Закарпатский всеобщий областной референдум 1991 года - 1991 Transcarpathian general regional referendum

редактировать

Закарпатский всеобщий областной референдум 1991 года - состоялся 1 декабря 1991 года, в один день с Референдум о независимости Украины и выборы президента Украины. Вопрос референдума: «О предоставлении Закарпатской области статус автономной области в составе Украины» 1.

Подавляющее большинство участников референдума проголосовало за «Независимость Украины» (90,13%), и присоединение Закарпатья к Украине со статусом «Особой самоуправляющейся территории »(78%). Высокая явка на референдумы (700 555 тысяч).

Прежде чем стать частью Советского Союза 30 января 1946 года, Карпатская Малороссия (историческое название региона) входила в Венгерского королевства, ранее это была самопровозглашенная независимая Республика Карпатская Украина в течение короткого времени после автономного статуса в составе Чехословакии в соответствии с Конституционным законом 326 \ 1938 от 22 ноября 1938 года 2 3.

Содержание

  • 1 Прелюдия
  • 2 Организация референдума
    • 2.1 Дата объявления
    • 2.2 Публикация «Декларации прав национальностей Украины»
    • 2.3 Леонид Кравчук и Закарпатский областной референдум
    • 2.4 Обжалование Исполком областного Совета народных депутатов Закарпатья
  • 3 Итоги областного референдума
  • 4 Легитимность референдума
  • 5 Отказ Верховного Совета Украины
  • 6 Закон Украины «О самоуправляющейся особой административной территории Закарпатья»
  • 7 ан. анализ результатов референдума
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Прелюдия

Законодательство СССР о порядке выхода советской республики из Союза с учетом правовых норм Социологический спор, продолжающийся вокруг результатов референдума 1 декабря 1991 г., проходил в то время, когда фактически и юридически существовало государство СССР, а его правовая база оставалась в силе. Следовательно, юридические решения и действия в строго существующем на тот момент правовом поле могут считаться законными.

Этот факт означает, что выход какой-либо республики из СССР должен быть осуществлен только в соответствии с Закон СССР от 3 апреля 1990 г. - «О порядке выхода Советской республики из Союза Советских Социалистических Республик». Статья №3 Закона гласит: «В Федеральной системе, на территории которой имеются данные места компактного национального проживания групп населения, при определении итогов референдума результаты голосования в этих пунктах учитываются отдельно».

Часть 7 статьи 17 Закона также предусматривает, что в случае выхода республики из СССР должен быть согласован статус территорий, не принадлежащих выходящей республике на момент ее присоединение к СССР. Как известно, процесс присоединения Украины к Советскому Союзу начался 30 декабря 1922 года и завершился в мае 1925 года, когда IX Всеукраинский съезд Советов принял новый текст Конституции СССР и о нем. На сегодняшний день республика Подкарпатская Русь входила в состав первой Чехословацкой республики. 2 ноября 1938 года в результате Первой Венской программы части Чехословакии - Южная Словакия и часть Карпатской Руси - были возвращены Венгрии на территорию площадью 11 927 км² и Население - 869 299 человек (86,5 % из них были венгры по переписи 1941 г.). В период с 5 по 10 ноября венгерские вооруженные силы мирно оккупировали переданные территории.

В марте 1939 года Чехо-Словацкая Республика была распущена, Германия вторглась в нее и был учрежден Протекторат Богемии и Моравии. 14 марта Словакия объявила себя независимым государством. 15 марта Карпатская Украина провозгласила себя независимым государством. Венгерские вооруженные силы оккупируют остальную часть Карпатской Малороссии и свергли правительства Августина Волошина. Венгры контролировали регион до тех пор, пока Красная Армия не изгнала их в 1944 году. Подкарпатская Русь стала частью Советского Союза с момента обмена ратификационными грамотами Договора от 29 июня 1945 года «О Закарпатской Украине» 4.

Промежуточный, невыборное Национальное собрание, назначенное указом президента Чехословакии Эдуарда Бенеша, нелегитимное в то время и включает не избранное на эту должность конституционным (которое 5 октября 1938 года добровольно, без какого-либо либо принуждения окончательно законно сложило с себя полномочия президента), ратифицировала Договор 22 ноября 1945 г., и соответственно, Президиум Верховного Совета СССР ратифицировал его Указом 27 ноября 1945 г.

Следовательно, в соответствии с ч. 2 ст. 7 ст. 17 Закона СССР «О порядке отделения…» от 3 апреля 1990 г. Украина была обязана включить в бюллетень референдума от 1 декабря 1991 г. на территории Подкарпатской Руси второй вопрос о выборе государственной принадлежности населения «территории русинов к югу от Карпат» 5.

(см. Закон СССР «О включении территории Украины в СССР...» от Украины. 1 ноября 1939 г. (ныне Волынь, Дрогобыч, Львов, Ровенская, Ивано-Франковская и Тернопольская области и соответственно Буковина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1940 г.)

Организация референдума

Председатель Закарпатского областного совета М.Ю. Волошук инициировал областной референдум о предоставлении области статуса автономной республики в составе Украины 141>1 октября 1991 г. * (вторая колонка четвертого абзаца) Областной Совет принимает Декларация «О провозглашении Закарпатья автономной областью» 7.

Публикация Декларации в официальном органе облсовета:
«Декларация о предоставлении Закарпатью автономного статуса»

Исходя из традиции, идентичности, неотъемлемой право на извечное стремл ение многонационального населения Закарпатья к самоопределению:

На основе права на самоопределение согласно Уставу и международно-правовым актам и руководствуясь общечеловеческими ценностями и нормами равенства наций, закрепленных в Декларации прав человека, Хельсинкском соглашении, Парижской хартии для новой Европы ;

Выполнение деклараций о государственном суверенитете Украины и Акта независимости Украины; Признание Закарпатья неотъемлемой частью частью Украины;

Исходя из верховенства Конституции Украины; Стремясь обеспечить право на национально-культурную автономию всех национальных групп в сочетании с региональным, национальным и местным самоуправлением;

Гарантия равных возможностей участия в государственных политических и общественных делами для представителей всех национальностей, независимо от участия в политических партиях, религиозных участиях, типа и характера занятий, места и времени пребывания в области согласно Конституции и законам Украины ; Забота о сохранении и развитии добрососедских отношений со всеми регионами Украины и другими суверенными республиками;

Отказ от посягательства на территориальную целостность или попытки изменений за счет или в пользу Закарпатья, противопоставление его другим регионам Украины; Стремясь приумножить и лучше использовать уникальный и экономический потенциал на благо народа, остановить необратимые изменения в духовном развитии, окружающей среде и демографической сфере, областной Совет народных депутатов объявляет Закарпатье автономной областью. в составе независимого демократического государства - Украина.

Настоящая Декларация вступает в силу после ее утверждения населением Закарпатья на областном референдуме.

Декларация вынесена на обсуждение по предложению Мукачевского городского совета Мукачевского Береговского районного Совета.

«Новый Закарпатье», газета Областного Совета народных депутатов, № 188, вторник, 1 октября 1991 г.

«Решение седьмой сессии 21 созыва о статусе Закарпатья в составе независимой Украины»

Для объективного рассмотрения дела Закарпатья в составе независимой Украины, на седьмой сессии Закарпатского областного совета 21 созыва принято решение о создании комиссии.

РЕШЕНИЕ СЕДЬМОЙ СЕССИИ XXI созыва

О статусе Закарпатья в составе состава Украины Рассмотрев вопрос о статусе Закарпатья в составе Независимой Украины, областной Совет народных депутатов постановил:

1. Отмеченная критическая важная проблема и необходимость его комплексного изучения создать комиссию (список членов комиссии прилагается).

2. Комиссия должна опубликовать обоснование результатов оценки, проанализировать результаты общерегиональных обсуждений, представить свои предложения по вопросу в облисполком до 30 декабря 1991 года.

3. Вынести вопрос о статусе Закарпатья на областной референдум в соответствии с Законом «О всеукраинских и местных референдумах».

Президиум заседания

И. Э. Грицак.

В. Шепа В.

«Новый Закарпатье», газета Областного Совета народных депутатов, №. 188 Вторник, 8 октября 1991 г.

В состав комиссии вошли видные представители общественных организаций, организаций, конфессий, общин, профсоюзов и национальных организаций.

Он представляет различные политические силы в регионе, такие как, например, «Движение», «Демократическая партия Украины», «Украинская республиканская партия».

Представители общенациональных общественных организаций развития населения Закарпатья: «Рома», «Общество социально-экономического развития румын» Закарпатья им. Кошбука »,« Общество немцев «Возрождение», «Общество венгерской культуры». КМКС »,« Общество карпатских русинов »,« Общество словаков ».

Уполномоченные религиозных организаций: «Мукачево-Ужгородская православная епархия», «Церковь пятидесятников», «Римско-католическая религиозная община», «Мукачево». Греко-католическая епархия »,« Реформатская церковь ».

Общество организации культурной и национальной направленности в лице «Ветераны Афганской войны», Общество «Мемориал», «Закарпатское отделение Союза писателей Украины», региональная организация общество «Просвита», «Общество украинского языка имени Тараса Шевченко« Просвита »

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КОМИССИИ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ВОПРОСА «О СТАТУСЕ ЗАКАРПАТИИ В ЧАСТИ НЕЗАВИСИМОЙ УКРАИНЫ»

1 АДАМ Йосип Иванович, сопредседатель цыганской общины «Рома11редыганской».

общины «Рома»

3-х спальный Виктор, народный депутат, председатель Закарпатской областной организации «Народное движение Украины».

4 ГАБОР Иван Иванович, депутат облсовета, представитель Тячевского района.

5 ГЕРЕВИЧ Иван Иванович, депутат облсовета, представитель Береговского района.

6 СВЯТОЙ Иван Васильевич, представитель Мукачево.

7 ГОРВАТ Василий Васильевич, депутат облсовета, представитель Мукачевского района.

8 ГРАНЧАК Иван Михайлович, профессор, доктор исторических наук.

9 ГРЕЧАНИНОВ Виктор Федорович, депутат облсовета, представитель ветеранов афганской войны.

10 ГУЗОВ Михаил Михайлович, депутат облсовета, представитель Раховского района.

11 ГУЛАЧИ Людвик Людвигович, представитель реформатской церкви.

12 ДУМНИЧ Михаил Васильевич, представитель облсовета независимых профсоюзов.

13. ЗАДИРАКА Валентина Дмитриевна, представитель Великоберезненского района.

14. ЗИЛЬГАЛОВ Василий Алексеевич, председатель региональной организации «Мемориал».

15. ИЛЬЯШ Иван Иванович, депутат облсовета, представитель Виноградовского района.

16. КАИНЗ Емельян Иванович, общество немцев «Возрождение».

17. КЕМЕНЯШ Георгий Георгиевич, депутат районного совета, представитель Свалявского района.

18. ЛЕЛЕКАЧ Иван Михайлович, представитель Мукачевской греко-католической епархии.

19. МАДЯР Иван Михайлович, депутат облсовета, представитель Иршавского района.

20. МАТИКО Иван, представитель общества словаков.

21. МАРИНА Василий Васильевич, депутат областного совета, представитель общества-экономического развития румын Закарпатья им. Косбука.

22. МИШАНИЧ Федор Васильевич, председатель региональной организации Демократической партии Украины.

23. МИЛОВАН Шандор, представитель римско-католической религиозной общины.

24. МОКРЯНИН Иван Михайлович, депутат облсовета, представитель Межгорского района.

25. ПОП Василий Степанович, председатель Закарпатского отделения Союза писателей Украины.

26. РЯШКО Михаил Михайлович, представитель Воловецкого района.

27. ТИВОДАР Михаил Петрович, депутат облсовета, кандидат технических наук.

28. ТУРЯНИЦА Иван Михайлович, профессор, представитель Общества карпатских русинов.

29. УСТИЧ Сергей Иванович, заместитель председателя облисполкома.

30. ФЕДАКА Павел Михайлович, председатель региональной организации общества «Просвита».

31. ФЭЭР Петр Иванович, депутат облсовета, представитель Хустского района.

32. ФОДОВ Шандор Лойшович, депутат облсовета, правительство венгерской культуры.

33. ХРИПТА Иван Андреевич, представитель церкви пятидесятников.

34. ЦУРКО Иван Емерихович, депутат облсовета, представитель Ужгородского района.

35. ЧУЧКА Павел Павлович - председатель правления украинского языка «Просвита» имени Тараса Шевченко.

36. ШЕРЕГИЙ Василий Мирославович, представитель регионального правления Украинской республиканской партии.

37. ЩЕРБА Емельян Станиславович, член облсовета, представитель Перечинского района.

38. ЯРЕМА Василий Юрьевич, представитель Мукачево-Ужгородской Православной епархии.

Газета Областного Совета народных депутатов «Новый Закарпатье», №1. 193 Вторник, 8 октября 1991 г.

Дата объявления

В соответствии с требованием статьи 21 Закона Украины с изменениями 1991 г. «О республиканских и местных референдумах» местный Совет народных депутатов после получения правильно оформленного предложения (о статусе Закарпатья) должен был принять одно из трех решений:

1. Об объявлении референдума

2. Об отклонении референдума

3. О решении вопроса о проведении ответа, как не требующегося референдума

На принятии решения о созыве референдума определения даты и содержания вопроса, поставленного на референдуме. Объявление о проведении референдума, его тема и дата были опубликованы в местных СМИ.

Решение седьмой сессии Совета Закарпатского областного
народных депутатов двадцать первого созыва от 31 октября 1991 года
О проведении областного референдума.

В соответствии со статьями 125, 131 Конституции Украинской ССР, статьями 13, 14, 21, 22 Закона СССР «О республиканских и местных референдумах» Областной Совет народных депутатов постановил:

1. Объявить, что региональный референдум о статусе Закарпатья в составе независимой Украины состоится в воскресенье, 1 декабря 1991 года.

2. Определить полномочия областных, городских (областного подчинения), районных и избирательных избирательных комиссий по проведению областного референдума соответственно действующим областным, городским (городам областного подчинения) и районнымизбирательным комиссием по выборам депутатов местного значения. Советы народных депутатов, окружные комиссии по выборам Президента Украины и всенародному референдуму. Исходя из того, что областной референдум будет проводиться одновременно с Президентом Украины и всенародным референдумом, и поделить участковые комиссии, считать нецелным привлечение к проведению областного референдума избирательных комиссий сел (областного подчинения), а также сельские комиссии по выборам депутатов соответствующих Советов народных депутатов.

3. Утвердить содержание и форму бюллетеня для голосования на областном референдуме 1 декабря 1991 года.

4. Поручить областной комиссией по референдуму и облисполкому требуются необходимые организационно-технические мероприятия по проведению областного референдума 1 декабря 1991 года.

5. Опубликовать в СМИ решение о проведении регионального референдума о статусе Закарпатья в составе независимой Украины.

Президиум заседания:

И.Е. Грицак,

В.В. Шепа.

«Новый Закарпатье», Газета областного Совета народных депутатов, №. 212, вторник, 5 ноября 1991 г.

Текст бюллетеня, принятый на седьмой сессии Закарпатского областного совета от 31 октября 1991 г.:

Седьмая сессия Закарпатского областного совета принял и утвердила текст и размер бюллетеня. Бюллетень в соответствии с требованиями законодательства

Бюллетень
Для голосования на всеобщем областном референдуме

Вы желаете, чтобы Закарпатье получило статус автономной территории как субъект в составе административно-территориального образования ?

Да ___________________________NO

Оставьте один из ответов, другой вычеркните.

Бюллетень, в котором оба слова «Да» и «Нет» или ни одно из слов не вычеркнуто во время голосования, аннулируется.

Размер избирательного бюллетеня 144,5х105 мм.

Газета областного Совета народных депутатов «Новый Закарпатье», №. 212, вторник, 5 ноября 1991 г.

Публикация «Декларации прав национальностей Украины»

Накануне референдума (6 ноября 1991 г.) в официальном органе Закарпатской области Опубликована Советом народных депутатов «Декларация прав национальностей Украины», принятая «Верховной Радой Украины» 1 ноября 1991 года.

Цель публикации:

Убедить жителей региона, что «Украинское государство гарантирует всем народам, национальным группам и гражданам, проживающим на его территории, равные политические, экономические, социальные и культурные права... Украинское государство гарантирует своим гражданам... в регионах, где проживает несколько этнических групп. что наряду с государственным украинским языком может функционировать язык, приемлемый для всего населения области ».

ДЕКЛАРАЦИЯ
прав национальностей в Украине
(Опубликовано в Киевском вестнике Верховной Рады (БВР) Украины 31.12.1991 - 1991 г., № 53, статья 799, документ 1771-12, действующая редакция - Принят 11.01.1991)

Верховная Рада Украины на основании Декларации о государственном суверенитете Украины, Декларации независимости Украины, руководствуясь Всеобщей декларацией прав человека и международных пактов о правах и свободах человека, ратифицированных Украиной

Стремление к священным принципам свободы, гуманизма, социальной справедливости, равноправия всех этнических групп украинского народа в независимой, демократической Украине,

Принимая во внимание, что на территории Украины проживают представители более 100 национальностей, которые вместе с украинцами составляют пятьдесят два миллиона человек Украина, принимает следующую Декларацию прав национальностей в Украине:

Статья 1

Украинская ул. ате гарантирует всем народам, национальным группам и гражданам, проживающим на его территории, равные политические, экономические, социальные и культурные права. Представители народов и национальных групп избираются наравне с органами государственной власти всех уровней, занимают любые должности в правительстве, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Дискриминация по национальному признаку запрещена и преследуется по закону.

Статья 2

Украинское государство гарантирует всем национальностям право на сохранение своего традиционного проживания и обеспечивает существование национальных административных единиц, берет на себя ответственность за создание соответствующих условий для развития национальных языков и культур.

Статья 3

Украинское государство гарантирует всем народам и этническим группам право свободно использовать свой родной язык во всех сферах общественной жизни, включая образование, производство, получение и распространение информации. Верховная Рада Украины толкует статью 3 Закона «О языках в Украинской ССР» так, что в пределах административно-территориальных единиц, густонаселенных определенной национальностью, ее язык может функционировать наравне с государственным языком.

Украинское государство предоставляет своим гражданамреферендума вызывают проблемы совместимости с существующими правовыми реалиями для действующего режима, необходимо внести поправки в национальное законодательство или его (референдум) следует провести повторно.

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-07-16 01:32:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте