Статуя, в настоящее время находится в
Археологическом музее Аданы. Распространение
лувийского языка показано фиолетовым цветом.
Надпись Çineköy древняя двуязычный надпись, написанная в иероглифической Luwian и финикийских языках. Надпись датируется второй половиной VIII века до нашей эры. Он был обнаружен в 1997 году недалеко от деревни Чине, которая расположена примерно в 30 км к югу от Аданы, столицы провинции Адана (древняя Киликиия ) на юге Турции.
Впервые о находке сообщили и описали в 1999 году, а первое издание надписи было опубликовано в 2000 году. Важные дополнения к интерпретации надписи были сделаны в 2007, 2012, 2015 и 2017 годах.
Другая важная надпись того же типа известна как надпись Каратепе, которая была известна ранее. Обе эти надписи прослеживают королей древней Аданы от «дома Мопсоса » (данного в иероглифическом лувийском языке как Muksa, а в финикийском - как Mopsos в форме mps). Он был легендарным королем древности.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Справочная информация
- 2 Сирия как лувийское обозначение Ассирии
- 3 См. Также
- 4 ссылки
- 5 Источники
- 6 Внешние ссылки
Фон
Объект, на котором найдена надпись, - памятник богу бури Тархунзе. Автором надписи был правитель, известный как Урикки в ассирийских текстах, что эквивалентно войне (а) ika в лувийском. Вопрос о том, является ли это тем же человеком, что и Авар (и) ку из надписи Каратепе, или другой, остается дискуссионным. Он был вассальным царем Куве (ассирийское имя), современной Киликии. В Лувии этот регион был известен как «Хиява».
В этой монументальной надписи Урикки упомянул отношения между своим царством и ассирийскими правителями. Кроме того, в финикийской версии надписи Аварику утверждает, что построил 15 крепостей в своем королевстве. В лувийской версии той же надписи это же предложение неверно истолковано как указание на разрушение крепостей.
Сирия как лувийское обозначение Ассирии
Финикийский надпись Часть надписи Чинекёй в
Археологическом музее Аданы Дополнительная информация:
Сирия (термин) Надпись Чинекёй имеет особое значение для определения происхождения ( этимологии ) термина Сирия - вопрос, который обсуждался среди ученых с 1871 года, когда Теодор Нёльдеке предложил лингвистическое объяснение, основанное на происхождении Сирии от Ассирии. Это объяснение получило поддержку большинства ученых. Обнаружение надписи Чинекёй предоставило дополнительные доказательства прямой связи между терминами Сирия и Ассирия. В финикийском разделе надписи упоминается ʾŠR (Ашур), а также ʾŠRYM (ассирийцы), в то время как в лувийском разделе то же содержание передается с использованием SU-RA / i (Сирия). Анализируя надпись, историк Роберт Роллингер указал в 2006 году, что лувийский раздел дает убедительные доказательства первоначального использования термина Сирия как синонима Ассирии, тем самым решая вопрос.
Рассмотренный раздел финикийской надписи гласит:
- И король [Ашура и (?)]
- весь «Дом» Ашура ('ŠR) был для меня отцом [и]
- мать, и DNNYM и ассирийцы ('ŠRYM)
- были синглом «Хаус».
Соответствующий раздел лувийской надписи гласит:
- §VI И затем / ассирийский царь (су + ра / и-ва / и-ни-са (УРБС)) и весь ассирийский «Дом» (су + ра / и-ва / и-за-ха ( URBS)) стали для меня отцом и еще одним, §VII и Хиява и Ассирия (su + ra / i-wa / i-ia-sa-ha (URBS)) были объединены в один «Дом. ”
Отмечая научный консенсус относительно интерпретации терминов Сирия / Ассирия в надписи Чинекёй, некоторые исследователи также проанализировали аналогичные термины, которые встречаются в других современных надписях, предложив некоторые дополнительные интерпретации.
Смотрите также
использованная литература
Источники
- Брайс, Тревор Р. (2012). Мир неохеттских царств: политическая и военная история. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Брайс, Тревор Р. (2016). «Возвращение в страну Хиява (Ку)». Анатолийские исследования. 66: 67–79.
- Динчол, Али; Динчол, Белкис; Хокинс, Джон Дэвид; Маркетти, Николо; Пекер, Хасан (2014). "Стела Сухи I из Каркемиша". Orientalia. 83 (2): 143–153.
- Хокинс, Джон Дэвид; Виден, Марк (2016). «Очерк истории Каркамыша в раннем железном веке (Iron I – IIB)» (PDF). Карчемиш в контексте. Оксфорд-Филадельфия: Oxbow Books. С. 9–21.
- Хокинс, Джон Дэвид (2017). «Конец Чинекёйской надписи». На заре истории: исследования древнего Ближнего Востока в честь Дж. Н. Постгейта. Айзенбраунс: Издательство Государственного университета Пенсильвании. С. 211–216.
- Ипек, Исмет; Тосун, Казым; Текоглу, Рекаи (1999). "Адана Геч Хитит Куртарма Казысы 1997 Йылы Чалышма Сонучлары" (PDF). IX. Müze Kurtarma Kazıları Semineri. Анкара: Kültür Bakanlığı Milli Kütüphane Basımevi. С. 173–188.
- Ланфранки, Джованни Б. (2005). «Лувийско-финикийский двуязычный Чинекёй и присоединение Киликии к Ассирийской империи». Фон Шумер бис Гомер. Мюнстер: Угарит Верлаг. С. 481–496.
- Ланфранки, Джованни Б. (2007). «Лувийско-финикийские двуязычные Чинекёя и Каратепе: идеологический диалог» (PDF). Getrennte Wege ?: Kommunikation, Raum und Wahrnehmung in der Alten Welt. Франкфурт-на-Майне: Verlag Antike. С. 179–217.
- Ланфранки, Джованни Б. (2009). «Счастливый сын царя Ассирии: Варикас и билингв Чинекей (Килики)». Бога (ов), деревьев, королей и ученых. Хельсинки: Финское восточное общество. С. 127–150.
- Ланфранки, Джованни Б. (2011). «Расширение Неоассирийской империи и ее периферий: военное, политическое и идеологическое сопротивление». Лаг Троя в Киликиене? Der aktuelle Streit um Homers Ilias. Дармштадт: Wissenschaftliche Buchgesellschaft. С. 225–239.
- Нёльдеке, Теодор (1871). «Ασσύριος Σύριος Σύρος». Гермес. 5 (3): 443–468.
- Пейн, Анник (2012). Иероглифические лувийские надписи железного века. Атланта: Общество библейской литературы.
- Роллингер, Роберт (2006a). «Ассирий, Сирий, Сирос и Левкосирос». Die Welt des Orients. 36: 72–82.
- Роллингер, Роберт (2006b). «Термины Ассирия и Сирия снова» (PDF). Журнал ближневосточных исследований. 65 (4): 283–287.
- Саймон, Жолт (2012). "Где находится Земля Суры иероглифической лувийской надписи KARKAMIŠ A4b и почему греки называли каппадокийцев сирийцами?". Altorientalische Forschungen. 39 (1): 167–180.
- Саймон, Жолт (2014). "Аварикус и Варикас: Цвай Кениге фон Хиява". Zeitschrift für Assyriologie. 104 (1): 91–103.
- Текоглу, Рекаи; Лемер, Андре; Ипек, Исмет; Тосун, Казым (2000). "Королевское двуязычие Лувито-Фенисьен де Чинекёй" (PDF). Comptes rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. 144 (3): 961–1007.
- Виден, Марк (2013). «После хеттов: царства Каркамиш и Палистин в Северной Сирии» (PDF). Вестник Института классических исследований. 56 (2): 1–20.
- Якубович, Илья (2015а). "Финикийский и лувийский в Киликии раннего железного века". Анатолийские исследования. 65: 35–55.
- Якубович, Илья (2015б). «Аданава или Аххиява? Ответ на добавление Дж. Д. Хокинса». Анатолийские исследования. 65: 56–58.
внешние ссылки
Координаты : 36 ° 47′54 ″ с.ш., 35 ° 15′37 ″ в.д. / 36,79833 ° с. Ш. 35,26028 ° в. / 36.79833; 35,26028