Česká zbrojovka (ČZ as) - чешская компания, производящая вилочные погрузчики Desta и компоненты для автомобильной промышленности, это бывший производитель огнестрельного оружия, также известный как производитель мотоциклов ČZ. Компания ČZ была основана в сентябре 1919 года как филиал завода Škoda Works Armament в Страконице, Чехословакия.
Начались работы по строительству первых цехов оружейного завода, первоначально называвшегося Jihočeská zbrojovka ( Южночешский оружейный завод). В 1922 году компания объединилась с заводом по производству оружия в Вейпрти и заводом в Праге. Это привело к образованию акционерного общества, название которого переводится как «Чешский оружейный завод в Праге Производственного завода в Страконицах». Он производил пистолеты, пневматические пистолеты и автоматические пистолеты, которые стали успешной продукцией.
В 1929 году рост Чешского оружейного завода достиг переломного момента. В связи со спадом продаж оружия после Первой мировой войны компания приобрела завод по производству велосипедных запчастей в Кралупы-над-Влтавой на реке Влтава. Экспорт велосипедов в несколько стран Европы, Азии, Африки и Южной Америки начал расширяться. Производство моторных велосипедов началось в 1932 году. Три года спустя на рынок вышли первые мотоциклы, произведенные в Страконицах. Это ознаменовало начало эпохи большого успеха для бренда ČZ. За короткое время компания стала крупнейшим производителем мотоциклов в Чехословакии. Следовательно, успех в бизнесе привел к дальнейшему расширению производственной деятельности за счет внедрения цепного и станочного производства. Во время Второй мировой войны завод попал под немецкую оккупацию и был переоборудован для производства военных материалов.
Как и большинство крупных промышленных предприятий, это акционерное общество было национализировано в 1946 году. В связи с послевоенной политической ситуацией производство огнестрельного оружия на заводе в Страконице было прекращено.
Компания изменилась после того, как в 1990-х годах бренд мотоциклов прекратил производство и начал сосредоточиваться на производстве автомобильных компонентов, таких как турбокомпрессоры, помимо традиционного производства цепей, инструментов, форм, отливок и станков. С 1999 года вилочные погрузчики Desta производятся в ЧЗ Страконице.
Разработка и производство мотоциклов, а также победы в соревнованиях в 1950-х и 1960-х годах позволили бренду ČZ войти в число самых успешных мировых производителей спортивных и уличных мотоциклов. После Второй мировой войны ČZ был вторым по величине производителем мотоциклов в Европе. Именно в этот период компания достигла наибольших успехов в гонках. Он начал участвовать в гонках на мотоциклах Гран-при в классах 250 куб. См и 350 куб. См. Эти мотоциклы, хотя и были технически усовершенствованы, редко были конкурентоспособными с велосипедами таких мощных итальянских заводов, как MV Agusta, Gilera и Mondial.
Дизайн скутера ČZ 501 Čezeta (1957) стал культовым для всей Восточной Европы, России, Вьетнама и Кубы. Таким образом, Чезета стала Vespa этих республик.
В 1969 году ČZ произвела технически совершенную модель GP "Type-860" с двигателем V4 объемом 350 куб. См, разработанную инженером Франтишеком Пудилем. Этот усовершенствованный мотоцикл с двойным верхним распредвалом, 16 клапанами, 8-ступенчатой коробкой передач, вилкой Ceriani и карбюраторами Dell'Orto SSI развивал мощность 63 лошадиных силы (47 кВт) при 16000 об / мин и максимальную скорость 240 км / ч. V-4 добился нескольких хороших результатов: лучший был в 1971 году на Гран-при Чехословакии, когда Богумил Стаса финишировал вторым после Ярно Сааринена на его 350-кубовом Yamaha. В 1972 году байк едва не выиграл Гран-при Австрии. За несколько кругов до гонки ČZ лидировал на MV Agusta Джакомо Агостини, когда ему пришлось сойти с дистанции из-за механических проблем. В 1972 году ČZ отказалась от соревнований Гран-при по шоссейным гонкам, чтобы сосредоточить свои усилия на мотокроссе, менее дорогостоящей форме соревнований.
ČZ оказалась более успешной в мотокроссе и стала широко известна своими мощными двухтактными внедорожными мотоциклами. Они были первой компанией, использовавшей расширительные камеры в выхлопных трубах. В течение 1960-х годов они стали доминирующей силой в соревнованиях по бездорожью, выиграв семь Гран-при чемпионатов мира по мотокроссу и доминируя в Международном шестидневном зачете.
К 1970-м годам, с появлением недорогих и технически совершенных японских мотоциклов, ČZ теряла все большую долю рынка мотоциклов. По иронии судьбы, многие инновации, успешно внедренные компанией ČZ, были скопированы на японских заводах. В 1993 году мотоциклетный филиал ČZ был куплен итальянским производителем мотоциклов Cagiva, который намеревался использовать чешские заводы для создания мотоциклов собственной марки, а также новых моделей ČZ и Jawa. Предприятие провалилось в 1997 году из-за финансовых трудностей Cagiva, и мотоциклетная марка ČZ была снята с производства.
С 2018 года компания Čezeta Motors производит электросамокаты Čezeta 506.