Французский закон 1905 года о разделении церквей и государства - 1905 French law on the Separation of the Churches and the State

редактировать
Правовая основа государственного секуляризма во Франции
9 декабря 1905 года Французский закон. о разделении. церквей и государства
loi du 9 décembre 1905 concernant la séparation des Églises et de l'État loi du 9 декабря 1905 года. la separation des Églises et de l'État
Ратифицирован 9 декабря 1905 года
Дата вступления в силу ins
Утратил силу Частично
МестоположениеНациональные архивы, Париж
Автор (ы)Аристид Бриан. Эмиль Комб. Жан Жорес. Франсис де Прессенсе
Цельнейтралитет государства. защита свободы совести. ограничение государственных полномочий и налоговых поступлений, выделяемых организованным религиям и культам

Франция 1905 г. Закон о разделении церквей и государства (французский : Loi du 9 décembre 1905, касающийся разделения Églises et de l'État) был принят Палатой депутатов 9 декабря 1905 г. Принят во время Третьей республики, он установил государственный секуляризм во Франции. В то время во Франции правил Bloc des gauches (Левая коалиция) во главе с Эмилем Комбом. Закон был основан на трех принципах: нейтралитет государства, свобода вероисповедания и публичные полномочия, связанные с церковью. Этот закон рассматривается как основа французского принципа laïcité (секуляризма). Однако он не применяется в Эльзасе и Мозель.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Положения
    • 2.1 Раздел I: Принципы
    • 2.2 Раздел II: Распределение собственности, пенсии
    • 2.3 Раздел III: Культовые сооружения
    • 2.4 Раздел IV: Ассоциации, исповедующие религию
    • 2.5 Раздел V: Регулирование религиозных объединений
    • 2.6 Раздел VI: Общие положения
  • 3 Последствия
  • 4 Политика
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

История

До Французской революции 1789 - со времен обращения Хлодвига I в христианство в 508 году нашей эры - римский католицизм был государственной религией Франции и тесно отождествлялся с Ancien Régime. Однако революция привела к различным политическим изменениям, включая кратковременное отделение церкви от государства в 1795 году, закончившееся восстановлением Наполеоном католической церкви в качестве католической церкви. государственная религия с Конкордатом 1801. Важным документом в эволюции к свободе вероисповедания была статья 10 Декларации прав человека и гражданина 1789 г. , в которой говорилось, что «никого не могут беспокоить его мнения, даже религиозные, до тех пор, пока проявление таких мнений не противоречит установленному Закону и порядку ". 1871 Парижская Коммуна провозгласила государственный секуляризм 3 апреля 1871 года, но он был отменен после поражения Коммуны.

После кризиса 16 мая 1877 года и победы Республиканцы на следующих выборах, различные законопроекты, требующие подавления Конкордата 1801 года, были свергнуты, начиная с предложения Чарльза Бойсета 31 июля 1879 года. Начиная с 1879 года, французское государство начало программу постепенной национальной секуляризации, начавшуюся с удаления священников из административных комитетов больниц и советов по благотворительности, а в 1880 году - с замены монахинь в больницах мирянами. После этого Третья республика установила светское образование с помощью законов Жюля Ферри в 1881–1882 гг., Которые были значительной частью прочного установления республиканского режима в Франция, религиозное обучение запрещено во всех школах.

В 1886 году другой закон обеспечил секуляризацию преподавательского состава Национального образования.

1904 г. Демонстрация в церкви Нотр-Дам-де-Поля в Париже

Другие шаги в сторону секуляризма включали:

  • введение развода и требование, чтобы гражданские браки заключались в рамках гражданской церемонии
  • легализация работы по воскресеньям
  • привлечение семинаристов к призыву
  • секуляризация школ и больниц
  • отмена закона, предписывающего публичные молитвы в начале каждой парламентской сессии и ассизов
  • приказ солдатам не посещать католические клубы
  • удаление религиозный персонаж из судебной присяги и религиозные символы из зала суда
  • fo запрет на участие вооруженных сил в религиозных процессиях

Закон об ассоциациях 1901 года, который гарантировал свободу объединений, также позволил контролировать религиозные общины и, в частности, ограничил их влияние на образование. В 1903 году, когда бывший католический семинарист Эмиль Комб был министром, была выбрана комиссия для разработки законопроекта, который установил бы полное разделение между государством и церквями. Его президентом был бывший протестантский пастор Фердинанд Бюиссон, а составителем протокола Аристид Бриан.

30 июля 1904 года Палата депутатов проголосовала за разрыв дипломатических отношений с Ватиканом после санкции Святого Престола двух французских епископов (Альбер-Леон-Мари Ле Нордез и Пьер Жозеф Гей), которые объявили себя республиканцами и выступили за примирение с Республикой. Отношения не возобновлялись до 1921 года, после того как Сенат принял предложение Аристида Бриана.

Положения

Первая страница законопроекта, представленного Chambre des Депутес в 1905 году

Раздел I: Принципы

  • В статье 1 описана цель закона как обеспечить «свободу совести» и гарантировать «свободное исповедание религии в соответствии с положениями, изложенными ниже в интересы общественного порядка ».
  • Статья 2 гласит:« Республика не признает, не оплачивает и не субсидирует какие-либо религиозные секты. Соответственно, с 1 января после вступления в силу этого закона они будут исключены из государственных бюджетов., департаменты и муниципалитеты - все расходы, связанные с отправлением религиозных обрядов ". Перечислены исключения в отношении «школ, колледжей, больниц, приютов и тюрем», чтобы «обеспечить свободное исповедание религии в государственных учреждениях».

Раздел II: Распределение имущества, пенсии

  • Требуется статья 3 провести инвентаризацию всех молитвенных домов, ранее поддержанных правительством.
  • Статья 4 устанавливает однолетний период, в течение которого все «движимое и недвижимое имущество менструаций, фабрик, советов священников, пресвитерий и прочего общественные религиозные учреждения "должны были соблюдать правила создания юридических ассоциаций в соответствии со статьей 19.
  • Статья 5 передала правительству все имущество, обнаруженное во время инвентаризации", не подпадающая под благочестивый фонд, созданный в соответствии с законом 18 год зародыша X ".
  • Статья 6 требовала, чтобы все ссуды, предоставленные религиозным организациям, ранее поддерживавшимся государством, по-прежнему подлежали погашению.
  • Статья 7 давала право оценивать собственность религиозных организаций для префект правительства
  • В статье 8 изложены последствия несоблюдения вышеуказанных статей.
  • В статье 9 (с изменениями 2015 г.) подробно описаны методы распределения имущество, не востребованное религиозными учреждениями перед благотворительными организациями и местными муниципалитетами.
  • Статья 10 (изменена в 2015 году) содержит положение о налогообложении ипотечных кредитов и передаче собственности.
  • Статья 11 (отменена в 2011) установил пенсии для некоторых священнослужителей и служащих религиозных организаций.
Республиканский девиз «Liberté, Egalité, Fraternité» был провозглашен в 1905 году (после французского закона о разделении государства и церкви), чтобы показать, что это церковь принадлежала государству.

Раздел III: Культовые здания

  • Статья 12 (с поправками 1998 г.) провозглашала, что все здания, которые государство передало в распоряжение религиозных организаций, является собственностью государства в соответствии с следующие статьи.
  • Статья 13 (измененный в 2015 году) указано, что «здание, используемое для богослужения, и подвижные объекты меблировки их будут оставлены бесплатно для государственных учреждений культа», подробно описаны методы, с помощью которых конфликтных собственностей могут быть определены и описана процедура истребование собственности и принадлежностей, брошенных религиозными организациями.
  • Статья 14 предусматривала то же, что и статья 13, для «Архиепископий, епископств, священников и их подчиненных, основных семинарий и факультетов протестантского богословия».
  • Статья 15 уточнили, что «в департаментах Савойя, Верхняя Савойя и Приморские Альпы» здания, используемые «для богослужений или для размещения их министров,« могут быть выделены деревнями на территории, из которой они проживают. «в соответствии со статьей 12, в то время как« кладбища остаются собственностью деревень ».
  • В статье 16 была создана особая категория« зданий для общественного религиозного культа (соборы, церкви, часовни, храмы, синагоги, архиепископы, епископы, пресвитеры, семинарии), в которые будут включены все эти здания, представляющие, полностью или частично, художественную или историческую ценность ».
  • Статья 17 требует, чтобы любые здания, указанные в статьях, были предложено: «1 религиозному объединению; 2 коммуны; 3 отдела; 4. Музеи и общества искусства и археологии; 5 государству "в указанном порядке.

Раздел IV: Объединения, исповедующие религию

  • Статья 18 объявила, что религиозные объединения, сформированные в соответствии со статьей 5 и последующими статьями I Закона от 1 июля, 1901 "" дополнительно с учетом требований этого закона ".
  • Статья 19 (измененная в 2009 и 2011 годах) детализирует типы и размер организаций, к которым применяется этот закон.
  • Статья 20 разрешил ассоциациям в соответствии со «статьей 7 Указа от 16 августа 1901 года» создавать союзы.
  • Статья 21 (измененная в 2015 году) требовала инвентаризации и аудита ассоциаций и союзов.
  • Статья 22 (изменено в 2015 г.) ограничивает резервные фонды «расходами и содержанием богослужений».
  • Статья 23 (изменена в 2015 году) устанавливает последствия несоблюдения.
  • Статья 24 используемые здания, освобожденные от контроля для религиозных целей из определенных налогов на имущество.

Раздел V: Регулирование религиозных объединений

  • Статья 25 объявила все богослужения op ru для общественности.
  • Статья 26 запрещает «политические собрания в помещениях, обычно используемых для отправления религиозных обрядов».
  • Статья 27 (с поправками 1996 г.) регулирует колокольный звон.
  • 28 запрещены религиозные символы «на общественных памятниках или в каких бы то ни было общественных местах, за исключением зданий, используемых для богослужений, могильников на кладбищах, памятников, музеев или выставок».
  • Статья 29 касается как служителей, так и прихожан несет ответственность за соблюдение этих правил.
  • Статья 30 (отменена в 2000 году) запрещает религиозное обучение в государственных школах для учащихся в возрасте от шести до тринадцати лет.
  • Статья 31 устанавливает уголовные наказания для любого лица «кто посредством нападения, насилия или угроз в отношении человека, или заставляя его бояться потерять работу, или подвергая опасности свою личность, его семью или его богатство», препятствует другому человеку заниматься религиозной деятельностью или вносить свой вклад в ее деятельность. То же самое касается любого лица, заставляющего другого участвовать в какой-либо религиозной организации или способствовать ей.
  • Статья 32 предусматривает наказание «тех, кто препятствовал, задерживал или прерывал отправления религиозных обрядов».
  • Статья 33 заявил, что статьи 31 и 32 применяются только к ситуациям, которые не подпадают под «более суровые наказания в соответствии с положениями Уголовного кодекса».
  • Статья 34 возлагает на религиозных служителей ответственность за клеветнические и клеветнические заявления, сделанные на местах. поклонения. (В эту статью были внесены поправки в 2000 году.)
  • Статья 35 предусматривает уголовное наказание за подстрекательские заявления, сделанные религиозными служителями в местах отправления культа.
  • Статья 36 несет ответственность за любой ущерб, причиненный ассоциации любое осуждение по статьям 25, 26, 34 и 35 в порядке гражданского судопроизводства.

Раздел VI: Общие положения

  • Статья 37, относящаяся к применению «статьи 463 Уголовного кодекса и Закона от 26 марта 1891 г. «к этому Закону.
  • Статья 38 « Религиозные общины по-прежнему подчиняются законам от 1 июля 1901 года, 4 декабря 1902 года и 7 июля 1904 года ».
  • Статья 39 предусматривает определенные преимущества Студенты семинарии, предоставленные «статьей 23 Закона от 15 июля 1889 года» при условии их работы в качестве министра.
  • Статья 40 лишала религиозных служителей права избираться на муниципальные должности на восемь лет после ратификации Закона.
  • Статья 41 распределяла деньги, ранее выделенные на поддержку церквей, муниципалитетам. (Признана недействительной)
  • Статья 42 сохранила официальные праздничные дни. (Часть недействительна)
  • Статья 43 (изменена в 2007 г.) устанавливает трехмесячный срок, в течение которого будут определены меры по ее осуществлению.
  • Статья 44 уточняет предыдущие законы, которые должны оставаться в силе вместе с Законом.

Последствия

Аллегорическая фотография, изображающая французский закон 1905 года о разделении церкви и государства.

Закон 1905 года положил прекращение государственного финансирования религиозных групп Францией и ее политическими подразделениями. (Государство ранее соглашалось на такое финансирование в Наполеоновском Конкордате 1801 года в качестве компенсации за конфискацию церковной собственности в результате революции.) В то же время он заявил, что все религиозные здания являются собственностью государства и местных органов власти и предоставляются бесплатно. в церковь. Другие статьи закона включали запрет на нанесение религиозных знаков на общественные здания и постановление о том, что Республика больше не называет французских архиепископов и епископов.

Папа Пий X осудил закон в энциклике февраля 1906 Vehementer Nos как односторонний разрыв Конкордата 1801 года.

Эльзас-Лотарингия все еще регулируется Конкордатом 1801 года, который признает четыре религии, но не секуляризм. Когда закон 1905 года заменил Конкордат во Франции, Эльзас-Лотарингия входила в Германскую империю ; таким образом, закон 1905 года там никогда не применялся. Точно так же закон никогда не применялся в заморском департаменте Французской Гвианы, поскольку это была колония в 1905 году.

Хотя в 1905 г. Французский закон о разделении церквей и государства изначально был особенно «болезненным и травмирующим событием» для католической церкви во Франции, французское правительство начало делать серьезные шаги в направлении примирения с католической церковью позже, в течение 1920-х годов, признавая социальную принадлежность. влияние организованной религии во Франции и внесение поправок в сам закон посредством нового законодательства и вынесение судебных решений, благоприятствующих организованной религии во Франции. В 1921 году Католическая церковь и французское государство начали серию переговоров о «умиротворении закона» в отношении как гражданского, так и канонического права, чтобы создать гармоничные повседневные рабочие отношения. Эти переговоры завершились в 1926 году, когда Аристид Бриан заключил Соглашение Бриана-Черетти с Святым Престолом, в соответствии с которым государство вернуло свою роль в процессе выбора епархиальных епископов.

Папа Пий XII позже поддержал то, что он называл «la légitime et saine laïcité». На II Ватикане через энциклику Gaudium et spes Церковь признала веру в неконфессиональное государство, что Церковь не должна участвовать в политике и что должно быть справедливое разделение властей, отмеченное совместными действиями. операция на благо общества. Католическая церковь признает принцип секуляризма в своем 2004 Сборнике социальной доктрины церкви, основанном на принципах Луки 20:25.

Папа Иоанн Павел II первым осудил секулярное правительства и призывал к «публичному исповеданию христианства», но после столетия принятия закона 1905 года в 2005 году он сделал более примирительные заявления, в том числе: «Неконфессиональность государства, которая является невмешательством гражданской власти в жизнь церкви и различных религий, как и в духовной сфере, позволяет всем частям общества работать вместе на служении всем и национальному сообществу ".

Политика

Карикатура на Жан-Батист Бьенвеню-Мартин, министр народного просвещения, добиваясь отделения.

Ведущими фигурами в создании закона были Аристид Бриан, Эмиль Комб, Жан Жорес и Франсис де Прессенсе.

Французский закон 1905 года о разделении Церкви и государство заявили, что соборы остаются собственностью государства, а небольшие церкви - местным муниципальным правительством. Эти государственные органы должны были передать здания религиозным организациям (ассоциациям cultuelles), представляющим ассоциаций, образованных мирянами, вместо того, чтобы снова поставить их под надзор церковных иерархий.

Эти мирские ассоциации были созданы в 1905 году во Франции. Закон о разделении церквей и государства были независимыми юридическими лицами, имеющими права и обязанности в глазах закона во всех вопросах, касающихся денег и собственности, ранее принадлежавшей во Франции организованным религиям: церквям и священным зданиям, церковной собственности, недвижимой и личные; резиденции епископов и священников; и семинарии. Эти мирские ассоциации также были уполномочены законом действовать в качестве распорядителей церковной собственности, регулировать и собирать милостыню и наследство, предназначенное для религиозного поклонения. Ресурсы, предоставленные католической щедростью для содержания католических школ и работы различных благотворительных ассоциаций, связанных с религией, также были переданы мирским ассоциациям.

Применение закона было спорным, отчасти из-за антиклерикализм встречался у большей части французских политических левых того времени. Этот закон возмутил многих католиков, которые недавно начали сплотиться на стороне республики, поддержанной энцикликой Льва XIII Inter innumeras sollicitudines 1892 (Au Milieu des sollicities) и тост кардинала Лавигери в 1890 году за республику. Однако концепция непринужденности постепенно стала почти повсеместно признанной среди французских граждан, включая членов католической церкви, которые нашли большую свободу от государственного вмешательства в культурные дела, теперь, когда правительство полностью лишилось своих бывших католиков. ссылки. Affaire Des Fiches вызвало значительную негативную реакцию после того, как было обнаружено, что правительство Комба работало с масонскими ложами, чтобы создать тайное наблюдение за всеми армейскими офицерами, чтобы убедиться, что набожные католики не будут

Несколько французских политиков и сообществ недавно поставили под сомнение закон, утверждая, что, несмотря на его четкую позицию в отношении государственного секуляризма, он де-факто отдает предпочтение традиционным французским религиям, в частности Католическая церковь, за счет более недавно установившихся религий, таких как ислам. Действительно, большинство римско-католических церквей в стране были построены задолго до вступления в силу французского закона 1905 года о разделении церквей и государства, и, таким образом, содержание в них осуществляется за счет государственных средств, хотя и не всегда вовремя и в той степени, в которой церковь хотела бы. За исключением исторически аномального Эльзаса-Лотарингии, последователи ислама и других религий, недавно внедренные во Франции, вместо этого вынуждены строить и содержать религиозные объекты за свой счет. Это был один из аргументов, которые использовал Николя Саркози, когда он был министром внутренних дел, чтобы спорить о финансировании других культурных центров, кроме центров католицизма, протестантизма и иудаизма. В 2016 году президент Олланд предложил временно запретить иностранное финансирование мечетей и закрыть не менее 20 мечетей, которые были признаны «проповедующими радикальную исламскую идеологию». Эти действия соответствуют разделу V, статьям 26, 29 и 35 закона.

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Акан, Мурат. Политика секуляризма: религия, разнообразие и институциональные изменения во Франции и Турции (Columbia University Press, 2017).
  • Майер, Жан-Мари Майер и Мадлен Ребериу. Третья республика от истоков до Великой войны, 1871–1914 (1984), стр. 227–44
  • Филлипс, К.С. Церковь во Франции, 1848–1907 (1936)
  • Сабатье, Поль. Исчезновение во Франции (1906) онлайн

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-07-15 09:23:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте