Āryāvarta ( санскрит : आर्यावर्त, букв. «Обитель арьев », санскритское произношение: [aːrjaːˈʋərtə] ) - это термин для северных частей индийского субконтинента в древних индуистских текстах, таких как Дхармашастры и Сутры, относящиеся к области Индии. субконтинент заселен индоарийскими племенами и где преобладала индоарийская религия и ритуалы. Границы Арьяварты расширялись со временем, что отражено в различных источниках, поскольку влияние брахманической идеологии распространилось на восток в постведические времена.
Baudhayana Dharmasutra (BDS) 1.1.2.10 (возможно, составленный в 8 - м до 6 века до н.э.) заявляет, что Арьяварте является земля, которая лежит к западу от Kālakavana, к востоку от Adarsana, к югу от Гималаев и к северу от Vindhyas, но в BDS 1.1.2.11 Арьяварты приурочено к Доаб из Ганги - Ямуна. BDS 1.1.2.13-15 считает людей из других регионов смешанным происхождением и, следовательно, не достойными подражания арийцам. Некоторые сутры рекомендуют искупительные действия для тех, кто пересек границы Арьяварты. Баудхаяна Шраутасутра рекомендует это тем, кто пересек границы Арьяварты и отправился в далекие места.
Васиштх Дхарма Сутра (старые сутры ca. 500-300 г. до н.э.) I.8-9 и 12-13 Находит Арьяварт к востоку от исчезновения реки Сарасвати в пустыне, к западу от Kālakavana, к северу из Pariyatra горы и Виндхья и к югу от Гималаев.
В « Махабхашье» Патанджали (середина 2 века до н. Э.) Арьяварта определяется как « Васиштха Дхармасутра». Согласно Бронхосту, он «помещает его по существу на плане Ганга, между пустыней Тар на западе и слиянием рек Ганг (Ганга) и Джумна (Ямуна) на востоке».
Мана-смрити (от между 2 - м вв. До н.э. до третьего раза. Н.э.) (2.22) дает название на «урочище между Гималаями и диапазонами Виндхьи, от восточного моря ( Бенгальский залив ) в западной части моря ( Аравийское море ) ".
Manava дхармашастры (ca.150-250 CE) дают Арьяварт, как простирающаяся от восточного до западного моря, отражая растущую сферу влияния брахманской идеологии.
В постведический период Второй урбанизации брахманизм пришел в упадок. С ростом городов, которые угрожали доходам и покровительству сельских браминов; подъем буддизма; и индийская кампания Александра Македонского (327-325 гг. до н. э.), подъем империи Маурьев (322-185 гг. до н. э.), вторжения саков и правление северо-западной Индии (2-й в. до н. э. - 4-й в. н. э.), брахманизм столкнулся с серьезной угрозой своему существованию.
Упадок брахманизма был преодолен за счет предоставления новых услуг и включения неведического индоарийского религиозного наследия восточной равнины Ганга и местных религиозных традиций, что привело к индуистскому синтезу.
Эти тексты также идентифицируют другие части Индийского субконтинента с особыми обозначениями. Ману-смрити упоминает Brahmavarta как область между реками Сарасвати и Drishadwati в северо-западной Индии. Текст определяет область как место, где рождаются «хорошие» люди, причем «доброта» зависит от местоположения, а не от поведения. Точное расположение и размер региона были предметом академической неопределенности. Некоторые ученые, такие как археологи Бриджит и Раймонд Алчин, считают, что термин Брахмаварта является синонимом региона Арьяварта.
Мадхьядеша простиралась от верховьев Ганги и Ямуны до слияния двух рек в Праяге и была регионом, где во времена Махаджанапад существовали Куру и Панчалы. Весь регион считается священным в индуистской мифологии, посколькуздесь жилибоги и герои, упомянутые в двух эпосах « Рамаяна» и « Махабхарата».
Гурджар-пратихар король в десятом веке был назван в Maharajadhiraja из Арьяварта.