Этьен-Жюль Марей ( французский: [etjɛn ʒyl maʁɛ] ; 5 марта 1830, Бон, Кот-д'Ор - 15 мая 1904, Париж) был французским ученым, физиологом и хронофотографом.
Его работа сыграла важную роль в развитии кардиологии, физических приборов, авиации, кинематографии и науки о лабораторной фотографии. Он широко известен как пионер фотографии и влиятельный пионер в истории кино. Он также был пионером в создании множества графических методов для отображения и интерпретации количественных данных физиологических измерений.
Марей начал с изучения кровообращения в организме человека. Затем он перешел к анализу сердечных сокращений, дыхания, мышц (миография) и движений тела. В помощь своим исследованиям он разработал множество инструментов для точных измерений. Например, в 1859 году в сотрудничестве с физиологом Огюстом Шово и производителем часов Breguet он разработал носимый сфигмограф для измерения пульса. Этот сфигмограф был усовершенствованием более ранней и более громоздкой конструкции, разработанной немецким физиологом Карлом фон Виерордтом. В 1869 году Марей сконструировал очень хрупкое искусственное насекомое, чтобы показать, как насекомое летает, и продемонстрировать форму восьмерки, которую оно создает во время движения своих крыльев. Он прикрепил золотую фольгу к крылу насекомого и посветил на нее, чтобы изучить взмахи крыла. Он также использовал покрытое сажей стекловолокно, введенное вдоль пути крыла насекомого, чтобы определить, пересекается ли оно с крылом при верхнем или нижнем ходе, исследуя сторону, с которой очищалась сажа. Затем он увлекся движением воздуха и начал изучать более крупных летающих животных, например птиц. Он принял и развил анимированную фотографию в отдельную область хронофотографии в 1880-х годах. Его революционная идея заключалась в том, чтобы записать несколько фаз движения на одной фотографической поверхности. В 1890 году он опубликовал большой том под названием Le Vol des Oiseaux ( Полет птиц ), богато иллюстрированный фотографиями, рисунками и диаграммами. Он также создал потрясающе точные скульптуры различных летающих птиц.
Марей изучал и других животных. В 1873 году он опубликовал «Анимальную машину» (переведенную как «Животный механизм»). Английский фотограф Эдвард Мейбридж провел свое «фотографическое расследование» в Пало-Альто, Калифорния, чтобы доказать, что Марей был прав, когда писал, что скачущая лошадь на короткое время оторвала все четыре копыта от земли. Мейбридж опубликовал свои фотографии в 1879 году и привлек внимание общественности.
Марей надеялся объединить анатомию и физиологию. Чтобы лучше понять свои хронофотографические изображения, он сравнил их с изображениями анатомии, скелета, суставов и мышц того же вида. Марей сделал серию рисунков, показывающих лошадь, бегущую рысью и скачущую галопом, сначала во плоти, а затем в виде скелета.
Присутствие и деятельность Марея в Неаполе хорошо задокументированы, в частности, благодаря документации, хранящейся в историческом архиве Stazione Zoologica Anton Dohrn. Марей начал ездить в Неаполь, вероятно, из-за его отношений с мадам Вильбортом, женой Жозефа Вильборта, директора французского журнала Le Globe. Мадам Вильборт переехала в Неаполь, чтобы вылечить свою болезнь, благодаря теплому климату, и Марей последовал за ней. Марей и мадам Вильборт купили виллу Мария в Позиллипо в 1880 году. Марей завершил в Неаполе часть своих исследований, направленных на реализацию его докинематографических инструментов, а на зоологической станции Дорн изучал движение рыб, содержащихся в аквариумах. В письме от 1 ноября 1876 года Марей просил Stazione Zoologica предоставить ему живых скатных рыб для его исследований. Среди документов, свидетельствующих о сотрудничестве Марея и Антона Дорна, есть архив на зоологической станции, где хранятся фотографии, на которых они вместе появляются во время экскурсии и показывают Маре на борту лодки Дорна. Использование хронографического ружья, которое Марей использовал для прицеливания в птиц, но без стрельбы, показалось местным жителям непривычным, которые иногда называли Марая «глупцом из Посиллипо» («lo scemo di Posillipo»).
Хронофотографический пистолет Марей был изготовлен в 1882 году, этот инструмент мог снимать 12 последовательных кадров в секунду, причем все кадры записывались на одном снимке. С помощью этих изображений он изучал лошадей, птиц, собак, овец, ослов, слонов, рыб, микроскопических существ, моллюсков, насекомых, рептилий и т. Д. Некоторые называют это «анимационным зоопарком» Марея. Марей также провел известное исследование о том, что кошки всегда приземляются на ноги. Он провел очень похожие исследования с курицей и собакой и обнаружил, что они могут делать почти то же самое. Марей также изучал передвижение человека. Он опубликовал еще одну книгу Le Mouvement в 1894 году.
Этьен-Жюль Маре в Неаполе. В заметках от руки читается дата: «Март 1882 года».
Иллюстрация хронофотографического пистолета от La Nature n. 464, 22 апреля 1882 г., стр. 326
Фотографический пистолет Маре на выставке в Национальной консерватории искусств и ремесел.
Марей также снимал фильмы. Они были с высокой скоростью (60 изображений в секунду) и отличным качеством изображения. Его исследования о том, как захватывать и отображать движущиеся изображения, помогли развивающейся области кинематографии.
Ближе к концу жизни он вернулся к изучению движения довольно абстрактных форм, подобных падающему мячу. Его последней большой работой было наблюдение и фотографирование дымовых следов. Это исследование было частично профинансировано Сэмюэлем Пирпонтом Лэнгли под эгидой Смитсоновского института после того, как они встретились в Париже на Всемирной выставке (1900). В 1901 году ему удалось построить дымовую машину с 58 дымовыми шлейфами. Он стал одной из первых аэродинамических труб.