Этьен де ла Боэти | |
---|---|
Родился | ( 1530-11-01)1 ноября 1530 г. Сарла-ла-Канеда, Перигор, Франция |
Умер | 18 августа 1563 г. (1563-08-18)(32 года) Жерминьян недалеко от Бордо, Франция |
Образование | |
Эра | |
Область | Западная философия |
Школа | |
Основные интересы | Классика, философия права, поэзия, политическая философия |
Известные идеи | Добровольное рабство |
Влияния | |
Под влиянием | |
Французская литература |
---|
по категориям |
История французской литературы |
Французские писатели |
|
Порталы |
|
|
Этьен или Этьен де ла Боэти ( французский: [etjɛn də la bɔesi] ( слушать ) , также [bwati] или [bɔeti] ; Окситан : Эстев де ла Боэтия ; 1 ноября 1530 - 18 августа 1563) был французским магистратом, классиком, писателем, поэтом и политическим теоретиком, которого больше всего запомнили своей интенсивной и близкой дружбой с эссеистом Мишелем де Монтенем. Его ранний политический трактат « Дискурс о добровольном рабстве» был посмертно принят гугенотским движением и иногда рассматривается как ранний источник влияния на современную антигосударственную, утопическую и гражданскую мысль.
Ла Боэти родился в Сарла, в регионе Перигор на юго-западе Франции, в 1530 году в аристократической семье. Его отец был королевским чиновником региона Перигор, а его мать приходилась сестрой президенту парламента Бордо (собрания юристов). Осиротев в раннем возрасте, он был воспитан своим дядей и тезкой, викарием Буйбонна, и получил степень юриста в Орлеанском университете в 1553 году. Его большие и не по годам развитые способности принесли Ла Боэти королевское назначение в парламент Бордо. в следующем году, несмотря на то, что он не достиг минимального возраста. Там он добился выдающейся карьеры судьи и дипломатического переговорщика до своей безвременной смерти от болезни в 1563 году в возрасте тридцати двух лет. Ла Боэти был также выдающимся поэтом и гуманистом, переводил Ксенофонта и Плутарха и был тесно связан с ведущей группой молодых поэтов Плеяды, включая Пьера де Ронсара, Жана Даура и Жан-Антуана де Баифа. Ла Боэти был сторонником примирения католицизма и протестантизма ; "предупреждал об опасных и вызывающих разногласие последствиях разрешения двух религий, которые могут привести к возникновению двух противостоящих государств в одной и той же стране. Максимум, что он позволил бы протестантам, - это право поклоняться в частном порядке, и он указал на их собственную нетерпимость к католикам. Его политика религиозного мира заключалась в примирении и согласии через реформы в церкви, которые в конечном итоге убедили протестантов воссоединиться с католицизмом ". Он служил с Монтенем в парламенте Бордо и увековечен в эссе Монтеня о дружбе. Историки часто предполагают, были ли эти двое любовниками или нет, но каждый из них сыграл важную роль в жизнях друг друга.
Произведения Ла Боэти включают несколько сонетов, переводы классических произведений и эссе, осуждающее абсолютную монархию и тиранию в целом, Discours de la servitude volontaire ou le Contr'un ( Беседа о добровольном рабстве или антидиктаторе ). В эссе утверждается, что тираны обладают властью, потому что люди дают ее им. Свобода была однажды оставлена обществом, которое впоследствии осталось испорченным и предпочло рабство куртизанки свободе того, кто отказывается доминировать, как он отказывается подчиняться. Таким образом, Ла Боэти связала послушание и господство, отношения, которые позже будут теоретизированы последними анархистскими мыслителями. Выступая за решение простого отказа в поддержке тирана, он стал одним из первых защитников гражданского неповиновения и ненасильственного сопротивления. Мюррей Н. Ротбард резюмирует политическую философию Ла Боэти следующим образом:
Для него великая тайна политики заключалась в подчинении правителям. Почему в мире люди соглашаются на то, чтобы их грабили или угнетали правительственные повелители? «Это не просто страх», - объясняет Боэти в « Рассуждениях о добровольном рабстве», поскольку требуется наше согласие. И это согласие может быть отозвано ненасильственным путем.
Когда-то считалось, что после заявлений Монтеня, Ла Боэти написал эссе в 1549 году в возрасте восемнадцати лет, но недавние авторитеты утверждают, что «вероятно, что Беседа была написана в 1552 или 1553 году, в возрасте двадцати двух лет, в то время как Ла Боэти. Боэти учился в университете ». Некоторые исследователи Монтеня утверждали, что эссе на самом деле было работой самого Монтеня. Эссе было распространено в частном порядке и опубликовано только в 1576 году после смерти Ла Боэти. Он умер в Жерминьяне близ Бордо в 1563 году. Его последние дни описаны в длинном письме Монтеня своему отцу.
В 20-м веке многие европейские анархисты начали ссылаться на La Boétie как на влияние, включая Густава Ландауэра, Барта де Лигта и Симону Вайль. Мыслитель- марксист-автономист Джон Холлоуэй также цитирует его в своей книге « Взломать капитализм», чтобы объяснить свою идею «разрыва с капитализмом». Джин Шарп, ведущий теоретик ненасильственной борьбы, часто цитирует свои работы как в «Политике ненасильственных действий», так и в « От диктатуры к демократии».
Discours de la servitude volontaire
Œuvres complete ( Полное собрание сочинений), 1892 г.
Дом Ла Боэти в Сарла
Место рождения Ла Боэти