Эрик Сати

редактировать
Французский композитор и пианист (1866-1925)

Эрик Сати в 1920 году

Эрик Альфред Лесли Сати (UK :, US :, Французский: ; 17 мая 1866 - 1 июля 1925), подписавший свое имя Эрик Сати после 1884 года, был французским композитором и пианистом. Сати была влиятельным художником парижского авангарда конца 19 - начала 20 века . Его работа была предшественницей более поздних художественных течений, таких как минимализм, повторяющаяся музыка и Театр абсурда.

An эксцентричный, Сати был представлен как «гимнаст» в 1887 году, незадолго до написания своего самого известного сочинения, Гимнопедии. Позже он также называл себя «фонометристом» (что означает «тот, кто измеряет звуки»), предпочитая это обозначение, чем «музыкант», после того, как в книге о современных французских композиторах был назван «неуклюжим, но тонким техником». опубликовано в 1911 году.

В дополнение к своей музыке, Сати оставил ряд сочинений, написав работы для ряда публикаций от дадаиста 391 до хроника американской культуры Ярмарка тщеславия. Хотя в более поздние годы он гордился тем, что опубликовал свои работы под своим именем, в конце 19 века он, кажется, использовал такие псевдонимы, как Виржини Лебо и Франсуа де Поль в некоторых из его опубликованные произведения.

Содержание

  • 1 Жизнь
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Монмартр
    • 1.3 Переезд в Аркейл
    • 1.4 Позже
  • 2 Работы
    • 2.1 Музыка
    • 2.2 Письма
  • 3 Ссылки
    • 3.1 Источники
  • 4 Внешние ссылки

Жизнь

Ранняя жизнь

Дом и музей Сати в Онфлере, Нормандия

Родился Эрик Сати 17 мая 1866 года, сын Альфреда Сати и его жены Джейн Лесли (урожденная Антон), которая родилась в Лондоне в семье шотландцев. Эрик родился в Онфлере в Нормандии ; дом его детства теперь открыт для публики. Когда Сати было четыре года, его семья переехала в Париж, его отцу предложили работу переводчика в столице. После смерти его матери в 1872 году он был отправлен (в возрасте 6 лет) вместе со своим младшим братом Конрадом обратно в Онфлер, чтобы жить со своими бабушкой и дедушкой по отцовской линии. Там он получил первые уроки музыки у местного органиста. В 1878 году, когда ему было 12 лет, умерла его бабушка, и два брата воссоединились в Париже со своим отцом, который вскоре женился (на учителя фортепиано) повторно. С начала 1880-х годов Сати начал публиковать салонные композиции своей мачехи и себя, в том числе.

В 1879 году Сати поступил в Парижскую консерваторию, где учителя вскоре сочли его бездарным.. Жорж Матиас, его профессор фортепиано в Консерватории, описал фортепианную технику своего ученика в резко отрицательных терминах: «незначительный и трудоемкий» и «бесполезный». Эмиль Декомб назвал его «самым ленивым» студент консерватории ». Спустя годы Сати рассказала, что Матиас с большой настойчивостью сказал ему, что его настоящий талант заключается в композиторстве. После того, как его отправили домой на два с половиной года, он был вновь принят в консерваторию в конце 1885 года (19 лет), но не смог произвести на своих учителей более благоприятного впечатления, чем прежде, и, как результат, решил поступить на военную службу годом позже. Однако военная карьера Сати длилась недолго; через несколько месяцев он был выписан после преднамеренного заражения бронхитом.

Монмартр

Сати переехал из резиденции своего отца в квартиру на Монмартре в 1887 году, когда ему исполнился 21 год. К этому времени у него началась прочная дружба с поэтом-романтиком Контамином де Латуром, и его первые сочинения были опубликованы его отцом. Вскоре он присоединился к артистической клиентуре Le Chat Noir Café-cabaret и начал издавать свои Gymnopédies. Затем последовали публикации сочинений в том же духе (Ogives, Gnossiennes и др.). В тот же период он подружился Клодом Дебюсси. Он переехал в меньшую комнату, все еще на Монмартре (rue Cortot Nº 6, ныне музей ), в 1890 году. К 1891 году он был официальным композитором и часовщиком ордена розенкрейцеров (Ordre de la Rose-Croix Catholique, du Temple et du Graal) под руководством "Сара" Жозефина Пеладана, в результате чего были созданы такие композиции, как Salut drapeau !, Le Fils des étoiles и Sonneries de la Rose + Croix. Сати выступала в Salon de la Rose + Croix, организованном Пеладаном.

Карикатура на Эрика Сати, созданная Сантьяго Русиньолом, 1891

К середине 1892 года Сати уже имела сочинил первые пьесы по собственной композиционной системе (Fête donnée par des Chevaliers Normands en l'honneur d'une jeune demoiselle), обеспечил музыку к рыцарской эзотерической пьесе (два Préludes du Nazaréen), его первая мистификация была опубликована (объявляя о премьере «Батара де Тристан», антивагнеровской оперы, которую он, вероятно, никогда не сочинял) и оторвался от Пеладана, той осенью проект «Успуд», «Христианский балет», в сотрудничестве с Контамин де Латур. В то время как товарищи из Chat Noir и Auberge du Clou Мигеля Утрилло сочувствовали, была выпущена рекламная брошюра для проекта, которая читается как брошюра для новой эзотерической секты.

Сати и Сюзанна Валадон (натурщица, художница, давний друг Мигеля Утрилло и мать Мориса Утрилло ) завязала роман в начале 1893 года. После их первой ночи вместе он сделал предложение брак. Они не поженились, но Валадон переехал в комнату рядом с комнатой Сати на улице Корто. Сати стал одержим ею, назвал ее своим Biqui и писал страстные заметки о «всем ее существе, прекрасных глазах, нежных руках и крошечных ножках». Во время их отношений Сати сочинила готические танцы как средство успокоить его разум, а Валадон нарисовал портрет Сати, который она подарила ему. Через шесть месяцев она уехала, оставив Сати с разбитым сердцем. Впоследствии он сказал, что у него не осталось «ничего, кроме ледяного одиночества, которое наполняет голову пустотой, а сердце печалью». Считается, что это были единственные интимные отношения, которые когда-либо были у Сати.

В 1893 году Сати впервые встретила молодого Мориса Равеля, стиль Сати проявился в первых композициях молодого человека. Одно из произведений самого Сати того периода, Vexations, должно было оставаться нераскрытым до его смерти. К концу года он основал Église Métropolitaine d'Art de Jésus Conducteur (Метрополитен-церковь Иисуса Дирижера). Как единственный ее участник, в роли «Parcier et Maître de Chapelle», он начал сочинять Grande messe (позже получивший название Messe des pauvres ) и написал множество писем, статей и брошюры, демонстрирующие его уверенность в религиозных и художественных вопросах. В качестве примера: он дважды подавал заявку на членство в Французской академии, не оставляя сомнений в письме-заявлении, что правление этой организации (возглавляемое Камиль Сен-Санс ) как столько, сколько было ему обязано таким членством. Такое разбирательство, без сомнения, скорее помогло подорвать его популярность в культурном истеблишменте. В 1895 году он унаследовал немного денег, что позволило ему напечатать больше своих произведений и сменить священническую одежду на «бархатного джентльмена».

Переехать в Арквей

Сати, Мулен де ла Галетт («Богема»), Рамон Касас, (1891)

К середине 1896 года все финансовые средства Сати исчез, и ему пришлось переехать в более дешевую и меньшую квартиру, сначала на улице Корто, а через два года, после того, как он составил два первых набора Pièces froides в 1897 году, на Арквей, пригород в десяти километрах от Монмартра. В течение этого периода он восстановил контакт со своим братом Конрадом по многочисленным практическим и финансовым вопросам, раскрывая при этом некоторые из своих внутренних переживаний. Письма Конраду ясно показали, что он отказался от своих религиозных идей.

С 1899 года Сати начал зарабатывать деньги как пианист кабаре, адаптировав более сотни композиций популярной музыки для фортепиано или фортепиано и голоса, добавив некоторые свои собственные. Самыми популярными из них были Je te veux, текст Генри Пакори; Tendrement, текст Винсента Хиспы; Poudre d'or, вальс; La Diva de l'Empire, текст Доминика Бонно / Numa Blès; Ле Пикадилли, марш; «Калифорнийская легенда», текст Контамина де Латура (утерян, но музыка позже снова появляется в «Прекрасной любви»); и еще немало, многие из которых были потеряны. В более поздние годы Сати отвергал всю свою музыку кабаре как мерзкую и противоречащую его натуре, но пока что это был доход.

Лишь несколько композиций, которые Сати серьезно воспринимала, остались от этого периода: Джек в коробке, музыка к пантомиме Жюля Депакита ( Сати называла «клоунадой»); «Женевьева де Брабант», короткая комическая опера на серьезную тему, текст «Лорд Шеминот» ; «Мечтательная рыба», фортепианная музыка к утраченной сказке Чеминота; и несколько других, которые были в основном неполными, почти ни одна из них не была постановкой, и ни одна из них не была опубликована в то время.

И Женевьева де Брабант, и «Мечтательная рыба» были проанализированы Орнеллой Вольта как содержащие элементы конкуренции с Клодом Дебюсси, о которых Дебюсси, вероятно, не знал, поскольку Сати не делала эту музыку публичной. Между тем, у Дебюсси был один из своих первых крупных успехов с Pelléas et Mélisande в 1902 году, что несколько лет спустя привело к дебатам между двумя композиторами о том, кто был предшественником кого, в которых Морис Равель тоже будет участвовать.

В октябре 1905 года Сати поступил в Винсент д'Инди Schola Cantorum de Paris, чтобы изучать классический контрапункт, продолжая работать в кабаре. Работа. Большинство его друзей были ошеломлены, как и профессора Схолы, когда они услышали о его новом плане вернуться в классы, особенно потому, что д'Инди был восхищенным учеником Сен-Санса, не особенно любимым Сати. Сати учился на этих курсах в Схоле, как уважаемый ученик, более пяти лет, получив первый (средний) диплом в 1908 году. Некоторые из его классных контрпунктов-упражнений, такие как Désespoir agréable, были опубликованы после его смерти. Другое краткое изложение периода, предшествовавшего Схоле, также появилось в 1911 году: Trois morceaux en forme de poire, которая представляла собой своего рода сборник лучших из того, что он написал до 1903 года.

Эрик Сати в 1909 году.

Из этих опубликованных сборников становится ясно, что Сати не столько отвергал романтизм и его представителей, таких как Вагнер, но что он отвергал некоторые аспекты этого. От своего первого до последнего сочинения он отвергал идею музыкального развития в строгом определении этого термина: переплетение различных тем в разделе развития сонатной формы. В результате его контрапунктные и другие работы были очень короткими; «Новое, современное» Фуги не выходят за пределы изложения темы (ей). В общем, он сказал бы, что, по его мнению, композитору не разрешается уделять публике больше времени, чем это строго необходимо. Также Сати избегала мелодрамы в ее историческом значении тогдашнего популярного романтического жанра «произнесенных слов на музыкальном фоне». Его 1913 Le piège de Méduse можно рассматривать как абсурдистскую пародию на этот жанр.

Тем временем произошли и другие изменения: Сати был членом радикальной социалистической партии (позже он перешел в Коммунистическую партию в этом районе после декабря 1920 года), и общался с сообществом Арквейл: среди прочего, он принимал участие в работе «Patronage laïque» для детей. Он также изменил свой внешний вид на «буржуазного функционера» с котелком, зонтиком и т. Д. Он направил свои средневековые интересы в своеобразное секретное хобби : в картотеке он хранил коллекцию воображаемых зданий, большинство из них описывалось как сделанное из какого-то металла, который он рисовал на маленьких карточках. Время от времени, расширяя игру, он публиковал анонимные небольшие объявления в местных журналах, предлагая некоторые из этих зданий, например, «ведущий замок», на продажу или в аренду.

Существует редкая автохромная фотография Сати, датированная 1911 годом. Она была воспроизведена на обложке второй книги Роберта Орледжа о композиторе, Satie Remembered ( 1995), но где был обнаружен этот автохром, неизвестно.

Более поздняя жизнь

Набросок бюста самого себя, Сати, 1913

Начиная с 1912 года, новые юмористические миниатюры Сати для фортепиано стали очень успешными, он написал и опубликовал многие из них появятся в ближайшие несколько лет (премьера большинства из них представлена ​​пианистом Рикардо Виньесом ). Его привычка сопровождать партитуры своих сочинений всевозможными письменными замечаниями теперь прочно укоренилась, так что несколько лет спустя ему пришлось настоять на том, чтобы их не зачитывали во время выступления. В первом издании Heures séculaires et instanées он написал: «Для кого это может касаться:« Я запрещаю кому бы то ни было читать текст вслух во время музыкального представления. Незнание моих инструкций вызовет мое праведное негодование по отношению к самонадеянному виновнику. быть разрешено ». К этому времени он практически перестал использовать barlines. В некотором смысле эти композиции очень напоминали композиции Россини из последних лет его жизни, сгруппированные под названием Péchés de vieillesse.

. Однако ускорение жизни Сати не произошло. во многом благодаря успеху его новых фортепианных пьес; именно Равель непреднамеренно привела в действие характеристики оставшихся лет жизни Сати и таким образом повлияла на последовательные прогрессивные художественные и культурные движения, которые быстро проявились в Париже в последующие годы. Париж считался художественной столицей мира, и начало нового века, казалось, зажгло умы многих. В 1910 году «Jeunes Ravêlites», группа молодых музыкантов из Равеля, заявили о своем предпочтении более ранним работам Сати, созданным до периода Схолы, укрепив идею о том, что Сати была предшественницей Дебюсси.

Сначала Сати был доволен тем, что по крайней мере некоторые из его работ привлекают внимание общественности, но когда он понял, что это означает, что его более поздние работы были упущены или отклонены, он стал искать других молодых художников, которые относились к нему лучше. к его более свежим идеям, чтобы иметь лучшую взаимную поддержку в творческой деятельности. Таким образом, молодые художники, такие как Роланд-Мануэль, а позже Жорж Орик и Жан Кокто, начали привлекать к себе больше внимания, чем "Jeunes".

В результате контакта с Роландом-Мануэлем Сати снова начал публиковать свои мысли с гораздо большей иронией, чем раньше (среди прочего, Mémoires d'un amnésique и Cahiers d'un mammifère

Вместе с Жаном Кокто, с которым он впервые познакомился в 1915 году, Сати начал работу над эпизодической музыкой для постановки Шекспира Сон в летнюю ночь, в результате гримасничает Cinq для Le songe d'une nuit d'été. С 1916 года он и Кокто работали над балетом Парад, премьера которого состоялась в 1917 году на балете Сергея Дягилева Русские балеты, с декорациями и костюмами Пабло Пикассо и хореография Леонида Мясина. Через Пикассо Сати также познакомился с другими кубистами, такими как Жорж Брак, с которыми он работал над другими, прерванными проектами.

Эрик Сати, Дональд Шеридан

С Жоржем Ориком, Луи Дюри, Артуром Онеггером и Жермен Тайллеферр, Сати сформировала Nouveaux jeunes вскоре после написания Parade. Позже к группе присоединились Фрэнсис Пуленк и Дариус Мийо. В сентябре 1918 года Сати - почти не давая никаких объяснений - вышла из Nouveaux Jeunes. Жан Кокто собрал шесть оставшихся членов, сформировав Groupe des six (к которой Сати позже получит доступ, но позже снова рассорится с большинством ее членов).

С 1919 года Сати поддерживала контакты с Тристаном Цара, инициатором движения Дада. Он познакомился с другими художниками, участвовавшими в движении, такими как Фрэнсис Пикабиа (позже ставший сюрреалистом ), Андре Дерен, Марсель Дюшан, Жан Гюго и Ман Рэй и другие. В день его первой встречи с Ман Рэем эти двое сфабриковали первый реди-мейд : Дар (1921). Сати написала для дадаистского издания 391. В первые месяцы 1922 года он с удивлением оказался вовлеченным в спор между Царой и Андре Бретоном об истинной природе авангардного искусства, воплощенным в провале Парижского конгресса. Сати изначально встала на сторону Цары, но сумела сохранить дружеские отношения с большинством игроков обоих лагерей. Тем временем вокруг Сати сформировалась «Ecole d'Arcueil», получившая название от относительно отдаленного района Парижа, где жила Сати; в него вошли такие молодые музыканты, как Анри Соге, Максим Жакоб, Роже Дезормиер и Анри Клике-Плейель.

Другие работы и эпизоды в этом последнем период жизни Сати:

  • С 1911 года он дружил с Игорем Стравинским, о котором позже писал статьи.
  • Le piège de Méduse (1913) имел уникальный положение в творчестве Сати, поскольку это была сценическая работа, задуманная и составленная, казалось бы, без какого-либо сотрудничества с другими артистами.
  • Sports et divertissements был своего рода мультимедийным проектом, в котором Сати участвовала фортепианная музыка по рисункам Чарльза Мартина. Произведение было написано в 1914 году, но не публиковалось и не исполнялось до начала 1920-х годов. Отдельные части являются характерными «миниатюрами» Сати: всего их двадцать штук - ни одна не длиннее двух минут, а некоторые - всего 15 секунд.
  • У него были проблемы из-за оскорбительной открытки, которую он написал одному из его критиков вскоре после премьеры «Парада»; он был приговорен к неделе тюремного заключения, но в конце концов был освобожден в результате (финансового) вмешательства Виннаретты Сингер, принцессы Эдмона де Полиньяк.
  • Сингер, выучивший древнегреческий когда ей было за 50, она заказала работу по Сократу в октябре 1916 г.; это станет его Сократом, который он подарил принцессе в начале 1918 года.
  • С 1917 года Сати написала пять пьес мебельной музыки ("Musique d'ameublement") для разных случаев.
  • С 1920 года он был в дружеских отношениях с кругами вокруг Гертруды Стайн, среди прочих, что привело к публикации некоторых его статей в Vanity Fair (по заказу Сибиллы Харрис).
  • Некоторые работы возникли под патронажем графа Этьена де Бомона, начиная с 1922 года:
    • La statrouvée (или «Дивертисмент»): еще одно сотрудничество Сати-Кокто-Пикассо-Мясин.
    • Ludions : обстановка бессмысленной рифмы от Леона-Пола Фарга
    • Mercure : подзаголовок этой пьесы («Poses plastiques») предполагает, что это могло быть задумано скорее как подражание жанру tableau vivant, чем как настоящий балет Пикассо (и Мясина) с кубистскими «картинами»
  • . В последние годы жизни Сати путешествовала; например, в 1924 году в Бельгию по приглашению Пола Коллаэра и в Монте-Карло на премьеру произведения, над которым он работал.

Последними композициями Сати были два балета 1924 года. Меркюр воссоединил его с Пикассо и Мясином для мифологической пародии, поставленной графом Этьеном де Бомоном в «Парижских вечерах», и он написал балет «инстантанистов» Relâche в сотрудничестве с Пикабиа для Suédois Ballets из Рольф де Маре. В параллельном проекте Сати добавила музыку к сюрреалистическому фильму Entr'acte René Clair, который был использован в качестве интермеццо для Relâche.

После многих лет пьянства (включая употребление абсента ) Сати умерла 1 июля 1925 года в возрасте 59 лет от цирроза печени. Он похоронен на кладбище в Арквейл. Перед многоквартирным домом стоит крохотный каменный памятник, обозначающий лужайку - Parc Erik Satie. За 27 лет проживания в Арквей, где Сати жила в абсолютной простоте, никто никогда не заходил в его комнату. После его смерти друзья Сати обнаружили квартиру, полную убожества и хаоса. Среди множества других несортированных бумаг и прочего в нем было большое количество зонтов и два рояля, поставленных один на другой, а верхний инструмент использовался как хранилище для писем и посылок. Они обнаружили композиции, которые считались утерянными или полностью неизвестными. Результат Джек в коробке, по мнению Сати, был оставлен в автобусе несколько лет назад. Они были найдены за пианино, в карманах его бархатного костюма и в других странных местах, в том числе Vexations ; Женевьева де Брабант и другие неизданные или незаконченные сценические произведения; Мечтательная рыба; много Schola Cantorum упражнений; ранее невиданный набор "собачьих" фортепианных пьес; и несколько других сочинений для фортепиано, многие без названия. Некоторые из них будут опубликованы позже как дополнительные Gnossiennes, Pièces froides, Enfantines и мебельная музыка.

Произведения

Музыка

Writings

Записки Сати включают:

  • Записная книжка млекопитающего: Собрание сочинений Эрика Сати (Змеиный хвост; Атласский архив, № 5, 1997) ISBN 0-947757-92-9 (с введением и примечаниями Орнеллы Вольта, перевод Энтони Мелвилла, содержит несколько рисунков Сати)
  • Предварительная переписка: Réunie, établie et présentée par Ornella Volta (Париж: Fayard / Imes, 2000; 1265 страниц) ISBN 2-213-60674-9 (почти полное издание писем Сати, на французском языке)
  • Найджел Уилкинс, Сочинения Эрика Сати, London, 1980.

Ссылки

Источники

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Эриком Сати.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Эрик Сати
Викиисточник содержит оригинальные работы, написанные. Эриком Сати
Последняя правка сделана 2021-05-19 13:35:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте