Всеобщие выборы в Испании 1982 г. - 1982 Spanish general election

редактировать

Всеобщие выборы в Испании 1982 г.

1979 г. 28 октября 1982 г.1986

Все 350 мест в Конгресс депутатов и 208 (из 254) мест в Сенате. 176 мест, необходимых для Конгрессе депутатов
Опросы общественного
Зарегистрировано26,846,940 Зеленая стрелка вверх, темнее.svg 0,0%
Явка21,469,274 (80,0%). Зеленая стрелка вверх, темнее.svg 12,0 pp
Первая сторонаВторая сторонаТретья сторона Партия
Фелипе Гонсалес, 1983 (обрезано). jpg Мануэль Фрага 1982 (обрезано).jpg Микель Рока 1987 (обрезано).jpg
ЛидерФелипе Гонсалес Мануэль Фрага Микель Рока
ПартияPSOE AP - PDP CiU
Лидер с28 сентября 1979 г.9 октября 1976 г.4 июля 1982 г.
Место лидераМадрид Мадрид Барселона
Последние выборы121 место, 30,4%16 мест, 7,4%8 мест, 2,7%
Победили места20210712
Смена местаЗеленая стрелка вверх, темнее.svg 81Зеленая стрелка вверх, темнее.svg 91Зеленая стрелка вверх, темнее.svg 4
Народное голосование10,127,3925,548,10877 2726
Процент48,1%26,4 %3,7%
SwingЗеленая стрелка вверх, темнее.svg 17,7 pp Зеленая стрелка вверх, темнее.svg 19,0 pp Зеленая стрелка вверх, темнее.svg 1,0 pp

Четвертая сторонаПятая группаШестая группа
Ланделино Лавилья 1981 (обрезано).jpg Portrait placeholder.svg Сантьяго Каррильо, 1978 (обрезано).jpg
ЛидерЛанделино Лавилла Сантьяго Каррильо
ПартияUCD EAJ / PNV PCE
Лидер с13 июля 1982 г. года1 февраля 1980 года3 июля 1960 года
Место лидераМадрид Бискайский остров Мадрид
Последние выборы163 места, 33,9%7 мест, 1,6%23 места, 10,8%
Победили места1184
Смена местаRed Arrow Down.svg 152Зеленая стрелка вверх, темнее.svg 1Red Arrow Down.svg 19
Народное голосование1,425,094395,656865 272
Процент6,8%1,9%4,1%
SwingRed Arrow Down.svg 27,1 pp Зеленая стрелка вверх, темнее.svg 0,3 pp Red Arrow Down.svg 6,7 pp

Выборы в Испании 1982 года - Results.svg Карта результатов округа для Конгресса депутатов Выборы в Испании 1982 года - AC results.svg Результаты автономного сообщества карта для Конгресса депутатов

Премьер-министр до выборов .

Леопольдо Кальво-Сотело. UCD

Избран Премьер-министр.

Фелипе Гонсалес. PSOE

В четверг, 28 октября 1982 г., состоялись всеобщие выборы в Испании 1982 г., на которых был избран избранный генеральный кортес из Королевства Испании. Все 350 мест в Конгрессе депутатов были выставлены на выборы, а также 208 из 254 мест в Сенате.

Выборы были объявлены на несколько месяцев раньше назначенного срока 27 августа 1982 г. тогдашний премьер-министр Леопольдо Кальво-Сотело, на фоне низких рейтингов в опросах общественного мнения и жесткой борьбы внутри его партии, Союз демократического центра (UCD), который видел раскол Демократического и социального центра (CDS) бывшего премьер-министра <министра 254>Адольфо Суареса, Народно-демократической партии (PDP) Оскара Альзаги и Партия демократического действия (ПАД) бывшего министра Франсиско Фернандеса Ордоньеса. Закрывающийся законодательный орган характеризовался политической нестабильностью и последствиями экономического спада, вызванного нефтяным кризисом 1979 года : Сам Суарес ушел с поста премьер-министра в январе 1981 года в результате продолжающегося кризиса UCD, Попытка военного переворота была пресечена во время вступления в должность Кальво-Сотело 23 февраля 1981 года, и UCD становился все более изолированным в ходе административного устройства так называемого «государства автономий », как в парламенте - в результате его статуса меньшинства и постоянных дезертирств, - так и в политическом, поскольку проигрывали на всех региональных выборах, проводившихся с 1979 года: Страна Басков, Каталония, Галиция и Андалусия. Сам Кальво-Сотело решил не баллотироваться на второй срок.

Испанская социалистическая рабочая партия (PSOE) во главе с Фелипе Гонсалесом одержала крупную уверенную победа на демократических выборах в Испании с 48,1% голосов и подавляющее большинство в 202 из 350 мест в Конгрессе, проводя господствующую современную социал-демократическую кампанию и призыва к политическим изменениям. С другой стороны, UCD был уничтожен, потеряв 93% своих мест в 1979 году и примерно 80% голосов в 1979 году - все еще худшее поражение, которое потерпело действующее правительство со времени восстановления демократии, и одно из худших поражений, когда-либо потерпевших правящую партию в западном мире. Правый Народный альянс (AP), управляемый на выборах бывшим франкистским министром Мануэлем Фрага, сильно выиграл от потерь UCD, главной ставицией партии социалистов с чуть более 100 мест и 26,4% голосов. CDS Адольфо Суареса незначительно вошел в Конгресс с 2 местами и 2,9% голосов, в то время как Коммунистическая партия Испании (PCE) резко упала из-за тактического голосования в пользу PSOE. Явка остается на уровне 79,97%, самым высоким показателем за всю историю всеобщих выборов, проведенных в Испании на сегодняшний день. Выборы 1982 года были последними всеобщими выборами, которые проводились не в воскресенье.

Гонсалес вступил в должность 2 декабря, возглавив первое правительство за 43 года, в котором ни один из его членов не служил при франкизме.

Содержание
  • 1 Обзор
    • 1.1 Избирательная система
    • 1.2 Дата выборов
  • 2 Партии и лидеры
  • 3 Предыстория
    • 3.1 1979–81: второй срок Суареса
      • 3.1.1 Автономный процесс
      • 3.1.2 Отставка Суареса и 23-F
    • 3.2 1981–82: у власти Кальво-Сотело
    • 3.3 Досрочные выборы
  • 4 Кампания
    • 4.1 Предвыборная кампания
    • 4.2 Партийные манифесты и лозунги
    • 4.3 Развитие
  • 5 Опросы общественного мнения
  • 6 Результаты
    • 6.1 Конгресс депутатов
    • 6.2 Сенат
    • 6.3 Результат
  • 7 Последствия
  • 8 Наследие
  • 9 Примечания
  • 10 Библиография
  • 11 Ссылки
Обзор

Избирательная система

Испанские Cortes Generales рассматривались как несовершенная двухпалатная система. Конгресс депутатов обладал большей законодательной властью, чем Сенат, имея возможность выразить доверие или отозвать его у премьер-министра, а также отменить действия Сената налагает вето на абсолютным большинством голосов. Тем не менее, Сенат обладает ограниченными ограниченными возможностями, такими как его роль в поправках к конституциям, которые не подлежат отмене Конгрессом. Голосование за Генеральные кортесы проводилось на основе всеобщего избирательного права, которое включало всех граждан старше восемнадцати лет и в мере пользовалось своими политическими правами.

Для Конгресса депутатов было избрано 348 мест с использованием метода Д'Хондта и закрытого списка пропорционального представительства с порогом в 3 процента действительных голосов, включая пустые бюллетени - применяются в избирательном округе. Партии, не достигли порога, не учитывались при распределении мест. Кроме использования метода Д'Ондта может привести к эффективному пороговому значению более трех процентов в зависимости от величины района. Места были распределены по округам, провинциям Испании. Каждый избирательный округ имеет право на первоначальный минимум два места, оставшиеся 248 были закреплены среди округов пропорционально их численности, из расчета примерно одно место на каждые 144 500 жителей или фракцию более 70 000. Сеута и Мелилья получили два оставшихся места, которые были избраны с использованием множественного голосования.

Голосование с частичным блоком, при котором были выбраны открытого списка , при котором избиратели голосуют за отдельных кандидатов, а не за партию. В округах с четырьмя местами избиратели проголосовали за трех кандидатов; в двух или трех местах - до двух кандидатов; и по одному кандидату по одномандатным округам. Каждой из 47 провинций полуострова было выделено четыре места, как для островных провинций, таких как Балеарские и Канарские острова, районы были самими островами, а более крупными - Майоркой., Гран-Канария и Тенерифе - каждому выделено по три места, а меньшее - Менорка, Ибица - Форментера, Фуэртевентура, Ла Гомера, Эль Йерро, Лансароте и Пальма - по одному. Сеута и Мелилья избрали по два места каждый. Закон также предоставил дополнительные выборы для заполнения мест в законодательном органномане, освободившихся до двух лет. Кроме того, автономные сообщества имели право назначать по крайней мере по одному сенатору каждый и имели право на одного дополнительного сенатора на каждый миллион жителей.

Закон о выборах списков выбора, что партии, федерации, коалиции и группировки избирателей допущено к представлению кандидатов. В любом случае требовалось обеспечить подпись 500 избирательных округов. Избирателям было запрещено подписаться более чем за один список кандидатов. Одновременно с этой партией и федерацией, намеревающиеся войти в совместную избирательную комиссию в течение пятнадцати дней с момента объявления выборов.

Дата выборов

Срок каждой Палаты Генеральных кортесов - Конгресса и Сената - истекло через четыре года с даты их предыдущих выборов, если они не были распущены ранее. Выборы должны быть в течение 30 до 60 дней после истечения срока действия Генеральных кортесов. Предыдущие выборы проводились 1 марта 1979 г., что означало, что срок полномочий законодательного органа истекал 1 марта 1983 г. Выборы должны быть состояться не позднее шестидесяти дня после истечения срока, установитья самые последние возможные выборы. дата проведения Генеральных кортесов в субботу, 30 апреля 1983 года.

Премьер-министр предоставил прерогативу распустить обе палаты в любой момент - и объявить внеочередные выборы, при условии, что вотум недоверия не рассматривался, не было чрезвычайного положения и что роспуск не произошел раньше, чем прошел один год с предыдущего. Кроме того, в течение двух месяцев с момента первого голосования не удалось избрать премьер-министра в течение двух месяцев с момента первого голосования. За исключением этого исключения, не было конституционных требований об одновременных выборах в Конгресс и Сенат, не было прецедентов раздельных выборов, и правительство давно предпочитали, чтобы выборы в две палаты проходили одновременно.

Партии и лидеры

Ниже представлен список основных партий и коалиций, участвовавших в выборах:

Партии и коалицииИдеологияКандидат
Союз демократического центра (UCD)Центризм Ланделино Лавилья
Социалистическая рабочая партия Испании (PSOE)Социал-демократия Фелипе Гонсалес
Коммунистическая партия Испании (PCE)Еврокоммунизм Сантьяго Каррильо
Народный альянс - Народно-демократическая партия (AP - PDP)Консерватизм, христианская демократия Мануэль Фрага
Конвергенция и союз (CiU)Центризм, Каталан автономизм Микель Рока
New Force (FN)Фалангизм Блас Пиньяр
Социалистическая партия Андалусии - Андалузская партия (PSA - PA)Социал-демократия, Андалузский национализм Диего де лос Сантос
Баскская националистическая партия (EAJ / PNV)Христианская демократия, Басков автономизм Иньиго Агирре
Popul ar Unity (HB)Левый Аберцале, Баскский независимость Иньяки Эснаола
Республиканская левая Каталония (ERC)Левый национализм, Каталонский регионализм Франческ Висенс
Страна Басков Левый - левый за социализм (EE)Социализм, Баскский национализм Хуан Мария Бандрес
Канарский народный союз (UPC)Социализм, Канарский национализм Фернандо Сагасета
Демократический и социальный центр (CDS)Центризм, Либерализм Адольфо Суарес
Предыстория

1979–81: Второй срок Суареса

Законодательное собрание I началось с победы UCD в выборы 1979 г., на которых она получила большее количество - 168 мест, но все еще не получила абсолютного большинства. В своей речи при вступлении в должность премьер-министра 30 марта Адо Суарес основные направления своей политики, включая конституционное развитие, включающее управление и структурирование Государства автономий.. Вперед, в апреле 1979 года были проведены первые муниципальные выборы после Второй Испанской республики, на UCD победил в общем подсчете голосов, но потерял контроль над городскими центрами, ПСОЭ - ПСО союзы.

С 1979 года политическая ситуация в Испании начала плохая в результате действия различных факторов. С одной стороны, террористической активности на ETA, в результате которого погибли 77 человек в 1979 году и 95 человек в 1980 году, а также осознанная неспособность правительства справиться с ситуацией. Недовольство ультраправых группировками демократическими реформами Суареса привело к заговору, который привел к неудавшемуся перевороту 23-F. Экономическая ситуация также начала быть после начала энергетического кризиса 1979 года и повышения цен на баррель нефти. Во время второго президентского срока Суареса инфляция оставалась стабильной на уровне 15% в течение нескольких лет, государственный дефицит вырос с 1,7% до 6%, а текущий счет страны будет зарегистрировать чистый дефицит в размере 5 миллиардов долларов США к 1980 году. Кризис также привел к резкому увеличению безработицы с 8,1% в марте 1979 года до 13,4% в марте 1981 года.

Конец политического консенсуса, переходный который подтвержден запуском PSOE жесткой оппозиционной кампании. Правительство находилось в статусе меньшинства в Конгрессе. Жестокая социалистическая оппозиция достигла апогея в мае 1980 года, когда PSOE представило вотум недоверия Суаресу, в котором лидер социалистов Фелипе Гонсалес обвинил его и его правительство в "плохом обращении" экономической и социальной ситуации », а также неоднократное невыполнение предвыборных обещаний и нарушение соглашений с другими политическими силами и внутри самих Генеральных кортесов. Хотя это предложение было отклонено (166 голосов против, 152 за и 21 воздержался), оно было расценено как политическая победа Гонсалеса. Суарес оказался политически изолированным - его партия была единственной, кто голосовал против движения, - и возникли в результате дебаты, которые транслировались в прямом эфире по радио, а и по телевидению с высокой долей аудитории, дали Гонсалесу предлог для разоблачения социалистического правительства. программы и представить PSOE как жизнеспособную альтернативу UCD.

Растущее разделение внутри UCD, с внутренними разногласиями и критикой, постепенно подрывающими позициями Суареса, также часто приводило к столкновениям премьер-министра с его собственными членами партии. Это было результатом сложного объединения сил самых разных идеологий - социал-демократов, консерваторов, либералов и христианских демократов - в партии, которая была искусственно создана вокруг фигуры Адольфо Суареса с единственной целью правления. Когда популярность UCD в опросах общественного мнения стала падать, внутренняя напряженность начала роста. Начало кризиса UCD будет предзнаменованием того, что должно было произойти в более поздних штатах I Законодательного собрания.

Автономный процесс

Принятие первых Статутов автономии в Каталонии и Стране Басков привело к первым региональным выборам в 1980 году, которые дали множественность националистических партий (CiU и PNV ) и к неутешительным результатам UCD. Оба Устава были одобрены гражданами Каталонии и Басков посредством референдумов с широким отрывом, в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 151 Конституции для "быстрого пути" доступа к автономии. что немедленно взять на себя все полномочия. Статут утвержден в Страны Басков, Каталонии и Галисии, которые увидят свои собственные 1981 г.) - в то время как остальные присоединятся к автономии через статью 143, принявшие себя на себя полномочия в результате более медленного и длительного процесса и, даже не создавая институт самоуправления.

Представители Андалусии, однако, были категорически против этого и требования для своего региона уровня компетенций, предоставленных «историческими народностями». После массового в поддержку автономии, состоявшегося 4 декабря 1977 года, было принято решение о проведении референдума по Андалусии для достижения автономии посредством строгих требований статьи 151, которая должна была составить новую автономию, «Да» пришлось заручиться. поддержкой более половины зарегистрированных избирателей. UCD, который выступал против предоставления Андалусии доступа к автономии на основании статьи 151, призвал воздержаться от участия в референдуме, а PSOE - проголосовать за. В конце концов, в одной из восьми провинций, Альмерия, требование о том, чтобы более половины зарегистрированных избирателей голосовали за, не было выполнено из-за большого количества воздержавшихся, несмотря на подавляющую победу «Да» в Альмерии и остальная часть Андалусии. После нескольких месяцев обсуждения Адольфо Суарес и Фелипе Гонсалес достигли соглашения, согласно которому Конгресс утвердит поправку, позволяющую Андалусии пойти «быстрым путем», и утвердит ее Статут. В рамках соглашения ни один другой регион не будет использовать процедуру статьи 151, но взамен всем будущим автономным сообществам будет разрешено создать парламентскую систему со всеми институтами самоуправления. Эти «автономные пакты» между UCD и PSOE позже будут формализованы после утверждения Конгрессом Органического закона об армонизации автономного процесса (известного под его аббревиатурой , LOAPA) в июле 1982 года. LOAPA предусматривал передача компетенций должна происходить постепенно, в соответствии со способностью каждого региона принять их, чтобы в конечном итоге все они обладали одинаковым уровнем компетенций. Однако этот закон был признан неконституционным каталонскими и баскскими националистами, причем 14 из его 38 статей были позже признаны недействительными Конституционным судом Испании в августе 1983 года.

Однако С этого момента имидж UCD в Андалусии будет серьезно пострадать в результате несогласия партии с применением статьи 151. Во время кампании референдума UCD также обвиняли в препятствовании процессу ратификации Статута и в неспособности предложить необходимые демократические гарантии проведения референдума. Это, в сочетании с продолжающимся национальным кризисом, затрагивающим партию, приведет к тому, что UCD будет почти уничтожен на первых региональных выборах в Андалузии в мае 1982, на которых партия упадет ниже 15% до осторожной трети. место. PSOE, с другой стороны, стала очень популярной, рассматриваемой как партия, защищающая интересы андалузского народа, и с этого момента станет доминирующей силой в регионе.

Отставка Суареса и 23-F

Эти факторы в сочетании с растущей политической изоляцией и предполагаемым давлением со стороны военных секторов привели к тому, что Адольфо Суарес объявил о своей отставке с поста премьер-министра и лидера партии 29 января 1981 года. В своем заявлении об отставке Суарес неуточнил причины своего ухода; только то, что он считал, что его положение было «более выгодной для Испании, чем его положение на посту президента», и что он «не хотел, чтобы демократическая система была загадкой в ​​истории страны». Его преемником был предложен второй заместитель премьер-министра и министр экономики Леопольдо Кальво-Сотело. Ходили слухи, что высокопоставленные военные посоветовали королю Хуану Карлосу I уволить Суареса из-за растущего недовольства им со стороны бывших правящих ультраправых секторов, военных и Сама партия Суареса, хотя это не было подтверждено.

После отставки Суареса события ускорились. 1 февраля Коллектив Альмендрос опубликовал статью в пользу переворота в крайне правом газе Эль Алькасар ; со 2 по 4 февраля монархи посещают Страну Басков, где Херри Батасуна Депутаты принимают их с сильным освистанием и инцидентами, и на той же неделе несколько человек были обнаружены похищенными или убитыми ETA. В этой напряженной обстановке с 6 по 9 февраля состоится 2-й съезд партии UCD, на которой партия разделилась внутри партии. Агустин Родригес Саагун был избран новым президентом партии, а 10 февраля был утвержден Кальво-Сотело. Кандидат в премьер-министры на выборах состоится 20 февраля. Однако Кальво-Сотело не смог получить большинство голосов в первом туре; В результате второй тур был перенесен на 23 февраля.

Именно в тот день, когда Кальво-Сотело вступил в должность, различные заговоры государственного переворота, которые планировались с начала переходного периода, встретились в скоординированных действиях в так называемом 23-F попытка государственного переворота. Группа членов Guardia Civil под командованием подполковника Антонио Техеро напала на Конгресс депутатов, похитив как законодательную, так и исполнительную власть. сила внутри. В то же время генерал-лейтенант Хайме Миланс дель Бош приказал вывести танки на улицы Валенсии и объявил чрезвычайное положение.

. в конце концов, однако, потерпел неудачу, поскольку не рассчитывал на поддержку военных. Ключевым моментом была роль короля Хуана Карлоса I, который передал испанцам послание, заверил их в своем личном противодействии перевороту и приверженности демократии, а также приказал военным повстанцам отступить и подчиниться конституционному порядку. Впервые Кальво-Сотело был избран новым премьер-министром с 186 голосами, получив временную поддержку CiU, PAR и всего AP в результате переворота.

1981–82: Срок полномочий Кальво-Сотело

Годичный срок полномочий Леопольдо Кальво-Сотело ознаменовался на основе событий, которые еще больше подорвали электоральную базу UCD. Скандал с рапсовым маслом 1981 г., в ходе незаконного сбыта денатурированного рапсового масла (предназначенного для промышленного использования) в пищевых целях привел к массовому отравлению 20 000 человек и смерти более 600. Легализация развода в середине 1981 года встретила критику со стороны католической церкви и наиболее консервативных секторов в UCD, которые даже потребовали отставки министра юстиции Франсиско Фернандес Ордоньес, поборник закона. Раскол внутри UCD продолжал расти даже после ухода Суареса из его руководства и дезертирства. К началу 1982 года группа UCD была сокращена до 164 Конгрессе с 168 на выборах 1979 года (при этом многие в группе не последователей линии партии ) и 108 в Сенате (из 121, на которое он имел право), после того как Фернандес Ордоньес разделился со своей Партией демократического действия (PAD). Это моменту привело к дезертирству и расколу государства, которое привело к голосованию в парламенте, произошедшему в результате этого события, как поражение UCD при голосовании по бюджету 1982 года. Сотело возьмет на себя полное руководство UCD 21 1981 года, сменив Родригеса Саагуна на посту ноября президента партии.

Также во время пребывания Кальво-Сотело Испания вела переговоры и завершила свою интеграцию в НАТО в мае 1982 года. Этот шаг был встречен стойкой оппозицией левых парламента во главе с PSOE Фелипе Гонсалеса, который обещал провести референдум по этому вопросу, если он когда-нибудь дойдет до правительства. Это также вызвало раскол между Кальво-Сотело и бывшим премьер-министром Адольфо Суаресом, все еще членом парламента от UCD, на том основании, что действующий кабинет не был должным образом проинформирован о последствиях вступления Испании в НАТО, а также поспешности и спешка, с которой происходит процесс интеграции.

20 октября 1981 года прошли первые региональные выборы в Галиции. Рассматриваемый как оплот UCD после его убедительных побед на всеобщем выборах 1977 и 1979 годов, UCD предсказывал легкую победу, несмотря на уже ожидаемую поддержку. Однако усталость от внутреннего кризиса UCD и его управление страной привела к неожиданной победе правого Народного Альянса при низкой явке (46,3%). Хотя победа AP была незначительной (отрыв в 3 балла), результат показал огромную потерю поддержки UCD в городских районах и то, как AP начинала извлекать выгоду из своих потерь. За этим последовал крах партии на выбора в Андалузии 23 мая 1982 г. ; набрав всего 13% голосов (с 32% в 1979 году), а также превзойденный AP, это было сочтено катастрофой для партии. Размеры неудач на выборех были неоспоримы (потеря 60% голосов в 1979 г. и вытеснение AP как основного референта правых в наиболее густонаселенном регионе), и это произошло даже после того, как многие члены кабинета Кальво-Сотело сами совершили сами участвуют в избирательной кампании (до 10 министров и сам премьер-министр Кальво-Сотело публично кандидата от UCD в Андалусии Луиса Мерино). Национальные результаты результатов выборов нельзя было игнорировать, как это пытались сделать UCD в Галиции, и результаты общенациональных опросов общественного мнения были эффективными; с этого момента UCD начал следовать за AP и PSOE и был понижен до статуса третьей стороны.

Досрочные выборы

Фиаско на выборах в Андалузии проложило путь для окончательного разложения партии в преддверии всех выборов. Кальво-Сотело объявил в июле 1982 года о своем намерении не баллотироваться в качестве основного кандидата от его партии на пост премьер-министра и ушел с поста президента UCD, но остался премьер-министром. Его сменил на посту и лидера партии Ланделино Лавилла, избранный с сильной внутренней оппозицией (с поддержкой только 67%, несмотря на то, что он был единственным кандидатом от партии). Одновременно продолжающийся раскол UCD в Конгрессе (с уменьшением его парламентской группы до 150 из 350) к лету 1982 года лишил партию работоспособного предупреждения для управления до конца законодательного собрания в 1983 году, в результате чего Кальво- Сотело объявить о роспуске к объявлению в 1983 году внеочередных выборов на 28 октября до открытия парламента в сентябре. Предложения по законопроектам, такие как Статут автономии Мадрида, Балеарских островов, Кастилии и Леона и Эстремадуры или бюджет на 1983 год, которые должны быть утверждены осенью до окончания выборов.

Адольфо Суарес, сам основатель UCD, устроил один из самых замечательных расколов, основав центрист Демократический и социальный центр (CDS) и объявил о своем намерении самостоятельно работать в следующих всеобщие выборы. Также от UCD отделилась новая христианская демократия Народно-демократическая партия (PDP) Оскара Альзаги, которая будет работать в коалиции с AP. Если бы кортесы вновь открылись в сентябре после праздников, как это было запланировано, парламентская группа UCD в Конгрессе уменьшилась бы до 124, даже, чем гипотетическая сумма партий PSOE и PAD (128 мест).

Кампания

Предвыборная кампания

Одним из наиболее обсуждаемых вопросов на пути к всеобщему выборам 1982 года была политика партий в избирательных союзов. PAD Фандеса Ордоньеса к весне 1982 года уже достигнуто соглашение о работе под знаменем PSOE, в то время как переговоры о возможной коалиции AP-PDP велись еще до роспуска Кортеса, подтвержденного в начале сентября. Первоначально подтверждена также общенациональная коалиция между UCD и Либерально-демократической партией (PDL) Антонио Гарригеса Уокера под знаменем UCD; PDL была основана в июле на фоне кризиса UCD. Однако альянс UCD - PDL распался из-за «технических различий» в составлении списков избирателей, при этом PDL предпочла не участвовать в выборах. Некоторые секторы в UCD также пытались объединиться с CDS Суареса, но без особого успеха из-за отказа последнего, посредством общего сопротивления UCD против любой избирательной коалиции, в которой она не была доминирующей, вызывало новые внутренние столкновения внутри партии, как считалось

Внутри партии также раздавались голоса, предложения к общенациональной коалиции с AP Мануэля Фраги, что было отвергнуто руководство партии, хотя на региональном уровне между обеими партиями была создана коалиция. Страна Басков была утверждена на основании «исключительных обстоятельств», действующей на территории. Люди из делового и банковского мира, нарушенные гипотетической победой PSOE с абсолютным большинством, также выразили свою поддержку коалиции UCD-AP, критикуя отказ центристов от такого соглашения, в то время как Мануэль Фрага был уверен в этом "естественное большинство [гипотетический союз испанско-правоцентристского Однако Лавилла хотел дистанцироваться от себя и своей партии от правых и апеллировать к центру другой тип, считая AP слишком правым для этой цели.

В Первые дни октября подготовка к попытка государственного переворота, запланированная на 27 октября (накануне дня выборов), была раскрыта и сорвана, чтобы организовать ряд насильственных действий против различных личностей, которые позже завершатся мощным взрывом в В этом обвиняют ЭТА и неэффективность борьбы с терроризмом как средство оправдания y военный переворот. Важность попытки государственного переворота была преуменьшена средствами массовой информации во избежание роста социальных волнений и практически не повлияла на избирательную кампанию, начавшуюся 7 октября. Вице-генеральный секретарь PSOE Альфонсо Герра, однако, заявил, что включение армии в демократию должно было стать одной из целей будущего правительства PSOE.

Партийные манифесты и лозунги

Партия / альянсМанифест (внешняя ссылка)Слоган (ы) кампании
Союз Демократического центра (UCD)«Ланделино Лавилла отвечает» «Ответьте. Голосуйте за UCD. Центр».
Испанская социалистическая рабочая партия (PSOE)За изменение«За изменение».
Коммунистическая партия Испании (PCE)«Чтобы ничто не остановилось».
Народный альянс - Народно-демократическая партия (AP – PDP)«Пришло время решений», » Мы все победим с Фрагой »и« Пришло время Фраги ».
Конвергенция и союз (CiU)« Каталония, решающая роль в Мадриде »,« Все будет лучше, если Каталония будет сильной в Мадриде » 193>«Чтобы ваш голос не оставил Каталонию без голоса».
Демократический и социальный центр (CDS)«Как и должно быть» «En уверенность в прогрессе ».

Разработка

PSOE
Слоган, использованный PSOE во время кампании, который использовался вместе с плакатами Фелипе Гонсалеса, смотрящего в голубое небо; и лозунг, и плакаты стали символами эпохи Гонсалеса и испанской политической коммуникации.

Испанская социалистическая рабочая партия сосредоточила свою кампанию на предполагаемой необходимости политических изменений в испанском правительстве. В отличие от кампаний 1977 и 1979 годов, PSOE прибегло к стратегии всеобъемлющей партии, представив себя как «единственную эффективную альтернативу UCD». В нем использовался простой и запоминающийся лозунг («За перемены»), призванный упростить послание партии, а также передать доверие новому правительству. Поднятые кулаки и пение The Internationale также исчезли с митингов PSOE. Вместо этого, стремясь отойти от своей традиционной левой позиции и обратиться к более широкому электорату через более центристскую платформу, партия обычно заканчивала свои митинги звоном ("Мы должен измениться "), сосредоточив внимание на сообщении" изменение ". PSOE также опирался на сильную персонализацию фигуры Фелипе Гонсалеса, апеллируя к этике и сообщениям надежды как движущим силам политических изменений, но также чтобы показать образ партийного единства в отличие от внутренней политики UCD. распри прошлых лет. Последний митинг партии 26 октября, состоявшийся в университетском городе Мадрид, по оценкам, собрал около полумиллиона человек.

Среди предвыборных обещаний партии PSOE было создание 800 000 человек. занятости, национализации банков в критической экономической ситуации и снижении пенсионного возраста с 69 до 64, а также установление максимальной продолжительности рабочего времени в 40-часовой рабочей неделе. Он также предложил широкий спектр социальных политик: повышение налогов до более высоких доходов, повышение пенсий с самыми низкими доходами, продвижение государственных компаний, усиление контроля и мониторинга компаний со стороны рабочих, расширение страхования от безработицы. и уменьшить социальное неравенство через социальное обеспечение. Что касается НАТО, PSOE также был стойким сторонником выхода Испании из организации, хотя в конечном итоге он поддержал голосование «за» в референдуме 1986 года о членстве в НАТО.

Лидирующий во всех опросах общественного мнения и только что достигшего успеха на крупных региональных выборах в Андалузии, многие ожидали, что PSOE выиграет выборы; его победа была гарантирована, чтобы избежать социалистического движения, чтобы избежать социалистического движения.

UCD
логотип UCD во время выборов.

Союз Демократического центра попытался провести кампанию, сосредоточить внимание на ценностях центра против предполагаемого радикализма PSOE и AP, двух из них к 1982 году начали поляризовать политическую сцену.

Тем не менее, UCD Кампания страдала от организационных проблем. Правильный руководитель кампании не был назван, сообщения были различными и загруженными с толку, экономическими потерями, несмотря на то, что они были наиболее доступными с учетом электоральных перспектив. Никаких попыток упрощения партийного послания сделано не было; свои предложения, состоящие из плотных и длинных текстов к более простому и действенному лозунгам других партий. Действующий премьер-министр Леопольдо Кальво-Сотело в основном не участвовал в партийной кампании, а также сформировал широкую правоцентристскую коалицию с AP оставить UCD в слабом положении. избирателям. Ланделино Лавилла также был признан плохо выступающим на публике: в авторской статье, опубликованной во время кампании в журнале Cambio 16, отмечалось, что выступления Лавиллы были неспособны вызвать эйфорию или прояснить любые идеи.

В целом кампания партии подверглась критике за то, что она была проведена с неохотой и неубедительностью.

AP - PDP
логотип AP во время выборов.

Народный альянс и Народно-демократическая партия Партия баллотировалась на этих выборах, что было бы предзнаменованием будущего Народной коалиции с 1983 по 1986 год. Коммуникационная стратегия коалиции для кампании вращалась вокруг двух основных идей: акцент на Руководство Мануэля Фраги и в единственной жизнеспособной альтернативе PSOE. Стратегия также должна быть примером сотрудничества, контрастирующего с распадом UCD. В общем, цель билета AP - PDP состояла в том, чтобы превратиться в главную правоцентристскую опорную силу Испании. Мануэль Фрага также был озабочен тем, чтобы смягчить свою правую позицию, подходящую для таких тем, как смертная казнь или конституционная реформа.

Среди предвыборных обещаний AP было сокращение налогов, заключающееся в запрете налог на имущество, освобождение от подоходного налога (IRPF) для доходов ниже 750,000 в год песет, вычет любой экономической суммы, предназначенной для производственных инвестиций, и ограничение индивидуальной налоговой нагрузки. Он также использует самый базовый уровень обслуживания, другие преимущества в зависимости от того, сколько платят пользователей. (но с предоставлением услуг дополнительных лиц, посещающих каждую семью, и молодым людям, которые не могут найти работу после завершения учебы). Наконец, он выступал за завершение интеграции Испании в НАТО, обеспечение полной занятости и культурной политикой в ​​рамках христианского гуманизма.

. После успеха на региональных выборах Галисии 1981 г. и Андалузии 1982 г. все опросы общественного мнения указывали на то, что AP становится главной оппозиционной партией Испании, но находится на большом расстоянии от PSOE.

Опросы общественного мнения
Результаты

Конгресс депутатов

Резюме 28 октября 1982 года Конгресс депутатов результаты выборов
SpainCongressDiagram1982.svg
Партии и коалицииНародное голосованиеКоличество мест
Голосов%±pp Всего+/−
Испанская социалистическая рабочая партия (PSOE)10,127,39248,11+17,71202+81
Народный альянс - Народно-демократическая партия (APНДП )5,548,10726,36+18,97107+91
Союз Демократического центра (UCD)1,425,0936,77–27,1411–152
Коммунистическая партия Испании (PCE)865 2724,11–6,664–19
Коммунистическая партия Испании (PCE)846,5154.02–6.754- 19
Канарское собрание - Канарский координатор (AC - CC)18,7570.09Новый0± 0
Конвергенция и объединение (CiU)772,7263.67+0.9812+4
Дем ократический и социальный центр (CDS)604,3092.87Новый2+2
Баскская националистическая партия (EAJ / PNV)395,6561,88+0,238+1
Popular Unity (HB)210,6011,00+0,042–1
Республиканская левая часть Каталонии (ERC)138,1180,66–0, 031± 0
Новая сила (FN)108,7460,52–1,590–1
Социалистическая партия рабочих (PST)103,1330.49Новый0± 0
Страна Басков Левый - левый за социализм ( EE)100,3260,48± 0,001± 0
Социалистическая партия Андалусии - Андалузская партия (PSA - PA)84,4740,40–1,410–5
Партия коммунистов Каталонии (PCC)47,2490,22Новый0± 0
Галицкий националистический блок - Галицкая социалистическая партия (Б - ПСГ)38 4370,18–0,470± 0
Канарский народный союз (UPC)35,0130,17–0,160-1
левые националисты (NE)30,6430,15Новый0± 0
Испанская солидарность (SE)28,4510,14Новое0± 0
Объединенная Эстремадура (ЕС)26,1480,12Новое0± 0
Испанская коммунистическая рабочая партия (PCOE)25,8300,12Новый0± 0
Канарская конвергенция (CC)25,7920,12Новое0± 0
Коммунистическое объединение Испании (UCE)24,0440.11–0.160± 0
Коммунистическая партия Испании (марксистско-ленинская) (PCE (m - l))23,1860.11Нов ое0± 0
Галицкое левое (EG)22,1920.11Новое0± 0
Валенсийский народный союз (UPV)18,5160,09+0,010± 0
Кандидатура от коммунистического единства (CUC)15,6320,07–0,200± 0
Объединенные левые Валенсии (EUPV)9,3020,04Новый0± 0
Фалангистское движение Испании (MFE)8,9760,04+0,040± 0
Избирательная группа Аграрного блока (AEBA)8,7480,04Новая0± 0
Социалистическая партия Майорки - националисты островов (PSM)8,6330.04–0.020± 0
Социалистическая партия Арагона (PSAr)6,8610,03–0,080± 0
Валенсийские националистические левые (ENV - URV)6,7380,03–0,060± 0
Социалистическая партия ( PS)6,3750,03–0,710± 0
Независимая галицкая избирательная группа (AEGI)5,5120,03Новый0± 0
Коммунистическая лига - интернационалистическая социалистическая рабочая коалиция (LC (COSI))5,4620,03+0,010± 0
Коммунистический фронт Каталонии (FCC)4,9 000, 02–0,180± 0
Левый коммунистический фронт (FIC)3,7720.02Новая0± 0
Канарская националистическая партия (PNC)3,2570.02Новая0± 0
Региональная партия леонская страна (PREPAL)3,2340.02Новые0± 0
консерваторы Каталонии (CiC)2,5960.01Новая0± 0
Испанская фаланга CNSO (FE - JONS)2,5280,01Новая0± 0
Либерально-демократическая Астурийская партия (P ADL)24930.01Новая0± 0
Галицкие независимые и мигранты (IDG)2,2360.01Новое0± 0
Испанская сельская партия (PRE)1,9840,01–0,050± 0
Независимая испанская фаланга (FEI)1,8620,01Новая0± 0
Националистическая партия Сеуты (PNCe)1,7850,01Новая0± 0
Независимый nt Citizen Group (ACI)1,7100,01Новый0± 0
Испанское католическое движение (MCE)1,6940,01Новые0± 0
Коммунистические левые (LCRMC )1,5150,01–0,660± 0
Партия Эль Бьерсо (PB)1,4540.01Новый0± 0
Канарская социал-демократическая ассоциация (ASDC)11310,01Новый0± 0
Республиканский левый (IR)6100,00–0,310± 0
Астурийский фаланж (FA)5320,00Новый0± 0
Carlist Party (PC)2240.00–0,280± 0
Испанская аграрная партия (PAE)2220.00New0± 0
Proverist Party (PPr)1680.00–0,030± 0
Риоханский левый координатор (CIR)00,00Новый0± 0
Объединенный канарский народ (PCU)00.00Новый0± 0
Майорканский левый (EM)00.00Новый0± 0
Левый блок Астурии (BIA)00.00Новый0± 0
Пустые бюллетени98,4380,47+0,15
Итого21,050,038350± 0
Действительные голоса21,050,03898,05–0,48
Недействительные голоса419,2361,95+0,48
Поданное количество голосов / явка21 469 2747 9,97+11,93
Воздержавшиеся5,377,66620,03–11,93
Зарегистрированные избиратели26 846 940
Источники
Народное голосование
PSOE 48,11%
AP - PDP 26,36%
UCD 6,77 %
PCE 4,11%
CiU 3,67%
CDS 2,87%
EAJ / PNV 1,88%
HB 1,00%
ERC 0,66%
EE 0,48%
Другое3,63%
Пустые бюллетени0,47%
Места
PSOE 57,71%
AP - PDP 30,57%
CiU 3,43%
UCD 3,14%
EAJ / PNV 2,29%
PCE 1,14%
CDS 0,57%
HB 0,57%
ERC 0,29%
EE 0,29%

Сенат

Итоги 28 октября бер 1982 Сенат Испании результаты выборов
SpainSenateDiagram1982.svg
Партии и коалицииНепосредственно. избранныеРег.. прибл.Всего
мест+/−
Испанская социалистическая рабочая партия (PSOE)134+658142
Испанская социалистическая рабочая партия (PSOE)125+646131
Социалистическая партия Каталонии (PSC)9+1211
Народный альянс - Народно-демократическая партия (APPDP )54+51256
Народный альянс (AP)41+38243
Народно-демократическая партия (PDP)10+10010
Арагонская партия-регионалист (PAR)2+202
Наваррский народный союз (UPN)1+101
Каталония в Сенате (CiU - ERC )7+329
Демократическая конвергенция Каталонии (CDC)4+215
Республиканская левая часть Каталонии (ERC)2± 013
Демократический союз Каталонии (UDC)1+101
Баскская националистическая партия (EAJ / PNV)7-129
Союз демократического центра ( UCD)4–11337
Связь нистская партия Испании (PCE)0–122
Ко ммунистическая партия Испании (PCE)0± 011
Объединенная социалистическая партия Каталонии (PSUC)0–111
Группа независимых выборщиков (ADEI)1–201
Ассамблея Маджорера (AM)1+101
Popular Unity (HB)0–100
Менорканская прогрессивная кандидатура (PSM - PSOE - PCIB - PTI )0–100
Независимые (INDEP)0–100
Всего208± 019227
Источники
Места
PSOE 62,56%
AP - PDP 24,67%
CiU - ERC 3,96%
EAJ / PNV 3,96%
UCD 3,08%
PCE 0,88%
ADEI0,44%
AM 0,44%

Результат

При рекордно высокой явке в 79,97% испанский политический ландшафт подвергся землетрясению после выборов. Правление UCD было разрушено; он потерял 157 мест и упал до 11, что на 93,5% меньше, чем в 1979 году. Что касается голосов, оно упало от 6,3 миллиона до 1,4 миллиона, потеряв 4,9 миллиона голосов или 77,8% голосов в 1979 году, и упало до 6,8%. доли к 34,8%, полученным в 1979 году, то есть потеря 80,5% своей доли. Из 11 мест 5 были получены в Галисии, 3 в Кастилии и Леоне, 2 на Канарских островах и только 1 в Мадриде, не завоевывая места во всех остальных регионах. Действующий премьер-министр Леопольдо Кальво-Сотело, занимающий второе место в новейшем списке, потерял свое место - единственный раз в новейшей истории Испании, когда действующий премьер-министр, претендующий на переизбрание в депутата качестве, был свергнут. Это было худшее поражение, как в абсолютном выражении, так и с точки зрения потерянных мест, для правящей партии на национальном уровне в Испании, и одно из худших поражений, которые когда-либо терпела правящая партия в любой стране в то время, сопернича с ней. только с крахом христианской демократии на итальянских выборах 1994 или падением Прогрессивных консерваторов на канадских выборах 1993 года.

PSOE охватило народное голосование почти во всех регионах страны - только AP и PNV победили в Галиции, а Страна Басков не позволила им полностью охватить всю территорию страны.. Они выиграли большинство мест во всех регионах, кроме Галисии, Ла-Риохи и Балеарских островов, получили поразительные 60% мест в густонаселенном регионе Испании, Андалусии - подвиг, который больше никогда не повторится. В Каталонии она опередила на 23 очка вторую по количеству голосов партию, результат, который превзойдет только собственный результат PSOE на выборах 2008. С этого момента Андалусия и Каталония используются оплотами поддержки PSOE, которая должна оставаться доминирующей политической силой в обоих регионах на каждых всеобщих выборах до 2011. В целом, PSOE получила 202 места - лучший результат в истории и лучший результат среди всех партий на всеобщих выборах в Испании. Это дало им подавляющее большинство в Конгрессе, почти вдвое увеличив количество мест их ближайшего конкурента. PSOE также была единственной партией, получившей места в каждом округе, первой из трех, когда это произошло после перехода Испании к демократии, и две другие партии были результатами PP на выборах 2000 и 2011 годов.

Коалиция AP -PDP совершила крупный прорыв, получив значительную часть прежней поддержки UCD, сместив ее как основную партию правоцентристской в ​​Испании оппозиционная партия. Несмотря на то, что он получил распространение опросы только в Галиции, его результаты в других странах уже считались впечатляющими для партии, которая на выборах 1979 года только 6% голосов и 9 мест. Он получил 107 голосов, несмотря на то, что опросы общественного мнения предсказывают, что это будет намного ниже отметки в 100 мест - и поднялось до 5,5 миллионов голосов. Однако он не получил мест в округах Сеута и Мелилья, которые, по сути, работали по системе FPTP. Коалиция AP-UCD-PDP в Стране Басков получила 2 места, по 1 для Алавы и Бискайский остров, исключая из Гипускоа. Это также будет единственным из трех случаев, когда AP и его преемник, PP, выиграют место в Жироны.

. PCE пострадали от роста PSOE, упав с 23 мест до 4 - потеря 82,6% - и потеря 1,1 миллиона голосов до 850 000 - потеря 60%. Кроме того, она упала до 4,02% от 10,8% в 1979 году. В результате недостижения необходимого порога в 5% и 5 мест для службы внутренней группы в Конгрессе, PCE была вынуждена войти в смешанную группу., при этом страхе стать внепарламентской партией на следующих выборах остается за всем законодательным органом. С другой стороны, националистические расширительные партии, такие как PNV и CiU, выиграли от краха UCD и выиграли свое политическое представительство. CiU получил 4 места из 12, заняв первое место на всеобщих выборах в Каталонии, что стало первым результатом всеобщих выборов с 1977 года.

Последствия
Инвестиции . Фелипе Гонсалес (PSOE )
Бюллетень →1 декабря 1982 г.
Требуемое большинство →176 из 350 ☑ Y
Да 207 / 350
No116/350
Воздержавшиеся 21/350
Отсутствующие 5/350
Источники

Абсолютное большинство из 202 PSOE придет к называться «роликом» («родильо» на испанском ), имея в виду подавляющую парламентскую власть человекскую власть.

Наследие

В результате всеобщих выборов в 1982 г. большая реконфигурация испанской политической политической сцены. сцены. ституционально переход Испании к демократии завершился в декабре 1978 года после утверждения Конституции 1978 года на референдуме и ее последующего принятия, исторически переход считаются закончились выборами 1982 года. Угроза военного государственного переворота после неудавшегося 23-F переворота фактически прекратилась, после того как были сорваны приготовления к попытке переворота 27-O. Последствия выборов обеспечили прочную политическую стабильность, которая будет судебным органом, который определенно установит демократию в Испании. Более того, исключительно высокая явка (80%) была расценена как сильная поддержка испанского народа демократической системы, вызванное выборами, было расценено желание испанцев порвать с прошлым и взглянуть на прошлое. будущее, сплотившись за PSOE и мякоть «за перемены», за которые оно ратовало.

UCD, политическая партия, которая привела страну к переходу от диктатуры Франко к молодой демократии, не только была отстранена от власти, но почти полностью уничтожен на выборах. С 35% доли и 168 мест, которые она получила в 1979 году, она сократилась до 7% и 11 мест. За последние три года у власти она потеряла 4,9 миллиона голосов (примерно 80% от ее группы населения, 1979 г.) и осталась третьей стороной. В результате UCD, который находился у власти с момента своего создания в 1977 году до декабря 1982 года, фактически прекратил свое существование в феврале 1983 года, когда его руководство решило распустить партию, поскольку оно не могло справиться с растущими долгами. Его крах со временем стал очевиден из-за того, что избиратели посчитали, что он не действует последовательно, четко и эффективно, а также из-за внутрипартийного раскола и борьбы, которые преследовали UCD в последний раз у власти.

PSOE победила на выборах с огромным абсолютным большинством мест и примерно половиной (48,1%) голосов. С 202 из 350 поставленных на карту мест в Конгрессе и 134 из 208 избираемых мест в Сенате, она получила примерно 60% мест в каждой палате, что является рекордным результатом, который с тех пор не превзошла ни одна политическая партия. Его результат в 10 127 392 голоса, составляющий 38% имеющего право голоса электората в то время, не был достигнут ни одной партией до всеобщих выборов 2000 года, проведенных 18 лет спустя, когда PP получили 10 321 178 (однако, поскольку электорат с правом голоса был намного больше в 2000 году, этот результат не был таким неравномерным в процентном отношении, как в 1982 году). В течение следующего десятилетия социалисты будут доминировать в испанской политике, и ни одна другая партия не будет иметь реальных шансов сформировать правительство, что побудило некоторых комментаторов предположить, что Испания перешла к системе доминирующей партии. В конце концов, PSOE не будет серьезно оспариваться до 1993, когда они были сокращены до правительства меньшинства, оставаясь у власти еще 3 года до 1996. На сегодняшний день пребывание у власти Фелипе Гонсалеса в 1982–1996 годах (четыре срока по 14 лет) остается самым продолжительным периодом непрерывного правления демократически избранным премьер-министром, причем правительства с тех пор обычно имеют более короткий срок - 8 лет (два срока).

Народный альянс стал главной оппозиционной партией в результате этих выборов, будучи второстепенной партией в период 1977–1982 годов. Он заменил UCD в качестве основной несоциалистической партии Испании и сохранял эту позицию на протяжении большей части последних четырех десятилетий. Однако, несмотря на ее позицию в качестве основной альтернативы PSOE, ее предполагаемая правая позиция, последующие внутренние кризисы и смена руководства, а также непреходящая популярность PSOE до начала 1990-х годов гарантировали, что партия останется электоральной стагнацией на протяжении всего десятилетия. AP также столкнется с прямой конкуренцией со стороны CDS Суареса в период 1986–1989 годов, которая в течение некоторого времени даже ожидалось, что она превзойдет AP в качестве основного конкурента PSOE. Положение партии не улучшится до тех пор, пока она не будет вновь создана в качестве Народной партии в 1989 году и под руководством Хосе Марии Аснара, что в конечном итоге приведет к созданию двухпартийной системы в 1993 году. в Испании и во время прихода к власти ПП в 1996 году.

Примечания
Библиография
  • Каррерас де Одриозола, Альберт; Тафунелл Самбола, Ксавьер (2005) [1989]. Estadísticas históricas de España, siglos XIX-XX (PDF) (на испанском языке). Том 1 (II изд.). Бильбао: Fundación BBVA. С. 1072–1097. ISBN 84-96515-00-1. Архивировано из оригинального (PDF) 24 сентября 2015 года.
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-07-16 09:40:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте