1995 24 часа Ле-Мана | |
Предыдущая: 1994 | Следующая: 1996 |
Индекс: Расы | Победители |
1995 24 часа Ле-Мана были 63-м Гран-при выносливости и проходили 17 и 18 июня 1995 года в одной из самых влажных гонок в в истории события около 17 часов непрерывного дождя. Гонку выиграл автомобиль №59 McLaren F1 GTR, управляемый Джей Джей Лехто, Янник Далмас и Масанори Секия, вошедший в категорию GT1.. Это была первая победа в Ле-Мане для гонщика из Финляндии и для гонщика из Японии. Это также была первая победа McLaren с первой попытки. Доминирование марки было таким, что ее автомобили заняли четыре из первых пяти мест - Ferrari сделала это со своими двумя автомобилями в 1949 году, но другие производители, такие как Jaguar, Porsche, Ford или Audi добились своей известности в Ле-Мане только после 2, 3 или более лет попыток их первой победы.
Автомобиль уже был хорошо известен тем, что доминировал в гонках. BPR Global GT Series с командами клиентов, но автомобиль, который выиграл, на самом деле был первоначальным прототипом GTR. Он был предоставлен в аренду Lanzante Motorsport и подготовлен подразделением 12 McLaren под наблюдением главного инженера McLaren Джеймса Робинсона, чтобы управлять им от имени Kokusai Kaihatsu Racing. Mario Andretti Courage финишировал вторым, будучи сентиментальным фаворитом многих в преддверии гонки. Однако надежность серийного McLaren помогла ему победить гораздо более быстрые прототипы Ле-Мана, хотя в интервью 20 лет спустя Грэм Хамфрис (бывший технический директор Spice), создавший автомобиль, выигравший гонку, приписал Победа в ливне, обрушившемся на трассу в одночасье, что снизило нагрузку на относительно хрупкую трансмиссию автомобиля, а также продемонстрировала замечательную производительность Лехто, который временами был на 30 секунд быстрее, чем его соперники. Хамфрису также удалось определить источник проблем с выбором передачи, от которых пострадали автомобиль Кокусай и другие McLarens в гонке, выяснив, что открытый механизм переключения передач заполнялся водой и грязью из-за влажных условий, и решил проблему путем Заполнение пораженной зоны WD-40 на каждом пит-стопе.
Три верхних места в GT2 заняли Honda NSX и два Корвета Callaway. В отличие от предыдущего года, в котором с середины 1970-х годов доминировали производные от Porsche 911, этот класс демонстрировал разнообразие производителей.
При постоянных хороших рабочих отношениях с IMSA, Automobile Club de l'Ouest (ACO) отказался от категории LM P1, вместо этого разработав правила, основанные на классе World Sportscar (WSC) IMSA. В свою очередь, IMSA согласилась допустить автомобили с турбонаддувом в WSC, учитывая количество шасси группы C, все еще находящихся в обращении. Класс LM P2 остался как есть; однако другие классы имели следующие ограничения, некоторые из которых были изменены по сравнению с предыдущим годом:
Предыдущий год «один-офф модели» правило, спорно эксплуатируют Porsche в гонке 1994 года, остался на месте для GT1. Однако автомобили GT2 должны были быть основаны на автомобилях, серийно производимых с февраля 1995 года.
Как и прежде, эти правила вызвали огромный интерес, и ACO получила 99 заявок. В ответ ACO построило еще 2 карьерных отсека, чтобы увеличить вместимость до 50 автомобилей. Они предоставили 20 хорошо выступающим командам автоматическую регистрацию, а затем выбрали еще 50 для прохождения квалификации на оставшиеся 30 мест в таблице. Он был направлен на поддержание баланса между WSC и чрезмерно представленными классами GT, хотя границы теперь немного размывались в GT1.
Специалисты по спортивным автомобилям Courage, Кремер, WR и Дебора вернулись в WSC / P2 вместе с первым прототипом Ferrari (333SP ), которого он видел в Ле-Мане 23 года, где участвовал в американском чемпионате IMSA. Заказал Ferrari для WSC Джампьеро Моретти из Momo Racing
. Японцы вернулись в силу в классе GT1 с Toyota, Nissan, Mazda и Honda, все отправленные работы или поддерживаемые работами, команды. Но самый большой фурор вызвал McLaren: его новый суперкар F1 GTR на сегодняшний день выиграл 6 из 7 гонок серии BPR Global GT 1995 года. Прибыло шесть McLarens из этой серии, и даже оригинальный автомобиль T-car был поспешно подготовлен для новой японской команды, отчаявшейся в ней участвовать. McLaren был самым быстрым дорожным автомобилем в мире и естественным выбором для Ле-Мана; Дизайн Гордона Мюррея из углеродного волокна соответствует минимальному весу (1000 кг), минимальному размеру и максимальной удельной мощности (с двигателем BMW V12 6,1 л), которые всегда есть у хорошего гоночного автомобиля. Ограничители воздуха ACO ограничили его двигатель до 636 л.с., что всего на 9 больше, чем у дорожной версии.
Среди других возвращающихся марок в GT1 были Jaguar, Ferrari и Porsche, с отдельными заводскими записями также от Venturi и Lister. В GT2 вездесущие Porsche 911 противостояли Callaway, Honda и новичку Marcos.
Квалификация оказалась одним из лучших дней для небольшой французской команды Welter Racing, побив рекорд скорости 400 км / ч на прямой Mulsanne в 1988 году. Последняя версия Жерара Велтера, WR LM95, когда-либо создававшая маленькие, маневренные и очень быстрые прототипы, не стала исключением: обе машины, управляемые Уильямом Дэвидом и Патриком Гоненом, заблокировали первый ряд сетки. для большой гонки. Дэвид был первым гонщиком, взявшим поул в дебюте. Любопытно, что это был также первый раз, когда два одноместных автомобиля оказались в первом ряду в Ле-Мане после французского F1 GP 1967 года, который там проходил.
За ними стояли трое. Courages van der Poele, Wollek и Lagorce, хотя автомобиль van der Poele был затем дисквалифицирован из-за того, что после замены двигателя был обнаружен недостаточный вес на 17 кг. Wollek / Andretti / Hélary Courage была единственной машиной на поле, где все три пилота проехали менее 4 минут на тренировке.
Пятым на стартовой решетке был Stuck / Boutsen / Bouchut Kremer K8, затем появился первый из автомобилей GT1: три Ferrari F40 во главе с Ennea Ferrari Club № 41 Эйлса / Монти / Манчини, что шокировало McLaren, победив Кокусая Макларена и Вентури. Прототип EuroMotorsport Ferrari не участвовал в большинстве квалификационных соревнований, в то время как ACO спорило с командой о проверке максимальных оборотов двигателя - в итоге он занял 17-е место в стартовой таблице.
Самый быстрый в классе GT2 был лучшим Agusta Callaways на 23-м месте выше по стартовой решетке швейцарского Porsche Энцо Кальдерари на 32-м и частной японской Honda NSX. За решеткой оказалась частная американская команда на своем тяжелом Corvette ZR1 в GT1, почти на 20 секунд медленнее, чем полюс Callaway Corvette в GT2.
Это был один из самых влажных Ле-Ман за всю историю наблюдений, но на старте гонки погода была ясной. Пять автомобилей, в том числе Кремер Бутсена, Jacadi McLaren (работающий на синтетическом спирте, полученном из свеклы) и Kunimitsu Honda в GT2, были вынуждены стартовать с пит-лейн из-за проблем в последний момент. При падении флага два WR и Wollek's Courage взлетели и быстро увеличили расстояние до остальной части поля - почти полкруга к концу первого часа. Из-за правил эквивалентности ACO их круги были почти на 30 секунд меньше. Самые быстрые круги Эдди Ирвина на своей Toyota в 1993 году. Джон Нильсен на 49-м автомобиле Дэйва Прайса Макларена и Анри Пескароло в № 11 Courage возглавил это преследование, сражаясь за четвертое место. Массимо Сигала в прототипе Ferrari быстро продвинулся со своей низкой стартовой позиции, даже обогнав Нильсена на 4-м месте, пока каменные повреждения не остановили двигатель на Arnage только на 7 круге.
Дождь достиг конец первого часа. Он оставался на всю ночь и до утра воскресенья, с ливнями до самого конца. Многие машины раскручивались или откатывались на скользких шинах. Оба WR потеряли время из-за неисправных лобовых стекол, снова оказавшись быстрыми, но хрупкими. Хуже было на пятом часу, когда Гонин на высокой скорости вылетел из аквапланирования и совершил сальто на перекрестке Mulsanne и попал в большую аварию. Он был доставлен в больницу с 4 сломанными ребрами, переломом лопатки и выведением машин безопасности на 37 минут.
Под сильным дождем машины WSC потеряли преимущество в силе, и после перезапуска четыре McLarens сразились с Wollek's Courage. Но когда Марио Андретти запутался, проезжая Kremer на поворотах Porsche, и разбился (на ремонт потребовалось 30 минут и потеря 6 кругов), это оказалось преимуществом GT1 с McLaren 1-2-3. Ferrari отсутствовала, Pescarolo's Courage остановился в Arnage с разряженной батареей, а Kremer оказался дьявольским, чтобы ездить по мокрой дороге (даже regenmeister Ханс-Иоахим Штук вставил его в стену на первой шикане). Porsche 911 Evos команды Larbre оба шли хорошо, не отставая от McLarens и поднявшись на четвертое место. Потрясающая езда от Тошио Сузуки подняла его Nissan Skyline на 7-е место в общем зачете, пока в 23 часа не сломалась коробка передач. Обе модели Honda GT1 вышли из строя: одна с поломанным сцеплением, а другая сильно разбилась под дождем, потребовав капитального ремонта. В GT2 Kremer и Stadler Porsches опередили Callaways и Lister на 3 круга.
Идя в ночь, ведущий автомобиль WSC - другой Кремер, управляемый Лессиг / Конрад / де Азеведо - бежал вниз в 11-м. ДНР Макларенсы чередовали лидерство по пит-стопам. У соперника Gulf Racing McLarens, доминирующего в серии BPR, было много проблем: лидер серии и владелец команды Рэй Беллм был ранее проигран, проиграв 7 кругов. Хуже повезло его товарищу по команде Филиппу Аллиоту, который лидировал, когда его ударил в барьер Porsche GT2, который он только что обогнал.
Неудача преследовала и Порше Larbre Compétition GT1: ранним вечером машина владельца команды Джека Леконта уехала в гравийную ловушку Арнажа. И Хесус Пареха, и Эммануэль Коллард последовательно подняли свои машины на 4-е место в общем зачете, но оба вылетели на пенсию до полуночи. Последняя авария также лишила лидера GT2 Stadler Porsche, когда Андреас Фукс неверно оценил свое торможение на повороте Mulsanne, ударив Колларда. Тем временем компания PC Automotive Jaguar преследовала McLarens; со старта с 22-го места в сетке он поднялся на 4-е, преследуемый Даунинг Кудзу-Мазда, Кремер Стака и Смелость Воллека, которые энергично восстанавливались. После кончины Porsche гонка GT2 теперь проходила между тремя Callaway (их стало два, когда Тирринг разбил «заводскую» машину на первой шикане Mulsanne в час ночи) и частным Porsche Жан-Франсуа Веру, стартовавшим предпоследним., но теперь только на круг позади.
В 3 часа ночи, после 9 часов борьбы за лидерство (со сломанным стеклоочистителем), на Nielsen / Mass McLaren возникла ямка с проскальзывающим сцеплением, что в конечном итоге оказалось предельным. Автомобиль-сестра Энди Уоллеса и Bells (отца и сына) унаследовала лидерство. Уоллес проделал несколько невероятных отрезков под дождем - некоторые из них на скользких шинах. Тем временем команда темной лошадки Кокусая неумолимо продвигалась вверх по доске. В то время как другие вращались или питались, он ни разу не пропустил удар, и всю ночь JJ Lehto и Dalmas изо всех сил пытались добраться до 2-го места. Jaguar сдался со сломанным коленчатым валом в 5 утра, к тому времени Courage вернулся на третье место (но на 4 круга меньше), Jacardi McLaren на 4-м месте и оставшийся Gulf McLaren на 5-м месте.
Когда рассвело, дождь наконец утих, и Храбрость начала набирать обороты, постепенно сокращая круги на Макларенах. Когда Уоллесу пришлось питаться свежими тормозными колодками, отрыв от Kokusai McLaren упал до менее чем минуты. Но затем 53-летний пятикратный победитель Дерек Белл показал, почему он считается одним из лучших гонщиков на спортивных автомобилях в мире - под давлением он сравнял, а затем побил очень быстрое время круга Лехто. Три уцелевших машины WSC - «Кураж», «Кремер» и «Кудзу» преследовали.
Затмеваемые McLarens, все Ferrari F40 после стольких обещаний пережили тяжелые гонки. Однако пилотная гоночная Ferrari Стефана Рателя в течение шести часов удерживала 8-е место в общем зачете, когда незадолго до полудня Мишель Ферте соединился с McLaren Бланделла в заливе и заскользил по обломкам на шикане Данлоп, попав в гравийную ловушку. Извлечение заняло 5 минут и потеряло три места. В GT2 после поражения на 6 кругах на старте Kunimitsu Honda работала как часы, и теперь его лучшая экономия топлива приносила дивиденды, поскольку он обогнал Callaways и вошел в топ-10.
Всего за 2 часа до боя опасная деликатная трансмиссия McLaren поразила ведущего DPR McLaren, у которого возникли проблемы с переключением передач. После 5-минутной задержки в боксах Bell Snr вылетел на 6-е место и вернулся в гонку. Это было все, что нужно было Далмасу, чтобы взять на себя инициативу, и оттуда они никогда не двинулись в путь. Менее чем за час до финиша Андретти обогнал больной Harrods McLaren и занял второе место, а вскоре после этого обогнал Лехто и вышел на лидирующий круг. Вручая к Бобу Вуллькам, они преследовали трудно, но в конце концов просто подошли короткую, едва 3 минуты позади. Уоллес опередил DPR McLaren домой на один круг позади, на пять кругов впереди Gulf и Jacadi McLarens, а также оставшиеся два автомобиля WSC: Kremer и Kudzu-Mazda.
В GT2, несмотря на старт с пит-лейна, Kunimitsu Honda финишировала впереди, заняв 8-е место в общем зачете, удобно на два круга опередив Jelinski Agusta Callaway, которая сама на два круга опережает свою сестринскую машину. Новый клиентский автомобиль Porsche 993 GT2, несмотря на победу в 10 из 12 гонок BPR в этом году, уехал из Ле-Мана с пустыми руками.