Референдум Квебека 1995 г. - 1995 Quebec referendum

редактировать

Референдум о независимости Квебека, 1995 г.
Согласны ли вы с тем, что Квебек должен стать суверенным после того, как сделал официальное предложение Канаде о предоставлении нового экономического и политического партнерства в рамках законопроекта о будущем Квебека и соглашения, подписанного 12 июня 1995 г.?. французский : Acceptez-vous que le Québec devienne souverain, après voir offert formellement au Canada un nouveau partenariatconomique et policyique, dans le cadre du projet de loi sur l'avenir du Québec et de l ' entente signée 12 июля 1995 г.?
Квебекский референдум, 1995 - Результаты верхом.svg Результаты по избирательным округам. Оттенки синего указывает на большинство «Да», а оттенки красного на «Нет». Чем темнее оттенок, тем больше большинство.
Дата30 октября 1995 г. (1995-10-30)
Результаты
Голосов%
Да2 30836049,42%
Нет2,362,64850, 58%
Всего голосов4,757,509100,00%
Зарегистрированные избиратели / явка5,087,00993,52%

Референдум о независимости Квебека 1995 года был вторым референдумом, на котором спросили избирателей в канадской канадской провинции из Квебек, должен ли Квебек провозгласить национальный суверенитет стать независимой страной с прецедентом условия коммерческого и экономического Канаде.

Кульминация многолетних дебатов и планирование после провалационных соглашений Мич-Лейк и Шарлоттаун, референдум был запущен исключительно провинциальными властями Партия Квебекуа правительство Жака Паризо. Несмотря на первоначальные прогнозы о тяжелом поражении суверенитета, последовала успешная и сложная кампания, в рамках которой сторона «Да» процветала после того, как была захвачена лидером Блока Квебека Люсьеном Бушаром.

Быстрый подъем Кампания «Да »И очевидная неспособность деятелей кампании« Нет »противостоять их посланию создать атмосферу большой неопределенности как в федеральном правительстве, так и во всей Канаде.

Голосование состоялось 30 октября 1995 г. и явилось самой большой явкой в ​​истории Квебека (93,52%). Вариант "Нет" поддержали 54 288 голосов (50,58%). Паризо объявил, что он быстро приступил к одностороннему провозглашению независимости, если бы результат был положительным и переговоры провалились или былиены, последнее из того, что он быстро приступил к позже было раскрыто как федеральная позиция в случае победы «Да».

Споры как по поводу подсчета голосов в провинции, так и по поводу прямого финансового финансового участия в последние дни кампании, отразились на протяжении более десяти лет после референдума. После близкого результата, федеральное правительство, в одностороннем порядке признав Квебек обществом и изменив федеральную конституционную власть вето, передало вопрос в Верховный суд Канады, который объяв, что одностороннее отделение, предусмотренное на референдуме, было незаконным.

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 Прелюдия
    • 2.1 Бертран против Квебека
    • 2.2 Вопрос референдума
  • 3 Кампания
    • 3.1 Участники
    • 3.2 Первые дни
    • 3.3 Назначение Бушар
    • 3.4 Midcampaign
    • 3.5 Активизм аборигенов
    • 3.6 25 октября 1995 г.: Три адреса
    • 3.7 Unity Rally
    • 3.8 Опросы общественного мнения
  • 4 Результат
  • 5 Немедленные ответы
  • 6 Непредвиденные обстоятельства подготовка к победе «Да»
    • 6.1 Суверенисты
    • 6.2 Федералисты
      • 6.2.1 Признание
      • 6.2.2 Переговоры
  • 7 Споры после референдума
    • 7.1 Отклоненные бюллетени
    • 7.2 Гражданство и иммиграционной службы Канады
    • 7.3 Ограничения расходов и возможности для Канады
    • 7.4 Ответы
  • 8 Последствия
    • 8.1 Квебек
    • 8.2 Особое общество и вето
    • 8.3 «План Б»
    • 8.4 Спонсорский скандал
  • 9 См. Также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
  • 12 Консультации / дополнительная литература
  • 13 Внешние ссылки

Общие сведения

Квебек, провинция в Канаде с ее основания в 1867 г. всегда были большинством франкоговорящих провинций. Долгое время находившееся под властью сил (таких как Union Nationale ), которые сосредоточили свое внимание на утверждении французской и католической идентичности провинции Канаде, Тихая революция 1960-х годов вызвала всплеск гражданской и гражданской активности. экономический национализм, а также голоса, призывающие к независимости власти национального государства. Среди них был Рене Левеск, который в итоге основал Parti Québécois с группой единомышленников, стремящихся к независимости от Канады. После прихода к власти в 1976 году правительство КВ провело референдум в 1980 с целью достижения мандат на переговоры с Канадой о «суверенитете », потерпел решительное поражение.

В ответ на результаты референдума премьер-министр Пьер Трюдо заявил, что он будет стремиться «патриотировать» Конституцию Канады и добиться того, что в конечном итоге станет Канадской хартией прав и свобод. В ноябре 1981 года было достигнуто соглашение между премьер-министрами Трюдо и девятью из десяти премьер-министров провинций Трюдо, но не Левеском. Конституционный акт 1982 года был принят без символического одобрения национального собрания Квебека.

Новый премьер-министр Брайан Малруни и Либерал Квебека премьер Роберт Бурасса добивался внесения поправок в конституцию, направленных на решение проблем Квебека. В так называемом Соглашении Мич-Лейк федеральное правительство и все премьер-министры провинций согласились с рядом поправок, которые децентрализовали некоторые полномочия и признали Квебек формирующим отдельное общество. Соглашение после ожесточенных дебатов в английской Канаде резко распалось летом 1990 года, вызвав возмущение в Квебеке и всплеск поддержки суверенитета. Пока Соглашение рушилось, Люсьен Бушар, министр кабинета в правительстве Малруни, возглавил коалицию прогрессивных консерваторов и либералов парламентариев Квебека, чтобы сформировать новую федеральную партию, приверженная суверенитету Квебека, Блок Квебека.

После этих событий Бурасса объявил, что в 1992 году будет проведен референдум, в рамках которого будет либо суверенитет, либо новое конституционное соглашение. Это вызвано национальным референдум по Шарлоттаунскому соглашению 1992 года, серию поправок, включающих предложения Мич Лейк, а также озабоченность более широкой канадской федерации. Соглашение не удалось в Квебеке и английской Канаде.

На федеральных выборах 1993, когда либералы вернулись к власти с правительством правительства под руководством Жана Кретьена, Министр юстиции во время обсуждения конституции в 1980–81 гг. Блок Квебеков получил 54 места с 49,3% голосов Квебека. В результате Блок второй по величине партией в Палате общин, что дало ему роль официальной оппозиции и позволяет Бушару иметь возможность противостоять Кретьену в период вопросов на ежедневной основе.

В Квебеке провинциальные выборы 1994 вернули к власти суверенистов Парти Квебеку во главе с Жаком Паризо. Платформа партии обещала провести референдум о суверенитете во время его пребывания на посту премьер-министра. PQ выиграл сообщество, набрав 44,75% голосов избирателей.

Прелюдия

Жак Паризо, премьер Квебека и лидер комитета «Да»

В рамках подготовки к референдуму каждой семьи в Квебеке был отправлен проект закона Об уважении к будущему Квебека (также называемый законопроектом о суверенитете), объявленным Национальной комиссией по будущему Квебека, которое начнется в феврале 1995 года. Комиссия была бойкотирована Либеральной партией Квебека, Либеральная партия Канады и Прогрессивно-консервативная партия Канады.

Основным вопросом дебатов в движении за суверенитет стал вопрос о том, на каких условиях суверенитет будет поставлен перед электоратом. Как он думал, что это побудит федеральное правительство просто отказаться от переговоров и назвал этот проект обреченным, как это было произошло в 1980 году. С практической точки зрения Паризо считал, что с учетом переменных обстоятельств создание особого партнерства маловероятно, с учетом соглашений о свободной торговле и других многосторонних институтов в этом нет необходимости.

Позиция Паризо вызвала сопротивления в движении за суверенитет, которое объединилось вокруг лидера Квебекского блока Люсьена Бушара. Популярный и харизматичный, Бушар был близок к смерти от некротического фасциита и потерял левую ногу. Его выздоровление и последующие публичные выступления на костылях послужили объединяющим фактором для суверенистов и широкой общественности. Бушар думал, что предложение, лишенное партнерство, обречет проект на мягких националистов (таких как он сам), которые беспокоятся об экономических последствиях разделения.

показал, что подход Паризо вряд ли даже превысит 40% поддержки на референдуме, лидеры движения участвовали в горячих общественных дебатах. После того, как Паризо сделал запланированную дату референдума на осень, заместитель премьер-министра Бернар Лэндри вызвал гнев, заявив, что не хотел бы участвовать в "нападении на легкую бригаду. "Во время апрельской конференции Блока, после выступления с требованием изменить направление, Бушар выразил двойное отношение к радиошоу по поводу участия, если предложение о партнерстве не было включено. Марио Дюмон, лидер нового Демократического действия Квебека, также заявлено, что он будет рассматривать участие в референдуме только в том случае, если партнерство будет частью вопроса.

Окончательные выводы Национальной комиссии, опубликованные 19 апреля, включающее заявление о том, что общественность в целом желает экономического партнерства с Канадой. Опасаясь, что Бушар и Дюмон еще больше ослабят свою позицию по мере того, как референдум затянется, Паризо согласился выработать более широкий подход и согласился с заявлением, которое включало партнерство с Дюмоном и Бушаром 12 июня 1995 года. Соглашение о предоставлении информации о взаимодействии процесса, и общий план стремления к «суверенитету», требующемуся для этого предложения экономического и социального партнерства, должен быть представлен и представлен остальной части Канады. Что наиболее важно для Паризо, соглашение также правительство правительства объявить о немедленной независимости, если переговоры не увенчались успехом или были заслушаны после успешного референдума.

Бертран против Квебека

Надвигающийся референдум, вызвавший ряд действий в Высшем суде Квебека, которые были объединены по заявлению известного адвоката Гая Бертрана. Бертран потребовал временных и постоянных судебных запретов против проведения референдума. Федеральный прокурор отказался вмешиваться, и после того, как Генеральный прокурор Квебека отказался от заявления, он в одностороннем порядке отказался от слушания. Правительство Квебека перенесло сентябрьское Национальные ассамблеи на два дня вперед, чтобы удостовериться, что парламентский иммунитет предотвратит вызов MNA для дачи показаний.

Судья Лесаж из Суда установил, что отделение может только на законных основаниях путем внесения поправок в конституцию в соответствии с разделом V Закона о Конституции 1982, и что одностороннее провозглашение независимости будет «явно незаконным». Лесаж отказался издать судебный запрет на прекращение референдума, поскольку считал, что это может парализовать работу правительства и вызвать больше беспорядков, чем проводимый референдум. Судебрал декларативную защиту, заявив, что законопроект о суверенитете и референдум представил серьезные права Бертрана, закрепленным в Хартии.

Паризо осудил это как недемократическое, заявленное, что Закон о Конституции 1982 года не принял решение к Квебеку, и отказался от переноса графики референдума. Генеральный прокурор Квебека Поль Бегин заявил, что, по его мнению, внеконституционный референдум был законным в соответствии с международным правом. Дэниел Джонсон на следующий день объявил, что решение не будет принято стратегию кампании «Нет». Некоторые федеральные чиновники задаются вопросом, может ли их уровень правительства участвовать после объявления, но в конечном итоге федеральное правительство решило принять участие.

Вопрос референдума

В ходе драматического чтения в Большом театре Квебека 6 сентября была обнародована окончательная версия законопроекта о суверенитете. Законопроект будет внесен в Национальное собрание в ожидании результатов референдума.

Вопрос на референдуме 1980 г., попытка создать широкую коалицию, требовал только полномочий для разрешения суверенитете с канадским правительством и обещал провести второй референдум для ратификации результатов любых результатов. Паризо считал, что во втором референдуме нет необходимости, и он только побудит остальную часть Канады использовать тактику проволочек. В проекте первоначального закона содержится вопрос только о полномочиях объявлять Квебек суверенным государством.

В соответствии с соглашением о партнерстве с Бушаром и Дюмоном вопрос референдума был изменен, чтобы включить соглашение о партнерстве. Он был представлен 7 сентября 1995 года для голосования 30 октября 1995 года. На английском языке вопрос в бюллетене спрашивал:

Согласны ли вы, что Квебек должен стать суверенным после того, как сделал официальное предложение Канаде о новом экономическом и политическом партнерстве в рамках закона о будущем Квебека и соглашении, подписанном 12 июня 1995 г.?

Этот вопрос сразу же подвергся критике со стороны федералистов, которые не принимали участие в составлении. Лидер квебекских либералов Дэниел Джонсон заявил, что это сбивает с толку и по крайней мере должно было содержать слово «страна». В вопросе референдума не следовало упоминать предложения о "партнерстве", потому что никакие канадские политические лидеры за пределами Квебека не проявили никакого интереса к переговорам о возможном соглашении о существовании с независимым Квебеком, и, возможно, на самом деле неало неало никакой организации, способной вести такие переговоры.

Другие федералисты утверждали, что между Канадой и Квебеком было достигнуто соглашение о партнерстве 12 июня 1995 года. Паризо позже выразил сожаление по поводу того, что было сообщено в вопросе. было разослано каждому зарегистрированному избирателю в провинции.

Кампания

Участники

Дэниел Джонсон-младший, лидер комитета комитета «Нет»

В соответствии с Законом о референдуме Квебека (принятым Национальным собранием до референдума 1980 г.), кампания будет проводиться как избирательная кампания, управляемая провинция, и все расходы на кампанию должны быть санкционированы и учтены как «Да» (Национальный комитет Квебеков) или «Нет» (Комитет Квебеков и Квебеков для НОН) зонтичные комитеты. Утвержденный бюджет составляющего 5 миллионов долларов. Проведение кампании любым лицом или группой, кроме официальных отчетов, будет незаконным после официального начала кампании референдума.

После соглашения от 12 июня кампанию «Да» возглавит Жак Паризо. Официальная кампания «Нет» будет проходить под председательством лидера либералов Дэниела Джонсона-младшего.

Усложнять ситуацию, особенно для лагеря «нет», было федеральным характером Канады. Правящая Либеральная партия Канады и ее лидер, премьер-министр Жан Кретьен не были сильно представлены в провинции за пределами Монреаля. Участие Кретьена в переговорах 1982 года и его позиция против Соглашения Мич-Лейк сделали его непопулярным среди умеренных франкоязычных федералистов и суверенистов, которые на референдуме будут колеблющимися избирателями. Люсьен Робиллард, националист, бывший член кабинета министров времен Бурассы, будет выступать в качестве представителя федеральных либералов в комитете «Нет». Жан Шаре, лидер Федеральной Прогрессивно-консервативной партии, будет заметно фигурировать в нем. Он и ПК через сотрудничество с либералами Квебека в переговорах о Мич-Лейк.

Опасаясь неверных шагов политиков, не привыкших к Квебеку, которые произошли во время дебатов в Мич-Лейк и Шарлоттаун, Джонсон и кампания в степени контролируемых выступлений федеральных политиков, включая Кретьена. Джонсон прямо запретил любое выступление Партии реформ или ее лидера, Престона Мэннинга. Оттава не возражала бы против этого на протяжении большей части кампании, но вызвала сильное недовольство правящих либералов в Оттаве. Видный советник Кретьена Эдди Гольденберг считал, что кампания «Нет» в некоторых моментах была больше сосредоточена на будущей избирательной позиции квебекских либералов, чем на самом референдуме.

Первые дни

Кампания официально началась 2 октября 1995 года с телеобращения обоих лидеров. Паризо подчеркнул, что, по его мнению, это может быть последняя возможность для суверенитета в обозримом будущем, в то время как Джонсон предпочел спрогнозировать неопределенность, которую может вызвать голосование «за».

Кампания Джонсона была сосредоточена на практических проблемах, созданных процесс суверенитета, подчеркивая, что независимый Квебек будет в неопределенном положении в отношении Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) и не сможет контролировать канадский доллар. Выдающиеся представители бизнеса, такие как Power Corporation президент Поль Десмаре и Bombardier Inc. глава Лоран Бодуан, говорили, что они верят в победу «Да». может означать гибель их деловых интересов в Квебеке.

Первоначальную кампанию за «Да» возглавил Паризо, а Дюмон проводил кампанию отдельно в сельских районах. В дополнение к традиционным темам апелляции движения к национализму Квебека, кампания «Да» пыталась высветить незначительную возможность любой будущей реформы федеральной системы Канады. Паризо резко критиковал лидеров бизнеса за вмешательство в референдум, назвав его предательством своих клиентов и работников из Квебека. Хотя ответы Паризо были очень популярны среди приверженцев «Да», в целом было замечено, что выступления против бизнес-лидеров лишь подчеркивали экономическую неопределенность, которая беспокоила колеблющихся избирателей.

Опросы в первую неделю были очень разочаровывающими для ответа «Да» «лагерем», поскольку они показали, что они отстают на 5-7 процентных пунктов среди решительных избирателей, с еще большим разрывом, если «не определившиеся» избиратели будут взвешены в сторону «нет», как обычно можно было ожидать. Паризо, на протяжении десятилетий являвшийся основным элементом политики Квебека, твердые взгляды которого на суверенитет были хорошо известны население, испытывал давление, чтобы вызвать искру.

Назначение Бушара

Люсьен Бушар, федеральный лидер оппозиции

На необъявленной церемонии 7 октября в Университете Монреаля Паризо сделал неожиданное заявление: он назначил Бушара «переговорщиком» на переговорах о партнерстве после голосования «за». Этот шаг стал драматическим сюрпризом для кампании, выдвинув на первый план популярного Бушара и одновременно подчеркнув «партнерский» аспект вопроса.

Бушар, уже популярный, стал сенсацией: дополнение к его медицинской борьбе и харизме, его более умеренный подход и заметное участие в Соглашении Мич-Лейк в Оттаве напомнили нерешительным националистическим избирателям федеральных ошибок прошлых лет. Политики с обеих сторон охарактеризовали его обращение как мессианское и практически невозможно атаковать, в отличие от сторонних сторон референдума. Советник «Нет» Джон Паризелла отметил, что на -группы-группы, когда им представлялись высказывания Бушара, они не нравились, участники отказывались верить, что он имел в виду их. Новые опросы в конечном итоге позволят, что большинство Квебека намерены проголосовать «за».

Силы «нет», включая Джонсона, были шокированы событиями, которое потребовало радикальных изменений в стратегии за три недели до голосования. «Нет» и Оттавы предполагали, что переворот произошел, хотя маневр был спланированным и добровольным. Драматические события побудили многих федеральных политиков лоббировать столь же драматическое вмешательство со стороны Оттавы и федерального правительства, в чем было отказано комитетом «Нет», который считал, что с введением Бушара вероятность ошибки резко сократилась. Кампания «Нет» по-прежнему фокусировалась на экономические преимущества федерации.

В своих выступлениях Бушар просил жителей Квебека проголосовать «за», чтобы дать четкий мандат на изменения, и что только ясность при голосовании «да» обеспечит окончательное решение давних конституционных проблем Канады и новое партнерство. с английской Канадой для улучшения обоих. Популярность Бушара была такова, что его замечания о том, что квебекцы были «белой расой» с самым низким уровнем воспроизводства, что грозило сделать проект ориентированным на этнический национализм, было легко преодолено. Депутат Блока Квебека Сюзанна Трембле была менее успешна в этом отношении и извинилась после ответа на вопрос журналиста Джойс Напье о том, как независимость поможет франкоязычным меньшинствам за пределами Квебека, заявив, что Фамилия и отсутствие квебекского акцента сделали ее неосведомленной о предмете.

Midcampaign

Знак выборов за сторону «Да». Другие версиих были изображены луни, глобус, цветок, и дорожный знак «люди работают» вместо «O».

Согласно Закону о реендуме, оба комитета должны внести свой вклад в брошю, разосланную каждому избирателю, с описанием их позиций. В официальной брошюре «Нет», написанной либералами Квебека, говорилось, что Квебек представляет собой отдельное общество и что Квебек должен пользоваться полной автономией в области юрисдикции. Паризо, выступая в Халле, призвал Кретьена сказать избирателям, что в случае победы «Нет» Оттава уйдет из всех провинциальных юрисдикций, что вызвало неопределенный ответ кампании «Нет».

21 октября в Лонгёй, Джонсон, надеясь решить проблему, импровизировал вызов Кретьену, чтобы он объявил свою позицию относительно признания общества. Когда Кретьену представили запрос в Нью-Йорке о проведении встречи Connector, он ответил: «Нет. Мы не говорим о Конституции, мы говорим об отделении Квебека от остальной части Канады..

Положение Кретьена было более трудным, чем положение Джонсона: часть либеральной предвыборной платформы 1993 года уводила страну от широкомасштабных конституционных дебатов.

Французский Президент Жак Ширак гораздо более враждебны конституционному процессу, чем десять лет назад, и даже типичный союзник федерального правительства, Онтарио, категорически против любого стремления к конституционному приспособлению., отвечая на звонок зрителя в Монреале на телеканале CNN Ларри Кинг Live, заявлено, что, если "да" были успешными, тот факт, что референдум прошел успешно, будет признан Францией.

На митинге федералистов с участием около 12 500 человек, который проходил в Verdun Auditorium 24 октября, Кретьен представил сосредоточился на эмоциональной привязанности Квебека к Канаде, пообещ А реформы, чтобы дать Квебеку больше власти, и в более поразительном заявлении общества, что он поддержит закрепление Квебека как отдельного общества и что он поддержит реформы канадского конституции. Внезапное изменение давней позиции Кретьена по этому вопросу, наряду с бледным цветом лица и атипично нервной внешностью Кретьена, вызвали серьезные комментарии. Харест также признает свою приверженность конституционной реформе, если будет достигнута победа «нет».

Активизм аборигенов

В ответ на референдум коренные народы Квебека решительно подтвердили свое право на самоопределение. Вожди народов заявили, что принуждение их народов к присоединению к независимому Квебеку без их согласия нарушило международное право, нарушив их право на самоопределение. Группы аборигенов также требовали полноправного участия в новых конституционных переговорах по результатам референдума.

Большой совет кри в Северном Квебеке особенно громко и активно выступал. в своем сопротивлении идее включения в независимый Квебек. Великий вождь Мэтью Кун Ком выпустил юридический документ под названием «Суверенная несправедливость», в котором стремились подтвердить право кри на самоопределение при сохранении своих территорий в Канаде. 24 октября 1995 года кри организовали свой собственный референдум, задав вопрос: "Согласны ли вы, как правительство Квебека отделяло традиционную территорию кри Джеймс Бэй и кри от Канады в случае голосования за" референдум в Квебеке? "96,3% из 77% голосов критиков, проголосовавших за то, чтобы остаться в Канаде. Инуиты из Нунавик провели такое же местное голосование, спрашивая избирателей:« Согласны ли вы, что Квебек » должен стать суверенным? », С 96% голосов. Нет. Общины сообщества народов внесли значительный обсуждение возникновения напряженности. гипотетического раздела Квебека.

25 октября 1995 г.: Три выступления

Жан Кретьен, премьер-министр Канады

За пять дней до голосования, президент США Билл Клинтон, признав референдум внутренней проблемой Канады, сделал минутное заявление, превознося достоинства объединенной Канады, заканчивая словами : «Канада была отличным примером облегчения в суверенных кругах из-за того, что они не более решительно одобрили Соединенных Штатов, и я надеюсь, что так будет и дальше». позиция «нет», последствия Клинтона, который был п опулярен в Квебеке и лидером самого важного торгового партнера провинции в поддержку канадского единства, вызвали сильный резонанс в

В ту же ночь премьер-министр Жан Кретьен выступил с телеобращением к нации на английском и французском языках. Во многом похож на результаты языков, Кретьен пропагандировал достоинства канадского федерализма в Квебеке, коснулся общих ценностей страны, что Паризо будет использовать референдума как мандат на провозглашение независимости от Канады (при этом явно не заявляет, что результат будет принят) и объявил, что Квебек будет признан обществом и что любая будущая конституционная реформа, которая будет проводиться с согласием провинции.

Стороне «Да» было предоставлено эфирное время для опровержения на английском языке и французском. Люсьену Бушару было дано задание на обоих языков в кампании «Да», которое говорило, что федеральный политик должен дать ответ. Во французском обращении Бушара рассказывалось о предыдущей враждебности конституционных дебатов, в частности, о карьере и действиях Кретьена, в том числе был показан газетный заголовок после принятия Конституции 1982 года, в котором Трюдо и Кретьен смеялись. Затем Бушар остановился на деталях партнерского вопроса. Он использовал свой английский адрес, чтобы попросить канадцев понять сторону «да» и объявить о намерении добросовестно вести переговоры.

Unity Rally

Знак выбора стороны «Нет».

Министр рыболовства Брайан Тобин, выразивший беспокойство своим подчиненным по поводу референдума за неделю до этого, рассказал о небольшом митинге, запланированном на Place du Canada в Монреале для бизнесменов 27 октября. На вопрос федерального советника Джон Рэй, Пьер Клод Нолин согласился разрешить Тобину пригласить канадцев за пределами Квебека на митинг при соблюдении требований Квебека о референдуме. Затем Тобинал других фракций прислать как можно больше людей.

После получения разрешения от премьер-министра (несмотря на возражения кабинета кабинета Квебека), Тобин появился на внутреннем русскоязычном языке Канада AM и, отрицая какую-либо связь с организацией языка "Нет" объявил, что сторона "Нет" будет проводить митинг в Монреале 27 октября, и умолял канадцев принять участие в митинге в поддержку "крестовый поход за Канаду". Тобин отмечает, что комитеты формируются в Оттаве и Торонто, заказываются чартерные самолеты и что Canadian Airlines имеет скидку 90% на «единую» продажу. Тобинил председателю Air Canada в качестве частного лица и позвоночника, вызов был удовлетворен.

Появление Тобина в Канаде привело к офисам MP в английской Канаде звонки наводнили офисы парламента, а автобусные компании добровольно предоставили сотни автомобилей для перевозки канадцев из-за пределов Квебека в Монреаль. Митинг на площади Канады, по оценкам, собрал от 50 000 до 125 000 участников, причем оценки менялись по мере того, как толпа росла и уменьшалась в течение дня. Жан Кретьен, Жан Шаре и Дэниел Джонсон поговорили с толпой по случаю, который стал известен как «Ралли единства». Культовыми изображениями большой толпы людей с огромным канадским флагом. Чарест чувствовал, что митинг помог сохранить импульс кампании «Нет».

Вмешательство федерального правительства в митинг вызвало резкие протесты со стороны «Да», считающие скидки и координацию вмешательством в референдум. Бушар публично противопоставил митинг тому, что, по его мнению, было невниманием английской Канады к краху Соглашения на озере Мич. Нолин сожалел о том, что дал разрешение комитету «Нет», когда стали известны масштабы, и Джонсон чувствовал, что митинг только обострил напряженность в отношении английской Канады. Мнения о том, оказал ли митинг влияние, разделились, и их невозможно оценить, поскольку митинг произошел в то время, когда готовились окончательные опросы для референдума в понедельник.

Опрос общественного мнения

Во время кампании все опросы общественного мнения и СМИ сообщали об опросах с общим правилом неравномерного разделения нерешительных избирателей в пользу стороны «Нет»: это значение варьировалось от 2 / От 3 до 3/4 голосов, не принявших решения.

Дата завершенияОпрашивающая организация / клиентРазмер выборкиДаNoЗатрудняюсь ответитьОбращение
30 октября 1995 г.Официальные результаты4,757,50949,42%50,58%1,16%
27 октябряLéger Léger100347%41%12%6%
27 октябряUnity Rally проведено
25 октябряSOM1,11546%40%14%6%
25 октябряАнгус Рид102948%44%8%4%
25 октябряТелевизионные адреса Бушара и Кретьена, Замечания Клинтона
23 октябряCROP107244%43%13%2%
20 октябряLéger Léger100546%42%12%4%
18 октябряАнгус Рид1,01245%44%11%1%
16 октябряCROP1,15142%44%14%2%
16 октябряSOM98143%43%14%0%
12 октябряLéger Léger1,00245%42%13 %3%
12 октябряGallup1,01339%43%18%4%
11 октябряCréatec47043%49%8%6%
9 октябряЛепаж1,28545%42%13%3%
7 октябряЛюсьен Бушар объявлен главным переговорщиком для стороны «Да»
4 октябряLéger Léger1,01543%44%13%1 %
29 сенЛепаж1,36944%46%10%2%
сен 28Léger Léger1,00644%45%11%1%
27 сенАнгус Рид100041%45%14%4%
25 сентябряSOM / Environics182039%48%13%9%
25 сентябряCROP2,02039%47%14%8%
25 сентябряДецима75040%42%18%2%
19 сентябряCréatec1,00439%46%15%7%
14 сентябряCOMPAS50036%40%24%4%
12 сентябряSOM1,00337%45%18%8%
9 сентябряLéger Léger95944%43%13%1%
Источники: Опросы и референдум 1995 года в Квебеке, стр. 15

Результат

Карта референдума 1995 года, выполненная провинциальными властями. Участники красного цвета проголосовали «Нет», а участники синего цвета - «Да». Несмотря на меньшее количество голосов, многие гонки были выиграны множеством голосов «Да» из-за географического распределения избирателей. Многие голоса Но были в значительной степени сконцентрированы в нескольких гонках, обычно в городских районах.

93,52% из 5 087 009 зарегистрированных квебекцев проголосовали на референдуме, что является более высокой явкой, чем любые провинциальные или федеральные выборы в истории Канады. Предложение от 12 июня 1995 г. было отклонено избирателями: «Нет» - 50,58%, «за» - 49,42%. Разница была значительно меньше, чем на референдуме 1980 года. Сторону «Да» выбрали франкоговорящие примерно 60% респондентов. Англофоны и аллофоны (те, для кого английский или французский не являются родным языком) проголосовали «против» с перевесом в 95%.

Большинство проголосовало «за» в 80 из 125. Национальное собрание верхом. Сторона «Да» была наиболее сильной в Сагеней-Лак-Сен-Жан, Гаспе, Центр-дю-Квебек и вообще в пригородах Квебека. Город и Монреаль. Несмотря на разочарование в результатах Монреаля и Beauce, мягкая поддержка Квебека «Да» стала большим сюрпризом для «Да». Это вызвало предположение, что провинциальные государственные служащие не хотели неопределенности, которая предоставила ответ «да», особенно после того, как Паризо пообещал интегрировать перемещенных федеральных государственных служащих в суверенном Квебеке.

Густонаселенный Западный остров жители Монреаля, где проживает большая часть русскоязычного населения, проголосовали «против» с разницей в 80%; некоторые участки даже не дали никаких голосовых сообщений «за». Крайний Север, Outaouais, Beauce и Eastern Townships также в проголосовали «против».

Верховая езда с наивысшим результатом «Да» была Сагеней вдоль северного берега, 73,3% проголосовали за; Верхом с наивысшим результатом «Нет» был Д'Арси-МакГи на Западном острове, где 96,38% проголосовали «Нет»; Наиболее близким результатом оказался Вимонт в Лаваль, где ответ «Да» получил 6 голосов, а самая высокая явка была у Маргерит-Д'Ювиль (96,52 %).

Референдум в Квебеке, 1995 г.
ВыборГолосов%
Референдум не удался No236264850,58
Да230836049,42
Действительные голоса4,671,00898,18
Недействительные или пустые голоса86,5011,82
Всего голосов4,757,509100,00
Зарегистрированные избиратели и явка5,087,00993,52
Результаты национального референдума (без испорченных бюллетеней)
Да:. 2 308360 (49,4%)Нет:. 2 362 648 (50,6%)

Немедленные ответы

Сторонники «Нет» собрались в Метрополис в Монреале, где Джонсон выразил надежду на примирение в Квебеке и заявлении, что ожидает федерального правительства проведения конституционных изменений. Премьер-министр Кретьен поддержал чувства с Джонсоном и заявлением, что он «протянул руку» премьер-министру и правительству Квебека.

встретились Сторонники «Да» во Дворце конгрессов Монреаля на референдуме. ночь. «Да», как результат известен, Дюмон и Бушар выступили с речами, признав результат как часть демократических движений и выразив надежду, что последующий референдум принес победу «Да».

Жак Паризо, который не подготовил уступка речи, отвергнутая, подготовленная Жаном-Франсуа Лизе и произнесенная без заметок. Отметив, что 60% франкоговорящих проголосовали за, он заявил, что будет обращаться к франкоговорящим квебекцам как они («мы»), и что четко высказались в пользу «да». Затем он заявил, что единственное, что остановило «Да», - это «деньги и этническое голосование», если на нем останется несколько процентов франкоговорящих. Эти замечания, широко раскритикованные канадской и прессой как этноцентрические, вызвали удивление и гнев в лагере «Да», поскольку движение пошло на все, чтобы отрицать этнический национализм.

Бернар Ландри выступил против Паризо в кабинете кабинета. встреча на следующее утро по поводу замечаний, в которых говорится, что движению «пришлось прятать голову от стыда». Паризо, после опроса мнений, он ушел в отставку с поста премьер-министра и лидера Квебекской партии. Позже это было сделано, если «да» проиграет, в интервью TVA, которое было записано за несколько дней до референдума.

Через пять дней после референдума Андре Даллер, шизофреник сторонник «Да», расстроенный результат, ворвался в резиденцию Кретьена в Оттаве вооружившись с ножом. Даллер попытался найти Кретьена и убить премьер-министра в его постели, прежде чем его обнаружила Алин Кретьен, которая забаррикадировала дверь спальни. Кретьен не пострадал, а Даллер в конечном итоге будет признан невиновным по причине психического дефекта.

Непредвиденная подготовка к победе «Да»

Марио Дюмон, лидер ADQ и член партии «Да».

Суверенисты

Суверенисты считали, что голос «Да» (50% плюс один голос) является обязательным результатом в соответствии с Законом о референдуме и Закон о суверенитете, а также общий принцип международного права самоопределения. В случае победы «да» Паризо заявил, что намерен вернуться в Национальную ассамблею Квебека в течение двух дней после получения результата и заручиться поддержкой предложения о признании результатов референдума. В речи, которую он подготовил на случай победы «да», он сказал, что первым шагом суверенного Квебека будет «протянуть руку своему канадскому соседу» в партнерстве в соответствии с формулировкой референдума.

<91 Ближайшие планы Паризо после референдума основывались на том, что, по его мнению, было бы общим давлением со стороны экономических рынков и делового сообщества в английской Канаде с целью скорейшей стабилизации ситуации, что, по его мнению, смягчило бы любые катастрофические начальные события (такие как блокады) и подготовиться к переговорам.

Несмотря на видное место Бушара в кампании по референдуму, Паризо планировал сохранить за собой все полномочия в отношении переговоров и назначить большинство членов переговорной команды, если они должны состояться. Паризо также полагал, что федералисты из Квебека, такие как Кретьен и Шаре, будут быстро проигнорированы и заменены на переговорах представителями из других девяти провинций. Если федеральное правительство откажется от переговоров или если переговоры продлятся до 30 октября 1996 года, Паризо заявил, что продолжит одностороннее провозглашение независимости (UDI) для независимого Квебека в соответствии с разделом 26 Закон о суверенитете.

Надежды Паризо на международное признание, практическое требование государственности, возлагались на Францию ​​и франкофонии. Он считал, что если Квебек объявит независимость в этих обстоятельствах, президент Национального собрания Франции Филипп Сеген, могущественный голлист влиятельный посредник, сочувствовавший движению за суверенитет., будет оказывать давление на президента Ширака, чтобы он признал заявление. Он рассчитывал, что французское признание быстро распространится на франкофонии и поставит проблему в острие. Бенуа Бушар, посол Канады в то время, считал этот план иррациональным, поскольку он сомневался Сеген, который должен был быть нейтральной фигурой в своей роли, мог оказать достаточное давление на полупрезидентскую систему.

. В интервью, проведенных в 2014 году, Бушар и Дюмон оба считали, что переговоры закончились бы, если бы " Да »победила сторона, и Квебек остался бы в Канаде с более автономным статусом. Бушар, одобряя намерение Паризо объявить независимость в одностороннем порядке в случае отказа в переговорах, подразумевал, что он и Дюмон могли бы контролировать переговоры и предложить последующий референдум по новому соглашению. Дюмон отметил, что международное признание было бы трудным, если бы двое из трех лидеров кампании «Да» были против UDI, и что он и Бушар были готовы при необходимости замедлить этот процесс. Со своей стороны, Бернард Ландри считал, что ничего, кроме места в Организации Объединенных Наций, не было бы достигнуто, если бы победило «Да».

Федералисты

Признание

Поскольку референдум имел силу и влияние только в соответствии с законодательством провинции, ни санкционированный провинцией комитет «Нет», ни федеральное правительство не имели никакого отношения к вопросу о референдуме. Федералисты сильно разошлись во мнениях относительно того, как и будет ли признан результат референдума «Да». Руководитель кампании «Нет» Дэниел Джонсон оспорил позицию «Да» о том, что простого большинства было достаточно для провозглашения независимости, поскольку, по его мнению, вопрос был слишком расплывчатым и давал переговорщикам слишком широкий мандат, учитывая масштабность проблемы и неопределенность переговоров..

Жан Кретьен отказался публично комментировать или рассматривать непредвиденные обстоятельства, касающиеся возможной победы «Да», и ни разу не заявил, что референдум обязывает федеральное правительство к переговорам или разрешает одностороннее провозглашение независимости. Его формулировка выступлений во время референдума отметила, что Паризо будет интерпретировать голосование «за» как мандат на отделение Квебека от Канады, но никогда не предлагал признания того, что это было законным или узнаваемым. В речи, подготовленной для Кретьена в случае голосования «за», говорилось, что вопрос был слишком двусмысленным, чтобы иметь обязательную силу, и что было высказано только недовольство существующим положением вещей.

Лидер партии реформ Престон Мэннинг, видный сторонник прямой демократии, признал бы любой результат, при этом критики подозревали, что он предпочел бы голосование «да» ради победы на выборах. Жан Шаре признал легитимность референдума, хотя в проекте речи после референдума он интерпретировал голосование «за» как призыв к радикальной реформе канадской федерации вместо отделения. Официальная позиция Новой демократической партии заключалась в том, что результат должен быть признан.

Переговоры

Мало что планировалось на возможность голосования «Да» канадское федеральное правительство, по общему мнению, что референдум будет легко выигран и что планирование вызовет панику или придаст референдуму незаслуженную легитимность. Некоторые члены федерального кабинета встретились, чтобы обсудить несколько возможных сценариев, включая передачу вопроса о независимости Квебека в Верховный суд. Высокопоставленные государственные служащие встретились, чтобы обсудить влияние голосования за отделение по таким вопросам, как территориальные границы и федеральный долг. Возник спор о том, могут ли Жан Кретьен и многие видные члены кабинета, избранные в Квебеке верхом, представлять Канаду на переговорах о гипотетическом партнерстве.

Мэннинг намеревался немедленно потребовать отставки Кретьена. и для всеобщих выборов, если референдум прошел успешно, даже если либералы, независимо от их мест в Квебеке, имели значительное большинство в Палате общин. Также были некоторые сомнения, что Кретьен сможет заверить генерал-губернатора, что он сохранил достаточно поддержки в своей партии, чтобы оставаться премьер-министром Канады. Кретьен намеревался, каким бы ни был результат, остаться на своем посту. Премьер Нью-Брансуика Фрэнк Маккенна позже подтвердил, что его пригласили в гипотетический кабинет «Национального единства», если «Да» сторона победила, с общим пониманием того, что бывший премьер Онтарио Боб Рэй также должен быть включен.

Премьер Саскачевана Рой Романоу тайно сформировал комитет для изучения последствий успешного отделения Квебека, включая укрепление отношений Саскачевана с другими западными провинциями, также выход из Канады или присоединение к Соединенным Штатам.

Споры после референдума

Отклоненные бюллетени

Когда подсчет был завершен, приблизительно 86 000 бюллетеней были отклонены заместителями офицеров по подсчету голосов, утверждая, что избиратель не пометил их должным образом. На каждом избирательном участке был заместитель сотрудника по подсчету голосов (назначенный ответом «Да»), который подсчитывал бюллетени, в то время как секретарь (назначенный ответом «Нет») записывал результат подсчета.

Возникли споры по поводу того, Заместители офицеров по возврату Хомедей, Маргарита-Буржуа и Лорье-Дорион верхом неправильно отклонили бюллетени. В этих гонках преобладали голоса «против», и доля отклоненных бюллетеней составляла 12%, 5,5% и 3,6%. Томас Малкэр, член Национальной ассамблеи Квебека от Chomedey, сказал журналистам, что во время его поездки была «организованная попытка украсть голоса». Исследование, опубликованное через несколько месяцев после референдума Университетом Макгилла, пришло к выводу, что у участников с большим количеством голосов «против» был более высокий процент отклоненных бюллетеней. Генеральный директор по выборам Квебека (DGEQ)), Пьер Ф. Кот, начал расследование предполагаемых нарушений под надзором главного судьи Верховного суда Квебека, Алан Б. Золото. Были изучены все бюллетени трех участников, а также образцы бюллетеней других участников. Расследование пришло к выводу, что некоторые бюллетени были отклонены без уважительных причин, но инциденты были единичными. Большинство отклоненных бюллетеней составили голоса «против» пропорционально большинству действительных голосов в этих округах.

DGEQ обвинил двух заместителей вернувшихся офицеров в нарушении избирательного законодательства, но в 1996 году они были признаны невиновными (решение оставлено без изменения Апелляционным судом Квебека ), после того как было установлено, что бюллетени не были отклонены мошенническим или незаконным образом, и что не было доказательств сговора. Судья Квебекского суда оправдал заместителя сотрудника по возврату налогов, обвиненного в незаконном отклонении 53% бюллетеней, поданных на его избирательном участке в Хомедей.

В 2000 году Верховный суд Квебека отклонил заявление Alliance Quebec, которое попыталось заставить DGEQ предоставить доступ ко всем 5 миллионам бюллетеней, постановив, что срок действия единственного органа, который мог это сделать, истек. в 1996 году. Бюллетени референдума были измельчены и переработаны в 2008 году после того, как апелляции были исчерпаны. В мае 2005 года бывший министр Кабинета министров Ричард Ле Хир сказал, что КП координировала отклонения бюллетеней, что отрицали чиновники КП.

Гражданство и иммиграция Канады

Судьи Суда по гражданству со всей Канады были направлены в провинция, чтобы гарантировать, что как можно больше квалифицированных иммигрантов, проживающих в Квебеке, имели канадское гражданство до референдума и, таким образом, могли голосовать. Цель заключалась в том, чтобы к середине октября обработать от 10 000 до 20 000 заявлений на получение гражданства для жителей Квебека. В течение 1995 года 43 855 новых жителей Квебека получили канадское гражданство, из которых около четверти (11 429 человек) были предоставлены в октябре. Когда депутат от Блока Квебеков столкнулся с этой проблемой, предложив использовать сокращенные пути для ускорения подачи заявлений на получение гражданства для иммигрантов, которые, скорее всего, проголосовали бы «против», министр по делам гражданства и иммиграции Серхио Марчи ответил, что это было обычным делом перед провинциальными избирательными кампаниями в других провинциях.

Ограничения на расходы и вариант Канада

Канадский совет единства включил базирующуюся в Монреале группу лоббистов под названием Вариант Канада с мандатом на продвижение федерализма в Квебеке. Option Canada получила 1,6 миллиона долларов в качестве финансирования от Департамента наследия Канады в 1994 году, 3,35 миллиона долларов в 1995 году и 1,1 миллиона долларов в 1996 году. Монреальская газета сообщила в марте 1997 года, что у группы также были другие средства из незадекларированных источников. Комитет по регистрации избирателей за пределами Квебека был создан для помощи гражданам, которые покинули Квебек до внесения в списки избирателей 1995 года. Во время референдума комитет раздавал брошюры, в том числе бланк для внесения в список избирателей. В брошюре указан бесплатный номер телефона в качестве контактной информации, который совпадает с номером, используемым Канадским советом единства.

После референдума DSEQ выдвинула 20 уголовных обвинений в незаконных расходах со стороны Option Canada. и другие от имени стороны "Нет", которые были отклонены после того, как Верховный суд Канады в деле Либман против Квебека - Генеральный прокурор постановил, что разделы Закона о референдуме, ограничивающие расходы третьих сторон, были неконституционными. ограничено Канадской хартией прав и свобод.

Орель Жерве, директор по связям с общественностью Либеральной партии Канады, а также студенческой ассоциации Алгонкинского колледжа в Оттаве, были обвинены в нарушении Закона Квебека о выборах после референдума за незаконный найм автобусов для доставки сторонников в Монреаль на митинг. Министр окружающей среды Серхио Марчи сказал репортерам, что Жерве должен носить [обвинения против него] как почетный знак. «Два года спустя Верховный суд Квебека отклонил обвинения, заявив, что действия имели место за пределами Квебека. и поэтому Закон о выборах в Квебеке не применялся.

DSEQ попросила отставного судью суда Квебека Бернара Гренье в 2006 году провести расследование в отношении Option Canada после публикации статей Норманда Лестера и Робина Филпота "Секреты опциона Канада", в котором утверждалось, что более 5 000 000 долларов было потрачено на поддержку кампании «Нет». Гренье определил, что 539 000 канадских долларов были незаконно потрачены стороной «Нет» во время референдума, хотя он не сделал никаких выводов относительно Гренье сказал, что не было никаких доказательств правонарушений со стороны Жана Шареста или что митинг был частью плана саботажа суверенного движения. Гренье в своем отчете призвал квебекцев двигаться дальше. Квебекуа потребовал проведения федерального расследования, которое не принесло результатов. ccur.

Ответы

После референдума бюллетень для выборов в Квебеке был изменен, чтобы уменьшить размер места, где избиратели могли указать свой выбор, а правила допустимой маркировки были смягчены, так что У заместителей сотрудников по возврату будет меньше оснований для отклонения бюллетеней. Правительство Квебека также изменило Закон о выборах, так что избиратели должны будут предъявлять на избирательном участке канадский паспорт, водительское удостоверение Квебека или карту здравоохранения провинции Квебек для идентификации личности на будущих выборах.

Последствия

Квебек

Отставка Паризо привела к тому, что Бушар стал лидером PQ и не встретил сопротивления премьер-министру. В то время как Бушар утверждал, что третий референдум будет проведен в ближайшее время при наличии "условий победы", главным приоритетом его правительства стала реформа экономики Квебека. Дэниел Джонсон ушел в отставку с поста лидера Либеральной партии Квебека, и после значительного давления в английской Канаде Чарест ушел с поста национального лидера ПК и был провозглашен лидером Квебекских либералов.

Наблюдатели ожидали, что Бушар объявит еще один референдум о суверенитете, если его партия выиграет всеобщие выборы в Квебеке в 1998 году. В то время как он победил Чареста, Бушар продолжал сосредоточивать свое правительство на жесткой экономии. Бушар ушел в отставку в 2001 году, и его заменил Бернар Ландри, который, несмотря на обещания более твердой позиции по вопросу суверенитета, был свергнут на всеобщих выборах в Квебеке 2003 года Шарестом, который стал премьер-министром.

Особое общество и вето

После референдума Кретьен попытался добиться конституционного признания отдельного общества, но был остановлен прямым отказом премьер-министра Онтарио Майка Харриса обсуждать какие-либо конституционные вопросы. Не желая участвовать в тех же переговорах с правительствами провинций, которые доминировали над правительствами Трюдо и Малруни, Кретьен решил провести односторонние федеральные изменения, чтобы выполнить обязательства своего правительства. Это включало Закон о поправках к конституции, который требовал разрешения от провинций Квебек, Онтарио и Британская Колумбия для федерального одобрения любой поправки к конституции, предоставляя Квебеку де-факто вето. Федеральный парламент также официально признал Квебек отдельным обществом. Оба изменения, не являясь конституционными поправками, теоретически могут быть отменены будущими парламентами.

«План Б»

Кретьен также преследовал то, что он назвал «Планом Б», в надежде убедить избирателей Квебека, что возникнут экономические и юридические препятствия, если Квебек объявит себя суверенным; его публичным лицом станет профессор Стефан Дион. Это включало ссылку на Верховный суд Канады, который последовал за федеральным вмешательством после референдума в дело Бертрана: в справке 1998 года о сецессии Квебека говорится, что одностороннее отделение незаконно, будет требуют внесения поправок в конституцию, и что только явное большинство по четкому вопросу может наложить какое-либо обязательство на федеральное и провинциальное правительства вести переговоры о выходе.

После принятия решения либеральное правительство приняло Закон о ясности, в котором говорилось, что любой будущий референдум должен быть посвящен «ясному вопросу» и должен представлять «ясный большинство », чтобы федеральный парламент признал его законность. В разделе 1 (4) Закона говорится, что вопросы, которые предусматривают только полномочия на переговоры или предусматривают другие партнерские отношения с Канадой, будут считаться неясными и, следовательно, не признаваться. Национальная ассамблея Квебека приняла законопроект 99, провозгласивший право на самоопределение в соответствии с Законом о референдуме. В настоящее время рассматривается конституционность законопроекта 99.

Спонсорский скандал

После небольшой победы правительство Кретьена развернуло проканадскую рекламную кампанию. Цель состояла в том, чтобы спонсировать охоту, рыбалку и другие развлекательные мероприятия, и тем самым продвигать Канаду в Квебеке. Хотя многие из спонсируемых мероприятий были законными, большая сумма денег использовалась неправильно. Генеральный аудитор Шейла Фрейзер выпустила отчет в ноябре 2003 года, в котором описываются проблемы. В конечном итоге это привело к расследованию Комиссией Гомери скандала о спонсорстве . Лидер Квебекского блока Жиль Дучеп (Gilles Duceppe) утверждал, что Канада пытается «купить» федерализм и использовать его как предлог для направления грязных денег в карманы, дружественные либералам.

См. Также

Примечания

  1. ^Суд конкретно назвал Разделы 2,3,6,7, 15, и 24 (1) Устава. (Haljan, 303)
  2. ^Вы за закон, принятый Национальным собранием, провозглашающий суверенитет Квебека? (Проект законопроекта о суверенитете Квебека «Проект закона о суверенитете Квебека». Архивировано из оригинала 02.07.2010. Проверено 26.07.2009)
  3. ^По-французски: "Acceptez-vous que le Québec devienne souverain, après voir offert formellement au Canada un nouveau partenariat économique et politique, dans le cadre du projet de loi sur l'avenir du Québec et de l'entente signée le 12 июля 1995 г.? "

Источники

Консультации / дополнительная литература

  • Аргайл, Рэй. Поворотные моменты: кампании, изменившие Канаду - 2011 г. и ранее (2011 г.) выдержка и текстовый поиск ch 15
  • Кардинал, Марио (2005). Точка разрыва: Квебек, Канада, Референдум 1995 г. Монреаль: Bayard Canada Books. ISBN 2-89579-068-X.
  • Кретьен, Жан (2007). Мои годы в качестве премьер-министра. Торонто: Vintage Canada. ISBN 978-0-676-97901-5.
  • Документальный фильм CBC Breaking Point (2005)
  • Робин Филпот (2005). Le Référendum volé. Монреаль: Les éditions des неприкасаемые. ISBN 2-89549-189-5.
  • Хальджан, Дэвид (2014). Конституционализация сецессии. Портленд: Издательство Блумсбери. ISBN 9781782253303.
  • Эбер, Шанталь (совместно с Жаном Лапьером) (2014). Утро после: референдум 1995 года и тот день, который почти был. Торонто: Альфред Кнопф,Канада. ISBN 978-0-345-80762-5.
  • Документальный фильм Пола Джея Neverendum Referendum
  • Фокс, Джон; Андерсен, Роберт; Дубонне, Джозеф (1999). «Опросы и референдум в Квебеке 1995 года». Канадский журнал социологии. 24 (3): 411–424. DOI : 10.2307 / 3341396. JSTOR 3341396.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-07-16 04:11:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте