Клод-Эмиль Шуффенекер (8 декабря 1851 - 31 июля 1934) был французским художником -постимпрессионистом, живописцем, учителем рисования и коллекционером произведений искусства. Друг Поля Гогена и Одилона Редона и один из первых коллекционеров произведений Винсента Ван Гога, Шуффенекер сыграл важную роль в создании выставки Вольпини в 1889 году. Его собственными работами, однако, обычно пренебрегали после его смерти - и Хуже того, недавние сезонные кампании в СМИ вновь активизировали недовольство, яростное с конца 1920-х годов, когда Шуффенекер подозревался в подражании работам других современных художников, в том числе Ван Гога. По-прежнему остается спорным вопросом, производил ли он подделки или нет. Между тем серьезные научные исследования по крайней мере обеспечили основу для трезвого исторического подхода к жизни и творчеству Шуффенекера.
Клод-Эмиль Шуффенекер, сын Николаса Шуффенекера (1829–1854) и Анны Монне (1836–1907) родился во Френ-Сен-Мамес ( Верхняя Сона ). Его отец, портной из Гевенхайма ( Эльзас, сегодня Верхний Рейн ), умер, когда Эмилю было немногим больше двух лет; в том же году в Шарантене (Верхний Рейн) родился его брат Амеде. Вдова с двумя сыновьями переехала в Медон, недалеко от Парижа, где жила часть семьи ее матери и где она нашла работу в прачечной. В последующие годы Эмиль был воспитан сестрой своей матери, Анн Фоконне Моне, и ее мужем Пьером Корню в Париже, получившим образование в Frères des Ecoles chrétiennes, и начал работать в бизнесе своего дяди, в цехе по обжарке шоколада и кофе в Париже. Квартал Ле Аль.
28 февраля 1872 года Шуффенекер присоединился к брокеру Бертену, где познакомился с Полем Гогеном; они стали близкими друзьями. Оба изучали старых мастеров в Лувре и работали в Академии Коларосси. В 1880 году Шуффенекер женился на кузине Луизе Лансон (1860-); их дочь Жанна родилась в 1882 году, их сын Поль - в 1884 году. Однако в эти годы экономическая ситуация ухудшилась. К 1880 году и Шуффенекер, и Гоген, очевидно, накопили достаточно денег, чтобы покинуть Бертен - как раз вовремя, прежде чем проект французского Панамского канала начал превращаться в катастрофу - и попытаться встать на ноги: оба выбрали карьеру в искусстве., и, возможно, для дополнительного дохода на бирже. Затем, в январе 1882 года, Парижская биржа потерпела крах, и, хотя Гоген решил остаться независимым, Шуффенекер решил подать заявку на получение диплома о преподавании. Два года спустя он был назначен преподавать рисунок в лицее Мишле в Ванве с художником Луи Роем в качестве коллегиального друга.
Плакат выставки 1889 года группы импрессионистов и синтетистов в Café des Arts, известной как выставка Вольпини, 1889 год.Много было сказано о портрете Гогена «Ле Бон Шуфф» и его семьи, написанном в начале 1889 года в мастерской Шуффенекера, вскоре после возвращения Гогена из Арля: судя по портрету Гогена, личные отношения пары широко считаются шаткими.. После возвращения Гогена из Дании в 1885 году его приглашали остановиться у Шуффенекера, но вскоре после его возвращения из Бретани в 1890 году Гогена попросили найти место в другом месте. Слухи (скорее всего, инициированные Эмилем Бернаром ) распространились о том, что Шуффенекер был предан своей женой, и в течение многих лет он отделялся от своей семьи, пока в 1899 году его жена не потребовала развода и не получила право опеки над их детьми.
Он покинул лицей в 1914 году.
Шуффенекер умер в Париже, 33 rue Olivier de Serres, и был похоронен на кладбище Монпарнас 3 августа.
Вместе с Гогеном Шуффенекер обучался в Académie Suisse в 1872 году и в Académie Colarossi в 1883 году, но отправной точкой для него было в 1866 году частное ателье Поля Бодри ; в 1869 году он получил «первоклассное упоминание в дизайне» как ученик отца Афанаса, а с 1872 по 1881 год он продолжил обучение у Каролуса-Дюрана, включая участие в ежегодном Салоне. Однако в 1882 и 1883 годах его картины были отклонены жюри Салона. Поэтому в 1884 году Шуффенекер присоединился к Société des Artistes Indépendants, а в 1886 году - к импрессионистам на их восьмой и последней выставке.
Жан де Ротоншан, первый биограф Гогена, описал коллекцию Шуффенекера на улице Дюран-Клей, 14 в 1906 году: Помимо картин Гогена, таких как «Желтый Христос» и некоторых его керамических изделий, были работы Сезанна, в том числе женский портрет, и несколько работы Винсента Ван Гога, Почтальона, Оливкового сада в Провансе, Доброго Самаритянина, Арлезианки и версии Подсолнухов. Отпечатки Укиё-э и некоторые Редоны завершают опрос Ротоншана.
Предполагается, что с конца 1920-х годов Шуффенекер имитировал работы других современных художников, включая Винсента Ван Гога. Когда разразился скандал с Wacker и имя Шуффенекера было упущено, осторожные голоса уже заявили, что нельзя винить молодого швейцарского художника (!), Вдохновленного Ван Гогом.
Некоторые наброски и рисунки доказывают, что Шуффенекер внимательно изучал имеющиеся у него работы Ван Гога. Но есть также свидетельства того, что Шуффенекер пошел еще дальше и «завершил» картины, которые он считал незаконченными. В 1927 году он сам откровенно признался, что «закончил» Большое дерево в Монбриане, тогда находившееся в коллекции Мориса Гангна, а также другие работы Поля Сезанна : пейзаж из L'Estaque, а также портрет его жены, и вид на бассейн в Жас-де-Буффан. Предположительно, Шуффенекер также немного приукрашивал версии « Подсолнухов» Ван Гога и Сада Добиньи, оба с 1894 года находились в его владении. Возможно, это было сделано просто для того, чтобы адаптировать картину к имеющейся у него раме, о чем он и упомянул Максимилиану Готье.
Но до сих пор так и не было установлено, что Шуффенекер действительно подделал, содержащий намерение предать. Джилл-Элиза Гроссфогель заявила в предисловии к своему raisonné каталога: «Теперь мы можем подтвердить факт, основанный на самых последних исследованиях, что Шуффенекер не подделывал картины Ван Гога до 1900 года. Еще слишком рано указывать названия и даты. поддельных произведений после 1900 года до тех пор, пока не будут тщательно изучены дополнительные доказательства ".