Марокканская революция 1465 года - 1465 Moroccan revolution

редактировать
Марокканская революция 1465 года
Дата1465 год
МестоположениеФес, Марокко
Результат

Марокканская революция 1465 года была народным восстанием в городе Фес - затем столица Марокко - против султана Абд аль-Хакка II, последнего правителя династии Маринидов, и его еврейского визиря Харуна ибн Баташа.

Марокко переживало серьезный кризис в середине пятнадцатого века, включая прогрессирующее португальское вторжение в страну. Теоретические правители, Мариниды, имели небольшую власть за пределами города Фес, большая часть страны находилась в руках Ваттасидов, династии визиров. В то же время новые религиозные направления в марокканском исламе повысили престиж шарифов, или потомков Пророка Мухаммеда. В 1458 году Абд аль-Хакк восстановил власть у Ваттасидов. Затем султан назначил евреев на высокие посты в государстве, несмотря на противодействие со стороны в основном мусульманских граждан Феса. Согласно большинству источников, настоящая революция началась в 1465 году, когда еврейский чиновник оскорбил женский шариф, что привело к погрому против еврейской общины, возможно, возглавляемой лидером шарифов Феса. Абд аль-Хакк был линчеван или казнен, а Мухаммад ибн Имран стал правителем Феса.

Ваттасиды попытались вернуться после революции, но против них выступил Мухаммад ибн Имран, что привело к войне, в которой династ Ваттасидов Мухаммад аль-Шейх завоевал Фес в 1471 году ценой уступки значительная территория для португальцев. Ваттасиды, сохранившие берберскую племенную структуру средневековых марокканских династий, вскоре были дискредитированы своей неспособностью остановить наступление португальцев и были заменены в шестнадцатом веке саадисами, внеплеменная династия шарифов. С тех пор в Марокко правят шарифы. Революция 1465 года, хотя и не принесла успеха в установлении прочного правления шарифа, таким образом, была предвестником правления шарифов, которое определило современную историю Марокко.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Революция
  • 3 Наследие
  • 4 Ссылки
    • 4.1 Процитированные работы

Предпосылки

К середине пятнадцатого века султанат маринидов Марокко находился в тяжелом кризисе. Его эффективный контроль был ограничен городом Фес, при этом большая часть сельской местности контролировалась их семьей визиря, Ваттасидами. Последний султан, Абд аль-Хакк II, был возведен на трон в возрасте одного года в 1420 году своим визирем Ваттасидом. Он оставался марионеткой сменявших друг друга визирей в течение тридцати восьми лет до переворота 1458 года, в результате которого султан успешно пришел к власти после расправы с большинством Ваттасидов. В то же время португальцы начали завоевывать значительную часть Марокко, начиная с захвата Сеуты в 1415 году. Берберские племена, чьи воины поддерживали королевство Маринидов, оказались неспособными защитить страну.. В 1462 году Кастилия захватила Гибралтар, последний марокканский форпост в Европе.

Марокко также претерпевало религиозные преобразования. Два суфийских братства, Кадирийя и особенно Шадхилийа, распространились по всей стране и популяризировали понятие наследственного барака или священности. Возобновленный акцент на унаследованной святости повысил престиж шарифов : потомков пророка Мухаммада от его прапраправнука Идриса I, восьмого -вековой основатель Марокканского королевства. Большая популярность братства Шадхилийа во главе с Мухаммадом аль-Джазули, которое включало большое количество шарифов в свои ряды, способствовало усилению преданности шарифам, как и предполагаемое открытие Ваттасидами в 1437 г. могила сына Идриса и их решение построить святилище в его честь. Перед лицом неудач маринидов и их племенных сторонников в борьбе с европейским вторжением на шарифы все чаще смотрели как на «символы разочарования в лидерстве племен и решимости противостоять иностранным врагам страны и веры». 67>

Между тем, большое количество испанских евреев мигрировало в Фес с 1391 года и становилось все более и более важным в торговой жизни города.

Revolution

Самый ранний и подробный отчет о революции 1465 года в Фесе, положившей конец двухвековому правлению Маринидов, содержится в дневнике египетского купца, прибывшего в королевство Тлемсен в 1464 году с намерением посетить соседнее марокканское царство. Находясь в Тлемсене, он узнал новости о революции 1465 года из первых рук и решил избежать беспорядков, вместо этого отправившись в Гранаду. Рассказ Абд аль-Басита согласуется с традиционными марокканскими отчетами, впервые составленными спустя столетия после революции. Но поскольку египтянин не был очевидцем, его рассказ может отражать официальное пропагандистское повествование, которое новый правитель Феса хотел изобразить своим соседям в Тлемсене. Историк Мерседес Гарсия-Ареналь отмечает, что история выглядит извиняющейся.

Согласно Абд аль-Баситу, когда Абд аль-Хакк убил большую часть Ваттасидов, он назначил выжившего Ваттасида визирем по имени, но с нет реальной власти, просто чтобы унизить его. Затем он назвал еврейского ростовщика Харуна ибн Баташа фактическим визирем, поскольку у евреев не было независимых опорных пунктов. Харун приступил к предоставлению важных государственных постов своим собратьям-евреям, что было очень непопулярно в городе, где большинство населения составляли мусульмане. В 1465 году султан и Харун на время покинули Фес, оставив править Фесом родственника Харуна Шавиля ибн Баташа. Граждане воспротивились правлению Шавиля, и начался бунт, когда он оскорбил и ударил женщину-шариф.

A хатиб (проповедник), услышав это, начал призывать джихад против евреев, и к нему присоединилось большое количество более бедных граждан Феса. Толпа потребовала, чтобы Мухаммад ибн Имран, глава шарифов Феса, санкционировал восстание против правительства. Ибн Имран отказался, сказав, что следует посоветоваться с улемами или учеными. Затем толпа обратилась к старшему муфтию Феса и потребовала, чтобы он написал им фетву или юридическое заключение, одобряющее восстание. Когда муфтий отказался, толпа угрожала убить его, пока он, наконец, не согласился, что резня евреев и восстание против султана были религиозно допустимыми. Получив необходимую поддержку со стороны духовенства, городская толпа вторглась в еврейский квартал и убила всех евреев, а затем штурмовала дворец и убила Шавиля. Шариф Мухаммад ибн Имран был назначен правителем Феса.

Затем повстанцы отправили письмо Абд аль-Хакку, в котором говорилось, что они готовы вернуть ему его трон, если он вернется. Харун воспротивился этой идее, посоветовав вместо этого отправиться в город Таза, но султан отказался слушать. Затем князь маринидов казнил визиря. Когда Абд аль-Хакк действительно прибыл в Фес, его стащила с лошади банда молодых людей и линчевала на бойне 18 мая 1465 года, в священный месяц Рамадан. Выжившие ваттасиды пытались вернуться к власти в Фесе, но были отвергнуты новым режимом Мухаммада ибн Имрана, в то время как еврейские погромы произошли в других городах Марокко по мере распространения новостей.

Традиционный марокканский рассказ, все еще представленный в современном Марокканские учебники, заимствованные у историка Ахмада ибн аль-Кади в 1590-х годах. Рассказ аль-Кади в значительной степени совпадает с рассказом Абд аль-Басита, несмотря на некоторые детали: Харун предлагает Мекнес, а не Таза в качестве убежища, и султан убит 23 мая, а не 18 мая. извиняющееся описание нежелания Мухаммада ибн Имрана взять власть и вообще не имеет муфтия. Вместо этого шариф изображается руководителем толпы как в нападении на еврейский квартал, так и в убийстве Абд аль-Хакка, что является делом не банды молодежи, а публичной казни, совершенной самим Ибн Имраном, который раздевает всех. султан его регалий и посадил его на осла перед жителями Феса. Хотя европейцы имели лишь очень поверхностное представление о событиях при марокканском дворе, они также считали, что шариф спровоцировал революцию.

Между тем, ряд традиционных марокканских биографий суфийских святых предполагает, что существовала группа улама и другие мусульманские лидеры, которые в той или иной степени выступали против революции. Одним из видных лидеров оппозиции был Ахмад Заррук, который был вынужден покинуть свой родной город Фес после того, как столкнулся с оппозицией и был обвинен в том, что он еврей. Когда Заррук вернулся в Фес в 1474 году, он был встречен «социальным бойкотом» и вскоре был вынужден навсегда покинуть Марокко.

Отчет семнадцатого века, независимый от традиционной марокканской историографии - полемический трактат, осуждающий, группа купцов в Фесе, которые изначально были евреями, но давно искренне обратились в ислам, дает существенно иную серию событий. Мухаджиринцы традиционно не допускались на определенные рынки старыми мусульманскими купцами Феса, включая шарифы. Но поскольку Абд аль-Хакк, его еврейский визирь Харун и другие еврейские официальные лица испытывали трудности с деньгами, правительство отменило ограничения в отношении мухаджирин. Они начали побеждать торговцев шарифами до революции 1465 года, после которой все они были изгнаны из Феса. В сообщении не упоминается о жестоком обращении с женщиной-шарифом или о резне евреев.

Ни один еврейский источник до XIX века не упоминает о резне. Поскольку есть документы о процветающей еврейской общине в Фесе в 1470-х годах, Гарсия-Арена скептически относится к тому, что вообще был какой-либо погром против евреев. Многие евреи Феса, похоже, временно приняли ислам, чтобы избежать погрома, прежде чем им разрешили вернуться в иудаизм от Ваттасидов, пришедших к власти в 1471 году. Другие члены еврейской общины Феса в 1470-х годах могли быть беженцами из португальцев.

Наследие

Как сторонники шарифов, выжившие Ваттасиды, естественно, могли ожидать восстановления власти в результате революции, но Мухаммад ибн Имран отказался позволить им войти в город. После нескольких лет войны глава уцелевших ваттасидов Мухаммад аль-Шейх захватил Фес в 1471 году и ликвидировал режим шарифа при поддержке бывших маринидских вассалов, но ценой потери городов Асила, Лараш и Танжер португальцам. В течение следующих нескольких десятилетий традиционная племенная форма монархии Ваттасидов была дискредитирована своей полной неспособностью обуздать португальское вторжение. В конечном итоге они были свергнуты династией Саади шарифов из южного Марокко, которая изгнала португальцев и положила начало новому направлению в истории Марокко - ранним предзнаменованием которого стала революция 1465 года - внеплеменных династий шарифов, чьи легитимность подкреплялась их пророческой родословной. Нынешняя правящая династия Марокко, алауитов, остается династией шарифов.

Еврейская община Феса снова просуществовала к 1470-м годам, пользуясь защитой и покровительством евреев ваттасидами; еврейский историк Авраам бен Соломон называет Мухаммада аль-Шейха праведником. Тем не менее, они продолжали страдать от предрассудков, включая еще одну резню в 1492 году.

Ссылки

Цитированные работы

Последняя правка сделана 2021-07-15 05:56:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте