Этельвард (также Ethelward ;. Д . С 998), происходил из англо-саксонского короля Этельреда I из Уэссекса, старшего брата Альфреда Великого, был элдормен и автор латинской версии англо-саксонской хронике, известной как Chronicon Æthelweardi.
Этельверд впервые стал свидетелем чартеров в качестве тэна после вступления на престол Эадвига в 955 году, вероятно, потому, что он был братом жены короля, Эльфгифу, хотя его родство не доказано. Брак был аннулирован по причине кровного родства, и положение Этельверда оказалось под угрозой, когда Эдвиг умер в 959 году, и ему наследовал его сводный брат Эдгар, который был враждебно настроен по отношению к фракции, связанной с Идвигом. Этельверд выжил, хотя и был назначен на должность олдормана только после смерти Эдгара. По мнению Шаши Джаякумара: «Создается впечатление, что Этельверд разыграл свои карты прямо во время правления Эдгара, возможно, действуя осторожно и проявляя ту же сводящую с ума осмотрительность, которую можно найти в его Хрониконе.
Этельверд подписался как dux или ealdorman в 973 году и получил первенство среди элдорменов после 993. Он продолжал свидетельствовать до 998 года, примерно в это же время, возможно, и произошла его смерть. Олдорманом Этельверда были западные провинции, вероятно, юго-западный полуостров. Его брат Эльфверд, королевский discthegn или домашний чиновник, продолжал подписывать пост министра до 986 года.
В 991 году Этельверд был связан с архиепископом Сигериком в заключении мира с победившими датчанами из Малдона, а в 994 году он был отправлен с епископом Эльфой Винчестерским, чтобы заключить мир с Олафом Трюггвасоном в Андовере.
Этельвард был друг и покровителем Эльфрика Грамматика, который в предисловии к своим староанглийским Житиям святых, на имя Этельварда и его сына Æthelmær.
В предисловии к своей латинской хронике Этельверд утверждает, что происходит от короля Этельреда, тогда как в книге IV он называет Этельреда своим атавусом, а затем использует тот же термин для описания отношений между получателем хроники, Матильдой, аббатисой Эссенской, и ее великим великим. -дед, король Альфред. По словам Патрика Вормальда, Этельверд мог иметь в виду, что Этельред был его прадедом, прапрадедом, прапрадедом или просто предком, но Шон Миллер указывает на прапрадеда. В 957 году король Эдвиг, правнук брата короля Этельреда I, Альфреда Великого, был вынужден развестись с вероятной сестрой Этельварда, Эльфгифу, на основании кровного родства.
Было высказано предположение, что Этельверд и его братья и сестры Эльфверд, Эльфгифу и Эльфвару были детьми Эдрика, элдормана из Хэмпшира. Эта идентификация основана на владении Эльфгифу имением Рисборо, которое принадлежало матери Эдрика, Этельгит, жене элдормана Этельфрита из Мерсии.
Одно из возможных объяснений состоит в том, что его предполагаемый дед Этельфрит был внуком короля Этельреда I через его сына Этельхельма. Эта королевская связь в какой-то мере объясняет огромный престиж, которым пользуются сыновья Этельфрита.
Если предположить, что идентификация Этельвида как брата Эльфгифу верна, его матерью была Этельгифу, компанией которой Эдвиг наслаждался вместе с ее дочерью, избегая его коронации. Эльфгифу оставил наследство Этельфлед, которая была либо женой Этельверда, либо его невесткой.
Этельверд был отцом Этельмера Крепкого, который был олдорманом западных провинций в конце правления Этельреда II. Æthelmær был отцом Тельнот, который стал архиепископом Кентерберийским в 1020, а позднее был расценен как святой, и в Этельвард выполненной королем Кнута в 1017. Æthelmær было умозрительно отождествить с Agelmær названной Джон Вустер, как брат Эдрик Стреона и отец Вульфнота Сильда, который был отцом Годвина, графа Уэссекса и дедушки короля Гарольда II, хотя летописец Вустера делает этого Агельмера сыном Агелрика, а не Этельверда, и родословная в целом имеет проблемную хронологию.
После 975 года и, вероятно, до 983 года, Этельверд написал Хроникон, латинский перевод утерянной версии англосаксонских хроник, включая материалы, которых нет в сохранившихся древнеанглийских версиях. Этельверд написал свою работу по просьбе своей родственницы Матильды, аббатства Эссенского аббатства и внучки императора Отто I и Эдгита Уэссекских. Текст сохранился только в единственном экземпляре, который сейчас находится в Британской библиотеке, которая сильно пострадала в результате пожара в Хлопковой библиотеке в 1731 году, но он был напечатан Генри Сэвилом в 1596 году. Матильда, вероятно, наградила его копией работы Вегетиуса « Де Ре». Милитари, который был написан в Эссене и долгое время находился в Англии.
« Хроникон» был составлен в герменевтическом стиле, почти повсеместно принятом английскими учеными, писавшими на латыни в X веке. Майкл Лапидж определяет его как «стиль, наиболее яркой чертой которого является показной парад необычной, часто очень загадочной и явно усвоенной лексики». Историк XII века Вильгельм Малмсберийский, писавший в то время, когда этот стиль стал считаться варварским, описал его как «... благородного и выдающегося персонажа, который пытался составить эти хроники на латыни, и чье намерение я мог аплодирую, если бы его язык мне не противился, лучше бы промолчать ».