Кодекс канонического права 1983 года (сокращенно 1983 CIC из его Латинское название Codex Iuris Canonici ), также называемое Кодекс Иоанна-Павла, представляет собой «основной свод церковных законов Латинской церкви». Это вторая и текущая всеобъемлющая кодификация канонического законодательства для Латинской церкви sui iuris католической церкви. Он был обнародован 25 января 1983 года Иоанном Павлом II, и вступил в силу в первое воскресенье Адвента (27 ноября) 1983 года. Он заменил Кодекс канонического права 1917 года., обнародованный Бенедиктом XV 27 мая 1917 года.
Текущий Кодекс Каноническое право - это вторая всеобъемлющая кодификация нелитургических законов Латинской церкви, заменяющая Пио-бенедиктинский кодекс, который был обнародован Бенедикт XV в 1917 году. См. Также Кодификация канонического права и Кодекс канонов восточных церквей.
Папа Иоанн XXIII при провозглашении нового Вселенского собора от католической церкви, также объявил о намерении пересмотреть CIC 1917 года. Было невозможно пересмотреть Кодекс канонического права до завершения Второго Ватиканского Собора, чтобы решения Собора могли служить ориентиром для пересмотра церковных законов. В нескольких документах совета содержались конкретные инструкции относительно изменений в организации католической церкви, в частности указы Christus Dominus, Presbyterorum Ordinis, Perfectae Caritatis и Родовые объявления. В 1966 году Папа Павел VI издал нормы для применения этих инструкций в рамках motu proprio Ecclesiae Sanctae.
Pontificia Commissio Codici iuris canonici признание, которое было создано в 1963 году., продолжил работу по пересмотру Кодекса канонического права посредством понтификата Павла VI, завершив работу в первые годы понтификата Иоанна Павла II.
25 января 1983 года Апостольской конституцией Sacrae disiplinae leges Иоанн Павел II провозгласил действующий Кодекс канонического права для всех членов католической церкви, принадлежащих к Латинской церкви. Он вступил в силу в первое воскресенье следующего Адвента, то есть 27 ноября 1983 года. В обращении, адресованном 21 ноября 1983 года участникам курса Григорианского университета в Риме по новому Кодексу Каноническое право, Папа назвал новый Кодекс «последним документом Второго Ватиканского Собора».
Эта апостольская конституция установила Кодекс канонического права 1983 года для Латинской церкви. Позже Иоанн Павел II обнародовал кодекс канонического права для 22 sui juris восточно-католических церквей - Кодекс канонов восточных церквей - посредством Апостольской конституции Sacri Canones от 18 октября 1990 года.
Несмотря на то, что Кодекс был переведен на многие народные языки, только оригинальный латинский текст имеет силу закона.
Декрет II Ватиканского Собора Optatam totius (№ 16), принимая во внимание решение о реформировании существующего Кодекса, установил, что «преподавание канонического права должно принимать во внимание тайну Церкви, согласно догматической конституции De Ecclesia ». Пио-бенедиктинский кодекс 1917 года был фактически построен в соответствии с разделением римского права на «нормы, личности, вещи, процедуры, наказания». Кодексу 1983 года, напротив, намеренно была придана гораздо более доктринально-богословская структура. Иоанн Павел II так описал экклезиологическое вдохновение Кодекса:
Инструмент, которым является Кодекс, полностью соответствует природе Церкви, тем более что он предлагается учением Второй Ватиканский Собор в целом и в частности его экклезиологическим учением. В самом деле, в определенном смысле этот новый Кодекс можно понимать как великую попытку перевести ту же самую доктрину, то есть соборную экклезиологию, на канонический язык. Если, однако, невозможно полностью перевести на канонический язык соборный образ Церкви, тем не менее, в этом образе всегда следует найти, насколько это возможно, ее существенную точку отсчета.
Таким образом, Кодекс 1983 года сконфигурирован, насколько это возможно, согласно "тайне Церкви", наиболее значимые книги - Вторая, Три и Четыре - соответствуют munus regendi, munus sanctificandi и munus docendi ("миссиям" управления, поклонения / освящение и учение), которые, в свою очередь, проистекают из царской, священнической и пророческой роли или функций Христа.
Кодекс канонического права 1983 года содержит 1752 канона, или законы, которые в большинстве своем подразделяются на параграфы (обозначенные «§») и / или числа (обозначенные «°»). Следовательно, ссылка на Кодекс будет записана как Can. (или Канон) 934, §2, 1 °.
Кодекс состоит из семи Книг, которые далее делятся на части, разделы, заголовки, главы и статьи. Не каждая книга содержит все пять разделов. Иерархически организованные подразделения:
Большая часть Кодекса не использует все эти подразделения, но один пример -
Основной единицей Кодекса является канон. Его подразделения выглядят как
Некоторые каноны содержат «числа» без «параграфы», в то время как большинство канонов содержат «параграфы», а большинство «параграфов» не содержат «чисел».
Это план семи книг Кодекса канонического права 1983 года.
Эта часть Кодекса содержит общие правила, касающиеся
Правовые источники - это законы (в том числе обычай как особый способ законодательства из-за необходимости утверждения законодателя), которые содержат универсальные правила, общие постановления (законодательные или исполнительные), инструкции и законодательные акты, относящиеся к особой группе, а в случае законодательных актов, принимаемых самой этой группой, и административные акты, которые решают только отдельные дела.
Лицами являются физические лица или юридические лица. Не каждый считается «физическим лицом» в соответствии с определением Кодекса 1983 года, поскольку каждый становится лицом с вытекающими отсюда обязанностями и правами только посредством крещения.
Кодекс определяет условия действительности юридического акта, особенно в отношении формы, принуждения, неправильного понимания и отсутствия участия.
Юридическая власть делится на три: законодательную, исполнительную и судебную. Возможность совершения юридических действий может быть закреплена за офисом или передана лицу. Назначение и потеря церковной должности регулируются.
Время регулирует предписания, которые соответствуют национальным нормам, но могут быть выполнены только добросовестно и с определением времени.
Книга вторая описывает «Народ Божий». В нем обсуждаются общие права и обязанности членов церкви, а затем обсуждается порядок церкви от Святого Престола до местного прихода.
Иерархическая структура религиозных и светских институтов и обществ апостольской жизни показана в достаточной степени, чтобы объяснить сферу применения правил части второй. Религиозный институт - это общество, члены которого в соответствии с законами приносят публичные обеты. Эта книга разделена на три части:
Христианские верующие показывает общие обязанности верующих, мирян и священников или священнослужителей с особым вниманием к формированию и кардинальности и увольнению священнослужителей и личных прелатур. Кроме того, ассоциации верующих христиан, особенно их признание в качестве юридического лица, созданы, разделены на общественные, частные и мирские ассоциации.
Часть II озаглавлена «Иерархический строй Церкви». В этой части описывается состав, права и обязанности Высшей власти Церкви, состоящей из римского понтифика, коллегии епископов, синода епископов, Коллегия кардиналов, Римская курия и Папские легаты. Светский институт - это институт посвященной жизни, в котором верующие христиане, живущие в этом мире, стремятся к совершенству милосердия и стремятся внести свой вклад в освящение мира, особенно изнутри. Общества апостольской жизни не используют обетов.
Книга III описывает обучающую функцию церкви. Формы обучения - это служение Божественного Слова в формах проповеди Слова Божьего и катехизических наставлений, миссионерская деятельность церкви, католическое образование в школы, католические университеты и другие высшие учебные заведения, а также церковные университеты и факультеты, средства коммуникации и книги в частности и, наконец, исповедание веры.
В четвертой книге объясняются функции церкви и ее религиозные действия. Эта книга состоит из трех частей
Таинств крещения, конфирмация, святейшая евхаристия, покаяние, помазание больных, святые чины и брак. Эти таинства описаны с указанием условий, церемонии и участников.
Другими актами поклонения Богу являются сакраменталии, литургия часов, церковные похороны, почитание святых, священных изображений и реликвий, а также обет и клятва.
Священные места - это места, предназначенные для богослужения или для погребения верующих. Кодекс знает пять видов священных мест: церкви, оратории и частные часовни, святыни, алтари и кладбища. Священные времена - это священные дни обязательства, праздники и дни покаяния.
Эта часть Corpus Juris - это регулирование гражданского права. Существуют инструкции, касающиеся приобретения и управления товарами, особенно приобретения путем дарения либо через act inter vivos, либо через act mortis causa, и контракты с особым вниманием к питанию.
Книга VI содержит канонический эквивалент светского уголовного права. Книга состоит из двух частей:
Первая часть заявляет о необходимости нарушения закона и показывает пределы и требования такого уголовного закона.. Он определяет причины, исключающие наказание, как отсутствие объяснения причин, отсутствие возраста (менее семнадцати лет), ошибка в законе или фактах, отсутствие причинно-следственной связи или умысла и самооборона. Он также описывает социальные случаи как соучастие, умышленное неисполнение обязательств и попытку. Возможные наказания: порицание (отлучение и приостановка), исключающие наказания (запрет или приказ относительно проживания в определенном месте или на определенной территории, лишение власти, должности, функции, права, привилегии, способность, услуга, титул или знаки отличия), а также меры наказания и наказания. Наконец, регулируется право применения и прекращения наказаний
Во второй части показаны отдельные деликты, разделенные на деликты против религии и единства церкви, против церковных властей и свободы церкви, против особых обязательства, противоречащие человеческой жизни и свободе, узурпация церковных функций и правонарушения при их исполнении, а также преступление лжи. В дополнение к этим случаям (и тем, которые указаны в других законах) внешнее нарушение божественного или канонического закона может быть наказано, когда особая тяжесть нарушения требует наказания и существует острая необходимость предотвратить или исправить скандалы.
Книга VII содержит юридические процедуры. Он разделен на 5 частей.
Судебные процессы первой части в целом определяют судебную систему, две ее местные инстанции и римского понтифика как верховного судью с представительством в трибуналах Апостольский Престол, особенно Римская Рота. Он определяет участников судебного процесса, судью, аудиторов и родственников, поборника правосудия, Защитника облигаций, нотариуса, истца., ответчик, прокуроры и адвокаты. Наконец, в нем описывается дисциплина, которая должна соблюдаться в трибуналах, с обязанностями судей и министров, порядок вынесения решения, сроки и задержки, место судебного разбирательства, лица, допущенные к суду, способ подготовки и соблюдение актов, а также действий и исключений в целом и в частности.
Судебное разбирательство по спорам начинается с вводной части судебного разбирательства, а также ссылки на юридический акт и уведомления о нем. Объединение разногласий происходит, когда условия разногласий определяются судьей постановлением судьи. Далее, в этой части объясняется судебный процесс по делу, особенно отсутствие стороны, вмешательство третьего лица и доказательства. Существует шесть видов доказательств: заявления сторон, документы, свидетельские показания, экспертиза, судебное рассмотрение и проверка и презумпции. После сбора доказательств акты публикуются, дело завершается, а затем обсуждается. Дело заканчивается приговором судьи. Приговор может быть обжалован как недействительным, так и апелляционным. Наконец, регулируются res judicata и restitutio in integrum, исполнение судебного решения, судебные расходы и бесплатная юридическая помощь. В качестве альтернативы этого спорного суда есть возможность устного спорного процесса.
Часть третья определяет особые процессы и их особые правила, процесс объявления брака недействительным, случаи разлучения супругов, процесс освобождения от брак ratum sed non consummatum, процесс предполагаемой смерти супругов и случаи объявления недействительности священного рукоположения. В этой части также показаны способы избежать судебных разбирательств.
В четвертой части показана процедура уголовного процесса с предварительным расследованием, судебным разбирательством и склеивающей процедурой.
Последняя часть показывает методы судебного разбирательства в административном порядке, которые могут применяться любым лицом, которое утверждает, что пострадало от указа, а также смещение или перевод пасторов с отображением причин удаления или передачи.
Последний канон, 1752 год, заканчивается телеологическим и юридическим принципом, согласно которому высшим законом Церкви является спасение душ (обычно формулируется Salus animarum lex suprema est.)
После обнародования Кодекса канонического права 1983 г. папы вносили в него шесть поправок, в общей сложности изменяя 41 канон (111, 112, 535, 694, 729, 750, 838, 868, 1008, 1009, 1086, 1108, 1109, 1111, 1112, 1116, 1117, 1124, 1127, 1371 и 1671–1691).
18 мая 1998 г. Папа Иоанн Павел II издал motu proprio Ad tuendam fidem, который внес поправки в два канона (750 и 1371) Кодекса 1983 года. канонического права, а также два канона (598 и 1436) Кодекса канонов восточных церквей 1990 года, чтобы добавить «новые нормы, прямо налагающие обязательство отстаивать истины, предложенные окончательно Магистериум Церкви, а также устанавливают соответствующие канонические санкции. "
26 октября 2009 г. Папа Бенедикт XVI издал motu proprio Omnium in Mentem, который внес поправки в пять канонов (1008, 1009, 1086, 1117, 1124).) Кодекса канонического права 1983 года, разъясняющего, что из тех, кто состоит в священных орденах, только епископы и священники получили власть и миссию действовать от лица Христа-Главы, в то время как дьяконы получили способность осуществлять диаконии служения, Слова и благотворительная деятельность. Поправки также устранили формальное отступничество от католической веры как освобождение католиков от канонической формы брака.
15 августа 2015 года Папа Франциск издал motu proprio, который внес поправки в двадцать один канон (1671–1691), реформируя процесс определения недействительность брака. Документ был обнародован 8 сентября 2015 года.
31 мая 2016 года Папа Франциск издал motu proprio, который внес поправки в десять канонов (111, 112, 535, 868, 1108, 1109, 1111, 1112, 1116 и 1127), чтобы согласовать нормы Кодекса канонического права с кодексом канонов Кодекса канонов Восточных церквей. Он сделал это после консультации с комитетом экспертов по восточному и латинскому каноническому праву, организованным Папским советом по законодательным текстам.
3 сентября 2017 года Папа Франциск издал motu proprio Magnum Principium, который внес поправки в один канон (838), чтобы предоставить епископским конференциям власть над литургическими переводами.
19 марта 2019 года Папа Франциск издал апостольское письмо с motu proprio Communis vita. Он устанавливает ipso facto увольнение верующих, которые незаконно отсутствуют в течение полного года из своего религиозного дома. Он полностью заменяет каноны 694 и 729, а также vacatio judicare от 10 апреля 2019 года.
Canon 97 сокращают канонический возраст совершеннолетия. с 21 по 18, согласно консенсусу гражданского права.
Канон 332 регулирует отставку папы
Каноны 823–824 обязывает епископов подвергать цензуре материалы, касающиеся веры или мораль.
Canon 844 регулирует общение в крестце.
Канон 915 запрещает совершение Святого Причастия тем, на кого наложено или объявлено наказание в виде отлучения или интердикта или кто упрямо упорствовать в очевидном тяжкого греха.
Canon 916 запрещает духовенство в смертного греха от празднования Mass, и запрещают мирянин в смертных грехах от получения Евхаристия, кроме случаев, когда у них есть серьезная причина и нет возможности исповедаться, и в этом случае они должны совершить Акт Совершенного покаяния и как можно скорее исповедовать свои смертные грехи.
Канон 919 §1 устанавливает часовой пост перед принятием Евхаристии (этот пост не включает воду и лекарства).