Элизабет Виже Лебрен

редактировать

Элизабет Виже Лебрен
Автопортрет в соломенной шляпе - Элизабет-Луиза Виже-Лебрен.jpg Автопортрет в соломенной шляпе, 1782 г.
Родился Элизабет Луиза Виже ( 1755-04-16)16 апреля 1755 г. Париж, Франция
Умер 30 марта 1842 г. (1842-03-30)(86 лет) Париж, Франция
Национальность французкий язык
Известен Рисование
Движение Рококо, неоклассицизм

Элизабет Луиза Виже Лебрен (также пишется Vigée-Lebrun ; французский:  [elizabɛt lwiz viʒe ləbʁœ̃] ; 16 апреля 1755 - 30 марта 1842), также известная как мадам Ле Брун, была выдающимся французским художником-портретистом конца 18 века.

Ее художественный стиль обычно считается частью последствий рококо с элементами принятого неоклассического стиля. Ее тематику и цветовую палитру можно отнести к классу рококо, но ее стиль соответствует возникновению неоклассицизма. Виже Ле Брен создала себе имя в обществе Ancien Régime, работая портретистом Марии Антуанетты. Она пользовалась покровительством европейских аристократов, актеров и писателей, и ее избирали в академии искусств в десяти городах.

Виже Ле Брен создала около 660 портретов и 200 пейзажей. Помимо многих работ в частных коллекциях, ее картины принадлежат крупным музеям, таким как Лувр, Эрмитаж, Национальная галерея в Лондоне, Метрополитен-музей в Нью-Йорке и многих других коллекциях в континентальной Европе и США.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранняя жизнь
    • 1.2 Мария-Антуанетта
    • 1.3 Королевская академия искусства и скульптуры
    • 1.4 Изгнание
      • 1.4.1 Италия
      • 1.4.2 Австрия
      • 1.4.3 Россия
    • 1.5 Возвращение во Францию ​​и более поздняя жизнь
  • 2 выставки
  • 3 Изображение в популярной культуре
  • 4 Галерея
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

биография

Автопортрет с дочерью Джули, 1786 г.

Ранние годы

Элизабет Луиза Виже родилась в Париже 16 апреля 1755 года и была дочерью Жанны (урожденной Мейсен) (1728–1800), парикмахера, портретиста и фанатского художника Луи Виже, от которого она получила свое первое обучение. В 1760 году в возрасте пяти лет она поступила в монастырь, где оставалась до 1766 года. Ее отец умер, когда ей было 12 лет. В 1768 году ее мать вышла замуж за богатого ювелира Жака-Франсуа Ле Севра, и вскоре после этого семья переехала на улицу Сент-Оноре, недалеко от Пале-Рояль. В своих мемуарах Виже Ле Брен прямо выразила свои чувства по отношению к отчиму: «Я ненавидела этого человека, тем более что он использовал личные вещи моего отца. соответствовать его фигуре ". В этот период Элизабет воспользовалась советами Габриэля Франсуа Дуайена, Жана-Батиста Грёза и Жозефа Верне, влияние которых очевидно в ее портрете ее младшего брата, драматурга и поэта Этьена Виже (1773 г.).

К подростковому возрасту Элизабет уже профессионально писала портреты. После того, как ее студия была конфискована за то, что она практиковала без лицензии, она подала заявку в Академию Сен-Люк, которая невольно выставила ее работы в своем Салоне. В 1774 году она стала членом Академии. 11 января 1776 года она вышла замуж за Жан-Батиста-Пьера Ле Бруна, художника и торговца произведениями искусства. Виже Ле Брен начала выставлять свои работы в их доме в Париже, в Hôtel de Lubert, и салоны, которые она проводила здесь, предоставили ей много новых и важных контактов. Прадедом ее мужа был Шарль Лебрен, первый директор Французской академии при Людовике XIV. Виже Ле Брен писала портреты многих представителей знати.

12 февраля 1780 года Виже Ле Брен родила дочь Жанну Люси Луизу, которую назвала Жюли и прозвала Брюнеткой.

Мадам Перрего, 1789 г.

В 1781 году она и ее муж совершили поездку по Фландрии и Нидерландам, где работы фламандских мастеров вдохновили ее на пробу новых техник. Ее Автопортрет в соломенной шляпе (1782 г.) был «свободной имитацией» « Шапо де Пай » Питера Пауля Рубенса (ок. 1622–1625). Голландское и фламандское влияние также было отмечено в графах д'Эспаньяк (1786 г.) и мадам Перрего (1789 г.).

В 1787 году она вызвала небольшой общественный скандал, когда ее Автопортрет с дочерью Джули (1787) был выставлен в Салоне 1787 года, показывая ее улыбку и открытый рот, что прямо противоречило традиционным традициям живописи, восходящим к древности. В судебном бюллетене Mémoires secret говорится: «Аффект, который художники, любители искусства и люди со вкусом объединили в осуждении и который не имеет прецедентов среди древних, - это улыбка [мадам Виже ЛеБрун], показывающая свои зубы.. " В свете этого и другого своего автопортрета с дочерью Жюли (1789) Симона де Бовуар отвергла Виже Лебрен как нарциссистку в фильме «Второй пол» (1949): «Мадам Виже-Лебрен никогда не утомлялась изображать улыбающееся материнство на своих полотнах.. "

Мария-Антуанетта и ее дети, 1787 г.

Мария Антуанетта

По мере того, как ее карьера процветала, Виже Ле Брен получила покровительство Марии-Антуанетты. Она написала более 30 портретов королевы и ее семьи, что привело к распространенному мнению, что она была официальным портретистом Марии-Антуанетты. В Салоне 1783 года Виже Ле Брен выставила Марию-Антуанетту в муслиновом платье (1783), иногда называемом Мари-Антуанеттой в голле, где королева предпочла быть изображенной в простой, неформальной одежде из белого хлопка. Возникший скандал был спровоцирован как неформальностью наряда, так и решением королевы показать себя таким образом. Более поздняя работа Виже Ле Брен « Мария-Антуанетта и ее дети» (1787), очевидно, была попыткой улучшить имидж королевы, сделав ее более доступной для публики в надежде противостоять плохой прессе и негативным суждениям, которые недавно получила королева. На портрете изображена королева дома в Версальском дворце, выполняющая свою официальную функцию в качестве матери детей короля, но также предполагает непростую идентичность Марии-Антуанетты как королевы иностранного происхождения, материнская роль которой была ее единственной истинной функцией при Салике. закон. Ребенок справа указывает на пустую колыбель, что означает ее недавнюю потерю ребенка, еще больше подчеркивая роль Марии-Антуанетты как матери.

Мир, возвращающий изобилие, 1783 г.

Королевская академия искусства и скульптуры

31 мая 1783 года Виже Ле Брен была принята членом Королевской академии искусства и скульптуры. Она была одной из 15 женщин, получивших полноправное членство в Академии между 1648 и 1793 годами. В тот же день была принята ее соперница, Аделаида Лабиль-Гьярд. Первоначально Виже Ле Брун было отказано на том основании, что ее муж был торговцем произведениями искусства, но в конечном итоге Академия была отменена приказом Людовика XVI, потому что Мария-Антуанетта оказывала значительное давление на своего мужа от имени своего портретиста. В качестве приемной Виже Ле Брен вместо портрета представила аллегорическую картину « Мир, возвращающий изобилие» ( La Paix ramenant l'Abondance). Как следствие, Академия не поместила ее работы в стандартную категорию живописи - ни историческую, ни портретную. Членство Виже Ле Брун в Академии было распущено после Французской революции, потому что женщины-академики были упразднены.

Изгнание

В октябре 1789 года, после ареста королевской семьи во время Французской революции, Виже Лебрен бежала из Франции со своей маленькой дочерью Жюли. Ее муж, оставшийся в Париже, утверждал, что Виже Ле Брен поехала в Италию «учиться и совершенствоваться», но она определенно опасалась за свою безопасность. Во время своего 12-летнего отсутствия во Франции она жила и работала в Италии (1789–1792), Австрии (1792–1795), России (1795–1801) и Германии (1801).

Голова Эммы Гамильтон в роли кумской сивиллы, 1792 г.

Италия

Находясь в Италии, Виже Лебрен была избрана членом Академии в Парме (1789 г.) и Академии Сан-Лука в Риме (1790 г.). В Неаполе она писала портреты Марии Каролины Австрийской (сестры Марии-Антуанетты) и четырех ее старших детей: Марии Терезы, Франческо, Луизы и Марии Кристины. Позже она вспоминала, что Луиза «была чрезвычайно уродливой и скривила такие лица, что я очень неохотно заканчивал ее портрет». Виже Ле Брен также писала аллегорические портреты небезызвестной Эммы Гамильтон в образах Ариадны (1790 г.) и вакханки (ок. 1792 г.). Леди Гамильтон был так же моделью для Виже Лебрен в Сивилле (1792), который был вдохновлен нарисованными сивиллами в Domenichino. Картина представляет Кумскую Сибла, как указана в греческой надписи на свитке фигуры, которая берется из Вергилия «s четвертой Эклоги. Сивилла была любимая картина Виже Лебрен в. Об этом упоминается в ее мемуарах больше, чем о любом другом произведении. Она выставляла его в Венеции (1792 г.), Вене (1792 г.), Дрездене (1794 г.) и Санкт-Петербурге (1795 г.); она также направила его будет показан на салоне в 1798. Как ее приемной части, мира вернуть Изобилия (1783), Виже Лебрен рассматривать ее Сибил как история живописи, самой повышенной категории в иерархии Academie в.

Принцесса фон Эстерхази в роли Ариадны, 1793 г.

Австрия

Находясь в Вене, Виже Ле Брун было поручено нарисовать принцессу Марию Хосефу Херменгильду фон Эстерхази в роли Ариадны (1793 г.) и ее кулон принцессу Каролину фон Лихтенштейн в роли Ириды (1793 г.). Портреты изображают невесток из Лихтенштейна в безымянных одеждах, вдохновленных римлянами, которые демонстрируют влияние неоклассицизма и могут быть отсылкой к добродетельной римской матроне-республиканке Корнелии, матери Гракхов.

Россия

Александра и Елена Павловна, 1795–1797 гг.

В России, где она жила с 1795 по 1801 год, она была принята дворянством и нарисовала многочисленных аристократов, в том числе бывшего короля Польши Станислава Августа Понятовского и членов семьи Екатерины Великой. Хотя французская эстетика вызывала всеобщее восхищение в России, оставались различные культурные различия в том, что считалось приемлемым. Кэтрин изначально не понравился портрет Виже Ле Брен с ее внучками, Еленой и Александрой Павловны, из-за того, что платья с короткими рукавами обнажили кожу. Чтобы угодить императрице, Виже Лебрен добавила рукава. Эта тактика казалась эффективной, угодив Кэтрин, поскольку она согласилась сесть за Виже Ле Брен (хотя Кэтрин умерла от инсульта до того, как должна была начаться эта работа). Находясь в России, Виже Лебрен стала членом Академии художеств Санкт-Петербурга. К большому разочарованию Виже Лебрен, ее дочь Жюли вышла замуж за Гаэтана Бернара Нигриса, секретаря директора Императорских театров Санкт-Петербурга. Джули умерла раньше своей матери в 1819 году.

Мадам де Сталь в роли Коринны на мысе Мизено, 1807–1809 гг.

Возвращение во Францию ​​и более позднюю жизнь

После продолжительной кампании ее бывшего мужа и других членов семьи за исключение ее имени из списка контрреволюционных эмигрантов Виже Ле Брен наконец смогла вернуться во Францию ​​в январе 1802 года. В 1803 году она отправилась в Лондон, в Швейцарию. в 1807 году и снова в Швейцарии в 1808 году. В Женеве она стала почетным членом Société pour l'Avancement des Beaux-Arts. Она осталась в Коппе с мадам де Сталь, которая появляется в качестве главного героя в « Коринне, Италия» (1807).

В последние годы жизни Виже Лебрен купила дом в Лувесьен, Иль-де-Франс, и делила свое время между Лувесьеном и Парижем. Она умерла в Париже 30 марта 1842 года в возрасте 86 лет. Она была похоронена в Cimetière de Louveciennes недалеко от своего старого дома. Ее надгробная эпитафия гласит: « Ici, enfin, je repose... » (Здесь, наконец, я отдыхаю...).

В период с 1835 по 1837 год, когда Виже Ле Брен было за 80, она опубликовала свои мемуары в трех томах ( Сувениры).

Выставки

При ее жизни работы Виже Лебрен публично выставлялись в Париже в Академии Сен-Люк (1774 г.), Салоне корреспонденции (1779, 1781, 1782, 1783 гг.) И Салоне Академии в Париже (1783, 1785 г. 1787, 1789, 1791, 1798, 1802, 1817, 1824).

Первая ретроспективная выставка работ Виже Ле Брун прошла в 1982 году в Художественном музее Кимбелла в Форт-Уэрте, штат Техас. Первая крупная международная ретроспективная выставка ее искусства прошла в Национальной галерее Гран-Пале в Париже (2015–2016 гг.), А затем была показана в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке (2016 г.) и Национальной галерее Канады в Оттаве ( 2016).

Могила Виже Лебрен в Лувесьен

Изображение в популярной культуре

Созданная в 2014 году для французского телевидения документальная драма Le fabuleux destin d'Elisabeth Vigée Le Brun, режиссер Арно Ксэнт, доступна на английском языке как The Fabulous Life of Elisabeth Vigée Le Brun.

В эпизоде ​​«Портрет» из сериала BBC « Пусть едят пирожные» (1999), написанном Питером Лермоутом и с Дон Френч в главных ролях и Дженнифер Сондерс, мадам Виже Ле Брун ( Мэгги Стид ) рисует портрет графини де Ваш (Дженнифер Сондерс)) плачет над мертвой канарейкой.

Виже Ле Брун - одна из трех персонажей в романе Джоэла Гросса « Мария-Антуанетта: Цвет плоти» (премьера которого состоялась в 2007 году), вымышленной исторической драме о любовном треугольнике, действие которой происходит на фоне Французской революции.

Портрет Марии-Антуанетты, сделанный Виже Ле Брен, изображен на обложке альбома 2010 года Nobody's Daughter by Hole.

Элизабет Виже Ле Брун - персонаж, не являющийся игроком на свиданиях , в исторической видеоигре для симуляторов свиданий Ambition: A Minuet in Power, опубликованной Joy Manufacturing Co.

Галерея

  • Портреты, написанные в Австрии
  • Портрет графини Марии Терезии Буквой, 1793 г.

  • Тереза, графиня Кински, 1793 г.

  • Принцесса Каролина Лихтенштейна, 1793 г.

  • Графиня Семонтковская-Быстрая, 1793 г.

  • Портрет Пелаги Сапежиной-Потоцкой (1794 г.) Королевский замок, Варшава

Смотрите также

использованная литература

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-19 10:02:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте