Выборы президента России 1991 г. - 1991 Russian presidential election

редактировать
Выборы президента России 1991 г.

12 июня 1991 г.1996
Явка избирателей74,7 %
Борис Ельцин Николай Рыжков
НоминантБорис Ельцин Николай Рыжков
ПартияНезависимый КПСС
КандидатАлександр Руцкой Борис Громов
Народное голосование45,552,04113,359,335
Процент58,6%17,2%

Владимир Жириновский Аман Тулеев
НоминантВладимир Жириновский Аман Тулеев
ПартияЛДПСУ Независимый
КандидатАндрей ЗавидияВиктор Бочаров
Народное голосование62110075417464
Процент8,0%7,0%

Карта выборов президента России 1991 года по субъектам федерации.svg Победитель по субъекту федерации.. Борис Ельцин Николай Рыжков Аман Тулеев

Избранный президент .

Борис Ельцин. Независимый

Приглашение избирателя избирательная карточка

1991 Президентские выборы в России состоялись в РСФСР 12 июня 1991 года. Это были первые президентские выборы. всеобщие выборы в истории страны. Выборы были проведены примерно через три месяца после того, как россияне проголосовали за установление президентства и проведение прямых выборов на референдуме, проведенном в марте того же года. В результате победил Борис Ельцин, набравший 58,6% голосов.

Содержание

  • 1 Предыстория
    • 1.1 Избирательная система
    • 1.2 Президентская власть
  • 2 Кандидата
  • 3 Агитация
  • 4 Поведение
    • 4.1 Нарушения закона кампании
    • 4.2 Вмешательства правительства Михаила Горбачева
    • 4.3 Предвзятость СМИ
    • 4.4 Процедурные нарушения
    • 4.5 Саботаж
    • 4.6 Бойкоты избирателей
  • 5 Дебатов
  • 6 Соцопросов
  • 7 Результатов
  • 8 Источников

Предыстория

На выборах Верховного Совета Российской Федерации нижняя палата депутатов на выборах в законодательные органы 1990 года кандидаты-коммунисты получили 86% мест.

31 мая 1990 года Борис Ельцин был избран председателем Верховный Совет Российской Федерации при голосовании членов органа. Это сделало его де-факто лидером РСФСР. Голосование было относительно близким, так как лидер Советского Союза Михаил Горбачев безуспешно пытался убедить достаточное количество членов Верховного Совета проголосовать против Ельцина.

Ельстин предпринял активные усилия, чтобы отстоять создание должности президента и проведение всенародных выборов для ее заполнения. Многие усмотрели в этом желание Ельцина иметь мандат и власть отдельно от напряженно разделенной законодательной власти. В конечном итоге ему удалось добиться от России проведения референдума 14 марта 1991 г. о том, должна ли Россия создавать должности президента и вице-президента и проводить выборы для их заполнения. Русские проголосовали за создание и проведение выборов в эти офисы.

После референдума был период продолжительностью более недели, когда тупиковая ситуация заставляла Съезд народных депутатов уйти, не решив, стоит ли голосовать по вопросу о том, следует ли в Российской Федерации избирать президента прямым голосованием. 4 апреля Съезд народных депутатов постановил принять закон, санкционирующий выборы. Съезд народных депутатов до сих пор не назначил официальную дату выборов, но предварительно назначил выборы на 12 июня. Эта предварительная дата позже станет официальной датой выборов.

В конечном итоге Съезд народных депутатов утвердит проведение выборов, назначив первый раунд голосования примерно через три месяца после того, как будет принято решение о референдуме. На выборах будут совместно избраны лица на пятилетний срок в качестве президента и вице-президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Несколько субнациональных выборов должны были совпасть с первым туром президентские выборы. Это включало выборы мэра в Москве и Ленинграде, а также выборы исполнительной власти в субъектах федерации, таких как Татарстан. Также были проведены референдумы на субнациональном уровне, приуроченные к президентским выборам. Они включали ряд референдумов, на которых города определяли, хотят ли жители вернуться к своим историческим названиям, например, Свердловск (исторически Екатеринбург) и Ленинград (исторически Санкт-Петербург).

Избирательная система

В отличие от последующих президентских выборов в России, кандидат в вице-президенты баллотировался на выборах вместе с кандидатом в президенты. Подобно системе президентских выборов в США, кандидатура вице-президента выставлялась вместе с кандидатурой президента как в качестве совместной записи в бюллетене для голосования.

Предварительный закон, определяющий правила выборов, был принят 24 апреля Верховным Советом России. Однако в конечном итоге Верховному Совету потребовалось три недели до дня выборов, чтобы окончательно утвердить правила, которые будут регулировать выборы.

Любой гражданин РСФСР в возрасте от 35 до 65 лет имел право быть избранным. президент. Право голоса имел любой гражданин РСФСР старше 18 лет. Явка 50% была необходима для подтверждения выборов. Победитель должен набрать 50% поданных голосов. Президент избирался на 5-летний срок и мог избираться максимум на два срока.

Первоначально закон о выборах предусматривал, что после приведения к присяге президент должен будет отказаться от их членства в любые политические партии. Однако 23 мая парламент проголосовал за отмену этого требования.

Все кандидаты должны были быть выдвинуты, прежде чем они смогут пройти регистрацию бюллетеней. Кандидаты могли выдвигаться политическими партиями РСФСР, профсоюзами и общественными организациями. Кандидаты могли пройти регистрацию бюллетеней двумя способами. Первая заключалась в предоставлении доказательств поддержки 100 000 избирателей (подпись). Второй способ для кандидатов получить регистрацию - это получить поддержку 25% членов Съезда народных депутатов (которые проголосовали бы за включение таких кандидатов в бюллетень или нет).

Вкл. 6 мая было объявлено, что крайний срок подачи заявок - 18 мая. Это также был крайний срок для выдвижения кандидатуры кандидата на пост вице-президента.

Кандидатам было выделено 200 000 рублей государственного финансирования их предвыборной кампании.

В мае 1991 г. прозвучало несколько призывов отложить выборы., перенеся его на сентябрь. Те, кто настаивал на переносе выборов, утверждали, что время до назначенного 12 июня дня выборов предоставило слишком короткий период для выдвижения кандидатов и проведения кампании. В ответ на эти призывы председатель избирательной комиссии заявил, что в законе предусмотрено, что выборы состоятся 12 июня, а предлагаемая отсрочка выборов послужит лишь «поддержанию кипения в России» еще на три месяца

<207.>В середине мая председатель избирательной комиссии Василий Казаков объявил, что выборы будут выделены в бюджет в размере 155 миллионов рублей.

Результаты первого тура должны были быть подведены и объявлены до 22 июня.

В конечном итоге было решено, что в случае необходимости второй тур будет назначен в течение двух недель после первого тура.

Президентские полномочия

Из-за спешных обстоятельств, стоящих за Создание офиса и организация выборов, многие аспекты работы президента были непонятны. Не было проведено достаточных законодательных дебатов для определения объема президентских полномочий. Неясно, например, будет ли президент или Съезд народных депутатов обладать высшей законодательной властью.

Одно из немногих оговорок, которые были сделаны, заключалось в том, что две трети голосов на Съезде народных депутатов имели право (только если такое голосование было рекомендовано вновь созданным конституционным судом) отстранить президента, если он нарушил конституцию, законы или присягу.

Работа над проектом закона, определяющего сам президентский пост. началось 24 апреля, и оставалось примерно два месяца до того, как инаугурационный владелец должен был занять этот офис. Согласно первоначальному проекту президент являлся главой исполнительной власти в РСФСР, но не имел права распускать Верховный Совет или Съезд народных депутатов или приостанавливать их деятельность. Президент не мог быть народным депутатом, и после избрания ему пришлось бы приостановить свое членство во всех политических партиях.

25 мая недавно созданная группа консерваторов в Конгрессе народных депутатов заблокировала закон, отстаиваемый Ельциным. это прямо позволило бы президенту отстранить местных руководителей от должности, если бы Конституционный суд РСФСР признал их виновными в нарушении законов Российской Федерации.

Комитет Верховного Совета, которому было поручено переработать Конституцию России, зашел в тупик по поводу своих полномочий. президентства. Попытки прийти к единой резолюции продолжатся и после выборов. К ноябрю комитет откажется от принятия единой резолюции и вместо этого предпочел бы представить два разных проекта, один из которых был разработан союзниками Ельцина, а другой - оппонентами Ельцина. Ни один из них не будет одобрен.

Неспособность решить эти вопросы в конечном итоге приведет к более позднему извержению российского конституционного кризиса 1993 года.

Кандидаты

Президент кандидатВице-президент кандидатПартияКампания
Вадим Викторович Бакатин.jpg
Вадим Бакатин
Абдулатипов Р.Г 1.jpg
Рамазан Абдулатипов
Независимый
(Кампания )
Борис Ельцин в 1994.PNG
Борис Ельцин
Евстафьев-александр-руцкой-w.jpg
Александр Руцкой
Независимая
(кампания )
Владимир Жириновский в 2015 г..jpg
Владимир Жириновский
Noimage.png
Либерально-демократическая партия
(кампания )
Альберт Макашов.jpg
Альберт Макашов
Noimage.png
Независимая
(кампания )
Николай Рыжков 1990.jpg
Николай Рыжков
Evstafiev-general-gromov.jpg
Борис Громов
Коммунистическая партия
(кампания )
Аман Тулеев ( Council.gov.ru).jpg
Аман Тулеев
Виктор Бочаров в 2015 году (sakha.gov.ru).jpg
Независимая
(кампания )

Кампания

Хотя Ельцин баллотировался как независимый, его поддержала Демократическая Россия. Несмотря на то, что четыре кандидата были членами Коммунистической партии, Николай Рыжков был единственным, кто был официально выдвинут партией. Остальные коммунисты, участвовавшие в выборах, баллотировались как самовыдвиженцы.

Ельцин был безоговорочным фаворитом на выборах. Вместо того, чтобы объединяться вокруг единого кандидата, чтобы бросить вызов Ельцину, силы советского коммунистического истеблишмента выдвинули несколько кандидатов (официальным кандидатом был Рыжков). Поскольку считалось, что ни у одного кандидата нет шансов полностью победить Ельцина в первом туре выборов, коммунисты надеялись, что более широкое поле кандидатов увеличит шансы на то, что они смогут выкачать достаточно поддержки у Ельцина, чтобы заставить выборы состояться. второй тур (который произойдет, если ни один из кандидатов не наберет более 50% голосов). Коммунисты полагали, что к осени политический климат в России может измениться и, возможно, менее благоприятен для Ельцина. Таким образом, они сделали ставку на то, что к тому времени, когда может быть проведен второй тур голосования, Ельцин может оказаться в более слабой позиции в качестве кандидата. В конечном итоге Ельцину удалось получить большинство голосов в первом туре, исключив необходимость проведения второго тура.

Имея чрезвычайно удобное лидерство, Ельцин провел кампанию с относительно низкой интенсивностью. Вместо того чтобы усилить риторику и сплотить избирателей, Ельцин проявил гораздо более расслабленный подход, сделав очень мало выстрелов в своих соперников и предложив очень мало конкретики в отношении политики. Напротив, его оппоненты, отставая от гигантского лидерства Ельцина и имея очень мало времени, чтобы уменьшить свой дефицит, много раз стреляли в него и друг в друга.

Поведение

Хотя оба широко известны в России а за рубежом как прорыв в советской / российской демократизации выборы не были полностью свободными и справедливыми. Тем не менее, многие комментаторы сочли выборы 1991 года более свободными и справедливыми, чем все последующие президентские выборы в России.

Нарушения закона о проведении избирательной кампании

Агитационные аппараты нескольких кандидатов продолжили агитацию после истечения установленного срока. в день выборов, после чего они должны были прекратить агитационную деятельность.

Жириновский безуспешно пытался оспорить результаты выборов, обвинив Ельцина в использовании ресурсов своего офиса для поддержки своей кампании. Он утверждал, что такие ресурсы превышали то, что кандидаты могли себе позволить при разрешенном государственном финансировании, и поэтому их следует рассматривать как нарушение финансирования избирательной кампании, достаточно серьезное, чтобы свести на нет победу Ельцина.

Вмешательства правительства Михаила Горбачева

Несмотря на то, что официально он оставался нейтральным и не поддерживал ни одного кандидата, советский лидер Михаил Горбачев стремился предотвратить победу лидера Бориса Ельцина.

Горбачев попытался убедить больше кандидатов баллотироваться. Он сделал это в надежде, что большее число кандидатов увеличит вероятность того, что другие кандидаты смогут выкачать достаточно поддержки у Ельцина, чтобы его доля голосов была ниже 50%, что обеспечило проведение второго тура голосования <. 92>

Несмотря на то, что армия должна была быть деполитизированной, ее решения по-прежнему принимала КПСС. Таким образом, военные были использованы в попытке КПСС помешать Ельцину победить на выборах. 30 апреля генерал-полковник, начальник Главного политического управления, заявил представителям этого органа, что армия должна работать, чтобы повлиять на исход президентских выборов в РСФСР. Шляга призвал к созданию избирательных комиссий и призвал проинформировать военнослужащих об относительных достоинствах кандидатов в президенты. Это было воспринято как спонсируемая армией кампания против Бориса Ельцина. В начале июня Минобороны издало директиву командирам города Архангельска, запрещающую «шпионам-демократам» агитировать за президентство РСФСР среди воинских частей. Это помешало проельцинским силам проводить кампанию, направленную непосредственно на голоса военных. Между тем такая агитация в поддержку Рыжкова продолжала разрешаться.

Накануне выборов, что было расценено как политически мотивированный шаг, главный советский прокурор объявил, что он занимается расследованием валютных нарушений со стороны Ельцина. В выпуске Советской России от 11 июня была опубликована статья на первой полосе, написанная Генеральным прокурором Советского Союза, в которой осуждался Ельцин за незаконные предложения продать миллионы рублей за доллары по адресу: в несколько раз превышает официальную ставку. Это была сделка, которая так и не была реализована, но из-за которой тогдашний заместитель премьер-министра РСФСР Геннадий Фильшин подал в отставку в феврале прошлого года.

Действия, направленные на то, чтобы повлиять на выборы против Ельцина, совершались не только чиновниками в Советском Союзе правительство. Аналогичные действия предприняли и консервативные члены правительства РСФСР. Накануне выборов министр иностранных дел РСФСР Андрей Козырев (консервативный правительственный деятель) выступил с заявлением о том, что утверждения о том, что Ельцин назначил предполагаемого итальянского мафиози почетным консулом РСФСР, являются правдой.

Предвзятость СМИ

В СМИ существовала значительная предвзятость в пользу Рыжкова. Коммунистические СМИ, особенно ближе к концу кампании, атаковали Ельцина, обвиняя его в авторитаризме и некомпетентности. Многие газеты также имели сильную предвзятость в пользу Рыжкова; За два дня до выборов Правда опубликовала резкие выпады в адрес Ельцина, назвав его «нелояльным, авторитарным и некомпетентным».

Проельцинские публикации (а иногда и антиельцинские публикации) критически отзывались о Жириновском. Они принижали его кандидатуру и характеризовали его по-разному: «обладал », а также коричневой рубашкой (нацистом ), фашистом, шовинистский и сталинистский.

Освещение двух основных российских телеканалов варьировалось. Управляемый РСФСР РТР положительно освещал Ельцина, в то время как управляемый центральным советским правительством ОРТ критиковал его и широко освещал взгляды его оппонентов. ОРТ предвзято освещал процессы в российском законодательном органе, незадолго до выборов транслировал длинный документальный фильм о Рыжкове, а также транслировал множество антиельцинских программ. Он также практически не принял во внимание кандидатуру Жириновского в своих репортажах, предоставив ему всего 2,5 часа репортажа против 24 часов репортажа Ельцина.

27 апреля председатель Государственного комитета СССР по телевидению и телевидению Радиовещание и Всесоюзная государственная телерадиокомпания запретили трансляцию по расписанию Телеканал РСФСР (оператор РТР), медиакомпании правительства РСФСР, которое вещало нерегулярно с прошлого года. Вскоре стало известно, что Кравченк, возможно, попытается нарушить свое соглашение с правительством России и заблокировать регулярные трансляции РТР в период предвыборной кампании, лишив правительство Ельцина собственных государственных средств массовой информации, которые можно было бы использовать в качестве инструмента кампании. Однако станции разрешили начать регулярное вещание 13 мая. Тем не менее, во многих местах местные коммунистические власти вмешивались в сигналы проельцинских передач по сети. Антиельцинские передачи ОРТ не подвергались помехам.

Процессуальные нарушения

Российская пресса сообщила о ряде процедурных нарушений.

Раздавались бюллетени, ошибочно напечатанные без печати с подписью члена избирательной комиссии на обратной стороне. Как следствие, голоса, поданные такими ошибочными бюллетенями, были признаны недействительными.

Кроме того, в одном пункте печати бюллетеней в Московской области было напечатано 25 000 бюллетеней, в которых смешались пары кандидата в президенты и кандидата в вице-президенты.

Саботаж.

В течение периода кампании в нескольких кампаниях были акты саботажа.

16 мая произошел взрыв в помещении, используемом для хранения подписей за кандидатуру Ельцина в штаб-квартире Демократической России в Москве. The Baltimore Sun назвала это «первым политическим взрывом в стране». столице более десяти лет ". Советская Россия возложила вину на Либертарианскую (радикальную) партию Советского Союза за совершение нападения, однако они отрицали свою причастность.

Стенд на было разрушено здание Оренбургского общественно-политического информационного центра, содержащего агитационные материалы Рыжкова.

Бойкот избирателей

28 мая Верховный Совет Татарстана заявил, что Татарстан не будет "официально принимать участие »в выборах. Это произошло после двух недель публичных протестов против выборов в Татарстане. В Татарстане была сильная политическая оппозиция выборам, поскольку они рассматривались как посягательство на притязания Татарстана на суверенитет. Как следствие, явка в Татарстане составила 36,6%. Между тем на выборах президента Татарстана (состоявшихся в тот же день) явка превысила 60%.

Бойкот выборов в Башкортостане был поддержан недавно созданной группой А Движение за Суверенный Башкортостан. Группа была создана совместно Башкирской народной партией и Татарской демократической партией Башкирской АССР.

Дебаты

С участием кандидатов проводились теледебаты. Несмотря на то, что первоначально он согласился участвовать в дебатах, Ельцин в конечном итоге предпочел этого не делать.

Опросы общественного мнения

Опрос общественного мнения на президентских выборах в России, 1991

1996

Опросы общественного мнения показали высокую вероятность Победа Ельцина. В день выборов анализ The Times показал, что даже опросы общественного мнения, которые были наиболее пессимистичными в отношении поддержки Ельцина, по-прежнему показали, что он набрал от 36% до 52% голосов. Менее пессимистичные опросы показали, что он набрал еще большую долю голосов. Большинство социологических опросов показало, что Ельцин намного опережает других кандидатов. Многие показали, что он получил более 60% голосов.

Накануне выборов многие опросы (ошибочно) указывали, что Бакатин собирался занять третье место.

Опросы не отражали мнения Жириновского. высокая производительность. За три недели до выборов опросы показали, что его поддержка составляет всего 0,5%.

ДатаАгентствоЕльцинРыжквовЖириновскийТулеевМакашовБакатинДругоеНе определилсяНе проголосовал бы
В начале маяRSI60%23%
Начало июняRSI44%31%10%2%

Результаты

Ельцин решительно выиграл большинство голосов в первом туре выборов, тем самым избавившись от необходимости во втором туре. 13 июня советские СМИ сообщили о его победе на выборах. Председатель Центральной избирательной комиссии Василий Казако подтвердил победу Ельцина. Официальные результаты были подтверждены 19 июня.

Ельцин стал первым всенародно избранным лидером в истории России. Его инаугурация состоялась 10 июля.

Ельцин (58,6%) Рыжков (17,2%) Жириновский (8,0%) Тулеев (7,0%) Машаков (3,8%) Бакатин (3,5%) Против всех (2,0%)
кандидатвице-президент кандидатПартияГолосов%
Борис Ельцин Александр Руцкой Независимый 45,552,04158,6
Николай Рыжков Борис Громов Коммунистическая партия 13,395,33517,2
Владимир Жириновский Либерально-демократическая партия 62110078.0
Аман Тулеев Независимый 5,417,4647.0
Альберт Макашов Независимый 2,969,5113,8
Вадим Бакатин Рамазан Абдулатипов Независимый 2,719,7573,5
Против всех 1,525,4102,0
Недействительные / пустые голоса1,716,757
Всего79 507 282100
Зарегистрированные избиратели / явка106,484,51874,7
Источник: Nohlen Stöver, Университет Эссекса, Голос России, FCI

Список литературы

Последняя правка сделана 2021-07-16 01:30:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте