Кризис 16 мая 1877 года - 16 May 1877 crisis

редактировать

Современная карикатура на кризис: президент Патрис де Мак Махон (под fleur -de-lys, символ монархии) перед лицом республиканского лидера Леона Гамбетты (под фригийской шапкой, республиканским символом) с криком «Покориться или уйти!»

Кризис 16 мая 1877 года (французский: Crise du seize mai) был конституционным кризисом в Французской Третьей республике, касающимся распределения власти между Президент и законодательный орган. Когда роялист президент Патрис МакМахон уволил оппортунист-республиканца премьер-министра Жюля Саймона, парламент 16 мая 1877 года отказался поддержать новый правительство и было распущено президентом. Новые выборы привели к тому, что роялисты увеличили количество мест, но, тем не менее, привели к большинству республиканцев. Таким образом, интерпретация Конституции 1875 года как парламентской системы преобладала над президентской системой. Кризис окончательно закрепил поражение роялистского движения и сыграл важную роль в создании условий для долгого существования Третьей республики.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Кризис
  • 3 Последствия
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература

История вопроса

После франко-прусской войны выборы в Национальное собрание привели к формированию монархического большинства, разделенного на легитимистов и орлеанистов, которые считали республиканские учреждения, созданные падением Наполеона III в 1870 году, переходным государством, пока они договаривались о том, кто будет королем. До выборов 1876 года роялистское движение доминировало в законодательной власти, создавая парадокс республики, возглавляемой антиреспубликанцами. Депутаты-роялисты поддержали маршала Мак-Магона, объявленного монархиста легитимистской партии, в качестве президента республики. Его срок был установлен на семь лет - время, чтобы найти компромисс между двумя конкурирующими фракциями роялистов.

В 1873 году план вернуть на трон графа де Шамбора, главы ветви Бурбонов, поддерживаемой легитимистами, провалился из-за непримиримости графа. Президент Мак-Магон должен был привести его в Национальное собрание и провозгласить его королем. Однако граф де Шамбор отклонил этот план в манифесте белого флага от 5 июля 1871 г., который был повторен в письме от 23 октября 1873 г., в котором он пояснил, что ни в коем случае не откажется от белого флага., символ монархии (с его геральдической лилией ), в обмен на республиканский триколор. Шамбор считал, что восстановленная монархия должна была устранить все следы революции, особенно трехцветный флаг, чтобы восстановить единство между монархией и нацией, разорванное революцией. Компромисс по этому поводу был невозможен, если нация снова стала единой. Однако население в целом не желало отказываться от флага Триколора. Таким образом, решение Шамбора разрушило надежды на быстрое восстановление монархии. Поэтому монархисты смирились с тем, чтобы дождаться смерти стареющего бездетного Шамбора, когда трон может быть предложен его более либеральному наследнику, графу де Пари. Поэтому было создано «временное» республиканское правительство. Шамбор прожил до 1883 года, но к тому времени энтузиазм по поводу монархии угас, и граф де Пари так и не получил французский престол.

В 1875 году Адольф Тьер присоединился к инициатива умеренных республиканцев Жюля Ферри и Леона Гамбетты проголосовать за конституционные законы республики. В следующем году на выборах победили республиканцы, хотя конечный результат был противоречивым:

  • в Сенате, который дал непропорционально большое влияние на сельские районы, большинство составили монархисты, которые имели
  • в Палате депутатов подавляющее большинство составили республиканцы.
  • президент был Мак-Магон, признанный монархист.

Таким образом, политический кризис был неизбежен. Это было связано с борьбой за господство между президентом-монархистом республики и республиканской палатой депутатов.

Кризис

Кризис был спровоцирован президентом Мак-Магоном, который уволил умеренного республиканца Жюля Симона, главу правительства, и заменил его новым «Орденом морали». "правительство во главе с орлеанистом Альбертом, герцогом де Бройлем. Мак-Магон отдавал предпочтение президентскому правительству, в то время как республиканцы в палате рассматривали парламент как преобладающий политический орган, определяющий политику нации.

Палата отказалась доверять новому правительству. 16 мая 1877 г. 363 французских депутата - среди них Жорж Клемансо, Жан Казимир-Перие и Эмиль Лубе - выразили вотум недоверия 58>(Manifeste des 363).

Мак-Магон распустил парламент и призвал к новым выборам, в результате которых в Палату собрались 323 республиканца и 209 роялистов, что свидетельствует о явном неприятии решения президента. Мак-Магон должен был либо подчиниться, либо уйти в отставку, как это сделал Леон Гамбетта, как известно: «Когда Франция позволит услышать свой суверенный голос, тогда придется подчиниться или уйти в отставку. "(se soumettre ou se démettre) Мак-Магон, таким образом, назначил умеренного республиканца Жюля Армана Дюфора президентом Совета и принял толкование Дюфора конституции:

  • министры несут ответственность в Палату депутатов (после институционального кризиса 1896 г. Сенат получил право контролировать министров)
  • право роспуска парламента должно оставаться исключительным. Во время Третьей республики он больше не использовался; даже Филипп Петен не решился распустить его в 1940 году.

Последствия

Кризис положил конец поражению роялистов. Президент Мак-Магон признал свое поражение и ушел в отставку в январе 1879 года. Граф де Шамбор, непримиримость которого привела к разрыву союза между легитимистами и орлеанистами, умер в 1883 году, после чего несколько орлеанистов объединились в Республику, цитируя слова Адольфа Тьера о том, что «Республика - это форма правления, которая меньше всего разделяет [французов]». Эти недавно сплотившиеся стали первыми правыми республиканцами Франции. После Первой мировой войны (1914–18) некоторые из независимых радикалов и члены правого крыла поздней радикально-социалистической партии присоединились к этим прагматичным республиканцев, хотя антиклерикализм оставался пропастью между этими давними соперниками (и действительно продолжает оставаться главным критерием различия между французскими левыми и их правыми).

В конституционной сфере президентская система была определенно отвергнута в пользу парламентской системы, а право роспуска парламента строго ограничен настолько, что больше никогда не использовался во времена Третьей республики. После режима Виши, Четвертая республика (1946–1958) снова была основана на этой парламентской системе, которую Шарль де Голль презирал и отвергал (le régime партией). Таким образом, когда де Голль получил возможность вернуться к власти во время кризиса мая 1958 г., он разработал конституцию, которая укрепила президента. Его реформа 1962 года, согласно которой президент избирался прямым всеобщим голосованием (вместо того, чтобы избираться депутатами и сенаторами), еще больше повысил его власть. Конституция, разработанная де Голлем для Пятой республики (с 1958 года), специально учитывала его потребности, но эта специфика также опиралась на личную харизму.

президента. Даже с исчезновением де Голля из политической жизни. сцена через год после кризиса в мае 1968 года мало изменилась до 1980-х годов, когда различные сожительства при президенте Франсуа Миттеране возобновили конфликт между президентством и премьер-министром. Впоследствии президент Жак Ширак предложил сократить срок президентства с семи до пяти лет (quinquennat ), чтобы избежать дальнейшего «сожительства» и, следовательно, конфликта между исполнительной властью и законодательная ветви. Это изменение было принято референдумом 2000 г..

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Brogan, DW Франция под республикой: Развитие современной Франции (1870–1939) (1940), стр. 127–43.
  • Митчелл, Аллан. «Тьер, Мак-Магон и Высший совет Герра». Французские исторические исследования 6.2 (1969): 232–252.
Последняя правка сделана 2021-07-15 06:44:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте