Obatalá (также известный как Ochalá или Oxalá ; Orichalá или Orixalá) является старейшим « orisha funfun» («белое божество»), относящимся к чистоте, как физически, так и символически, как в «свете» сознания. В Сантерии Обатала синкретизируется с Богородицей Милосердия и Иисусом из Назарета. Говорят, что у Обаталы столько же мужских путей, сколько и женских, но чаще венчает женщин частично, потому что мужчины традиционно коронованы в Ифа во многих родословных.
В Кандомбле Оксала (Обатала) была синкретизирована с Нашим Владыкой Бонфима; в этой роли он покровитель Баии. Широкое использование белой одежды, связанное с поклонением Оксале, стало символом Кандомбле в целом. Пятница - день, посвященный поклонению Оксале. Большой синкретический религиозный праздник Festa do Bonfim в январе в Сальвадоре празднует как Oxalá, так и Господа нашего Bonfim; в нее входит мытье ступеней церкви специальной водой, сделанной из цветов.
Улитка Achatina fulica используется в Бразилии в религиозных целях в качестве подношения Обатале. Он рассматривается как заменитель африканской гигантской улитки ( Archachatina marginata ), которая используется в Йорубаланде, потому что они известны под тем же именем ( Игбин, также известный как Иби) как в Бразилии, так и в Йорубаланде.
Подношения животных для Обаталы обычно состоят из белой курицы, змеи, голубя, козы, слизней, улиток или цесарок. Предложения, содержащие алкоголь, крабов или фасоль, запрещены. Белый цвет очень важен в изображении Обаталы, поэтому продукты питания состоят из белого риса, молока, сливок, тертых кокосов и белого хлеба. Подношения должны быть мягкими и не содержать никаких специй. При праздновании Обаталы следует носить белую одежду, а подношения следует делать на чистой белой ткани.
Обатала изображен в сверкающей белой одежде, в белой короне и посохе, называемом Опаксоро. Этот посох обычно делают из дерева лозы атори. Еще один символ Обаталы - голубь.