он предпочел бы и дальше ждать того дня, когда «наша страсть к Ferrari закончится благополучно. " Даже La Stampa, газета, принадлежащая семье Аньелли, которая также контролирует Ferrari, писала: «Его образ чемпиона был разбит, как стекло, разбитое камнем» <118.>
В британских газетах маневр Шумахера против Дэймона Хилла на Гран-при Австралии 1994 использовался для сравнения во многих репортажах. Daily Mail сообщала, что Шумахер теперь «потерял последние остатки своей репутации спортсмена», а The Times писала, что Шумахер «пожертвовал своей репутацией из-за такого цинизма. что это лишило его права на какое-либо сочувствие ».
В австралийской телепередаче гонки бывший чемпион мира Алан Джонс заявил, что« у него не было никаких сомнений в том, что Шумахер намеренно вел машину. в его сторону, чтобы его убрать, аля Дэймон Хилл в Аделаиде », в то время как со-комментатор Даррелл Истлейк сказал, что« это не так, как должен был бы проводиться чемпионат мира и зрители по всему миру. разочарован таким поступком », и его« доверие немного падает ».
Феррари организовал пресс-конференцию во вторник после Хереса, во время которой Шумахер признал, что совершил ошибку, но сказал, что это скорее неверная оценка. чем умышленная попытка уничтожить Вильнева. «Я такой же человек, как и все, и, к сожалению, совершил ошибку», - сказал он. «Я не делаю много, но в этот раз сделал». В своих книгах о Шумахере Джеймс Аллен и швейцарский автор автоспорта Люк Доменьос с тех пор высказали мнение, что Вильнев слишком быстро входил в угол, и без того, чтобы Шумахер повернулся к нему, он мог бы пропустить поворот.
12 декабря 1997 года Всемирный совет по автоспорту постановил, что мэр Хереса, Педро Пачеко, сорвал церемонию подиума. Первоначально было решено, что гонок Формулы-1 на трассе больше не будет. Однако, когда г-н Пачеко предстал перед WMSC, это решение было отменено.
Люди, выбранные для вручения трофеев, зависели от порядка гонки, а председатель Daimler-Benz Юрген Шремпп только пожелал сделать презентацию водителю McLaren-Mercedes. Поскольку МакЛарены из Хаккинена и Култхарда обогнали Вильнева Уильямса на последнем круге, это означало, что он мог представить либо трофей за первую или вторую позицию, либо выигравший трофей конструктора. Произошла некоторая путаница из-за поздней смены должности, и хотя мэр и президент региона вручили трофеи, Шремпп ничего не сделал. Позже президент FIA Макс Мосли объявил, что «нарушение вызвало замешательство и неудобства для тех, кто вручал трофеи, и поэтому дальнейшие этапы чемпионата мира FIA Формулы-1 на трассе Хереса проводиться не будут». По состоянию на 2020 год эта гонка была последней, когда Херес принимал Гран-при Формулы-1, хотя здесь было проведено много предсезонных тестовых дней.
8 ноября газета Times опубликовала статью, в которой Уильямс и Макларен сговорились принять решение о порядке финиша в конце Гранд-турнира. Приз. Заявления в статье были основаны на записях радиопередач, сделанных двумя командами. Всемирный совет FIA отклонил претензии, когда дело было передано им. Президент FIA Макс Мосли заявил: «Совершенно очевидно, что результат гонки не был зафиксирован. Между McLaren и Williams не было договоренности о том, что Мика Хаккинен собирается победить. Они смогли очень ясно продемонстрировать, что было не так ».
В 2006 году Норберто Фонтана заявил в интервью аргентинской газете Olé, что за несколько часов до Гран-при директор команды Ferrari Жан Тодт посетил автодом Sauber и сказал швейцарской команде, которая в то время использовала двигатели Ferrari, что Saubers должны заблокировать Жака Вильнева, если они были в возможность сделать это, чтобы помочь Михаэлю Шумахеру выиграть чемпионат мира. Владелец и менеджер команды Sauber в то время, Петер Заубер, однако, отверг эти обвинения и сказал, что «Ferrari никогда не выражала желания, чтобы мы препятствовали сопернику Шумахера на трассе».
В 2014 году Дэвид Култхард дал интервью Чарльзу Брэдли в Autosport, где утверждал, что действительно существует соглашение между McLaren и Williams. «Рон [Деннис] заключил сделку с Фрэнком [Уильямсом], о которой никто из нас ничего не знал, что, если бы мы помогли Уильямсу в их стремлении победить Ferrari, они не помешали бы помочь McLaren. Рон, вероятно, все равно отрицать это сегодня. Вот что произошло. "
|
|
.
Предыдущая гонка:. Гран-при Японии 1997 года | Чемпионат мира FIA Formula One. сезон 1997 года | Следующая гонка:. Гран-при Австралии 1998 года |
Предыдущая гонка:. Гран-при Европы 1996 года | Гран-при Европы | Следующая гонка:. Гран-при Европы 1999 года |